КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фаллическая карта культуры
В предыдущих главах уже говорилось о том, что миф как бы размечает мир, делает своеобразную карту местности, на которой каждому предмету оказывается поставлена в соответствие некая метка, и этой меткой оказывается имя, которое человек дает тому или иному предмету. Однако при этом был намеренно опущен некий - весьма деликатный! - момент. Дело в том, что одним из важнейших инструментов, с помощью которого первобытный человек составляет свою мифологическую карту местности, оказывается... фаллос. "Бог творящий" первобытного человека, подлинный провозвестник всех последующих богов в истории человечества - это именно фаллос. Именно фаллос в своих путешествиях по первобытной Ойкумене всюду оставляет свои метки; однако метки эти особые, они воистину демиургичны. Фаллос, путешествующий по Ойкумене, не просто дает всему имя; он оказывается одновременно и создателем всего сущего, и этот факт несомненно требует анализа и размышления - особенно в свете тех особенностей антропологической природы человека, о которых шла речь выше. Фаллос, метящий пространство культурно-исторического бытия человечества, - это не просто эмпирический факт первобытных мифологий, но и фундаментальный символ, свидетельствующий о своеобразной дерзости человеческого бытия в мире, чувстве фундаментального превосходства над природой (какой уж там "страх дикаря в борьбе..." - нет ничего более далекого от реального положения дел, нежели эта привычная формула), чувстве снисходительно-высокомерного презрения, которое испытывает дикарь (или ребенок, но, конечно же, на совсем ином, своем, детском языке; напомню: первобытный дикарь - это тот же ребенок по базовым схемам миропонимания, но ребенок, прошедший период пубертата, сексуально оформившийся, и оттого ребенок, центром жизни которого стали не мама и папа, а коитус) по отношению к объективной логике и законам окружающего мира (ср. современное просторечное: "я... положил на тебя!" - табуированная современной культурой словесная форма выражения той же метки). Вздыбленный фаллос первобытного человека, который метит мир не мочой, а спермой, как бы заявляет этому миру: "ты - мой, и отныне я - твой хозяин!". Не случайно так распространена у различных первобытных племен мода на непомерное увеличение размеров эрегированного фаллоса с помощью различных надстроек, продлевающих его величину до полутора-двух метров. Между прочим, вздыбленный фаллос первобытного дикаря можно интерпретировать как предметное воплощение детского эгоцентризма, спроецированного во взрослую жизнь. Чтобы понять, как такое возможно, представим себе маленького ребенка, который знает только один способ отношения к миру - "мифо-центрический". Для него весь мир интерпретируется в терминах личной субъективности, в терминах тех произвольных имен, которые он прилагает к окружающему миру. И вот, представим далее, что этот ребенок взрослеет и вступает в период пубертата, но при том продолжает мыслить в прежних, мифоцентрических схемах. Он продолжает являть нам образцы специфически детского, дологического и акаузального мышления, но отныне в его жизни появляется принципиально новая реальность: фаллос, живущий как бы своей собственной жизнью. А это очень непростая реальность! До сих пор процесс взросления ребенка сопровождался принципиальной очевидностью того, что все члены его организма принципиально подчинены его сознанию. "Я - властитель своего тела!" - может сказать любой ребенок в возрасте семи или восьми лет. Это значит, что его сознание может отдавать приказы своему телу, и тело будет этим приказам беспрекословно подчиняться. И вдруг в жизни ребенка появляется принципиально новый телесный фактор: некоторая часть его тела начинает жить принципиально своей, не управляемой сознанием жизнью. С этим удивительным феноменом сталкивается любой мальчик в период пубертатного созревания, и называется этот феномен юношеской гиперсексуальностью. Обычно в анализе этого феномена обращают внимание на медико-биологические аспекты юношеского созревания или на общепсихологичские проблемы этого возраста; однако, при этом практически не обращается внимание на тот весьма своеобразный психологический и интеллектуальный "диалог", который начинается в этом возрасте у любого без исключения юноши с той частью собственного тела, что странным образом выходит из-под его сознательного контроля и начинает жить своей собственной, не зависимой от сферы волевого контроля жизнью. Когда в возрасте примерно двенадцати лет мальчик сталкивается с феноменом самопроизвольных эрекций, это вводит его в состояние шока и недоумения: часть его собственного организма, которым, казалось бы, к тому времени он уже овладел полностью и бесповоротно, вдруг абсолютно перестает его слушаться. И даже не в том дело, что это стыдно, когда в любой момент времени, в присутствии большого количества людей край брюк начинает топорщиться, а в том, что совершенно непонятно и необъяснимо: мальчик вдруг начинает ощущать, что в нем присутствует нечто, не принадлежащее ему! Обычно требуется не один год, прежде чем мальчик научается управлять поведением своего собственного полового органа. А прежде, чем это научение свершится, на некоторое время происходит своеобразное раздвоение личности. Вот, с одной стороны, - Я, по-прежнему уверенный в своей субъективной силе, способный всему миру дать мои собственные имена и заставить этот мир жить по законам моей субъективной логики. Я по-прежнему чувствую себя демиургом и творцом всего окружающего - ведь в этом состоял пафос всей предшествующей моей жизни в течение десяти или одиннадцати лет. Но одновременно с этим во мне самом появляется нечто, что не желает подчиняться моему волевому усилию. И вот, представим себе, что все то же самое происходит не у современного мальчика, у которого за плечами пять или шесть лет школьного образования и сформированные структуры объективноцентристского, каузального и логичного мышления, а у первобытного подростка, продолжающего строить сетку своего понимания мира в принципиальной логике мифа? Вполне естественно предположить, что остающееся принципиально мифологическим сознание подростка не сможет пройти мимо факта этого удивительного фаллического своеволия, обнаруживающегося в период пубертатного созревания, и что этот новый герой обретет весьма неординарное местоположение внутри развивающегося мифологического Космоса. Пробуждающийся фаллос глазами подростка, чье сознание не покинуло почвы тех мифологических схем миропонимания, которые характеризует в терминах современной цивилизации сознание дошкольника, - это и есть тот феномен, который должен отныне оказаться в центре мифологического Космоса первобытного человека. А поскольку в первобытном обществе институт школы и способность рационального аргумента отсутствуют как таковые; поскольку можно говорить о факте тотальности "дошкольного" сознания в первобытном обществе, центром этого мифологического Космоса оказывается пробуждающийся фаллос глазами дошкольника, ставшего взрослым. Фаллос в первобытной Вселенной - это судьба. Именно фаллос оказывается тем инструментом, посредством которого человек архаического мира осуществляет первичное поименование окружающего его мира, а, значит, осуществляет его структурацию и упорядочение. Фаллически означивая пространство своей повседневной жизни, первобытный человек тем самым создает не просто особую фаллическую топографию, но и вводит определенную фаллическую размерность времени, в котором он живет. Метки, оставляемые фаллосом, метки-имена - это есть то, что предопределяет весь ритм и содержание жизни первобытного человека на долгие годы вперед. И оттого топография размеченной фаллосом местности оказывается для первобытного человека своеобразной картой судьбы, на которой в свернутом виде представлено одномоментно и прошлое, и настоящее, и будущее. Метка фаллоса - метка судьбы. Мифологический фаллос оказывается воистину судьбоносным, и не удивительно, что именно фаллос оказывается в конце концов предметом религиозного обожествления, предметом экстатически-оргаистического поклонения во всех без исключения древних религиях. Другим последствием фаллических путешествий по первобытной Ойкумене оказывается чрезвычайно подробная и живая топография этой Ойкумены. Практически каждый предмет местности оказывается для первобытного человека насыщен живым мифологическим содержанием и содержанием его собственной жизни. И такого рода личная насыщенность природной среды является своеобразной нормой для первобытного человека. Кстати, тот факт, что фаллос отделяется от своего хозяина и путешествует сам по себе, выглядит совершенно неудивительно в свете всего того, что сказано выше о феномене подростковой гиперсексуальности. Как известно, этот сюжет становится архети-пичным для последующей культуры и достаточно обширно представлен в литературной традиции, включающей в себя и киплинговскую "кошку, которая гуляет сама по себе", и гоголевский "Нос", отделившийся от своего обладателя и свободно разгуливающий по Невскому проспекту... Что касается последнего сю- жета, вспоминается блестящее психоаналитическое исследование, осуществленное в 20е гг в России профессором Ермаковым. "Эмансипировавшийся фаллический символ субстантиируется у Пушкина в виде змея, Гавриила и голубя, у Гоголя -... в носе; нос оказывается отдельным существом, чиновником особого ведомства, причем в его облике так много черт фаллических, что надо удивляться, как это не обратили внимания на все эти черты..." и. Итак, то, что фаллос - это вполне самостоятельное существо, испытывающее жажду свободы, прекрасно известно всякому его обладателю. И оттого нос майора Ковалева, отправляющийся на самостоятельный поиск приключений, не удивителен. Это та тема, которая превосходно разработана в психоаналитической традиции XX в. "Дешифруя по возможности до конца повесть Гоголя "Нос", мы должны сказать, что в основе ее лежит страх, соответствующий вытесненному желанию иметь громадный орган и возможность неограниченных эротических наслаждений; это желание..., ведущее человека к борьбе и к агрессивным поступкам, направленным против общественного блага и культурных ценностей, находясь в конфликте с реальностью, должно быть подавлено во имя возможности культурных отношений" 45, - излагает профессор Ермаков ключевую мысль Фрейда.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |