КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По ту сторону эволюцииВообще сексуальные инновации, связанные с феноменом человека, приводят в конце концов к тому, что он оказывается как бы "по ту сторону" самой биологической эволюции. Влекомый наркотиком сексуального наслаждения, он постепенно приобретает такие качества, свойства и морфологические особенности, которые делают его совершенно бесперспективной в собственно эволюционном отношении особью. Это тонкая, лишенная волосяного покрова и толстого подкожного жира кожа, которая плохо защищает от холода и повреждений. Это прямохождение, которое освобождает тактильно чувствительную руку, но зато приводит к тому, что у человека резко теряется устойчивость, существенно снижается скорость бега, а у самок сужаются родовые пути и они оказываются вынуждены рожать биологически незрелых детей (при неокостеневшем полностью черепе и т.п.), а сами роды превращаются в мучительный и болезненный процесс. Впрочем, неблагоприятные в биологическом отношении последствия сексуального гедонизма не ограничиваются перечисленными факторами, а имеют достаточно широкий и комплексный характер. Вообще надо сказать, что закон жизни обезьяньей стаи - интенсивный обмен наследственной информацией посредством многочисленных и беспорядочных сексуальных контактов. При этом каждая мужская особь способна в течение дня совершить десятки сексуальных контактов. А поскольку сексуальная активность в обезьяньей стае - впрочем, как и во всем животном мире - носит подчеркнуто сезонный характер, то в условиях промискуитета нагрузка, выпадающая на каждую самку, оказывается весьма и весьма существенной: ведь в естественных условиях, как указывают исследователи, каждой самкой владеют до 80% самцов стада. Что касается мужских особей человеческого рода, то они оказываются существами с весьма слабой по сравнению со своими непосредственными предшественниками сексуальной конституцией, неспособными к многократным сексуальным контактам в течение короткого промежутка времени. Помимо всего прочего, прямым следствием этого обстоятельства оказывается то, что у человека оказывается резко снижена возможность информационно-генетических обменов, и это так же снижает его эволюционные шансы. Нарушается биологическая целесообразность и еще в одном отношении: сексуальность человека утрачивает сезонный характер, что столь характерно для животного мира, а приобретает тотальный характер. Речь идет о том, что у млекопитающих существует строгая цикличность половой активности, так называемый эстрогенный цикл. Чтобы яйцеклетка, созревшая в организме, была оплодотворена, самка обязана именно в этот момент с максимальной эффективностью привлечь внимание самца и добиться проявления с его стороны максимальной половой активности. У нее начинается так называемая течка, сигнализирующая о том, что яйцеклетка созрела и что требуется ее оплодотворение, Об атом сигнализирует интенсивный запах, а так же изменение цвета и формы наружных половых органов. При этом ключевым условием максимально эффективной биологической репродукции является именно то, что самка активно демонстрирует все эти происходящие изменения самцу. Как подчеркивают специалисты-этологи, "состояние эструса с ярко выраженной сексуальной сигнализацией у приматов имеет прямое репродуктивное значение" 39. Поэтому совершенно нелепой в биологическом отношении выглядит ситуация человека, у которого овуляторный цикл приобретает принципиально скрытый характер: ни самка, ни, тем более, самец не знают, в какой момент происходит созревание яйцеклетки. При этом сексуальная потребность людей оказывается принципиально ацикличной и постоянной, как бы подчеркнуто не имеющей отношения к функциям воспроизводства. В общем и в целом, можно утверждать, что представители рода человеческого в любой момент своей жизни оказываются принципиально готовы к сексуальному совокуплению и занимаются сексом вне всякой связи с необходимостью зачатия. Но в таком случае "затрата энергии на излишнюю половую активность человека никак не оправдана с точки зрения естественного отбора. Зачем, например, женщине вести еженедельную половую жизнь, даже в период беременности и лактации, если она может иметь только одного ребенка в году?" ". Таким образом, соотношение сексуального и репродуктивного у человека как бы подчеркнуто нецелесообразно: в явном противоречии с логикой биологического первое совершенно перестает предполагать другое, и это также свидетельствует о том, что человеческая сексуальность все менее и менее оказывается связана с инстинктом продолжения рода, а приобретает самозначимый, чувственно-гедонистический характер. Но еще более удивительным обстоятельством является то, что к перечисленным биологическим несообразностям у человека добавляются странные социальные правила. Будучи биологически способными к активному сексуальному поведению в любое время года и суток, представители этого странного биологического вида делают все возможное, чтобы... всячески скрыть от особей противоположного пола имеющееся у них желание, что делает феномен человеческой сексуальности окончательно абсурдным. Хорошо известно, что самки обезьян в период эструса сами активно подставляются самцам или настойчиво демонстрируют свои набухшие половые органы. Насколько не похожа в этом плане модель сексуального поведения женских особей у человека: конечно, им свойственно до некоторой степени дразнить мужскую половину, однако культурная норма любой женщины состоит в том, чтобы держать дистанцию, но ни в коем случае не "подставляться" по первому возникшему сексуальному позыву. И не случайно одно из ключевых слов табуированной лексики практически во всех языках - это слово, обозначающее женщину, которая идет на поводу своих непосредственных сексуальных импульсов. Наконец, нельзя не указать и еще на одну черту человеческой сексуальности, которая делает ее совершенно не похожей на все то, что нам известно о животном мире. Хорошо известно, что особое значение в животном сообществе имеют кровнородственные связи: ведь появляющееся в результате потомство оказывается особенно подвержено мутагенным факторам среды, а это так важно в плане разнообразия генетического материала и действия факторов естественного отбора. Так, по наблюдениям этологов за характером сексуального поведения макак, делается вывод, что "самцы в 3-5летнем возрасте, оставшиеся в своем стаде,... спариваются преимущественно со своими матерями" 41. Вместе с тем вступают в инцестные связи до 14% братьев и сестер, а также большое количество спариваний приходится на взаимоотношения "отец-дочери". Таким образом, можно утверждать, что наряду с поисками нового генетического материала в процессах межсемейного спаривания для представителей приматов весьма характерны мутагенные спаривания, и те биологические механизмы локального избегания инцеста, которые известны этологам наряду с обычностью инцестных связей в стаде являются весьма и весьма ограниченными механизмами. Их смысл - вовсе не в том, чтобы действительно избежать инцеста, а в том, чтобы дополнить естественные инцестные связи такими, которые могли бы расширить информационно-генетический обмен. Поэтому жизнь любого обезьяньего стада - это всегда уравновешенное в определенной пропорции сочетание инцестных и не-инцестных связей: ведь и те и другие, в каждом случае - по-своему, создают необходимый для естественного отбора материал. Однако, в случае с человеком происходит отказ и от этого явного эволюционного преимущества. Какой бы неразвитой, примитивной или экзотической ни была та или иная человеческая культура, не существует сообщества, в котором этнографы не столкнулись бы с законом запрета на сексуальные связи человека со своими ближайшими родственниками. Причем подача этого закона может выглядеть чрезвычайно изощренной, включая ритуальное проигрывание запретных связей, но нет сообщества, в котором этого закона не существовало бы вовсе. И это обстоятельство способно окончательно запутать наше понимание феномена человеческой сексуальности. С одной стороны, как это было отмечено выше, человек создает чрезвычайно изощренную и многообразную культуру своей сексуальной чувственности. А с другой стороны - по доброй воле вводит себя в жесткие рамки сексуальных ограничителей, что создает, согласно Фрейду, сублимационное напряжение и угрозу непрестанных агрессивных срывов или тяжелых психологических комплексов: искушение изощренной сексуальностью постоянно наталкивается на искусственные барьеры различных сексуальных табу. Таким образом, сексуаль- ный случай человека оказывается запутан окончательно. И, во всяком случае, у нас есть все основания заявить, что у человека весьма своеобразные взаимоотношения с теорией естественного отбора. Итак, в случае с человеком происходят весьма странные вещи. Характер его сексуальности демонстративно не подчиняется общебиологической логике. А это значит, что человек не должен был пройти экзамена или квалификационного испытания естественным отбором. Однако он не только выдержал указанный экзамен, но и утвердился в качестве венца эволюции. Это не должно было случиться, однако это случилось, и это не может не вызывать удивления. Но что могло стать настолько мощным фактором отбора в подчеркнуто неблагоприятном направлении? Как могло случиться, что на протяжении нескольких миллионов лет происходил устойчивый отбор признаков, которые усиливали биологическую незащищенность эволюционирующих особей, что и привело в конечном счете к необходимости изобретения этими особями феномена одежды, строительства особых жилищ, изобретения орудийной техники защиты? Вполне вероятно, что как раз аномальная сексуальность, демонстрируемая представителями вида Homo sapiens, могла явиться таким исключительным фактором отбора. Сексуальный парадокс человека - парадокс несовпадения сексуальных конституций и 1 потребностей мужских и женских особей - требовал формирова-ния особых, заместительных механизмов секса, и это могло стать одним из ведущих факторов антропологической эволюции - во всяком случае, на самых первых ее этапах, когда произошел принципиальный эволюционный поворот на линию антропогенеза. И, во всяком случае, рука "сексуального гедониста" с ее чрезвычайно тонкой чувствительностью оказалась чрезвычайно эффективным инструментом не только секса, но и культурного созидания, а мир создаваемых культурных предметов с лихвой восполнил те потери, которые понес эволюционирующий антропоид в связи с развитием описанного на предыдущих страницах феномена над-биологической сексуальности.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |