КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мускулатура мифа
То, что господствующая в первобытном мифе анархия возможностей являет собой прямое отражение открывающихся взору человека предметных возможностей - это, кажется, уже объяснено на предыдущих страницах. Но как такой анархический миф может быть основой творчества? Разумеется, творчество - это процесс, который выводит за границы старых возможностей и создает возможности, которые отсутствовали в предшествующем состоянии предмета. Однако, с другой стороны, очевидно, что творчество - это не просто хаотический выплеск новых возможностей, но и определенная дисциплина новых возможностей. И потому чистая анархия не менее далека от творчества, нежели каноническая догматика. Как же работает в таком случае мифологический генератор творчества, если таковой действительно существует? Вернемся к тому, что в мифе царит хаос, где все превращается во все, и когда невозможно в бесконечных взаимопревращениях вещей, предметов и их отношений друг с другом уловить хоть какую-то закономерность. В предыдущих главах была предложена гипотеза, объясняющая, каким образом сексуальная анархия мифа санкционирует и гарантирует социальный порядок, основой которого становится жесткое табуирование некоторых типов сексуальных связей, что и становится в конце концов элементарной ячейкой культуры. И есть все основания полагать, что по той же самой схеме миф организует взгляд человека на предметный мир и позволяет этому взгляду не рассыпаться в хаос в процессе многовозможностного взаимодействия с предметами этого мира и продуцирует тот самый феномен, который наиболее точно можно было бы определить как творчество и который становится подлинной основой познавательно-преобразовательной деятельности, именуемой "культурой". Основной парадокс творчески-познавательного отношения к миру заключается в том, что каждый предмет этого мира нужно уметь увидеть одновременно и как качественно определенный, и как качественно бесконечный. При этом представление о качественной определенности предмета - это то, что позволяет достаточно эффективно пользоваться данным предметом в тех или иных практических ситуациях. А способность видеть тот же самый предмет как качественно бесконечный - это та способность, которая позволяет доставать или извлекать из него все новые и новые возможности, позволяет человеку изменять угол зрения на знакомый предмет, обнаруживать его новые способности, превращать его в другие предметы, - то есть позволяет относиться к этому предмету творчески-эвристично, а, значит, относиться к нему познавательно, коль скоро процесс познания - это и есть процесс бесконечного открывания в любом предмете или явлении мира все новых и новых возможностей и сторон. Необходимость видеть предмет одновременно в качественной определенности и в качественной бесконечности представляет собой задачу со взаимоисключающими условиями. И, тем не менее, наоборотный механизм функционирования мифа, становящийся механизмом мышления и определяющий характер восприятия, -это как раз то, что и позволяет первобытному человеку решать эту задачу весьма и весьма убедительно. Ведь что означает тезис "каждая вещь имеет свой миф"? Он означает, в частности, то, что каждой вещи окружающего человека мира создается своего рода мифологический противовес или миф этой вещи. Миф, в котором эта вещь лишена качественной определенности и... может быть чем угодно. Миф, в котором данная вещь оказывается разрушена в хаос всевозможностности. Миф, таким образом, как бы принимает на себя весь тот потенциально неограниченный спектр возможностей, которые может обрести конкретная вещь в контексте ее культурного преобразования и использования. Миф предмета играет роль того неисчерпаемого и непредсказуемого резервуара возможностей, которым обладает данная вещь. Но поскольку, с другой стороны, миф - это особая сфера, находящаяся "по ту сторону" обыденной жизни, потенциальная всевозможностность вещи является... всего лишь сферой мифа, т.е. сферой нереального. Она как бы есть, но ее одновременно как бы и нет. Человек твердо знает, что у предмета есть миф, и это значит, что данный предмет обладает практически неисчерпаемым потенциалом скрытых в нем возможностей, и потому, если в предмете обнаруживаются какие-то новые возможности, в этом нет ничего удивительного. Однако, с другой стороны, потенциальная всевозможностность предмета -это всего лишь сфера мифа, т.е. находится за чертой реальной жизни, а в реальной жизни можно" иметь дело с этим предметом как с предметом, обладающим качественной определенностью. Иначе говоря, формула "Quod licet iovi, non licet bovi" действует универсально, а отнюдь не сводится к тому регулированию социально-сексуальных взаимоотношений, о котором писалось в предшествующей главе. Возникнув как закон социального упорядочения сферы сексуального, эта формула формирует далее направляющие рельсы для орудийно-познавательного опыта человека, являющегося, как это было показано выше, результатом сублимации подавленных сексуальных стремлений. И не удивительно, что именно он - мир наоборотной сексуальности - становится высшей ценностной точкой отсчета в системе формирующегося познавательного отношения человека к миру. "Всевозможностный противовес" мифа, которым обладает каждая конкретная и качественно определенная вещь, заставляет человека постоянно иметь в виду то, что помимо явленной его взгляду качественной определенности в этой вещи скрывается качественная бесконечность. Поэтому, когда привычная его взгляду вещь оборачивается неожиданными для его взгляда сторонами, и в привычном для него рубиле он обнаруживает принципиально новые возможности, или когда сквозь привычные контуры этого рубила проступит для него образ совершенно другого ору- дня, - это превращение будет как бы изначально санкционировано мифом. Благодаря мифологическому противовесу, которым первобытное сознание наделяет каждый предмет окружающего мира, первобытный человек получает возможность отсекать от этой вещи все ее реально безграничные возможности и свойства и видеть эту вещь субстанциально устойчиво, качественно определенно, а не как хаос потенциальной всевозможности. Миф как бы говорит своей вещи: "Я всевозможен - поэтому ты качественно определена!", - и человек видит эту вещь как качественно определенную. Она не распадается перед его глазами в хаос всевозможности именно потому и в той мере, в которой человек знает: у этой вещи есть миф. А это значит, что миф принимает на себя весь остальной, бесконечный спектр возможностей и "способностей" этой вещи. Миф, таким образом, оказывается той тайной мускулатурой, которая удерживает качественную определенность той или иной вещи в конкретной ситуации. И, вместе с тем, он потенцирует всевозможностное к ней отношение. Разумеется, в своей практической жизни человек имеет дело с конкретным культурным обликом вещи и предполагает в ней некую стабильную совокупность качеств и способностей. Допустим, он знает несколько десятков способов использования каменного рубила. Все эти способы культурного использования рубила "записаны" на его мифологической матрице. Поэтому ритуально-обрядовое проигрывание соответствующей мифологии вызывает из глубин коллективного подсознания всю совокупность соответствующей информации. Но одновременно мифологический сюжет дразнит своей открытой всевозможностностью и провоцирует человека на разного рода эксперименты с данным предметом, в результате чего открываются или изобретаются новые возможности и способности предмета, и эти вновь открывшиеся способности так же записываются на мифологическую матрицу. Входя в миф и проигрывая миф, человек видит данную вещь как бы зрением Тотема, т.е. видит ее взглядом ИЗ ИНОГО МИРА - всю сразу, целиком, всесторонне, во всей ее бесконечной неисчерпаемости - а, значит, в ее максимально возможной качественной неопределенности - так, как человеческому взгляду видеть невозможно. Разумеется, это не настоящее видение взглядом Тотема, но, как и в случае с ритуально-обрядовым инцестом, игра в Тотем. Но игра, которая позволяет постоянно иметь в виду, что та вещь, которую человек воспринимает как качественно определенную, в то же время содержит в себе потенциальную качественную бесконечность. Зато выходя из реальности мифа обратно в эмпирическую реальность, человек получает наоборотную санкцию мифа видеть ту или иную вещь в некоей качественной определенности. И, вместе с тем, - санкцию на творчески-эвристическое открывание все новых и новых свойств и возможностей данного предмета. Ведь "каждый предмет имеет свой миф". А это значит, что в каждом предмете окружающего меня мира человек предпо- лагает тайну, позволяющую ему вынимать из него все новые и новые свойства, отношения и способности - не известные заранее ни ему, ни кому-то другому. Призма мифологической запретительной всевозможности действует таким удивительным образом, что никакая качественная определенность не оказывается жестко навязана той или иной вещи, и в точке всевозможностного мифа оказываются стянуты какие угодно потенциальные лики этой вещи. Что бы человек ни "сочинил", что бы человек ни произвел из конкретного обломка камня, все это как бы заранее укоренено во всевозможностном мифе этого камня. Таким образом, миф предмета - это та тайная мускулатура, которая оказывается способна держать какое угодно функциональное обличье этого предмета или какую угодно культурную сущность, вытаскиваемую из этого предмета в процессе его орудийно-познавательного освоения человеком. "Останавливая" тот или иной предмет перед взором человека в его конкретной качественной определенности, миф вовсе не замораживает эту его конкретную определенность, но, наоборот, санкционирует возможность практически бесконечного расширения поля его способностей, возможность его сколь угодно сложного изменения, возможность обретения им все новых и новых культурных обликов. И это дает первобытному человеку право и возможность уверенно и не невротично изменять мир окружающих его предметов, наделять их все новыми и новыми смыслами, нагружать их все новыми и новыми функциональными обязанностями. Постоянно имя дело с наследием предшествующих поколений, он не относится к этому наследию как к абсолютной догме, а спокойно трансформирует орудия своего труда и условия своей орудийной деятельности, обнаруживая в них какие-то внутренние облики и возможности, незнакомые его предкам. И если какое-то функционально определенное орудие труда обнаруживает в процессе своего использования новую смысловую определенность, то такое смысловое видоизменение данного орудия не вступает в противоречие с мифом этого орудия: оно как бы заранее предполагается его мифом, и миф без всякого труда будет держать какую угодно новую смысловую определенность этого орудия. Скажем, если из обломка старого рубила вдруг возникнет нож, миф примет это как должное и даже как само собой разумеющееся. Возможно, отсюда и происходит та твердая уверенность первобытного человека, на которую указывает А.Ф.Лосев, "...что и он, и каждый член общины, и каждый вообще предмет наделен силами и возможностями других людей и других предметов, так, что каждый человек и каждый предмет могут совершать любые акты, далеко выходящие за пределы физических возможностей отдельного человека и отдельного предмета" 23. В общем и целом это глубоко верно, и миф оказывается своеобразным резервуаром, из которого первобытный человек черпает энергию открытия все новых и новых возможностей окружающего его мира.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |