КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура возделанной сексуальности
Итак, положительный, конструктивный смысл болезненных фаллоцентрических обрядов инициации заключается в том, что у мальчиков формируется способность к пролонгированному коитусу и это дает возможность осуществить СОЦИАЛЬНУЮ на- правленность секса, смыслом которого отныне становится не сброс спермы в женщину во имя зачатия, а сложный обряд духовно-космического сексуального взаимодействия, что и становится впоследствии предметом религиозного обожествления. Еще раз напомню, что фундаментальный сексуально-биологический парадокс человека заключается в том, что это единственный живой вид, у которого существует проблема сексуальной несовместимости. А эта проблема, в свою очередь, связана с принципиально различным развитием оргазма у мужских и женских особей, с феноменом несостыкованности оргазмов. Ведь "боги, как говорит Платон, снабдили нас членом непокорным и самовластным, который, подобно дикому зверю, норовит, побуждаемый ненасытной жадностью, подмять под себя все и вся" 27. Однако мужская похоть - если она не возделана культурно - краткосрочна, и вздыбленный член угасает тотчас после совершения вожделенного акта. А что такое два десятка коитальных фрикций для разбуженного женского организма? Способность женских особей Homo sapiens к активным сексуальным контактам в любое время года, а не только в периоды течек сочетается в них с ориентированностью на пролонгированный и многократный оргазм. А это требует от мужской особи некоторых надбиологических усилий по искусственному продлению коитуса. Иначе говоря, существует определенное несоответствие между природным стремлением женского влагалища к долговременному сексу и природным стремлением мужского фаллоса к сексу кратковременному. По-видимому, это противоречие и является одной из причин формирования ранних социально-матриархальных структур организации вида Homo sapiens с ориентацией на искусственную регуляцию сексуального поведения подростков и создание удивительного института инициации, совершенно незнакомого животному миру. Таким образом, случай человека - это случай, который оказывается связан с феноменом фундаментального несоответствия мужской и женской сексуальной конституции. Парадокс человеческой сексуальности - это парадокс, который может быть рассмотрен как важнейший стимул для возникновения самого феномена культурной инициативы. И это должна была быть инициатива женских особей по отношению к самцам: инициатива по формированию у самцов особой способности волевым образом управлять своим сексуальным поведением. И есть основания определить такой феномен волевого управления своим сексуальным поведением как первый собственно культурный феномен, как исторически первую манифестацию самой культуры. А культура секса оказывается первой формой человеческой культуры вообще. Кстати говоря, сказанное позволяет понять природу матриархата как первой формы социально-культурной регуляции человеческого общества на протяжении почти что всей предыстории современной культуры. В самом деле, почему матриархат, почему главенство женщин, если главными производителями а также главными хранителями всех культурных традиций на протяжении матриархата являлись мужчины, а не женщины? Ключ к загадке - все в той же проблеме сексуальности. Именно женские особи, носители особой - нетипичной для приматов - сексуальной потребности в пролонгированном коитусе должны были выступить с "инициативой культуры", суть которой на первых порах состояла не в чем ином, как в навязывании своим мужским партнерам некоего стиля сексуального поведения, не предопределенного их физиологическими потребностями. Впрочем, именно мужские особи, отвечая на брошенный им вызов, должны были эту культуру создать и перейти от культуры сдерживания непосредственных физиологических позывов, от искусства управления своей сексуальностью к культуре в самом широком смысле этого слова. Таким образом, можно сказать, что феномен культуры возникает по женской инициативе, но... осуществляется при этом руками мужчин. Впрочем, ту же самую фразу можно было бы отнести и к любой высокоразвитой форме культуры: культура чаще всего возникает по инициативе женщин, но делается при этом руками мужчин, искушаемых противоположным полом и творчески сублимирующих свою сексуальную энергию. Итак, формирование у подростка культуры сдерживания непосредственных сексуальных реакций может рассматриваться как первичная ячейка собственно социального. При этом именно женские представители рода человеческого являются подлинными инициаторами становления этих элементарных структур социального, а сам процесс разрешения этого фундаментального противоречия между двумя типами сексуальности можно рассматривать одним из ключевых факторов антропогенеза. Ведь животное, усмирившее свою сексуальную органику во имя сексуального удовлетворения особи противоположного пола - это и есть животное, сделавшее шаг на пути к тому, что мы именуем социальным. И тогда объяснение процесса формирования человеческой руки как процесса по формированию органа, способного заместить фаллос и способного осуществить изощренное тактильное удовлетворение женского организма уже не представляется излишне экзотичным и невероятным объяснением. А анализ инициационных обрядов, осуществляемых в первобытных сообществах в отношении девочек, подтверждает сказанное. Скажем, в практике аборигенов Австралии девочки не подвергаются столь сложным испытаниям, которые выпадают на долю мальчиков. Правда, центром инициационных обрядов у девочек также являются их половые органы. Однако принципиальная направленность осуществляемых в отношении девочек операций оказывается прямо противоположной той, которую можно наблюдать в инициациях мальчиков. Так, в некоторых племенах центром обрядов является ритуальная дефлорация инициируемой де- вочки, когда особо отобранные мужчины, к тому же состоящие с этой девочкой в дальних родственных отношениях, по очереди вступают с нею в половой контакт в торжественных церемониальных условиях. Затем вытекающую из девочки сперму собирают и выпивают во время последующих обрядов, полагая, что эта сперма обладает магической силой. Конечно, дефлорация - это тоже болезненно (хотя, разумеется, и не настолько, как вырывание ногтей или подрезание пениса у инициируемых мальчиков). Но во всяком случае дефлорация, совершаемая опытными мужчинами (а не мальчиком, который впервые пытается применить орудие своего сексуального труда), - это дефлорация, которая позволяет девочке получить сексуальное удовлетворение, испытать оргазм, почувствовать радость глубинного секса и стать сексуально разбуженной для встречи со своим будущим мужем. Таким образом, если инициации мальчиков призваны, в конечном итоге, к тому, чтобы затормозить и обуздать их свободные сексуальные порывы, то инициации девочек, наоборот, направлены на то, чтобы как можно быстрее разбудить в девочке женщину, способную к глубоким и многократным оргазмам. Возможно, кстати, что это является одной из причин того, что первобытное общество не знакомо с феноменом аноргазмии - столь распространенного сексуального заболевания современных женщин. Характерно, кстати, что ритуальная дефлорация девочки, когда один или несколько зрелых мужчин совершают с нею серию сексуальных контактов, осуществляется в сопровождении таинственных и разнообразных обрядов, способствующих тому, что эта сексуальная мистерия пробуждает у девочки своеобразное духовное измерение чувственности - то, что в древних цивилизациях было названо космическим эросом. После каждого очередного сношения девочку украшают ожерельями и браслетами, а ее тело раскрашивают смесью жира и красной охры. Затем она ненадолго появляется перед своим будущим мужем и вновь возвращается туда, где исполняющие священные роли мужчины снова вступают с нею в половую связь. Так практикуется несколько дней, покуда ее женская чувственность не будет разбужена в максимальной степени. Характерно, что на всем протяжении этих обрядов совершенно исключается возможность ее сексуального контакта с будущим мужем. Впрочем, вместо этого иногда ей во влагалище вкладывают его обрезанную крайнюю плоть. Правда после того как девочка оказывается сексуально разбужена, возникают новые проблемы - в частности, проблемы со сдерживанием ее разбуженной сексуальности, и на последующих этапах инициации оказываются возможны различные болевые приемы. Это могут быть, как и у мальчиков, рубцы, надрезы, татуировки, и т.д., - но безусловно в менее значительной степени, нежели у мальчиков. Тем не менее, благодаря этим операциям, девочка как и мальчик научается управлять своей разбужен- ной сексуальностью, т.е. научается служить не закону похоти, но закону племени, и, в частности, брачному закону. Кроме того это бывает связано с необходимостью формирования у девочки готовности воздерживаться от сексуальных контактов во время менструальных кровотечений. Так, в племени гунвинггу менструирующей девушке рисуют между грудями Змею-Радугу (фаллический знак; согласно мифу запах менструальной крови приводит Змею-Радугу в ярость - что и означает недопустимость сексуальных контактов во время менструальных кровотечений), после чего девочка "подтягивается, схватившись за толстую ветвь какого-нибудь дерева, и висит на руках, а женщины, среди которых и ее мать, согласно обряду бьют ее по животу и по спине мешком из коры бумажного дерева, наполненным холодным речным песком. Этот обряд, как считается, способствует тому, чтобы менструации не продолжались слишком долго и не начинались преждевременно" 2Э. В чем смысл этого обряда? Вполне вероятно, что тем самым девочка осваивает запрет на секс во время менструаций. Так или иначе, но благодаря инициационным обрядам и мальчики, и девочки научаются управлять своей сексуальностью, научаются подчинять свой непосредственный сексуальный позыв социальному закону и благодаря этому преодолевают исходную дисгармонию своих сексуальных сценариев. В частности, у мальчиков операция по укрощению фаллоса помещается в такой культурно-обрядовый контекст, что происходит развитие сексуальности вглубь. Ведь проходя болезненные инициационные испытания, мальчик подавляет в себе не сексуальность как таковую, а лишь то, что можно было бы назвать примитивной, некультурной сексуальностью. А мальчик, обретший статус мужа, - это мужчина, овладевший искусством чрезвычайно изощренной сексуальности, способной доставлять женщине глубокое и многообразное сексуальное удовлетворение с многократными оргазмами - независимо от того, совершается или не совершается при этом оплодотворение. Он научается разнообразным способам сексуального поведения, искусству тактильных ласк, использованию руки в качестве искусственного фаллоса. Но что самое интересное - он обретает способность глубоко индивидуального сексуального поведения: во взаимоотношениях с особью противоположного пола он никогда не действует "по инструкции", но всегда находит, если можно так выразиться, индивидуально-творческие сексуальные решения. Он научается чувствовать женскую потребность и приспосабливать свое сексуальное поведение к этой потребности. Откуда берется в нем эта удивительная творческая сексуальная свобода, позволяющая ему уверенно доставлять полноценное сексуальное удовлетворение любой женщине, которая становится его женой независимо от его выбора (еще раз подчеркну: порядок совершения браков в первобытном обществе таков, что он практически исключает возможность свободного выбора партнеров)? Ведь это тем более удивительно, что многочисленные сек- суальные проблемы современной цивилизации наглядно показывают, насколько серьезна и глубока проблема сексуальной совместимости-несовместимости в современном мире. В самом деле: работают десятки тысяч психоаналитиков и сексопатологов, выпускаются тысячи книг, призванных обучить искусству любви, выпускается огромное количество видеопособий по этому древнейшему из искусств... И каков результат? Миллионы женщин, страдающих аноргазмией или вынужденных заниматься самоудовлетворением после совокупления с мужчиной, и миллионы мужчин, так и не научившихся, несмотря на все прочитанные пособия, удовлетворять женщину. А это, в свою очередь, источник фрустрационного напряжения, тяжелых депрессий, агрессивных выплесков. Удивительно, но никаких специальных сексуальных школ мы в первобытном обществе не найдем. И, тем не менее, прошедший школу инициации первобытный подросток не имеет никаких сексуальных проблем. Как такое возможно? В чем тайна оргаизмической эффективности первобытного секса? Возможно, что ключ к решению загадки - в "наоборотном" функционировании мифологического запрета. Эффект наоборотности, по которой организовано функционирование мифа в первобытном обществе настолько существенен, что он заслуживает специального анализа. Педагогика "наоборот"
То, что миф является, как бы это помягче выразиться, этически странным образованием, превосходно известно исследователям первобытной мифологии. Возьмем ли мы мифы, обработанные письменной традицией и дошедшие до нас из глубины веков в напоминание об образе мысли, господствовавшем в Древней Месопотамии, Древнем Египте, Древней Греции или Древней Индии, или же мы обратимся к мифоритуальной традиции, выражающей культурную самобытность современных аборигенов, -возможно, первое, что бросится в глаза, это своего рода этическая невменяемость действующих в них героев. И это странно, если исходить из того, что именно в мифе укореняются нормы социального порядка, и миф является высшей социально-этической реальностью древних обществ. В самом деле, о какой высшей этической реальности можно говорить, если, например, боги Древней Греции только и делают, что совершают порочные и отвратительные деяния? Приведу в качестве примера описание поступков верховного олимпийского бога Древней Греции Зевса в изложении Роберта Грейвса. "Только Зевсу - отцу небес - была подвластна молния, и лишь страх перед ее смертоносной силой делал послушным его сварливое и вздорное семейство, расположившееся на горе Олимп. Зевс определял пути небесных тел, устанавливал законы, приводил к присяге, пророчествовал. Когда его мать, Рея, предвидя беды, которые могут возникнуть из-за его похотливости, запретила ему жениться, Зевс, рассердившись, пригрозил овладеть ею. И хотя она тут же превратилась в ужасную змею, Зевс не испугался, и, сам превратившись в змея и образовав с ней один тугой узел, исполнил свою угрозу. Именно с этого начались его бесконечные любовные похождения" 30. Итак, любовная деятельность Зевса начинается с того, что, обернувшись змеей, он овладевает собственной матерью, после чего начинается самый настоящий сексуально-кровавый разгул, когда Зевс непрерывно изменяет своей жене Гере с каждой понравившейся ему богиней, нимфой или смертной женщиной, причем нередко в момент совокупления превращаясь в какого-нибудь дикого зверя. Тех же, кто смел ему отказать, он в гневе испепеляет молниями. Но самое поразительное при этом заключается в том, что именно Зевс выступает в роли... верховного законодателя, санкционирующего те или иные нормы социального порядка! Что же собой должно было представлять греческое общество, верховный бог и законодатель которого вел себя столь диким и необузданным образом? Не следует ли предположить, что в древнегреческом обществе царил разгул социальной анархии, жестоких страстей и кровосмесительных связей? Любому, кто знаком с культурой Древней Греции, известно, что это было не так. И что, несмотря на дикие выходки греческих богов, само древнегреческое общество отличалось удивительной стабильностью и урегулированностью социальных связей. А ведь не только верховный бог олимпийского пантеона, но и многие десятки других древнегреческих богов ведут себя совершенно аналогичным образом. Можно с уверенностью утверждать, что нет такого грязного и асоциального поступка (убийство, инцест, осквернение святынь), который бы не совершался героями мифологических сюжетов. Причем такого рода поступки - это отнюдь не периферия древнегреческих мифов. Они составляют основную канву мифологических сюжетов. Все, что только можно придумать самого грязного и асоциального, в мифе конденсируется и самым настойчивым образом подчеркивается. А в результате мифы оказываются удивительно концентрированным средоточением садизма, психической невменяемости и всяческих сексуальных патологий. И, что самое важное, настойчиво демонстрируют эти формы отклоняющегося социального поведения не какие-то враги рода человеческого, не злодеи и негодяи, а... САМИ БОГИ, основатели космического порядка, тотемные предки человеческого рода, а так же культурные герои. "Мифические существа, боги и герои, благодетели человеческого рода повсюду совершают деяния злые, тиранические или постыдные с точки зрения людей" ", - подчеркивает М.А.Лифшиц. Всей своей властью гарантируя моральное поведение простых смертных, сами они живут "...в атмосфере постоянных нарушений нравственного порядка" 32. Следовательно, можно утверждать, что весь мир человеческих взаимоотношений - тот самый мир, который, казалось бы, требуется установить и узаконить, миф буквально выворачивает наизнанку и оскверняет самым изощренным образом. Но в чем же тогда состоял смысл этого и тысяч других мифов, составлявших естественный интеллектуальный горизонт нормального грека? Любой психоаналитик скажет: ритуальное проигрывание или проговаривание неправильных, асоциальных моделей поведения чрезвычайно нужно всякому человеческому существу для того, чтобы освобождаться от их подсознательного гнета. Именно таким ритуальным проигрыванием асоциального и одновременно освобождением от этого асоциального и занимается миф, если рассматривать его как психотерапевтическую реальность. Еще раз напомню: в первобытном обществе миф - это не просто устный рассказ, созданный для услады слуха, но сложное ритуализованное действо, которое разыгрывают на протяжении многих дней и недель (а иногда на протяжении месяцев) все взрослые члены общества. Главные герои архаических мифов - это тотемные предки человека, ведущие подчеркнуто асоциальный образ жизни. Но что интересно: в процессе отправления мифологического ритуала взрослые члены племени как бы идентифицируются со своими тотемными предками, и в их обличье проживают странную, запрещенную жизнь. По сути дела, они вживаются в кровавые и мутные фантазии своего подсознания, осуществляя самые изощренные ритуализованные убийства или вступая в кровосмесительные половые связи - с матерью и отцом, братьями и сестрами - и, тем самым... психологически освобождаются от подсознательного груза этих фантазий. Следовательно, миф - это ни в коем случае не руководство к действию. Он находится в совершенно иных, гораздо более сложных взаимоотношениях с человеческой повседневностью. Снова обратимся за примером из детства. Когда пятилетний ребенок бегает по комнатам, таращит глаза и грозно кричит: "я страшный Волк, я сейчас всех съем!", - это менее всего означает, что он репетирует роль будущего садиста и убийцы. Совсем наоборот: он отыгрывает агрессию внешнего мира через игровую идентификацию с образом того, кто в его детском мифологическом сознании является агрессором по преимуществу. И это имеет крайне важное значение для освобождения от потенциала агрессивности. Чем в большей степени агрессивен окружающий ребенка мир, тем в большей степени он пытается освободиться от своего страха через игровую идентификацию с мифологическим образом агрессора. И та же схема наоборотного управления поведением работает в мифологическом сознании первобытного человека. Когда первобытные люди снова и снова ритуально проигрывают свои кровавые и мутные фантазии, они отнюдь не становятся рабами и заложниками этих фантазий, а, наоборот, производят своеобразный акт психологического самоочищения в соответствии с некоей максимой, которую можно сформулировать примерно следующим образом: "Что позволено Тотему - то не позволено простому смертному". Принцип, который уже в эллинской куль- туре был переформулирован в знаменитое: QUOD LICET JOVI. NON LICET BOVI. "Что позволено Юпитеру - то не позволено быку". Входя в пространство мифа и идентифицируя себя (игровым образом) со своим тотемным предком, человек архаических сообществ отыгрывал комплексы, страхи и фантазии своего подсознания, перелагая их... на плечи своего Тотема (а впоследствии -на плечи своего бога). И уже затем, возвращаясь из мифа обратно, в реальный мир, он все эти страхи, комплексы и фантазии оставлял в том, параллельном мифологическом мире и обретал в своем повседневном существовании жесткие запретительные линии: нельзя в обыденной жизни быть собственным Тотемом, собственным Богом. Что позволено Юпитеру то не позволено быку. И, следовательно, хаос, царящий в мифе, выступает как... условие порядка в реальной жизни. Таким образом, первоначальная функция бога (Тотема как пра-бога) в человеческой культуре как раз и состоит в принятии на себя всего того, от чего человеку требуется очиститься. Бог -это своеобразный мусороприемник для психологических аффектов и комплексов. Бог в своих первоначальных культурных образах - это хранилище психических отходов человеческой жизнедеятельности - тех психических отходов, которые несут в себе повышенную опасность для социальной структуры общества. И это объясняет, почему первоначальные человеческие боги столь развратны, жестоки и чудовищны. Скажем, у древних греков даже олимпийские боги - это боги, ведущие абсолютно разнузданный образ жизни. Но память древнего грека хранит еще более архаические образы - образы хтонических чудовищ, которые господствовали на земле до того, как на ней воцарились боги. Эти чудовища священны и омерзительны одновременно, и, похоже, что они напрямую ведут свое происхождение от тотемистических предков первобытного человека. Разумеется, Тотем - не бог; но именно в Тотеме скрывается тайна древнейших божеств. Первобытный человек не столько поклоняется Тотему, сколько сосуществует с ним, как с вытесненной частью самого себя - мерзкой, развратной, распущенной. Он объективирует в Тотеме все то, является асоциальным, и через ритуальный диалог с Тотемом, через ритуальную самоидентификацию с Тотемом освобождается от всего мерзкого и низкого в себе самом. Древние боги несут в себе черты Тотемов, но одновременно - и черты культурных героев, закладывающих основы культуры. Если Тотем не несет в себе ровным счетом ничего привлекательного, то древние божества - это единство чудовищного и прекрасного, отвратительного и привлекательного. И только в религиях, возникающих на развитых ступенях цивилизации, Бог становится средоточием благодетели, и только благодетели. Так или иначе, только Тотемы и древнейшие боги - это существа, которые принимают на себя людские грехи... в буквальном смысле слова, являясь средоточием всего того "греховного", т.е. асоциального, от чего пытается освободиться человек. И в этом - тайна того страшного величия, которым обладает в жизни первобытного человека Тотем. Сама суть Тотема - это греховность как таковая; но это такая греховность, которая запрещает человеку быть греховным в его повседневной жизни. Тотем несет в себе грехи всего человечества - и тем самым он освобождает человечество от грехов. А отсюда легко понять, почему в развитых религиях дьявол оказывается обратной стороной Бога: ведь суть пра-бога, Тотема - это грех как таковой, который позволяет и заставляет человека НЕ быть греховным. Иначе говоря, бог и дьявол имеют общего предка в истории культуры. Итак, миф регламентирует и регулирует социальную жизнь человека не прямым предписанием "делай так как я!", а предписанием наоборотным: "я тебе запрещаю в повседневной жизни действовать по моему образу и подобию!". Но почему регулятивы мифа настолько сложны? Зачем им иметь такой - перевернутый -характер? Не легче ли было бы ограничиться прямыми запретами и предписаниями: "делай так-то!", "не делай того-то!"?... Пожалуй, ключ к этой загадке лежит в области педагогики. Известно, что прямые указания лишают человека права на свободу и делают его рабом внешней регламентации. И если педагог огораживает своего воспитанника частоколом прямых предписаний и указаний, то он неизбежно провоцирует андеграундное поведение своего воспитанника. Ведь специфика личностного поведения заключается в том, что это поведение совершается вопреки каким бы то ни было исходящим извне предписаниям - в противном случае о какой личностности можно вести речь? Личностное - это то, что не навязывается внешними стереотипами, а таинственным образом вырабатывается человеком изнутри самого себя и представляет собой мир абсолютной единичности. Лишь в том случае, если налицо абсолютная единичность, можно говорить о собственно личностном. Миф как раз и делает поправку на эту фундаментальную человеческую особенность. Он самым подробным образом расписывает сферу запретного и в каком-то смысле даже искушает человека этой сферой запретного; но при этом ни слова не говорит про то, КАК надо действовать и жить, предоставляя человеку широкую свободу самостоятельности. Фантазийное содержание мифа стимулирует воображение человека в сфере запретного, но одновременно накладывает жесткие запреты на самореализацию в данном направлении. И тогда поток перевозбужденной фантазии вынужденно направляется в совершенно новое русло - русло предметного творчества. Иначе говоря, происходит то, что еще Фрейд назвал процессом сублимации. Я уже не раз отмечал фундаментальную особенность мифа: в нем все может быть всем. Мифологически мыслящий человек максимально раскрепощает свое творческое воображение, будит фантазию. Но тут же получает жесткий урок: "Так - нельзя. Это прерогатива Тотема. В повседневной жизни должна господствовать нефантазийная, строгая упорядоченность". Но наличие запретной сферы при этом не бессмысленно. Живущий в правилах жесткого социального порядка человек все время имеет в виду этот запрятанный в мифологическое пространство потенциал абсолютной свободы "все может быть всем". И мир запретного становится, таким образом... тайным резервуаром творческих способностей человека. Это вообще можно рассматривать как главное педагогическое изобретение мифа: он осуществляет социально-моральную регуляцию не путем прямых указаний и прямых запретов, а путем весьма специфического - наоборотного - регулирования. Вместо того, чтобы подробно и в деталях расписать, КАК НАДО строить социальные взаимоотношения, миф подробно и детально расписывает образцы того, КАК НЕ НАДО их строить. И не просто расписывает на словах, а заставляет человека этот свой странный сценарий запретного разыграть в лицах. И, тем самым... ввести жесткий запрет на исполнение этого сценария в повседневной жизни: QUOD LICET JOVI, NON LICET BOVI. Гениальная педагогическая максима, позволяющая осуществить максимально эффективное табуирование человеческого поведения при сохранении у него максимального ощущения собственной свободы. Миф словно отдает себе отчет в том, что одна из важнейших потребностей человеческой личности - это потребность в запретном. Запрет рождает желание. Запрет рождает интерес. Запрет рождает протестное поведение. Запрет искушает. Поэтому миф поступает тонко и умно. Он предлагает подростку с головой погрузиться в сферу запретного и проиграть мир запретного в ролевой игре. Во Времена Сновидений, - свидетельствует миф, - мальчики жили со своими матерями, а отцы со своими дочерьми (причем об этом не просто рассказывают, это показывают, надевая соответствующие маски и ритуально изображая запретный секс матерей с сыновьями и отцов с дочерьми), но потом произошло... И разыгрывается некая мифологическая фантасмагория, в финале которой - либо кровавая драма, либо смерть. При этом запретительная схема мифа работает очень убедительно и эффективно. Ведь она не унижает достоинство мальчика или мужчины и не уверяет его в том, что его желание спать со своей матерью или дочерью является чем-то мерзким, грязным и отвратительным, свидетельствующим о том, что он - выродок или негодяй, как это свойственно, нравоучительным формам педагогики. Напротив, она признает, что эти желания являются до какой-то степени естественными (вспомним, когда уже в XX веке это открытие сделает и напишет о нем Фрейд, это вызовет бездну негодования), поскольку тотемные предки человека действительно жили такой жизнью во "времена сновидений". А, значит, в этих желаниях нет никакой патологии, унижающей достоинство человека. Просто они идут от Тотема, а человек должен эти желания преодолевать, поскольку таков закон: QUOD LICET JOVI, NON LICET BOVI. И именно в этом видится фундаментальный смысл того своеобразного диалога с Тотемом, который непрерывно ведет первобытный человек, подчеркивая, с одной стороны, свое тотемно-животное происхождение, а, с другой, настаивая на своем фундаментальном по сравнению с Тотемом своеобразии. В том и состоит специфика ЧЕЛОВЕКА, что он не имеет права жить той же жизнью, которой жил его звероподобный тотемный предок. "Что позволено Тотему - то не позволено мне". Диалог со своим тотемным происхождением, в который вступает каждый представитель первобытного общества, это ритуал, позволяющий погрузиться в тотемоподобный мир своих вытесненных желаний. И очиститься от этой своей физиологической зависимости с помощью ритуала. Таким образом, ритуал инициации оказывается не чем иным, как обрядом очищения человека от своей тотемно-животной природы во имя культурно-социальной идеи своего племени. С помощью обряда мальчик вытаскивает из себя те сексуальные желания, которые связывают его с миром тотемных, звероподобных предков, и отсекает эти желания вместе с отсечением крайней плоти. И тем самым он рождается "вторым рождением" -через перерезание (=обрезание)... пуповины фаллоса, связывающей его с тотемно-животным происхождением. Что же дает такой педагогический ход? Как минимум, то, что первобытный человек не становится, подобно своему цивилизованному собрату заложником многочисленных комплексов и вытесненных желаний, составляющих, как это выяснилось в XX веке, невротический фундамент современной культуры. Первобытная культура по большому счету не невротична, и это свидетельствует о том, что ее педагогическая система по культурному возделыванию человеческой сексуальности чрезвычайно эффективна. А, с другой стороны, в повседневной жизни первобытного человека практически отсутствует тяга к акультурным способам сексуального поведения, т.е. сами запреты, вводимые по па-оборотному сценарию, срабатывают чрезвычайно эффективно. Так, в повседневной жизни первобытного человека отсутствуют гомосексуальные ориентации, несмотря на то (или благодаря тому!), что "мужчинам приходится исполнять женские роли в различных священных обрядах и... символически изображать акт совокупления с актерами мужчинами" 33. Тем более совершенно немыслимо для первобытного человека осуществлять в повседневной жизни сексуальные контакты со своей дочерью или сыном. Чего совершенно нельзя сказать о людях современной цивилизации, которая зачастую как раз в области сексуального поведения предлагает странную смесь сексуальной разнузданности и сексуального невротизма. Но это - только одна из сторон поразительной эффективности педагогики мифа. Другая сторона - та, что за человеком сохраняется огромное пространство индивидуальной свободы, индивидуального выбора. Миф не навязывает какую бы то ни было модель поведения, но ДРАЗНИТ запретной моделью, и притом предлагает человеку самому сформировать позитивную альтернативу. При этом запрет является максимально жестким и даже жестоким. Он пугает и держит в напряжении. И потому педагогика мифа воистину сурова. Но одновременно с этим она сохраняет за человеком огромные возможности свободного выбора и даже свободного конструирования своей конкретной модели поведения, и, прежде всего, сексуальной модели поведения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |