КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема диалога
Итак, ребенок, сталкивающийся с феноменом коммуникации, свойственной взрослому миру, попадает в мир имен, несущих в себе огромное количество тайных, скрытых от него семантических оттенков. И потому, пытаясь постичь смысл взрослой речи, постичь тайную семантику языка, на котором разговаривают окружающие его близкие люди, он обращается за помощью к предметным коррелятам этих имен, поскольку это - единственный способ понять, что скрывается за теми или иными звукосочетаниями. И это - причина того, почему он осуществляет в отношении этих предметных коррелятов свою познавательную активность. А далее он конструирует свое понимание семантического поля того или иного имени с постоянной оглядкой на семантические трактовки этого имени, уже имеющие место быть в мире взрослых. И лишь в той мере, в какой он проходит этот путь, имя для него оказывается нагружено длинным семантическим шлейфом предметных интерпретаций. "Шел в комнату, - попал в другую". Ребенок вовсе не предполагает познавать мир - зачем он ему вообще нужен? Но он сталкивается с феноменом языковых шифров, за которыми прячется какая-то культурная семантика. А по- скольку языком он еще не владеет и объяснить ему никто ничего не может, единственный способ, посредством которого он может попытаться добраться до тайного смысла употребляемых взрослыми слов - это попытаться разобраться в предмете, который коррелирует со словом. А это и есть не что иное, как элементарный акт познания, принципиально отличающийся от ориентировочно-исследовательской активности животных. Та познавательная позиция, которая возникает у ребенка, не является для него позицией прирожденной и естественной, а является, так сказать, побочным результатом, связанным с необходимостью удовлетворения совершенно другой потребности - потребности коммуникации с миром взрослых, а, стало быть, с миром языка, несущим в себе зашифрованную семантику культуры. Ведь ребенок не может непосредственным образом расшифровать речь взрослых, поскольку она не имеет сигнального характера, а скрывает в себе многочисленные семантические слои. И у ребенка, разумеется, нет толкового словаря, который пояснил бы ему семантику того или иного слова. И потому единственное, что остается ребенку в этой ситуации - это осуществить акт познания, и попробовать осуществить реконструкцию семантических слоев того или иного слова с помощью того предмета, с которым это слово коррелирует в речи взрослых. Но в этом своем элементарном акте познания, или, точнее, надолго растянутом процессе познания различных предметов окружающего мира он не может просто усвоить семантику взрослых слов, поскольку в самом предмете (равно как и самих словах) эта семантика не дана. Все, что он может - это сконструировать СВОЮ семантику того или иного слова и затем примерить ее к различным контекстам взрослой речи. В сущности говоря, этим ребенок и занимается на протяжении всего периода становления своей речи. Чтобы расшифровать любое слово взрослого языка, у него есть только один путь: начать процесс познания того предмета или того явления, с которым коррелирует данное слово. Например, он постоянно слышит в окружающей его речевой среде слово "мама". Понятно, что на первых порах для него существует лишь некое звукосочетание, которое с чем-то в окружающем его мире явно коррелирует. И некоторое время ребенок вполне может относиться к этому звукосочетанию как к сигналу, означающему нечто существенно важное в его жизни. Однако наступает момент, когда для ребенка возникает проблема тайных семантических шифров, скрывающихся в этом слове. Возникает загадка взрослой коммуникации. Когда восприятие этого слова в качестве сигнала становится совершенно неудовлетворительным, поскольку это не позволяет проникнуть в тайну взрослой речи. И тогда у ребенка начинает мало-помалу формироваться совершенно новая позиция, которую и можно было бы назвать познавательной: он пытается разобраться в том предметном корреляте, который соответствует слову-шифру. И то существо, которое было для него до сих пор просто источником тепла и заботы, вкусного молока и надежной защищенности, становится для него... предметом познания. Познания, в результате которого звукосочетание "ма-ма" становится для ребенка СЛОВОМ, окутанным более или менее обширным семантическим облаком. Наличие такого семантического облака - это и есть критерий того, что звукосочетание-сигнал превратилось для ребенка в слово. Но ведь весь парадокс состоит в том, что создание ребенком такого семантического облака вовсе не означает, что он расшифровал общекультурную семантику этого слова, что он расшифровал ту семантику, которая скрыта за этим словом во взрослом словоупотреблении. Он всего-навсего СКОНСТРУИРОВАЛ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ семантику этого слова, которая заведомо не совпадает с семантикой взрослого мира! А это значит, что с этого момента только и начинается подлинный диалог ребенка со словом "мама" (равно как и с любым другим словом, попадающим в поле его внимания). Это диалог, которому никогда не дано кончиться. Это диалог между той семантикой этого слова, которую в процессе своей познавательной активности сконструировал сам ребенок, и той, которую несет это слово в мире уже существующей к моменту рождения ребенка культуры. Следовательно, нельзя сказать, что ребенок "усваивает" семантику слова "мама" из речи взрослых (это просто невозможно, поскольку у него нет ключа к его культурному шифру), а конструирует свою собственную семантику этого слова, и затем начинает ее примерять к различным контекстуальным ситуациям, в которых бытийствует это слово. И в процессе этих каждодневных примерок (сколько раз слово услышит - столько раз и примерку делает!) осуществляет корректировку и расширение семантического поля этого слова. Таково движение от сигнального звукосочетания к слову языка. Таким образом, ситуация человеческого языка с самого начала является ситуацией некоего зазора между семантическими полями. И оттого самая главная и самая невозможнорешимая проблема языка - это проблема понимания, проблема стыковки различных семантических полей, проблема диалога. Потому что уже маленький ребенок вовсе не усваивает язык как некую данность, а творит, так сказать, параллельную семантику языка и пытается разобраться в том, насколько изобретенная им семантика соответствует различным контекстуальным употреблениям этого слова взрослыми. Так происходит длинный путь восхождения к пониманию. Длинный путь, в процессе которого индивидуальная семантика того или иного слова, никогда не теряя до конца своей индивидуальности, все больше и больше корректируется и приближается к тем семантическим значениям, которые уже бытийствуют в культуре. Как сказано выше, познание по своей исходной сути есть попытка с помощью предмета разобраться в семантике какого-то слова-имени. Однако максимум, что при этом может сделать ребенок - это создать СВОЮ семантику загадочного слова - через некие операции с тем предметом, который с этим словом коррелирует. Но в результате самые обыденные слова обиходной речи оказываются для маленького ребенка нагружены, если угодно, некоей авторской семантикой: стол ли, стул ли, тарелка ли, мяч ли - у каждого ребенка обнаруживается своя, глубоко индивидуальная семантика этих слов. У каждого ребенка - свои, индивидуальные оттенки семантической расшифровки. Свое видение, свое понимание, свой семантический образ стола или стула. Понимание, которое чрезвычайно трудно уловить специальными психологическими экспериментами, но понимание, о котором можно догадываться - в частности, наблюдая за играми ребенка с переворачиванием семантических значений слов или нарушением функциональных ролей привычных предметов. Несколько играющих детей разъезжают по комнате на стульях, превращенных в автомашины. Можно ли утверждать, что семантика слова "машина", которым пользуются при этом дети у них совпадает? Разумеется, нет. И проявляется это прежде всего в том, что те вообразительные машины, которыми управляют играющие дети, совершенно не совпадают между собой. Для одного ребенка слово "машина" представлен рулем, который он вообразительно держит в руках. Другой отчетливо видит дверцы своей машины, третий - колеса, четвертый - мягкое сиденье, а пятый в первую голову озабочен тем, что он едет на машине марки "Мерседес". Но ведь это не просто ситуативные элементы игры. За этими разночтениями образа машины скрываются действительно различные семантические оттенки восприятия этого слова. Семантические оттенки, сконструированные самим ребенком в процессе описанной выше познавательной деятельности. Вся жизнь ребенка - это процесс продолжающейся корректировки и одновременно расширения семантических полей тысяч и тысяч слов его языка. Но можно ли предположить, что в конце концов наступит такой момент, когда все индивидуальные семантические оттенки восприятия ребенком того или иного слова полностью исчезнут? Можно ли утверждать, что найдутся два взрослых человека, у которых будет обнаружено абсолютно идентичное семантическое восприятие того или иного слова? В том-то и состоит сложность языка, что реальная семантика любого его слова - это целая Вселенная, разворачивающаяся в пространстве контекстов использования этого слова, и каждому человеку в течение его жизни являются свои формы контекстуальной загруженности различных слов. Нет человека, который бы не стремился так или иначе понять другого. Нет человека, который бы не стремился соотнести свои семантические контексты с чужими. Это - важнейшее условие даже не диалога, а просто нормального общения. Однако ситуация, в которой бы семантические поля и семантические контексты различных слов у различных людей абсолютно совпадали, не только невозможна, но и означала бы конец культуры как таковой. Культура всегда предполагает факт ДРУГОЙ культуры, ДРУГОГО понимания, ДРУГОЙ семантики. Культура никогда не бывает одна. Культура всегда множественна. Культура - это всегда отграниченность одной семантики от другой, одного понимания от другого. Культура - это всегда граница какого-то понимания. Культура -это всегда "самость", противопоставляющая себя "другости". И, между прочим, тот факт, что маленький ребенок не имеет возможности следовать какому-то семантическому образцу, а вынужден САМ конструировать семантику того или иного слова, примеривая затем сочиненную им семантику к различным контекстам и корректируя ее тем или иным образом, является, возможно, самым фундаментальным фактом культуры - фактом, обеспечивающим ее непрерывно возобновляющееся разнообразие. Каждый ребенок изначально сам конструирует семантическое поле того или иного слова, и лишь построив начальный конструкт, начальную, так сказать, гипотезу на свой страх и риск, начинает восхождение к пониманию заявленной в культуре семантики того или иного слова. А это и значит, что культура обречена на разнообразие, обречена на несовпадение различных семантических интерпретаций буквально во всем, а, стало быть, обречена на поиск диалога.. Потому что диалог - это и есть единственно возможная форма существования культуры в условиях ее априорного разнообразия. А поскольку каждый без исключения человек проходит путь ребенка, т.е. проходит некий этап, на котором он вынужден изобретать свое семантическое поле к каждому слову языка, а вовсе не усваивать некую готовую семантику из внешнего мира, в реальном мире культуры существует ровно столько различных семантических восприятий каждого слова, сколько существует на свете людей. И любая реальная культура существует как вселенная индивидуальных восприятий. Итак, человек рождается "вторым рождением" в той мере, в какой он, вооруженный мифологической потребностью, вступает в мир загадочной культурной семантики, дабы эту семантику расшифровать. И миф оказывается совершенно блестящим инструментом освоения мира культуры. Индивидуальный миф ребенка - это то, что позволяет ему осваивать окружающий его мир культуры посредством, так сказать, естественного в него погружения. Именно всевозможностный миф задает взаимоотношениям ребенка с миром культуры те ' рамки, которые позволяют этому ребенку пережить сверхсложное семантическое пространство человеческой культуры как предмет игры. В результате чего освоение маленьким ребенком сверхсложного мира человеческой культуры происходит удивительно легко, без каких бы то ни было видимых драматических напряжений. Универсальная мифологическая рамка, прочитываемая как "все возможно", одновременно прочитывается как "все есть игра" И это оказывается удивительно эффективным способом вхождения человека в культуру.
1. См.: Мамардашвили М.К. Превращенная форма. - Философская энциклопедия, т.5, М., 1970, с.386-387. 2. Цит. по: Л.Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1994, с.138.- 3. Там же, с.137. 4. Там же, с.138. 5. Там же 6. Там же, с.137. 7. Там же. 8. См.: Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура. В кн.: Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 тт., т.1, Таллинн, 1992, с.64-65. 9. Там же, с.65. 10. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978, с. 29-30. 11. Лотман Ю.М., Успенский Б.М. Миф - имя - культура. -Ученые записки Тартусского университета. Труды по знаковым системам, вып. 6. Тарту, 1973, с. 288. 12. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире. - В кн.: Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982, с. 15. 13. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа, М., 1976, с. 142. 14. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 тт., т.2,.М., 1982, с.137. 15. Там же. 16. Там же, с. 141. 17. Там же, с. 141-142. 18. Там же, с. 142-143. 19. Там же, с.144. 20. Там же, с. 145. 21. Там же, с. 146. 22. Там же, с. 147. 23. Там же. 24. Там же, с. 148. 25. Там же, с. 150. 26. См. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970, с. 186-226. 27. Цит. по: Л.Леви-Брюль. Цит.пр., с.111. 28. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 тт, т.З, М., 1983, с.170. 29. Л.Леви-Брюль. Цит. пр., с.136. ' 30. Там же, с.137. 31. См. Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые жизни ребенка. Куйбышев, 1990. 32. См.: Мухина B.C. Близнецы. М., 1968. 33. Л.С.Выготский, Собр. соч. в 6 тт., т.З, М.,1983, с.175. 34. О.М.Фрейденберг. Цит. пр., с. 44. ГЛАВА 4. ЯЗЫКИ
Иллюзии Происхождения
А теперь вновь вернемся к ситуации первобытного человека. То, что миф - это средство упорядочения взаимоотношений человека со всевозможностным предметным миром, основа для совершения выбора, проявляется в подчеркнутой любви самых разных мифологий - от древнейших до современных - к выяснению вопроса о первичности и вторичности различных вещей и явлений, к выяснению вопроса о так называемом "происхождении" всего сущего. Любая древняя мифология, кажется, только тем и занимается, что отвечает на вопрос, откуда что взялось. Практически каждый предмет окружающего человека мира удостаивается своего мифа, в котором рассказывается о происхождении этого предмета. Либо этот предмет фигурирует в мифах, посвященных происхождению других предметов и вещей. Тем не менее, я склонен поставить слово "происхождение" в кавычки. И вот почему. Миф - это ведь не только совокупность иллюзий, существенно необходимых человеку. Миф - это настолько сложная, многозеркальная система иллюзий и оптических обманов, что ей ничего не стоит обмануть внешнего наблюдателя и заставить этого наблюдателя принять видимое за реальное. И бесчисленные рассказы о происхождении, на которых строятся практически все первобытные мифологии, относятся, судя по всему, к разряду этих самых оптических обманов. Казалось бы: миф первобытного человека только и делает, что дает самые подробные ответы на вопросы о происхождении каких угодно вещей и явлений. Но действительно ли миф отвечает на вопросы "откуда?" и "почему?". Вопрос не праздный хотя бы потому, что хорошо известно: искать в ответах, которые дает миф, какую бы то ни было логику бессмысленно, поскольку последовательность разворачивающихся в мифе событий может быть самой нелепой и абсурдной. Любое первобытное племя, на каком бы континенте оно ни существовало, создает многие сотни и даже тысячи самых разнообразных сюжетов "о происхождении", однако напрасно мы будем искать в этих сюжетах действительные объяснения - в том смысле, в котором понимает феномен объяснения ум, воспитанный в рационалистических традициях европейской науки. Все без исключения мифы происхождения повествуют о том, как и что впервые возникло. Однако у современного человека, впервые знакомящегося с этими мифами, они оставляют более чем странное ощущение: ничего похожего на объяснения в привычном для нас смысле он в них не находит. Те или иные вещи, те или иные предметы в этих мифах действительно каким-то образом возникают, но рационалистически мыслящий человек ничего не может найти в них такого, что хотя бы отдаленно напоминало объяснительные структуры. И, тем не менее, у исследователей первобытной мифологии, как' правило, не возникает принципиальных сомнений в том, что мифы происхождения что-то объясняют первобытному человеку. Мол, а зачем же тогда первобытный человек в таких неимоверных количествах изобретает эти мифы? Ведь в них прямым текстом повествуется о том, как что возникло - это ли не доказательство того, что они и на самом деле пытаются объяснить, как что возникло? Пусть - наивно, пусть - примитивно, пусть - по законам совершенно не похожей на нашу логики, но все же - объяснить! Ну, а то, что их объяснения совершенно не соответствуют нашим представлениям о том, что значит "объяснить" - так это, мол, объясняется тем, что либо их мышление примитивно и неразвито, либо тем, что у них другая логика... Долгое время странности "объяснительных конструкций" первобытной мифологии - то, что эти "объяснительные конструкции" ничего на самом деле не объясняют, - так и трактовали: как следствие примитивности первобытного сознания. И именно это являлось основой для пренебрежительно-снисходительного отношения к этому сознанию. Однако этнографические исследования начала XX века убедительно доказали, что сознание первобытно-. го человека далеко не примитивно, а, совсем даже наоборот, представляет собой сложнейшее образование, способное к решению самых изощренных проблем. И тогда, вслед за Л.Леви-Брюлем стал все более развиваться и обосновываться тезис о том, что первобытное мышление не столько примитивно, сколько основано на законах другой логики. Было затрачено огромное количество сил на реконструкцию этой другой логики первобытного человека - в частности, в исследованиях К.Леви-Строса и его последователей, доказавших высокую продуктивность и полноценность мифологического мышления. И именно этот подход стал этнографической классикой XX века. Но когда современный исследователь мифа заявляет, что у папуаса "другая логика", или пытается другими способами опровергнуть тезис о наивности и примитивности первобытного мышления, это, в сущности, оказывается вариантом манифестации все того же европоцентризма, поскольку в качестве априорного допущения он предполагает, что в мифе ЕСТЬ какая-то логика как инструмент доказательства. Да - другая, да - построенная по совершенно иным мыслительным законам но... все же ЛОГИКА, все же - СРЕДСТВО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, средство объяснения. И если в каком-то туземном мифе ведется более или менее подробный рассказ о происхождении Солнца, Луны, человека или какого-нибудь животного, кажется таким естественным принять за аксиому, что люди, создавшие этот миф, пытались тем самым именно ОБЪЯСНИТЬ происхождение тех вещей, предметов и природных явлений, о которых повествуется в мифе. Это кажется настолько очевидным, что даже сформировалась своеобразная научная традиция при публикации мифов давать им соответствующие европейскому пониманию заголовки: "как возникла луна", "как возникли звезды", "как появился человек" -заголовки, подчеркивающие будто бы объяснительный характер этих мифов. И при том собирателей и публикаторов мифов нисколько не смущает то обстоятельство, что ровным счетом ничего, сколько-нибудь похожего на объяснение этих "мифах происхождения" не содержится. Но все странности такого рода с готовностью относят если не на счет наивности и примитивности туземного мышления, то уж во всяком случае на счет другой логики, присущей первобытному человеку. Исследователи готовы даже построить изощренное здание реконструкции этой другой логики, но менее всего склонны усомниться в том принципиальном допущении, что мифы происхождения есть не что иное, как попытки объяснения. Ведь миф САМ усиленно убеждает наблюдателей в том, что он есть именно объяснительная структура, что он, якобы, отвечает на какие-то вопросы - а именно, на вопросы о происхождении каких-то вещей и явлений. И эти, лежащие на поверхности мифа подсказки, кажутся настолько очевидными, что кажется невозможным ими пренебречь. Скажем, у папуасов маринд-аним (Новая Гвинея), согласно данным П.Вирца, среди сотен сюжетов о происхождении, можно найти сюжеты о том, "как появились бананы и луна", "как появилась кокосовая пальма", "как появилась жемчужница", "как появились кенгуру", "как появился крокодил", "как появилась арековая пальма", "как возникли грунтовые воды", "как появились собаки", "как появились собаки и горгониды", "как появилось саго", "как появились голуби", "как появился человек" -так далее, и тому подобное, без какой бы то ни было претензии на систему, но с выраженной претензией на всеохватность. Кажется, нет такого предмета во всем окружающем человека мире, по поводу которого первобытным человеком не был бы сочинен такого рода миф происхождения '. Разве наличие всех этих и сотен других аналогичных сюжетов не является прямым доказательством того, что первобытный человек с помощью мифа пытается найти ответы на какие-то волнующие его вопросы о происхождении сущего, и дает эти ответы - пускай в меру своего понимания и по законам своей, совершенно особой логики, но - дает?!. И все же вспомним знаменитое: если на клетке с буйволом написано слон, не верь глазам своим. Попробуем присмотреться к этим бесчисленным "мифам происхождения" повнимательнее и попробуем ответить на вопрос: действительно ли присуща этим мифам хоть какая-то объяснительная интенция? Вот как, к примеру, выглядит в конспективной записи П.Вирца распространенный среди исследованной им группы папуасов миф "о происхождении кенгуру". "Яно (тотемный прародитель кенгуру и людей-кенгуру - А.Л.) и Саманимб (избранная им девушка - А.Л.) пришли в деревню Тангем на реке Кумбе. Они проголодались и захотели поесть. "Разведи огонь, - сказал Яно Саманимб, - и положи в него камни". Потом он отрезал от себя самого кусок мяса и дал Саманимб, чтобы она испекла. Когда камни накалились докрасна, Саманимб положила на них несколько нарезанных кусочков мяса и покрыла эвкалиптовой корой. Спустя некоторое время она приподняла кору и, к своему удивлению, увидела под ней столько жареных кенгуру, сколько она положила туда кусочков мяса. Они сели и поели. После этого Яно снова отрезал от себя несколько кусков мяса. Только на этот раз он смазал их спермой, а потом опять положил на камни и покрыл эвкалиптовой корой. Спустя некоторое время Саманимб подняла кору и из-под нее выскочили несколько молодых кенгуру. Так появились кенгуру. Их и теперь больше всего на берегах реки Кумбе. Ведь появились они здесь и уже из этих мест распространились повсюду" 2. И что же? Неужели мы на самом деле должны предположить, что в данном мифе изложена своеобразная теория происхождения кенгуру в представлении новогвинейского папуаса? Предположить, что он и в самом деле считает, будто кенгуру возникли когда-то в результате того, что... голодный Яно отрезал от самого себя ломти мяса, обильно смачивал их спермой и выкладывал их на раскаленные камни под эвкалиптовой корой? Парадокс заключается в том, что, если ту же самую историю вернуть тому информатору, который ее сообщил, но в виде сухого теоретического остатка: "так значит, кенгуру возникли когда-то из поджаренных кусков мяса, которые Яно отрезал от самого себя и покрыл спермой?", - информатор будет немало удивлен и будет вынужден заново повторить свой миф тупому и непонятливому собеседнику. В том-то все и дело, что из мифа в принципе невозможно сделать теоретическую вытяжку или приготовить некий сухой экстракт. Миф принципиально тождественен самому себе: в нем не содержится никакого содержания, которое можно отделить от формы и пересказать своими словами. И информатор, рассказывающий соответствующий миф, вовсе не излагает некую теорию происхождения кенгуру, а рассказывает МИФ происхождения кенгуру, миф, который имеет для него сакральный, священный характер, и который ничего не объясняет, а ПРОСТО СУЩЕСТВУЕТ. Конечно, любому внешнему наблюдателю может показаться, что приведенный выше миф по своей структуре объяснительный. Эта-то внешняя объяснительная структура мифа и вводит, судя по всему, в заблуждение. В самом деле, если папуасу марин-даним задать вопрос: "как на свете появились кенгуру?", - он вполне может в ответ рассказать этот миф (хотя, впрочем, вовсе не обязательно). Но означает ли это, что его рассказ будет действительно ответом? Будет ли папуас отвечать на вопрос, или же он будет просто рассказывать миф, приходящий ему в голову по ассоциативной реакции на слово "кенгуру"? Ведь понятно, что ответ на ВОПРОС о происхождении требует определенной проработанности причинно-следственных структур мышления. Если же причинно-следственные структуры не проработаны, это значит, что человек в принципе не способен отвечать на вопросы типа: "откуда это взялось?" Точнее, он может быть и будет отвечать, но это будут псевдоответы, вовсе не имеющие в виду содержание вопроса. Так четырехлетний ребенок готов строить бесконечные псевдопричинные цепочки. "Как ты думаешь, откуда взялась эта игрушка?" - "Из потолка!" - "А откуда взялся потолок?" - "Из дивана!" - "А откуда взялся диван?" - "Из телевизора!" - "А откуда взялся телевизор?" - "Из самолета!"..., и т.д., и т.п. И точно такие же псевдопричинные цепочки ребенок с удовольствием строит с помощью вопроса "почему?". Эти цепочки свидетельствуют о том, что для ребенка определенного возраста на самом деле не существует вопросов "почему?" и "откуда?" в их реальной логической нагруженное™. Ведь эти вопросы предполагают определенный уровень понимания того, что есть причина и того, что есть причинно-следственная связь. А как раз последнее отсутствует как у маленького ребенка, так и у первобытного человека. Но если первобытное мышление вообще равнодушно к причинно-следственным связям - с какой стати следует полагать, что рассказ "о происхождении кенгуру" является для рассказывающего его человека ответом на вопросы "почему?" или "как?"? И с какой стати мы должны полагать, что бесконечные "почему?" ребенка-дошкольника действительно являются вопросами в строго логическом смысле этого слова? Да, традиционно эти каскады вопросов, начинающие вдруг фонтанировать из ребенка, рассматриваются как свидетельство яркой познавательной активности ребенка этого возраста. Но так ли это на деле? Фактом является лишь то, что ребенок этого возраста может буквально забрасывать взрослого вопросами "как?", "почему?" и "откуда?" - но является ли это свидетельством того, что ребенок-дошкольник НА САМОМ ДЕЛЕ интересуется вопросом "почему птица летает" и "откуда люди взялись" в том смысле, в котором понимает эти вопросы взрослый? Увы, до определенного возраста все эти вопросы в устах ребенка вовсе не связаны с выяснением причин и природы чего бы то ни было, а являются, скорее, своего рода коммуникативными провокациями, т.е. способом активизации речи взрослого. И потому ребенок вовсе не стремится выслушать ответ на свой вопрос, а тут же, на полуслове перебивает старательно отвечающего взрослого другим вопросом, зачастую не имеющим никакого отношения к первому, и, в конце концов, доводит взрос- лого до бешенства: "да отстань ты, наконец!". А если внимательно отследить эти серии и каскады вопросов, можно прийти к выводу, что ребенка отнюдь не волнует какая-то истина. Ему, в общем, все равно, что конкретно ему отвечают - ему важен факт принципиального открытия, что можно задавать вопросы и получать на них ответы. А то, что ответы при этом должны быть ответами на поставленные вопросы и должны быть сколько-нибудь достоверными ответами - это его не волнует совершенно. Абсурдный, фантастический ответ его удовлетворит ничуть не меньше, нежели ответ, сверенный с последними научными данными. Более того, фантастический рассказ в связи с заданным вопросом его заинтересует даже больше. Его интересует не столько выяснение действительных причин, сколько построение разветвленных псевдопричинных цепочек, с помощью которых организуется содержание его внутреннего МИФОвоззрения. И его совершенно не волнует, что за этими псевдопричинными цепочками не скрывается никакого реального причинного содержания, что они являются всего-навсего игрой фантазии и игрой слов. Если мы теперь вернемся к первобытному мышлению, то в его отношении, судя по всему, следует сделать те же самые оговорки: вопросы и ответы здесь находятся в каком-то существенно ином соотношении, нежели вопросы и ответы в каузально простроенном мышлении цивилизованного человека. И если папуасы маринд-аним (или какие угодно иные аборигены) рассказывают некую мифологическую историю о том, "как появились кенгуру" (или любой другой миф происхождения), это вовсе не значит, что они тем самым ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС о том, как же все-таки на самом деле появились на свете кенгуру. Как раз вопрос о том, как на самом деле появились на свете кенгуру, их ни в малой степени не интересует. И если начать им искренне отвечать на поставленный "вопрос" с позиций другого мифа - будь это представитель другого племени или этнограф-наблюдатель - они просто не будут это слушать. Потому что все, что им на самом деле нужно, уже сказано в ИХ мифе. Мифе, который на самом деле вовсе не является никаким мифом "о происхождении кенгуру", но является мифом о чем-то существенно другом. Мифом о некоторой сакральной, священной тайне, которая является сверхзначимой для данного племени. Ибо любой миф ценен вовсе не истиной, которая в нем будто бы содержится, а как раз тем, что он есть миф. Миф не является источником истины - он является источником сакральности, и это неизмеримо важнее. В мифе о происхождении кенгуру безусловно содержится знание. Но это вовсе не знание о происхождении кенгуру, а знание САКРАЛЬНОЙ СЕМАНТИКИ слова "кенгуру". Это знание не имеет ровным счетом ничего общего с естественнонаучным взглядом на вопрос о причинах появления. И не следует обманываться мифологической ремаркой "так появились кенгуру", поскольку такая реплика в трактовке первобытного человека вовсе не пред- полагает того фактора времени, который очевиден для современного человека. Парадокс заключается в том (и это хорошо известно этнографам), что появление кенгуру, равно как и возникновение любых других вещей и явлений в мифе вообще не является событием, происходящим во времени. Мифологическое сознание первобытного человека построено таким образом, что для него в каком-то смысле КЕНГУРУ БЫЛИ ВСЕГДА. И, если попросить папуаса.маринд-аним: "расскажи о времени, когда не было кенгуру!", -он не поймет вопроса. Потому что - хотя у него и есть миф происхождения кенгуру! - кенгуру для него были "с самого начала". Он может даже произнести ритуальную формулу "вначале кенгуру не было". Однако, это вовсе не значит, что у него есть представление о некоем особом ВРЕМЕНИ, в котором не было кенгуру. Тот факт, что в его мифе кенгуру возникает как бы из небытия, вовсе не значит, что "небытие кенгуру" существует для этого человека как некий пласт времени. И это означает то, что само слово "происхождение" имеет для первобытного человека совершенно иную семантическую нагрузку, нежели для человека современного.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |