КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По ту сторону фаллоса
В свете сказанного выше становится понятной фаллическая тайна древних религий - тайна того, почему именно фаллос становился здесь предметом культового поклонения и обожествления. Но не просто фаллос, а фаллос обрезанный, фаллос укрощенный. С подавлением свободного сексуального влечения древнейшие культуры связывают свои высшие духовные ценности, и именно в этом заключается одна из важнейших тайн первобытной мифологии. Образ фаллоса здесь - это образ громадной силы, которая стремится реализовать свою сексуальную потребность, ("ветки хрустят, когда двигается его пенис, расщепляя скалу", - поется в одной из песен мифологического цикла про пенис Ньираны), но сталкивается с препятствиями на своем пути, и, преодолевая эти препятствия, становится демиургом окружающего человека мира. И это - весьма существенный урок мальчикам, обретающим взрослый статус. Так формируется система жестких табу, регламентирующих социальный (=сексуальный) образ жизни первобытного человека. Возникает социальное как искусственно упорядоченное сексуальное. Обрезание - это своеобразная игра в оскопление, смысл которой - отнюдь не реальное лишение подростка фаллоса и сексуальной способности, а, наоборот, стимулирование в нем этой способности, но в культурно значимых формах. И в этом смысле обрезание есть абсолютно универсальная процедура культуры; просто в одних, более архаических традициях обрезание носит натурализованный характер, тогда как в современных культурах натуралистическое обрезание крайней плоти заменяется более тонкими механизмами, которые можно было бы назвать "психологическим обрезанием". В частности, такова христианская культура, создавшая целый культ психологического обрезания, доходящего до психологического оскопления. Речь идет о культе христианской аскезы, который оказывается одной из самых жестких форм обрезания в истории человечества, когда фактически происходит... психологическое удаление фаллоса: фаллос христианина - это зачастую фаллос, полностью пораженный в правах. Это фаллос, начисто лишенный демиургического содержания. Это фаллос, которому возвращена чисто животная, тварная функция совокупления во имя оплодотворения. В древних культурах (и, в частности, в столь противном христианству язычестве) человеческий низ - это центр, вокруг которого происходит жизнь Вселенной: так, изображение священного круга жизни в восточных религиях центрируется точкой божественного коитуса, точкой непосредственного соприкосновения гениталий танцующих в символическом сексуальном танце богов. Низ - это подлинно высокое, это та точка, через которую дух устремляется в человека. "Низ" в восточных религиях - это точка максимального духовного возвышения. Пожалуй, только в христианской культуре "низкое" приобретает совершенно особый семантический оттенок - оттенок грязного и отвратительного, противоположного "высокому". Мы говорим "НИЗкий поступок", уже не замечая семантического корня этого выражения, прямо указывающего на человеческий низ, т.е. на область гениталий, ассоциирующихся в христианстве с самым худшим, что есть в природе человека. Божественный фаллос древних языческих религий как точка прямого соприкосновения с богом - суть нечто совершенно невозможное в пространстве христианского мировоззрения. Отец Сергий из одноименного рассказа Л.Н.Толстого, символически отрубающий себе фаллос (отрубающий себе большой палец в борьбе с дьявольским искушением в образе распутной женщины) - живое воплощение идей христианской церкви с ее антиязыческим культом аскезы. Если первобытная культура, создавая культ и культуру обрезания, сдерживает непосредственный фаллический порыв, но, вместе с тем, предельно активизирует сексуально-фаллические фантазии и создает изощренную культуру сексуальной жизни, обогащенную многообразием мифологических смыслов и символов, то обрезание по-христиански имеет в виду безусловное пресечение самой сексуальной жизни в ее культурном разнообразии и низведение этой жизни до чисто животной, репродуктивной функции. Что и является, кстати, одной из причин того, что психоанализ возникает в пространстве именно христианской культуры: ни одна другая культура не совершала столь последовательной агрессии против сексуальности, и оттого вытеснение сексуального в сферу подсознания стало фирменной меткой именно европейской культуры. Впрочем, по той же причине ни одна другая культура не дала столь мощного сублимационно-творческого эффекта, как христианская. Что же касается древних мифологических культур, то здесь ребенок, прошедший испытания инициационными обрядами, превращается в мужчину, способного сдерживать свой непосредственный сексуальный порыв, но отнюдь не во имя аскезы, а совсем наоборот. Регулируемый в своем сексуальном поведении культурными запретами и правилами, он культурно возделывает свою сексуальность и оказывается способен к чрезвычайно богатому и изощренному сексу. Секс такого человека становится воистину культурным, и даже культовым явлением, существенно превосходящим собственно физиологические возможности человека. Возникает настоящая мистерия секса, фантастическое культурное действо, смысл которого - не продление рода, но служение культурному мифу. Неудивительно, что древние женщины практически не знают феномена аноргазмии: в значительной степени это объясняется тем, что инициационные обряды безукоризненно выполняют свою роль по возделыванию сексуальной культуры, т.е. способности мужчины реализовывать себя в сексе за пределами своих непосредственных биологических потребностей. А это особенно важно, учитывая, что первобытное общество практически не знает личного выбора в вопросах сексуальной жизни. И, тем более, для него немыслимо сексуальное отвержение. Браки здесь воистину совершаются на небесах: любые браки заранее санкционируются установленным в племени порядком. Брак здесь не является предметом чьего-то личного желания или личного выбора: он мифологически предопределен, и я вступаю в брак не потому, что мне этого хочется (как это происходит в мире животных), а потому, что этого требует закон племени. "Существуют правила, которые определяют отношения между людьми или категориями людей, и половые сношения подчинены различным предписаниям. Система родства определяет круг наиболее подходящих партнеров и исключает остальных". 35 Таким образом, сама возможность реализовывать или не реализовывать свои сексуальные функции определяется у первобытного человека вовсе не биологической потребностью организма, а социальной потребностью племени. Сексуальное становится социальным. И оттого любой человек в своей сексуальности - это не просто биологический индивид, а прежде всего представитель своего племени, представитель своего Тотема, и сама сексуальная жизнь для него - акция высокого служения. И тем самым он заявляет о себе как о человеке воли: о человеке, способном на волевое самоограничение, способном на то, чтобы сдерживать- свои примитивно-животные сексуальные реакции. Он заявляет о себе как о человеке культуры: о человеке, чья сексуальность руководствуется не желаниями фаллоса, но принятой в данном сообществе культурной нормой. Волевое, сознательное ограничение фаллического произвола во имя служения культурному социуму - это именно то, что проводит водораздел между животным и человеком. А в результате этого волевого самоограничения человек впервые обретает подлинную "волю", в смысле "свободу", вырываясь из-под власти фаллоса. Таким образом, он становится человеком воли в двух смыслах, характеризующих слово "воля" в русском языке. Оба этих смысла в данном контексте неожиданно смыкаются: "человек воли" - в смысле "человек, способный к волевому самоограничению" и "вольный человек" - в смысле "человек свободный". Если в животном мире фаллос абсолютно властвует над своим носителем и заставляет его действовать в соответствии со своими сексуальными притязаниями, то человек - это существо, которое обретает власть над своим фаллосом, и потому он есть человек воли. В мире животных свободен только фаллос. Свободен в том смысле, что ничто не ограничивает его притязаний на сексуальное самоосуществление. И, скажем, самец шимпанзе не обладает свободой воли именно потому, что он находится в рабской зависимости от своих физиологических потребностей, в рабской зависимости от желаний своего фаллоса. Человек же - это такое удивительное существо, которое резко ограничивает свою сексуальную свободу, накладывая на нее многочисленные искусственные культурные ограничители. Причем главный психологический инструмент, с помощью которого удается совершить этот стратегический отказ - это именно воля. Но зато он обретает свободу в собственно культурном смысле этого слова. Индивидуальная воля, индивидуальное мужество, которые позволяют мальчику стойко вытерпеть чудовищные инициационные обряды, - это начало формирования индивидуальных волевых регуляторов. А первое практическое применение этих индивидуальных волевых регуляторов инициированным мальчиком -это сознательно регулируемый секс. Мальчик, ставший мужем, а, значит, МУЖественно прошедший трудные обряды посвящения, это мальчик, обретший ВОЛЮ для укрощения своих свободных сексуальных порывов, а, значит, мальчик, обретший свободу от своего фаллоса. Благодаря своим волевым усилиям он впервые вырывается на волю в том смысле, что отныне не фаллос властвует над ним, а он над фаллосом. А заняв главенствующее положение по отношению к собственному фаллосу, он получает право называться человеком моральным. Ибо искусство следования морали - это и есть, образно выражаясь, искусство подчинения своего фаллоса искусственным социальным нормам. Понятно, что под фаллосом я подразумеваю в данном случае всю совокупность индивидуально-физиологических потребностей человеческого организма. Однако, поскольку центральным звеном и исходной точкой формирования моральных принципов у первобытного человека являются инициационные обряды, я все эти потребности условно и в данном узком контексте именую фаллическими, полагая что архаическое отождествление человека с его фаллосом имеет глубокий смысл. И смысл инициационных обрядов состоит не просто в том, чтобы укоротить, обрезать, усмирить собственно половой член взрослеющих мальчиков, хотя именно это составляет центр обрядовых церемоний. Смысл обрезания следует понимать гораздо шире: фактически во время инициации происходит "обрезание", "у-корочение", "у-крощение" всей совокупности физиологических потребностей человека во имя подчинения этих потребностей культу социального.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |