КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сила мифа
Итак, одна из самых удивительных вещей, связанных с мифом, заключается в том, что он не только не противоречит миру знаний, но является определенным способом бытия знаний. Более того - он является способом добывания знаний. И, вместе с тем, он ни в коем случае не строит себя на основе знаний. Он совершенно равнодушен по отношению к тем знаниям, которые он добывает и хранит. Он носитель, которому решительно все равно, ЧТО носить. Какие бы знания он ни добывал, он находится в позиции априорного, заведомого превосходства по отношению к этим знаниям. Однако это вовсе не гегелевское "тем хуже для фактов", когда факты, не укладывающиеся в прокрустово ложе теории, бесцеремонно отбрасываются теоретиком. Миф ничего не выбирает. Он все приемлет. Он именно РАВНОДУШЕН к тем фактам, которые он собирает и хранит. И с олимпийским спокойствием воспринимает в себя какие угодно факты, чтобы самоотверженно им служить в качестве соединяющей их основы. Вернусь к образу улицы Шершевского: ведь самой этой воображаемой улице совершенно все равно, какие факты будут расставлены вдоль ее домов. Она вполне индифферентна к фактам, хотя и безукоризненно им служит. Точно так же индифферентен к фактам миф. И оттого мифологические способы упорядочения фактов менее всего являются попытками их объяснения. Это хорошо известная вещь: миф ничего не объясняет, и, более того, ничего и не пытается объяснить. Он нанизывает факты на свою странную мифологическую логику как случайные бусинки на нитку, и природа мифологической нитки не имеет никакого отношения к природе фактологических бусинок. Одно ни в малейшей мере не предполагает другое. У мифа и у факта - разная природа. При этом факт никогда не существует сам по себе, он существует только внутри мифа. Миф формирует лицо факта - то, как видит этот факт наблюдатель. И наоборот: никакой факт не способен изменить миф. А в результате происходит удивительная вещь: миф упорядочивает мир априорно. Это значит: любой, какой угодно возможный опыт заранее укоренен в мифе. Как пишет Е.М.Мелетинский: "Все сколько-нибудь существенные природные и социальные реалии должны быть укоренены в мифе, найти в нем свои истоки, объяснение и санкцию; в известном смысле они все должны иметь свой миф" IS. А в результате создается такая странная интеллектуальная реальность, в которой "...чисто мифические прасобытия... мыслятся образчиками, в свете которых толкуются, к которым "подгоняются" действительные эмпирические события, происходящие или могущие произойти в будущем... Все эмпирическое рассматривается мифологическим мышлением как "тени" вечных оснований" 19. Причем власть мифа над фактом оказывается настолько велика, что сама жизненная реальность первобытного человека оказывается своего рода приложением мифа. Как указывала О.М.Фрейденберг, "это чистая условность, что мы называем мифом только словесно выраженный рассказ. На самом деле таким же мифом служат и действа, и вещи, и речь, и быт первобытного человека, то есть все его сознание и все то, на что направлено сознание" 20. Миф, таким образом, ничего не объясняет - он САНКЦИОНИРУЕТ, отталкиваясь от реальности сугубо не фактологической. И он не боится суда фактов, потому что он сам - высшая судебная инстанция, представляющая интересы племени, которые неизмеримо более существенны и важны, нежели интересы некой "природы". "Данный факт существует не потому, что у него есть внутренние резоны существовать, а потому, что он нужен моему племени" - вот логика мифа. И если была возможность спросить миф, откуда берутся факты? - он, ни секунды не колеблясь, ответил бы: "из меня!". И оттого те бесконечные "классификации" предметов и событий окружающего мира, которые столь свойственны мифу, являются не столько описанием какой-то вне него положенной реальности, сколько демиургической деятельностью поименования. И потому эти "классификации" не имеют ровным счетом никакого отношения к тому, как обстоят дела на самом деле. Они подчеркнуто производны от мифа. Они суть "...продолжения (приложения) основного текста о творении, доведенные до инвентаря ко- нечных и конкретных вещей и их названий. Необыкновенно тонкая дифференциация различных видов животных и растений, сам объем подобного словаря и подчеркнутость операционного и таксономического аспекта делают маловероятным заключение, что столь систематическое и разветвленное знание представляет собой функцию исключительно практической полезности соответствующих объектов" 21. Классификации мифа - это не классификации естествоиспытателя, который отбирает факты под углом зрения той или теоретической парадигмы. Классификации мифа - это результат полного демиургического произвола в отношении мира, который является первобытному человеку впервые, и человек взахлеб - точно речь маленького ребенка - этот мир поименовывает. А поименовывая мир, навязывая миру множество субъективных имен, миф совершает то главное, из чего произрастает феномен познания. Он наделяет мир тайной имени, которую отныне нужно расшифровывать с помощью познавательной деятельности. Познание рождается как способ отгадывания тайны мифологического имени. И чем больше происходит таких поименований, и чем больше информации накапливает каждое имя - тем более актуальной становится проблема познавательного разгадывания этих имен. Поименовывая мир, миф ТВОРИТ МИР ВПЕРВЫЕ, и запускает тем самым процесс информационного снежного кома. Правда, нередко встречается точка зрения на первобытное общество как общество малоподвижное в культурном отношении. И о каком творчестве и о каком информационном коме может идти речь, если человек едва только выходит из животного состояния и озабочен не столько творчеством, сколько приспособлением и выживанием? Однако не будем забывать: именно в первобытном обществе закладывается технический потенциал цивилизации как таковой. Здесь изобретается впервые практически все, что для сотен последующих поколений будет выглядеть чем-то совершенно естественным. Здесь изобретается сама идея социальной упорядоченности в ее многочисленных вариантах. Изобретается идея семьи и социальной власти. Создается система базовых социальных табу. Изобретается, если угодно, сама идея культуры. Создается феномен языка во всем его фонетическом многообразии, включая весь обширный словарный запас (каждое слово, а, стало быть, и соответствующая слову культурная категория воистину изобретается в первобытной культуре, а не достается этой культуре откуда-то по наследству) а так же законы сочетания слов и построения предложений. И, вместе с тем, многообразие форм духовной жизни, включая религию и искусство. Кроме того, именно здесь, в первобытном обществе изобретаются первичные технологии мышления и изобретается, если угодно, сама способность мыслить. А одновременно с этим изобретается все то, что в последующем будет названо феноменом материальной культуры. Разнообразнейшие технологии обработки сна- чала каменных и деревянных, а затем и металлических орудий. Различные приемы и методы добывания пищи с помощью различных культурных средств. Многообразнейшая материальная культура. Овладение огнем. Изобретение самой идея жилища и идея одежды. И так далее, и тому подобное. На поздних ступенях первобытная культура изобретает производящий тип хозяйства - переворот, не имеющий ничего равно-значимого во всей последующей истории. Изобретается идея земледелия, включая разнообразнейшие способы обработки земли. Изобретается колесо и гончарный круг. Подготавливается и осуществляется переход от каменного века к веку железному. А это значит, что изобретаются сложные металлургические технологии. Изобретается сложный астрономический календарь и создаются мегалитические сооружения типа Стоунхенджа. А ведь математические расчеты, которые должен был проводить первобытный человек при создании таких сложных конструкций, как Стоун-хендж, до сих пор приводят в замешательство исследователей. А кроме того - одомашниваются животные (и ведь это тоже нужно было кому-то изобрести, что дикое животное, враг племени, может обернуться другом и соратником); изобретаются все новые и новые виды сельскохозяйственных культур, и список этих изобретений можно продолжать очень долго. В конце концов, сама идея цивилизации, т.е. общественного построения с фиксированной городской структурой была изобретена в недрах первобытного общества, обозначив ту ключевую точку, после которой потенциал собственно первобытного общества оказался исчерпанным. Возможно, самая главная особенность первобытной культуры заключается в том, что она, в силу понятных обстоятельств, не имеет культурных предшественников и все вынуждена изобретать впервые. Можно смело утверждать: творческая эволюция человечества в границах того, что мы по инерции называем первобытным или примитивным обществом, была поистине беспрецедентной. Ведь самое трудное - это создать впервые, а, значит, изобрести некую базовую культурную категорию. Например, культурную категорию одежды или культурную категорию орудия труда. Это отчетливо понимал Платон, указывая на существование некоего мира идей, по отношению к которому конкретные вещи (конкретные столы и стулья, одежды и жилища) являются лишь тенями, отражениями. Человек может сколько угодно изобретать все новые и новые формы жилища, но, чтобы это было возможно, у него должна быть предварительная абстракция искусственного жилища как такового. И можно утверждать, что первобытный человек впервые изобретает сам мир идей как таковой, т.е. сам феномен базовых культурных категорий, а все последующие человеческие поколения занимаются лишь тем, что изобретают различные вариации на темы этих культурных категорий, разнообразные приложения этого мира идей к действительности. Все, что было создано первобытным человеком, было создано как бы из ничего, на пустом месте, поскольку никакой предшест- вующей традиции у первобытных людей попросту не было. Не существовало не только университетов и колледжей, в которых можно было бы получить соответствующие знания, но и сам культурный опыт приходилось изобретать впервые. И единственная школа, которую знает человеческая культура в процессе этого своего рождения впервые, это школа самообразования, школа бесконечных проб и ошибок, школа такого восхождения к знаниям, в котором человека не ведет никто, кроме него самого. И все это удалось сделать благодаря удивительному механизму мифа как такой реальности, в которой возможно чудо самопорождения. Именно в механизме мифа скрывается тайна культуры, порождающей самое себя из ничего. И уж во всяком случае нужны были безрассудство и наивно-детская самоуверенность мифа, чтобы все эти "открытия впервые" совершить. Итак, мало того, что миф - это всеобъемлющий резервуар, хранилище и транслятор всех имеющихся в распоряжении первобытного человека знаний. Мало того, что миф - это коллектор всего низкого, аморального и агрессивного в человеческой природе и одновременно - способ социальной регуляции через принцип наоборотности. Ко всему перечисленному нужно добавить еще и то, что миф выступает как фундаментальный источник творческих сил и способностей первобытного человека. Каков механизм осуществления мифом своей демиургически-творческой силы? Каким образом удается мифологическому человеку осуществлять создание мира впервые?
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |