КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фаллические мотивы культуры
ИСКУШЕНИЯ МИФА ЧАСТЬ 3 ГЛАВА 1. ФАЛЛОЛОГИЯ МИФА
Итак, миф - это целая Вселенная, которая в своих истоках оказывается тождественна феномену человеческой культуры. И, в частности, миф - это фундаментальный механизм, посредством которого осуществляется диалог первобытного человека с окружающим его предметным миром и создается то, что можно было бы назвать культурной сущностью человека. Впрочем, те мифологические механизмы культуры, которые были описаны в предшествующих главах, вовсе не лежат на поверхности. На поверхности же лежат так называемые священные предания, которые на протяжении тысячелетий транслируются из поколения в поколение народами всех континентов, и которые представляют из себя смесь иррационального абсурда, откровенной жестокости и изощренного секса. Идет ли речь о мифологии, уже трансформированной историей цивилизации, или же о мифологии девственно-первобытной, - знакомство с нею всегда оставляет ощущения более чем странные. Абсурд, жестокость и нравственная распущенность - таковы три основных составляющих у абсолютного большинства мифологических сюжетов. Каким же образом столь странная реальность мифов решает описанные выше задачи культурного диалога? И как вообще соединить описанные в предшествующих главах тонкие механизмы культуры с той грубой фактурой разнузданности, жестокости и абсурда, которые столь часто составляют внешнюю канву мифологических повествований? В ближайших главах я попробую ответить на этот вопрос, и попробую доказать, что первобытный миф может быть интерпретирован как грандиозный ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ механизм культуры. Тот механизм, посредством которого произошло своеобразное возделывание человека из животного в процессе антропогенеза. И попробую доказать, что все странное, абсурдное, жестокое и разнузданное содержание архаической мифологии есть, с одной стороны, следствие, а, с другой - предпосылка работы этого педагогического механизма. Начнем с анализа, возможно, наиболее загадочной стороны любой исторической мифологии - ее сексуально-фаллической нагруженности. То, что сексуально-фаллические мотивы весьма и весьма объемно представлены в любой без исключения исторической мифологии - факт хорошо известный. Тем не менее, этот факт остается обычно на периферии теоретического анализа, если не считать психоаналитической традиции с ее достаточно односторонней интерпретацией соответствующих фактов. Однако есть основания полагать - и этому будут посвящены страницы трех ближайших глав - что сексуально-фаллические мотивы архаической мифологии являются важным ключом к пониманию того, каким образом возникает сам феномен мифа, и того, каким образом возникает сам феномен человеческой культуры. Почему практически все древние цивилизации - зачастую совершенно независимо друг от друга! - создали многочисленные религиозные культы, центром которых являлись мужские и женские гениталии, а также сам момент священного коитуса? Во многих древних религиях центральный бог совершенно недвусмысленным образом отождествляется с мужским детородным органом, и именно фаллос является объектом культового поклонения в этих ранних религиозных системах. Последующий анализ покажет, что подобное отождествление бога с фаллосом является глубоко не случайным и является проекцией наиболее глубоких и сущностных мотивов первобытной мифологии, являющейся живым арсеналом для древних религиозных систем. Позволю себе в этой связи краткий обзор древнейших культур под этим, весьма специфическим, углом зрения. Европейскому человеку, имеющему за плечами две тысячи лет истории христианства, может показаться совершенно неестественным тот факт, что древнейшие формы культурной манифестации бога являлись глубоко сексуализированными формами. Ведь одна из стратегических тем христианской религии - это тема глубокого противопоставления духовного и плотского. Однако одна из самых поразительных вещей, связанных с древнейшими религиями - идет ли речь о религиях египетских, шумерских, греческих или индийских, - заключается в том, что все они в значительной степени были проникнуты идеей обожествленной сексуальности, т.е. представляли собой странную смесь, если не сказать ТОЖДЕСТВО плотского и духовного. И весьма изощренные здания религиозных конструкций, построенных древними цивилизациями, были густо замешаны на весьма откровенной сексуально-фаллической тематике, а оргии духа, творимые в древних храмах, находились в сложной гармонии с сексуальными оргиями. Причем последние рассматривались в качестве подлинного источника культово-религиозного экстаза. В свое время Мишель Монтень, пытаясь хоть как-то объяснить "беспутство" языческих религий, допустил в этой связи весьма примечательную ошибку. В своих знаменитых "Опытах" французский философ, не скрывая своего изумления сексуальной ориентированностью древних религий, попытался представить секс в храме как усмирение похоти перед молитвой. При этом ему и в голову не приходит, что в языческом храме телесное и духовное, сексуальное и божественное не разделены, не противопоставлены друг другу, а являются, в сущности... тождественными. "В былые времена насчитывалось до полусотни божеств, покровительствовавших этому делу и обязанных всячески его пестовать; а был и такой народ, который, чтобы смирять похоть тех, кто приходил помолиться, содержал при своих храмах девок и мальчиков, дабы ими мог насладиться всякий, и всем вменялось в обязанность сначала сблизиться с ними, и лишь после этого можно было присутствовать при обряде богослужения" '. Похоже, однако, что Монтень ошибается. Вся суть оргаистически-ритуальных действий в древних храмах, возможно, в том и заключалась, что в них не "плоть усмиряли перед молитвой", а непосредственно через сексуальное действо осуществляли религиозный диалог. Сам духовный диалог с богом носил в этих храмах подчеркнуто сексуализированный характер, и это удивительное тождество сексуального и божественного носило поистине универсальный характер в языческом мире, а, следовательно, свидетельствует о сверхзначимом характере сексуальности в представлении всех без исключения языческих народов. Если христианство достаточно однозначно связало сексуальность с животной природой человека, то все без исключения языческие религии словно исходят из предположения, согласно которому именно в своей сексуальности человек наиболее фундаментально отличается от животных, и согласно которому момент храмового сексуального совокупления есть именно тот момент, когда человек вступает в контакт с божественным. Так, самые ранние из найденных глиняных фигурок месопотамских жрецов - это выраженные изображения фаллосов 2. А в шумерских храмах богини Инанны публичный половой акт на алтаре являлся священным действом, в котором человек ВОЗВЫШАЛСЯ до уровня бога, и храмовые прислужницы вовсе не похоть удовлетворяли, а через сексуальный контакт осуществляли связь человеческого с божественным. И.Зейберт в книге "Женщина на древнем Ближнем Востоке" так писал об этом феномене: "То, что в сфере влияния христианской религии считалось "греховным", а именно, половое удовольствие, в древневосточных религиях связывалось с самой природой. Половое соединение считалось культовым священным действием и в своем сакральном значении не предполагало ничего непристойного или аморального" 3. Подтверждение сказанному - множество клинописных табличек, на которых изображается акт совокупления на алтаре - совокупления, именуемого современниками не иначе как "возвышением сердца". Сексуальный акт как высшая точка СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ был нормой религиозной жизни в шумерских храмах. А знаменитые вавилонские "иеродулы", т.е. те храмовые девушки, через тело которых осуществлялся прямой контакт с богами, это именно служительницы культа, а вовсе не храмовые проститутки, как их по невежеству называют. Феномен священного полового акта, представляющего собой апофеоз религиозно-культовых мистерий, характерных для культово-культурной жизни древних цивилизаций, существовал у всех без исключения древних народов, подчеркивают исследователи -и у хеттов, и у греков, и у египтян, и у древних евреев. Возможно, одно из наиболее ярких свидетельств такого рода дает культура Древней Индии, где до сих пор предметом поклонения в шиваитском культе является каменный фаллос ("линга"), поднимающийся из каменного основания, символизирующего женские половые органы ("йони"). При этом священный каменный фаллос - это не что иное, как половой член главного шиваитского божества, самого Шивы, а священное каменное основание, из которого поднимается каменный фаллос - это половые органы супруги Шивы, богини Парвати. Таким образом, непосредственным предметом поклонения в шиваитском культе является божественный коитус, т.е. момент священного совокупления между Шивой и Парвати. Но что при этом особенно важно, так это то, что священный "линга" - это не просто фаллос Шивы, но и олицетворение Шины (сам Шива нередко изображается в виде огромного фаллоса), и, вместе с тем - олицетворение творческого начала культуры. Момент божественного коитуса, момент священного совокупления между Шивой и Парвати рассматривается шиваитами как акт высшей духовности, акт высшей концентрации и реализации творческой природной энергии. Не случайно' именно к могучему фаллосу своего верховного бога апеллируют шиваиты, стремясь подчеркнуть древность и мощь своей религии. Весьма характерный пример такого рода аргументации находим в шиваитском мифе о споре между Брахмой и Вишну за право почитаться творцом всего сущего. Спор разрешается сам собой, когда перед спорящими богами возникает пылающий фаллос Шивы необозримой величины. Пытаясь найти его начало и конец, Вишну превращается в кабана и спускается под землю, а Брахма превращается в гуся и взлетает на небо, но оба оказываются не способны достичь цели. И тогда они приходят к согласию, что именно Шиву следует признать величайшим из богов. Таким образом, именно божественный фаллос оказывается высшим и окончательным аргументом при доказательстве мудрости и величия самого бога. В целом индуизм рассматривает храмовую сексуальность как сакральное действо, ведущее человека к духовному озарению и соединению с силами Космоса, а само духовное просветление ассоциируется здесь с оргазмом. Точно так же подчеркивают сакрально-космическое значение совокупления тантрические религии, где точка соединения мужского и женского половых органов рассматривается как точка соединения человека с Космосом. Сексуально-религиозное самовыражение человека в момент соития - суть точка наивысшего напряжения творческих духовных сил человека в тантризме. Совершенно однозначно доминируют фаллические культы и в Древнем Китае эпохи Ин и Чжоу (второе тысячелетие до н.э.), о чем свидетельствуют дошедшие до нас многочисленные фаллические символы. Так, фундаментальные для древнейшего китайского мировоззрения категории "инь" и "ян" - это не просто "темное" и "светлое", "пассивное" и "активное", "женское" и "мужское", но и буквальное обозначение женских и мужских половых органов. А поскольку взаимодействие "инь" и "ян" - это наиболее глубокое космическое взаимодействие в китайской модели мира, то можно утверждать, что для древнего китайца весь мир - это фундаментальный половой акт, гигантский коитус, ритмическое соприкосновение женских и мужских гениталий. Не удивительно поэтому, что древнейшая для китайского самосознания философская идея "дао" как стратегическая идея пути развития всего сущего во Вселенной, оказывается также глубоко сексуальна по своей сути, и, в частности, представляет собой не что иное, как идею ритма сексуального совокупления. Вместе с тем, парная к "дао" категория "дэ" (благодать) - суть категория сублимации, категория потенциального источника сущего. "Дэ" - это младенец, которому "...неведомо соитие самки и самца, но детородный уд которого поднят, что означает предельность цзин" 5, говорится в "Дао дэ цзин". Характерно, далее, что один из ключевых терминов даосской философии "цзин" (исходное значение: "отборный, очищенный рис") - это одновременно и "семя" (в том числе и мужская сперма, и "женское семя"), и "дух" (а вместе с тем и универсальная оплодотворяющая энергия, и высшая разумность, и разумная справедливость). Характерен афоризм: "Когда ЦЗИН наполняет глаза, они ясно видят" 6. А поскольку "цзин" - это "сперма", которая одновременно - и суть, и смысл, и канон, данный афоризм можно перевести так: "Когда СМЫСЛ наполняет глаза, они ясно видят". Но ни чуть не меньше оснований перевести его и так: "Когда СПЕРМА наполняет глаза, они ясно видят..." Поэтому, скажем, и название знаменитой книги "ДАО ДЭ ЦЗИН" лишь весьма условно может быть переведено традиционным "Канон пути и благодати". В не меньшей степени это звучит как "Сперма дао и дэ" или "Смысл совокупления и потенции"... Впрочем, удивительным семантическим богатством отличаются и другие термины древнекитайского языка, что приводит к чрезвычайно интересному феномену скрытой сексуальности всей древнекитайской лирической поэзии, когда внешне невинное описание природы могло одновременно являться... описанием сексуального совокупления. В частности, подчеркивают исследователи, всякий раз, когда описывалась ниспадающая с небес влага -скажем, дождь или роса, это "...являлось по сути своей откровенным физиологизмом - обозначением акта семяизвержения" 7. Кроме того "природное мужское начало мог воплощать и ветер, проникающий в расщелины, ущелье или другое углубление в земной коре, считавшееся местом сосредоточения женственного. Заместителем углублений в земной коре выступало искусственно замкнутое пространство - дворец, чертог, дворик. Эта модель была впоследствии реализована в даосской терминологии, где матка обозначается посредством бинома "чжун гун" - "срединный дворец". Производными от указанного термина сочетаниями являются поэтические эротизмы "сюань сюй" - "сокровенная обитель" и "чжун тан" - "срединный чертог" - влагалище и матка" *. А широко распространенный в китайской поэзии образ лотоса связан, между прочим, с тем, что сам лотос является для древнего китайца "своего рода моделью коитуса: розовый ("Ян") среди воды ("Инь")", а "семена лотоса записываются тем же иероглифом, что и семя-сперма ("цзин")" э. Впрочем, богатство семантических ассоциаций для слов, обозначающих мужские и женские половые органы, а так же момент сексуального совокупления и сперму, характерно и для других древних языков, и это является прямым следствием того, что сексуальный акт переживается древним человеком как сакрально-космогонический процесс, а отнюдь не в том узко-физиологическом смысле, к которому тяготеет представление о сексуальности, свойственное для современной культуры. С безусловным обожествлением фаллоса мы встречаемся в древнеегипетской культуре. Вот как пишет об этом Мишель Монтень: "Египтянки на празднике вакханалий также носили на шее его деревянное изображение, сделанное весьма искусно, большое и тяжелое, каждая по своим силам, и, кроме того, на статуе их главного бога он был настолько большим, что превосходил своими размерами его тело" |0. И последнее не удивительно, если вспомнить ту роль, которую играет фаллос в теогенезе египетской культуры. Мифологически история Древнего Египта происходит под знаком мастурбирующего бога Атума-Ра-Хепри. родоначальника египетских богов и царских династий. В папирусе Бремнер-Ринд этот верховный бог Древнего Египта, создатель всего сущего так характеризует самого себя: "Я тот, кто совокупился со своей рукой, кто сожительствовал со своей дланью [до тех пор, пока] семя не попало ко мне в рот. И выплюнул я Шу и изрыгнул Тефнут" ". Таким образом, мастурбация великого бога с последующим заглатыванием собственной спермы являлась для древнего египтянина своеобразной точкой отсчета для истории богов и людей. Впрочем, то, что для древних египтян космическая суть мира - совокупление, отчетливо видно и из многочисленных рисунков, структурирующих картину мира в виде акта совокупления Земли и Неба, где бог Земли Геб прорисовывается с отчетливо вздыбленным фаллосом. А Осирис - ключевая фигура древнеегипетской мифологии, бог производительных сил природы, научивший людей сеять злаки, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, добывать и обрабатывать медную и золотую руды, врачевать и строить города, устанавливать культы, - то есть фактически бог культуры как таковой, однозначно отождествляется с фаллосом в "Книге мертвых". Вместе с тем, будучи оскоплен, Осирис становится царем Подземного царства '2. Божественное отождествление фаллоса с самой культурой безусловно представлено и в древнегреческой мифологии. Достаточно напомнить, что Афродита, персонифицирующая идею эстетической гармонии в структуре древнегреческого Космоса рождается из кровавой пены, возникающей на поверхности моря после того, как Кронос выбрасывает туда отрубленный фаллос своего отца Урана. И не удивительно, что фаллическая сущность человека становится предметом непрестанных размышлений древнегреческих философов. В частности, Пифагор рассматривал сперму, как прямое порождение мозга, а душу - как производное спермы. Многие другие философы, - от Левкиппа до Аристотеля - так или иначе склонялись к мысли, что сперма - это и есть материальная субстанция души, либо кусочек души 13. А знаменитые греческие споры о стихиях, лежащих в основе всего сущего (с чего, как известно, вообще начинается древнегреческая философия), представляли собой как бы различные интерпретации самого феномена фаллоса: "влажное" - это сперма; "твердое" - это эрегированный фаллос; "воздушное" - это духовная сущность коитуса; "огненное" - это энергия соития. И не случайно В.В.Розанов, известный своей склонностью к нетривиальным суждениям, на вопрос "За что Вы любите античность?" отвечал: "за то, что сам ее воздух пронизан ароматом мужского семени!" и. Что касается собственно русской ментальности, то и здесь нельзя не вспомнить, что ключевая фигура восточнославянского пантеона, бог солнца Ярило - это так же глубоко фаллическое божество. "Значение корня "яр" - животная похоть, плотская любовь и оплодотворяющая сила. "Яриться" - иметь похоть..." 1э.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |