КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Магические инструменты познания
Мир мифа - это гигантский склад информации, гигантский мир знаний об окружающем человека мире. Причем мир знаний, нанизываемых на энергетический стержень укрощенного фаллоса. Для современного наблюдателя это склад, на котором царит абсолютный хаос, абсолютный беспорядок. Самая разнообразная информация о мире напихана туда совершенно невероятным, совершенно нелепым, предельно абсурдным образом. В какой-то мере информационный мир мифа можно было бы сравнить с мусорной свалкой самой разнообразной информации. В мифе можно найти ВСЕ, но никакого ясного алгоритма поиска информации миф, на первый взгляд, не дает. Но как же в таком случае пользоваться этой информацией? Ведь факт заключается в том, что первобытный человек весьма успешно пользуется теми гигантскими информационными залежами, которые оказываются накоплены в мифе. Как ему это удается, если никакой рациональной системы упорядочения этой информации не существует? По-видимому, пользование информацией имеет у первобытного человека сугубо иррациональный характер. Его информационные технологии носят, так сказать, иррационально-интуитивный характер. Любой ребенок владеет таким иррациональным механизмом пользования информацией, да и феномен творческого мышления у взрослых тоже основан на иррациональных ассоциативных цепях, а вовсе не на рациональном анализе. В конце концов, хорошо известно, что тайные информационные запасы индивидуаль- ного человеческого сознания чрезвычайно велики. Они настолько велики, что их обладатель даже приблизительно не знает, что там, в глубинных информационных складах его сознания спрятано. Фактически вся без исключения информация, которая поступает к человеку в течение его жизни, хранится где-то в недоступных сознанию глубинах в "упакованном" или "архивированном" состоянии. Но вот, наступает нужный момент, и... необходимая информация по какой-то неясной ассоциативной цепи сама всплывает на поверхность сознания. Она всплывает не по логике рационального знания, а по логике иррациональной интуиции, по логике случайных ассоциативных цепей, посредством которых и осуществляется диалог между сферой того, что лежит на поверхности сознания, и того, что прячется в глубинах бессознательного. Но это касается диалога с собственной, индивидуальной памятью. Что же касается диалога с информационными запасами самой культуры, то здесь у современного человека существует достаточно развитая система рациональной ориентации в море культурной информации. Однако специфика первобытного мифологического сознания в том и состоит, что оно является принципиально устным сознанием, и вся мифологическая информация накапливается и транслируется из поколения в поколение исключительно устным образом. Стало быть, и все информационные культурные склады, которыми обладает первобытный человек, это склады, которые находятся на территории его собственного сознания, и оттого любая культурная информация вызывается первобытным человеком через активизацию взаимодействия между сознательным и бессознательным. Таким образом, память мифа оказывается принципиально тождественна индивидуальной памяти по способу своего функционирования. И совершенно не похожа на то, как функционирует культурная память после возникновения письменной традиции. И свой диалог с памятью культуры первобытного человек строит не по той схеме, по которой строит диалог с культурной памятью человек письменной цивилизации (опираясь на какие-то рациональные механизмы поиска необходимой ему информации, скажем, с помощью библиотечного каталога), но по той иррационально-ассоциативной схеме, на которой основан диалог оперативной и долговременной памяти в жизни человеческого индивида. И, похоже, никакая искусственная систематизация не позволит ориентироваться в иррациональной памяти мифа лучше, чем ориентация с помощью свободных ассоциаций, на чем и построено функционирование индивидуальной человеческой памяти. Сказанное позволяет по-новому взглянуть на смысл так называемых "предметов мифа" которыми насыщена культурная среда первобытного общества, а также значение различных магических заклинаний, смысл которых, судя по всему, в том и состоит, что они предлагают сознанию первобытного человека своеобразные ассоциативные ключи, позволяющие быстро и эффективно вскры- вать различные информационные тайники и сейфы мифологического подсознания. Если человеку нужно получить доступ к какой-то, спрятанной в глубинах мифологических сюжетов информации, он просто произносит какое-то "магическое" заклинание, и информация... сама всплывает на поверхность его сознания. И потому магический характер мышления первобытного человека менее всего является результатом невежества или неразвитости системы положительных знаний о природе, как принято считать. На самом деле магия - это чрезвычайно эффективный инструмент диалога первобытного человека с информационными запасами его культуры. Магия - это иррационально-ассоциативный инструмент доступа к глубинным информационным пластам мифа. Магия -это средство актуализации тех или иных мифологических знаний, требуемых в той или иной практической ситуации. Именно по этой причине ни одно сколько-нибудь существенное действие первобытного человека не обходится без магических заклинаний. Для наблюдателя-этнографа магические формулы, произносимые аборигеном перед началом охоты, - это в лучшем случае свидетельство неразвитости или наивности сознания этого аборигена. На деле же эти формулы - своего рода священный код, позволяющий туземцу актуализировать в своей памяти те блоки мифологической информации, без которых успешная охота на самом деле окажется невозможной. Потому-то огромное многообразие магических формул и церемоний сопровождает жизнь первобытного человека буквально на каждом шагу. Скажем, по данным К.Леви-Строса индейцы пауни так объясняют необходимость воспроизведения различных магических формул во время длительных путешествий. "Мы должны обращаться со специальными заклинаниями ко всем вещам, которые встречаем, так как Тирава, верховный дух, пребывает в каждой вещи, и все, что мы встречаем на протяжении пути, может помочь нам... Нас заставили уделять внимание всему, что мы видим".9 Что делает первобытный человек, когда он посредством магических заклинаний вызывает ДУХ той или иной вещи? Просто манифестирует свою наивную веру в одухотворенность вещей окружающего его мира? Но надо еще объяснить, почему чрезвычайно сложное представление об одухотворенности всего сущего является наивным. Оно совсем не наивно, если иметь в виду, что, вызывая ДУХ вещи, человек фактически вызывает в своей памяти миф этой вещи. А миф вещи - это та ее культурная оболочка, которая несет в себе всю совокупность накопленных обществом культурных смыслов этой вещи, несет все многообразие имеющейся у данного племени информации относительно свойств и способностей этой вещи. А это значит, что произносящий то или иное магическое заклинание человек как бы прилагает к вещи или к ситуации особый мифологический код, каковым является это магическое заклинание; а в результате происходит актуализация некоего информационного блока, который и позволяет справиться с трудной ситуацией. Благодаря священному мифологическому заклинанию активизируется долговременная информационная память и на поверхность сознания всплывает именно та информация, которая необходима в данной ситуации. Как замечает Мирча Элиаде, любые экзистенциально-критические ситуации, в которые попадает полинезиец, - ситуации "...негативные и приводящие к отчаянию, как будто лишенные выхода, опрокидываются рецитацией космогонического мифа, а именно повторением тех слов, посредством которых Ио вызвал к жизни вселенную и возжег свет во тьме".10 И это - отнюдь не нелепая деятельность, как может показаться внешнему наблюдателю. Миф, звучащий как магическое заклинание, является весьма действенным средством активизации культурного поля мифа, окружающего данную рискованную ситуацию. Повторяя магические слова, посредством которых Ио вызвал к жизни вселенную и возжег свет во тьме, полинезийцы активизируют те слои своего коллективного мифологического сознания, которые позволяют им наиболее эффективно справиться с возникшей проблемой. И точно так же разнообразные предметы мифа, которыми насыщена культурная среда первобытного человека, являются далеко не бессмысленными предметами, обладают огромной прагматической силой. Как и магические заклинания магические предметы представляют собой своего рода ключи к различным "складским помещениям", в которых миф хранит свою информацию. Неудивительно, что весь жизненный процесс первобытного человека - от рождения до смерти - проходит в плотном обрамлении различных предметов мифа, каждый из которых обладает выраженными магическими свойствами. Типичным примером такого рода магических предметов являются амулеты. Амулет первобытного человека - это и есть информационный ключ, открывающий доступ к тому или иному блоку мифологических знаний. И это объясняет сверхзначимый характер амулетов в первобытном обществе. Любой представитель первобытного общества вооружен трудноисчисляемым количеством самых разнообразных амулетов. И притом количество имеющихся у него амулетов непрерывно растет в течение жизни. "В некоторых обществах, - подчеркивает Л.Леви-Брюль, -количество амулетов разрастается настолько, что они превращаются в тяжелую ношу для тех, кто сам стремится иметь их побольше или на кого возложена обязанность носить их. Голова, шея, четыре конечности, запястья, лодыжки, поясница - все покрыто и увешано амулетами...". " И все равно первобытный человек "никогда не в состоянии удовлетвориться количеством имеющихся в его распоряжении амулетов".12 Традиционная интерпретация этого феномена связана, опять же, с представлением о наивности первобытного мышления, - мол, необразованное сознание туземца верит в чудодейственную силу амулета исключительно в силу своего дремучего невежества. Но неужели невежество можно рассматривать в качестве достаточного основания для того, чтобы у многих сотен и даже тысяч различных народов, живших в разные времена и на разных континентах сложилась изощренная культура амулетов? Конечно, в жизни современного человека амулет - это дань суевериям. Но первобытный человек, в отличие от современного, таскает на себе огромное количество самых разнообразных амулетов отнюдь не по глупости. Это поразительно, но, являясь своего рода кодовыми ключами или отмычками к различным блокам мифологической информации, амулеты, судя по всему, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО являются для первобытного человека весьма эффективным средством выживания в различных экстремальных ситуациях. И поэтому убежденность туземца том, что амулет на самом деле защищает его от злых духов, выглядит гораздо более обоснованно, нежели убеждение ученого, который видит в амулетах лишь признак наивности первобытного мышления. В самом деле, когда туземец вооружается специальными амулетами, защищающими его "от определенной опасности, например, от потопления во время рыбной ловли в море или от нападения в пути", 13 эта его странная для взгляда цивилизованного европейца амуниция хотя и глубоко мифологична, но вовсе не иллюзорна. Она практична и действенна - именно в той мере, в какой практичен и действенен миф. Амулет на самом деле способен спасти и помочь, и это отнюдь не одна только психологическая помощь. Как и магическое заклинание амулет - это своего рода ключ к тем или иным информационным тайникам мифа. Как и магическое заклинание амулет - это чрезвычайно эффективное средство диалога, который ведет первобытный человек с информационными запасниками своей культуры. Таков в общих чертах механизм функционирования мифологических знаний в первобытном обществе. Первобытный человек пользуется и распоряжается несметными информационными сокровищами своей культуры не с помощью информационных справочников или библиотечных каталогов, как делает это человек цивилизации, а... с помощью магии, с помощью амулетов. С помощью того "мистического" опыта, на который слишком часто смотрят с позиций цивилизованного пренебрежения. Таков глубинный прагматический смысл того, что каждая вещь, каждое явление окружающего первобытного человека мира имеет свой миф. Таков один из смыслов идеи всеобщей одухотворенности всего сущего, свойственной первобытному сознанию. Мир одухотворен, поскольку за всем сущим скрывается миф. А миф -это поле культурных смыслов и культурной памяти, накопленных за долгие тысячелетия существования культуры и, точно облако, окружающих каждый предмет. И, вместе с тем, - поле скрытых, не обнаруженных еще свойств и способностей вещи.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |