КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика в гениталъных тонах
Так или иначе, но наиболее эффективный способ усвоения информации - это способ мифологический. Обрядово-ритуальные инструменты мифологической педагогики позволяют ей добиваться поразительной информационной эффективности. Мистерия инициационного обряда способна превратить любое знание в экзистенциально значимое для подростка, а наличие феномена экзистенциальной значимости - это и есть то, что обеспечивает эффективность усвоения. "Мы знаем то, что делают животные, каковы потребности бобра, медведя, лосося и других существ, поскольку некогда люди вступали в брак с ними и приобрели эти знания от своих жен-животных... Белые все записывают в книгу, чтобы не забыть; но наши предки поженились на животных, узнали все их жизненные хитрости и передали эти познания от поколения к поколению" * - рассуждает североамериканский индеец, абсолютно точно фиксируя источники, характер свои познаний и форму культурной трансляции этих познаний из поколения в поколение. Североамериканскому индейцу не нужны книги как источник информации. Чтобы вспомнить ту или иную культурную информацию, он вступает в ПРЯМОЙ контакт со своими тотемными предками посредством исполнения священного ритуала, и "прочитывает" в исполняемом им ритуале всю необходимую ему по тому или иному поводу информацию. Например, это может выглядеть так. Члены племени разыгрывают длинный мифологический обряд с участием новопосвящаемых, и в этом обряде вступают в ритуальные сексуальные связи с теми или иными животными (роль которых тоже играют люди) и посредством ритмики, пластики, жестов, имитаций и песенных текстов озвучивают всю ту информацию, которую "получили люди от своих жен-животных". Естественно, что в процессе исполнения такого обряда, когда происходит обрядово-игровое нарушение неких фундаментальных социальных запретов, социальных табу, у каждого участника обряда формируется острое психологическое чувство приобщения к ЗАПРЕТНОЙ информации. И особенно важной при этом оказывается провокация сексуальной запретности: ведь в процессе извлечения тайной культурной информации разыгрывается сексуальная мистерия, в центре которой оказывается ритуальное совокупление с животными, а так же кровосмесительные связи, то есть все то, что в повседневной жизни общества находится под строжайшим запретом. Но, таким образом, подросток приобщается к новой для себя информации на фоне сложной игры, в центре которой находится сексуальное возбуждение и его культурное подавление. И не удивительно, что получаемая в рамках такого рода мистерий информация оказывается окрашена для подростка, а затем и для взрослого человека в тона экзистенциально-драматических переживаний с сексуальным оттенком. А в результате - как бы ни была сложна и объемна усваиваемая информация, она никогда не носит отчужденного характера для первобытного человека. Любой, самый тупой подросток будет воспринимать эту информацию с широко открытыми глазами, в состоянии огромного психологического напряжения. Такая информация принципиально не может быть скучной - в отличие от той информации, которую получает обучающийся в школе ребенок цивилизации. И в этом - один из секретов первобытной педагогики, педагогики мифа. Как сложно дается современной школе искусство заставить ребенка что-то знать. Учитель только и делает, что напихивает в ребенка новую информацию, а ребенок - только и делает, что эту информацию выпихивает из себя. Она ему скучна, она ему неинтересна. Поэтому первобытный человек (а речь идет о любом, рядовом члене первобытного сообщества), способный удерживать в своей голове ошеломительные объемы встроенной в мифы информации, это воистину загадочный феномен с точки зрения учителя современной школы. Еще раз обращусь к этнографическим данным, свидетельствующим об объемах информации, которые хранятся в сознании первобытного человека. "Туземцы имеют точное представление о типичных деревьях, кустах и травах, присущих каждой "растительной ассоциации", если использовать это выражение в экологическом смысле. Они способны, нимало не колеблясь, перечислить с указанием основных деталей деревья, присущие каждой ассоциации, тип волокна и древесной смолы, травы и добываемое из них сырье, а также млекопитающих и птиц, которые встречаются в каждом из мест обитания. Познания туземцев настолько точны и обстоятельны, что они обозначают и промежуточные типы... По каждой ассоциации мои информаторы, не колеблясь, описывали сезонную эволюцию фауны и пищевых ресурсов" 5 - находим у К.Леви-Строса ссылку на полевые наблюдения Темпсона. И что самое удивительное - всеми этими гигантскими объемами информации, касаются ли они растений, животных, или способов производства орудий и приготовления пищи, обладает каждый полноправный член первобытного общества, т.е. эти знания не носят специализированного характера. ''Даже ребенок часто может отождествить вид дерева по мельчайшему фрагменту древесины и, более того, пол этого дерева, в соответствии с идеями, поддерживаемыми туземцами относительно пола растений; и это - на основе наблюдения внешнего вида древесины, коры, запаха, твердости и других подобных характеристик. Туземцам знакомы дюжины и дюжины рыб и ракушек, а также присущие им черты, повадки, а в рамках каждого типа - половые различия..." Возникает закономерный вопрос: как такое возможно? Когда чудеса мифологической памяти демонстрирует маленький ребенок, это как-то не вызывает удивления: ведь он помнит лишь то, что входит в пространство его непосредственного жизненного интереса, т.е. помнит для самого себя. А ведь здесь идет речь о коллективной, социальной памяти для других. Подчеркнуто запретный и глубоко сексуальный характер обрядов, в ходе которых передается все это море информации, как раз и дает ответ на искомый вопрос. Первобытная педагогика в буквальном смысле этого слова держит ребенка за гениталии -ведь именно в этом состоит обрядовая сторона фаллоцентричных процессов инициации. Подросток, переживающий экзистенциальную драму инициационного обряда, - это подросток, готовый к усвоению каких угодно объемов культурной информации, которая носит для него отныне социально сверхзначимый характер. И оттого он впитывает эту информацию с удивительной легкостью и эффективностью. Что и делает совершенно излишней культуру школы для первобытного человека. Универсальный характер мифологической рамки, в которую оказывается встроена сколь угодно обширная информация, транслируемая из поколения в поколение, делает излишним институт школы: зная миф своего племени, человек знает тем самым ВСЕ, ибо миф содержит ВСЮ культурную информацию, которой располагает данное сообщество. И всякая новая информация впитывается мифом как губка, и через транслирующий механизм мифа (обряд, ритуал, церемонию) становится достоянием все новых и новых поколений. Любой новый технологический прием, любая новая информация о животном или растительном мире удобно размещается на безразмерных полочках мифологических сюжетов. Эффективность, с которой педагогика мифа транслирует культурную информацию из поколения в поколение, является практически абсолютной, и достигается эта высочайшая эффективность мифологической педагогики за счет того, что транслируемая информация оказывается помещена в контекст сверхзначимых обрядово-ритуальных процедур. Любой представитель пер- вобытного общества демонстрирует поразительную способность усваивать практически неограниченные объемы культурной информации. И все неисчерпаемые залежи информации, которой располагает первобытный человек, хранятся с помощью мифа.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |