КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двойной отщеп
Итак, можно говорить о двухполюсной структуре мифа. С одной стороны - полюс всевозможности, потенцирующий какие угодно функциональные обличья вещи. Этот полюс может быть аналитически представлен формулой "все может быть всем". А, с другой стороны - полюс, на котором информационно накапливаются все конкретные сведения, которые получает человек о данной вещи в процессе ее познавательно-преобразующего освоения. Если первый полюс - это полюс -воронка, втягивающий в себя все новую и новую информацию, но остающийся всегда принципиально открытым, то второй полюс - это полюс-накопитель, на котором происходит непрерывное расширение информационного пространства мифа. Первый полюс - это полюс дерзости, полюс эвристики, полюс Тотема, полюс Творца-Демиурга. Второй полюс - это полюс кладовщика, полюс Плюшкина, где складируется все то гигантское j многообразие конкретной информации о возможностях и способностях окружающего человека мира, которое поступает в миф через воронку первого полюса. Именно эта двухполюсная структура мифа способна достаточно убедительно объяснить ту особенность первобытного мышления, на которую обратил внимание В.Н.Топоров, а именно, пристрастие этого мышления к классификациям, доведенным "до инвентаря конечных и конкретных вещей и их названий" 25. Именно благодаря такой своей структуре миф оказывается чрезвычайно эффективной познавательной структурой и одновременно - чрезвычайно объемным хранилищем информации. И, в частности, становится понятной демонстрируемая мифом и приводящая в замешательство исследователей необыкновенно тонкая дифференциация информации, которая делает "маловероятным заключение, что столь систематическое и разветвленное знание представляет собой функцию исключительно практической полезности соответствующих объектов". В том-то все и дело, что познанием человека в первобытном обществе движет вовсе не практическая потребность. Реальная познавательная деятельность первобытного человека абсолютно избыточна по отношению к его - довольно скромным - практическим потребностям. Познанием первобытного человека движет всевозможностный миф, который является самозначимым культурным образованием и выступает в качестве наиболее глубокой, тайной пружины той познавательно-преобразовательной деятельности, которая разворачивается первобытным человеком. А все те многочисленные мифологические классификации, на которые постоянно указывают исследователи, вовсе не являются класси- фикациями эмпирического опыта в смысле его обобщающего упорядочения. Они, скорее, сколы с мифа, но сколы, обрамленные в предметное содержание. Сама суть познания в его исходных мифологических формах оказывается, таким образом, вовсе не накоплением эмпирического опыта или информации о мире, а процессом скалывания или отщепления кусочков мифологической всевозможности с помощью предметно-орудийной деятельности. Делая отщеп от камня и получая в результате каменный нож, который "откуда-то" в этом камне берется, первобытный человек одновременно с самим этим орудийным актом совершает и другой, параллельный и в чем-то более глубокий: он производит ОТЩЕП ОТ МИФА - от того имеющегося в его распоряжении мифа, который "объясняет" и санкционирует чудо произошедшей в его руках трансформации. Ведь сам по себе отколотый от камня кусок не является никаким ножом. Ножом он становится в результате культурного поименования и навязывания ему каких-то функций. А культурное поименование - это не просто речевой акт. Это нечто гораздо более сложное. Это изобретение всего операционально-культурного контекста для вновь появившегося предмета. И потому в руках обезьяны тот же самый отщеп никаким ножом являться не будет. В этом и состоит специфика человеческой деятельности и человеческой культуры: она производит как бы двойной отщеп. Один - от куска камня, а другой - от МИФА этого камня, т.е. от той культурной условности, которая предполагает бесконечное число возможностей культурной трансформации этого камня. И, таким образом, процесс творчества, процесс познания как творчества оказывается вовсе не процессом накопления информации, а процессом скалывания или отщепления кусочков мифологической всевозможности. "Отщеп от мифа" - это тот глубоко духовный акт, который санкционирует принципиальную возможность изготовления из куска камня такой вещи или такого предмета, которого до сих пор не существовало. Это не что иное, как предельное духовное обеспечение процесса предметно-практического творчества, которое невозможно без этого предельного духовного обеспечения. Между прочим, описываемая модель мифологического познания является универсальной познавательной структурой, и на развитых ступенях культурного развития описываемый познавательный механизм, в сущности, сохраняется, но приобретает более изощренные формы. В любой развитой форме творческого сознания можно выделить некие устойчиво воспроизводящиеся "сцепления, сгущения, целостности, не разложимые никаким светом науки, и продолжающие источать из себя определенные детерминации по отношению к целому нашей деятельности и представлений", - как их описывает М.К.Мамардашвили -''. Это "своеобразные "кванты познания", создающие вокруг себя поле виденья, по силовым линиям которого движется продуктивная мысль". В сущности говоря, сколы с мифа или мифологические отщепи, о которых идет речь" - это и есть такого рода элементарные "кванты познания", по которым движется продуктивная мысль первобытного человека, которая в этом плане не отличается от продуктивной мысли современного человека. Первобытный миф - суть исторически первая форма бытия такого рода элементарных "квантов познания", и в форме мифа изобретается сам процесс познания как таковой. Свернутая в мифе бесконечность, всевозможностность мифологической фантазии - это именно то, что позволяет первобытному человеку снова и снова осуществлять какие-то творческие инициативы и создавать все новые и новые социальные и культурные формы, которые могут быть проинтерпретированы как сколы с мифа. Впрочем, обилие информации о мире, возникающей на порождающем полюсе мифа и накапливаемой им на другом своем полюсе, оказывается в конце концов объективно сдерживающим фактором по отношению к возможностям познавательно-преобразовательного творчества. Во всяком случае, необходимость хранения и трансляции из поколения в поколение огромных объемов информации делает описанную познавательную систему относительно инертным образованием, во всяком случае, до той поры, покуда не возникает феномен письменной речи. И потому можно было бы сказать, что миф - это чрезвычайно мощная по своему творческому потенциалу, по своей творческой энергии структура, но структура, обремененная чрезвычайно перегруженным информационным тезаурусом. И потому реализация творчески-познавательного потенциала мифа в первобытном обществе оказывается объективно ограничена.
1. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1983. 2. См.: Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968. 3. Платонов А. Потомки солнца. 4. См.: К.Леви-Строс. Первобытное мышление. М.,1994, с.142. 5. К.Леви-Строс. Первобытное мышление. М.,1994, с.148. 6. Там же, с. 116. 7. К.Леви-Строс. Первобытное мышление. М.,1994, с.119. 8. Там же. 9. См.: К.Леви-Строс. Первобытное мышление. М.,1994, с.121. 10. Цит.по: Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная... с.119. 11. Л.Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994, с.398. 12. Там же, с.392. 13. Там же, с.393. 14. К.Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994, с.117. 15. Там же, с. 117. 16. Там же, с.119... 17. Там же, с. 115-116. 18. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976, с.170. 19. Там же, с.177. 20. Фрейденберг О.М. Цит. пр., с.28. 21. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире. - В кн.: Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982, с.28. 22. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. - В кн.: Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. М., 1980, с. 241. 23. Лосев А.Ф. Мифология. - Филос. энциклопедия, т.З. М., 1964, с.458. 24. Лосев А.Ф. Мифология - Фс. энциклопедия, т.З, с. 458. 25. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире. - В кн.: Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1962, с.28. 26. Там же, с.30. 27. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984, с.27. 28. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. М., 1968, с.105.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |