КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сила фаллоса
Разумеется, было бы глупо полностью отрицать факт присутствия идеи плодородия в древнейших религиозных культах. Однако есть основания полагать, что идея эта возникает достаточно поздно, уже на ступени земледельческих цивилизаций. А ведь прекрасно известно, что культ фаллоса, культ коитуса отчетливо заявлен уже в доземледельческих культурах, т.е. на этапе господства присваивающего хозяйства. Поэтому логично рассматривать идею плодородия в качестве позднейшего наслоения в религиозно-мистических культах, когда на уже существующую сексуально-эротическую матрицу религиозных культов накладываются новые обстоятельства, связанные с возникновением феномена земледелия. Те же представления, которые связывают храмовую сексуальность древних культур с прагматической идеей плодородия земли, описывают вторичное в древних культах и упускают главное: их связь с еще более глубокими и архаическими доземледельческими корнями. Новые, земледельческие реалии, действительно связанные с проблемой оплодотворения земли, накладываются у древних народов на гораздо более глубокие верования в демиургическую силу фаллоса, не имеющую никакого отношения к идее плодородия. Это примерно как христианские верования накладывались на языческие представления в сознании русского мужика, а в результате христианство начинало говорить языком языческих символов. И когда Фрезер, а вслед за ним поколения исследователей пытаются прагматизировать иррационально-сексуальное содержание древних культов и свести это содержание к банальной идее плодородия, они видят только часть истины. Скажем, когда Фрезер пытается понять сексуально-оргаистические празднества древних народов, он заявляет: "Было бы несправедливым "видеть в этих оргиях простую вспышку необузданных страстей" и. Мол, все дело в желании дикарей стимулировать своими оргиями плодородие земли. Но как объяснить то, что наряду с сексуальными оргиями те же самые земледельческие народы активно практикуют разнообразные формы сексуального воздержания в ходе посевных и уборочных кампаний (факт, о который явно спотыкается сам Фрезер, так и не найдя ему убедительного объяснения)? Между прочим, с различного рода запретами на половую активность в период посевных кампаний мы встречаемся у многих народов. Можно сослаться на данные Л.А.Ивановой по обрядовой практике народности абелам (Новая Гвинея). Основная пищевая (и одновременно священная) культура, которую возделывает эта народность - это культура ямса - местной разновидности картофеля. Абелам посвящают возделыванию этой культуры довольно много времени и энергии. Но вот что бросается в глаза. Сама процедура посадки и выращивания ямса связана с безусловными сексуальными табу. На время посадки и выращивания ямса вводится полный запрет на сексуальные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Ямс выращивается на специальных площадках, куда запрещен вход всем женщинам, а так же мужчинам, которые нарушили сексуальный запрет. Сами абелам объясняют свое половое воздержание тем, что "они должны быть "чистыми" в этот период, так как "плохой запах женщин" неблагоприятно влияет на рост клубней ямса". Вообще практика сексуальных воздержаний в период посевной страды настолько распространена у древних земледельческих народов (наряду с обрядово-ритуальным разыгрыванием оргаистических сексуальных связей), что это практически полностью дезавуирует распространенное мнение, согласно которому для примитивных народов "акт посадки и процесс произрастания растений... ассоциировались с зачатием, рождением и ростом других живых существ, в первую очередь людей" г°. Между прочим, те же самые исследователи, которые настаивают на оплодотворяющем смысле сексуализированных земледельческих обрядов, признают, что посевные кампании раннеземледельческих народов сопровождаются, скорее, имитацией полового акта, чем его реальным исполнением. А ведь имитация полового акта - это нечто прямо противоположное натуральному половому акту, поскольку при имитации сексуальное возбуждение сопровождается на самом деле... подавлением сексуального импульса. Вот как выглядит такого рода обряд у папуасов кивай в описании Б.Н.Путилова. "Женщина ложится, обнаженная или в юбочке, на спину в том месте, где предполагается посадить росток первого банана. Она поднимает колени, и мужчина, стоя перед ней с расставленными ногами, пропускает несколько раз под ее коленями и между своими ногами росток банана" 27. Никакого реального совокупления при этом не происходит; наоборот, сексуально возбужденный мужчина волевым усилием подавляет выход своей сексуальной энергии, и, как сказал бы психоаналитик, сублимирует свою подавленную сексуальную энергию. Разумеется, я был бы не прав, если бы сказал, что ранние земледельцы занимаются только имитацией полового акта на возделываемом поле. Несомненно, что у многих народов имеет место и натуральное совокупление в период посевных кампаний. Однако, тот факт, что реальная ритуально-сексуальная практика древних земледельцев достаточно разнообразна и выходит далеко за рамки "оплодотворительной" интерпретационной модели, заставляет высказать серьезные сомнения в общепринятой точке зрения по поводу прагматической природы этих обрядов. К сказанному следует добавить, что, как свидетельствуют источники, у некоторых раннеземледельческих народов вообще не существует представления о связи процедуры сексуального совокупления между мужчиной и женщиной и фактом рождения ребенка. Тем не менее, эти народы все равно практикуют сезонные религиозно-сексуальные оргии. Они даже могут использовать мужскую сперму при возделывании земли, но... при этом вовсе не рассматривают ее как источник оплодотворения, поскольку вообще не видят связи между актом совокупления мужчины и женщины и происходящим спустя какое-то время рождением ребенка. Совокупление женщины с мужчиной для них - это вовсе не предпосылка рождения ребенка, а вполне самостоятельная и независимая реальность. При этом сама по себе акция совокупления является для них сверхценной. Однако это самозначимая сверхценность, никак не связываемая с последующим рождением ребенка: обряды совокупления, с одной стороны, и обряды вынашивания, рождения и выкармливания ребенка, с другой, - это совершенно различные и независимые группы обрядов. Во множестве случаев первобытные народы попросту не подозревают (и даже НЕ ХОТЯТ этого знать), что во время совокупления между мужчиной и женщиной происходит нечто, в результате чего в последующем рождается ребенок. Так, нередко встречается ситуация, когда причину рождения ребенка видят в приеме какой-то пищи, но никак не во введении фаллоса во влагалище. Скажем, у папуасов Новой Гвинеи, по данным Н.А.Бутинова, "акт зачатия мыслится как вхождение в женщину зародыша вместе с пищей. Иногда, как полагают, бывает достаточно запаха пищи, чтобы женщина забеременела. В легенде племени кивай говорится о том, как женщина понюхала банан и в результате этого родила ребенка. "Он родился оттого, что я понюхала банан с зародышем"" м. Более того, у некоторых племен считается, что от пищи может забеременеть и мужчина, и потому во время обрядов инициации производятся специальные действия, дабы предохранить посвящаемого мальчика на всю оставшуюся жизнь. "Люди племени кераки полагают, что мужчина тоже может забеременеть - ведь зародыш ребенка может войти с пищей и в него. Чтобы этого не случилось, кераки во время обрядов инициации суют в горло посвящаемому негашеную известь - после этого, полагают они, беременность мужчины исключена" 29. Характерно, что сама идея отцовства в этих обществах никак не связывается с акцией физиологического зачатия, и это нередко приводило к недоразумениям в тех или иных этнографических интерпретациях. Как подчеркивает Н.А.Бутинов, у папуасов "отцом ребенка считается не родитель, а кормилец. Н.Н.Миклухо-Маклай, увидев на руках у папуаски ребенка-метиса, не поверил, что его отцом является ее муж, папуас, хотя женщина и утверждала это. (...) Но женщина говорила правду, только под отцом она понимала кормильца" 30. Роль мужчины в создании ребенка, по мнению папуасов, состоит не в том, что он совокупляется с женщиной, а в том, что он приносит пищу - кормит женщину во время ее беременности, а впоследствии - кормит ребенка. "Роль мужчины в появлении на свет ребенка не отрицается полностью, но сводится в основном к тому, что он кормит беременную женщину. Муж, не кормящий беременную жену, не считается отцом..." 31. Поэтому, скажем, "папуас племени арапеш, призывая сына к послушанию, не скажет ему, что он его породил. Он скажет: "Я добывал пищу, которая сделала твое тело"" 32. А папуасы энга "отводят главную роль отцу не в зачатии ребенка..., а в том, что он дает ребенку душу и устанавливает с помощью обрядов ее связь с духами родовых предков" 33. Но можно ли в таком случае утверждать, что характерные для папуасов этих племен сексуальные обряды на земледельческих полях имеют оплодотворяющий характер? Естественно, что такое предположение выглядит совершенно абсурдно, коль скоро сексуальный акт вообще не связан для них с идеей оплодотворения. Что же в таком случае делает земледелец, мастурбирующий на возделываемом поле, или имитирующий сексуальные акты, или на самом деле совокупляющийся с лицом противоположного пола? Один из возможных ответов на этот вопрос состоит в том, что земледелец своими символическими действиями пытается не столько оплодотворить поле, сколько... сексуально удовлетворить поле, И, тем самым, умилостивить, ублажить поле, доставить ему сексуальное наслаждение как женщине. И сделать поле тем самым благорасположенным к себе. А еще - передать полю силу своего фаллоса, силу своей спермы. Ведь если связь между мужским половым органом и рождением ребенка - это совершенно не очевидная для первобытного сознания связь, и предположение, что фаллос является источником ребенка - это более чем неочевидное предположение, то связь между фаллосом и сексуальным экстазом, сексуальным удовлетворением, сексуальным наслаждением - это как раз более чем очевидная связь. Способен ли фаллос приводить к рождению детей - это большой вопрос. Но вот то, что фаллос обладает какой-то удивительной силой, приводящей и женщину, и мужчину в состояние ни с чем не сравнимого наслаждения, чувственного экстаза, в состояние оргазма, а затем в состояние нирваны - это вещь совершенно очевидная для любого человека, попробовавшего вкус сексуальной жизни. Поэтому, когда первобытный человек в ритуальном экстазе мастурбирует, обхватив ногами ствол гвоздичного дерева, это вовсе не означает, что он пытается тем самым усилить плодоношение этого дерева, имея в виду оплодотворяющую функцию спермы, как полагает приводящий этот пример Дж.Фрезер 34. Вполне возможно, что осуществляющий это странное действие человек даже не подозревает о том, что его сперма обладает какого-то рода оплодотворяющей силой. Но зато он твердо знает, что его фаллос обладает огромной силой, способной создавать эффект ни с чем не сравнимого наслаждения в момент оргазма. И оттого смысл его действий можно интерпретировать не как имитацию оплодотворения, но, скорее, как имитацию удовлетворения. Человек пытается с помощью своего фаллоса удовлетворить гвоздичное дерево, и сделать его благосклонным, и передать ему тем самым часть божественной силы своего фаллоса. Ну, а кроме того, есть еще одна существенная в мифологических сексуальных мистериях тема, способная дать ключ к пониманию древних сексуально-религиозных мистерий: это тема УКРОЩЕНИЯ сексуальности, которая так же не имеет ровным счетом никакого отношения к идее оплодотворения. В самом деле, внимательный анализ сексуально-ритуальной практики древнего человека позволяет сделать достаточно определенный вывод относительно того, что очень часто суть этой практики составляет странное переплетение изощренной сексуальной свободы и жесточайших сексуальных запретов. Весьма показателен в этом плане проанализированный К.Леви-Стросом один из распространенных в Южной и Северной Америке мифов о соблазнении женщины неким священно-магическим растением. Финал этого мифа весьма грустен и поучителен: сын этого странного союза между женщиной и растением, узнав тайну своего происхождения, превращает свою мать в камень со словами: ''Отныне не будут женщины совокупляться с корешками и приносить им детей" 3>. А учитывая, что в соответствующих этому мифу обрядах данный сюжет самым тщательным образом разыгрывается, можно сделать вывод, что ритуальное исполнение процесса совокупления с растениями парадоксальным образом служит задаче наложения запрета, табу на такого рода совокупление, а, значит, суть этого ритуала не в инициации оплодотворения, а в табуировании его. Другой пример аналогичного свойства обнаруживаем у Дж.Фрезера. Он описывает процедуру Элевсинских мистерий, в ходе которых верховный жрец Зевса мастурбировал в храме Деметры (богини земли) или вступал в ритуальный контакт с жрицей Деметры, а потом демонстрировал собравшимся срезанный колос. Традиционно эти действия интерпретируются в том смысле, что жрец Деметры своим ритуалом стимулирует плодородие земли. Однако вполне возможна и совершенно иная интерпретация этого обряда, если вспомнить, что хлебный колос являлся в древних культурах фаллическим символом. Возможно, что в данном случае происходит символическое воспроизведение архаических обрядов, в центре которых находилась операция обрезания фаллоса, и в этом случае обрезанный колос - это символ сублимированной сексуальной энергии, а вовсе не символ плодородия. Нечто аналогичное можно обнаружить и в древнеегипетском культе Осириса, который, согласно "Книге мертвых", являлся воплощением фаллоса. Безусловно, Осирис - бог плодородия. Однако, и в случае с Осирисом можно утверждать, что функция плодородия - факультативная, дополнительная функция. Суть же Осириса - это именно эрегированный фаллос, фаллос, который является, с одной стороны, источником сексуального удовлетворения, а, с другой, согласно всем первобытным представлениям и обрядам, предметом усмирения. Потому-то классический миф об Осирисе - это миф, в котором Осириса умерщвляют, рассекая на части, а потом восстанавливают, но лишают при этом полового органа. И вновь это то обстоятельство, которое не учитывает в своей интерпретации Дж.Фрезер. Символическое отрезание у Осириса фаллоса вполне можно интерпретировать как операцию обрезания. И вот что удивительно: после того, как эта операция произведена, происходит чудо: бог умерщвленный и спеленутый, как мумия (т.е. сам как бы превращенный в фаллос), в ходе празднества поднимается все выше и выше из гроба, что вполне интерпретируется как символ эрекции. То, что Осирис - это эрегированный фаллос, значимый сам по себе, т.е. в собственно сексуальном смысле, а вовсе не как источник оплодотворения, видно и из того, что символом Осириса выступало подчеркнуто неплодоносящие дерево - сосна. Именно сосну срубали, чтобы выдолбить ее сердцевину и поместить туда изображение Осириса: прямой ствол сосны в наибольшей степени соответствовал образу эрегированного фаллоса. Сказанное позволяет предположить, что в культе Осириса актуализированы древние, доземледельческие культурные темы, связанные с культом фаллоса как такового (причем обрезанного фаллоса), с культом его эрегирующей способности и культом увеличивающей сексуальную силу операции обрезания. И уже на эту, древнейшую основу накладываются специфические земледельческие смыслы, в результате которых Осирис начинает интерпретироваться как бог плодородия. Итак, анализ сексуального содержания ранних земледельческих культов убеждает в том, что в этих культах проступают черты гораздо более глубоких и древних верований, в которых каким-то странным образом соединялись сексуально-оргаистические мотивы с мотивами самых жестких и изощренных сексуальных табу, и что расшифровать содержание этих сексуальных мотивов в культовой деятельности земледельцев можно только на основе реконструкции более древних, более архаических слоев мировоззрения, неизмеримо более глубоких и сущностных для понимания самого феномена человека, нежели культура земледелия, являющаяся культурным новообразованием десятитысячелетней давности. Но в чем же мог заключаться этот первозданный смысл сексуально-оргаистических обрядов на доземледельческой ступени развития человеческого общества? Чтобы ответить на этот вопрос, мы вынуждены выйти в область весьма рискованных гипотез и предположений, касающихся самого происхождения человека.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |