КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Границы мозга
Известно, что в 50-60-е гг. XX в. среди антропологов была весьма популярна идея "мозгового рубикона" как некоей принципиальной морфофизиологической границы, отделяющей род Homo от его животных предшественников. Речь шла о том мини- мальном объеме головного мозга, наличие которого являлось бы необходимым (но, разумеется, не достаточным) признаком, определяющим возможность человеческого сознания. При этом указывался объем мозга в 750-800 куб.см. В последующие десятилетия идея такой границы была подвергнута достаточно жесткой критике. И, в частности, эта критика была связана с открытием феномена хабилиса - существа с объемом мозга, колеблющимся от 550 до 750 куб.см., но при том несущего всю полноту ответственности за создание древнейшей каменной индустрии. Вместе с тем, как бы ни были справедливы критические замечания по поводу возможности проведения четкой демаркационной линии между человеком и его предшественниками на основе сравнительных вычислений объемов мозга, нельзя не признать, что морфофизиологические параметры мозга являются одной из наиболее существенных характеристик представителей вида Homo sapiens и ключевым условием, обеспечивающим функционирование феномена сознания и, в частности, гарантирующим способность человека к целеполаганию и целенаправленной деятельности. И нельзя не признать, что человеческий мозг качественно отличается от мозга высших обезьян в том числе и по параметру объема. Никто не спорит, что колебания нормы объема человеческого мозга чрезвычайно велики, и что на качество интеллекта не влияет, будет ли у человека мозг объемом в 1000 куб.см., или же в 2000 куб, см - хрестоматиен пример с мозгом Анатоля Франса, имевшим объем чуть более 1000 куб.см. И, тем не менее, нельзя не признать, что существует некий нижний порог объема мозга, за которым формирование нормального человеческого интеллекта принципиально невозможно. Этот-то нижний порог и составляют указанные 750-800 куб.см. Подчеркиваю: речь идет исключительно о том, что определенный объем мозга (не ниже 800 куб.см.) является необходимым условием для функционирования человеческого интеллекта, но, разумеется, не достаточным. Сам по себе большой объем мозга ни о чем не говорит - достаточно указать на то, что мозг дебила или имбецила может быть вполне нормален с точки зрения объемных показателей, однако факт заключается в том, что этот мозг не способен обеспечить нормальное функционирование человеческого интеллекта. Поэтому методологически это есть лишь указание на то, что существует феномен нижнего порога, и что ниже определенной границы своего объема мозг не сможет поддерживать нормальную работу человеческого интеллекта. В частности, хорошо известно, что все больные микроцефалией, т.е. те, чей мозг во взрослом состоянии не достигает объема 800 куб.см., демонстрируют принципиальную неспособность к освоению интеллектуальных операций, характеризующих сознание человека. Речь, таким образом, идет не о некоей гипотетической границе, по достижении которой мозг обезьяны будто бы автоматичес- ки превращается в человеческий - естественно, что такой роковой границы быть не может, и сама по себе величина мозга не определяет факта наличия человеческого интеллекта. Речь идет совсем о другом: о том, что существует некая нижняя граница объема мозга, за пределами которой невозможно существование человеческого интеллекта. И если, скажем, будет обнаружен австралопитек с аномально большим объемом мозга в 900 куб.см., это ни в коем случае не будет означать наличие у него факта человеческого сознания. Но зато, если будет обнаружена взрослая особь ископаемого сапиенса с объемом мозга порядка 700 куб.см., это будет однозначно свидетельствовать о факте патологии и о том, что данная особь не обладала полноценным человеческим сознанием. Кстати говоря, те же самые пороговые значения работают и в процессе развития мозга ребенка. Известно, что человеческий ребенок рождается с непропорционально огромной головой, если сравнивать его с детенышами высших приматов. Вместе с тем, объем мозга новорожденного младенца находится далеко за границами нижнего порога нормального человеческого мозга, составляя примерно четверть его окончательного объема. Если принять за средний показатель человеческого мозга объем в 1400 куб.см., то приблизительный объем мозга новорожденного ребенка будет составлять порядка 350-400 куб. см., т.е. будет заведомо ниже тех значений, которые характеризуют объем мозга высших приматов. Однако уже к девятимесячному возрасту объем детского мозга достигает 50% от взрослого объема, т.е. приблизительно 700 куб.см., что соответствует верхней границе мозга Homo habilis, а примерно к году он составляет две трети своего окончательного объема, т.е. пересекает границу в 900-1000 куб.см. и уже соответствует параметрам вида Homo erectus. При этом, что особенно важно, рост объемных параметров мозга совершается за счет развития лобной, нижней теменной, височно-теменно-затылочной областей и сопровождается значительным усложнением дифференцировки различных формаций. Разумеется, в чем-то эта параллель между развивающимся мозгом человеческого ребенка и развитием мозга в процессе антропогенеза является поверхностной и случайной. Вместе с тем, известный смысл в аналогиях между онтогенетическим и филогенетическим развитием все же есть, и они вовсе не так наивны, как это принято порою считать. В самом деле, случайно ли то обстоятельство, что именно к году развивающийся мозг ребенка достигает тех объемных параметров, которые принципиально соответствуют показателям вида Homo erectus? Заметим: столь мощное увеличение объема мозга происходит в преддверии наиболее интенсивных процессов социализации, в преддверии того возраста, когда, собственно, только и начинаются процессы овладения ребенком образцами и стереотипами окружающей его культуры. Преодолев нижнюю порого- вую границу того объема, который характеризует вид Homo sapiens, мозг ребенка оказывается принципиально готов к развитию по пути все большего и большего усложнения своих функциональных структур в процессе овладения культурными и социальными образцами. И хотя корреляция между мозгом ребенка, с одной стороны, и мозгом хабилиса или эректуса, с другой, носит заведомо условный характер, определенный смысл в проведении такой параллели безусловно есть. Разумеется, сам по себе процесс увеличения объема мозга ни о чем не говорит. Крайне важен гот факт, что одновременно с процессом увеличения объема детского мозга происходит его возделывание с помощью тех социально-культурных форм деятельности, которые осваивает ребенок в процессе манипулятивного и игрового взаимодействия с окружающим миром. "Привяжите ребенка, не дайте ему играть, - и вы не получите из него человека", - заметил Мамардашвили. В частности, это означает и то, что у ребенка, полностью лишенного в раннем возрасте возможности игрового диалога с культурой, не сформируется нормальный человеческий мозг - не в смысле объема, а в смысле богатства и дифференцированности его функциональных структур, - и ребенок окажется дурачком. Во всяком случае, если вообразить такой чудовищный, садистский эксперимент, когда бы в течение первых трех лет жизни нормального ребенка держали в пустой темной комнате, без какого бы то ни было общения с миром взрослых, то было бы именно так. Впрочем, нечто похожее случается, как известно, в ситуации "маугли", когда ребенок, воспитываемый" в стае волков оказывается лишен возможности игрового освоения социально-культурных норм и образцов. При этом объем мозга, конечно, вырастает до нормальных человеческих значений, однако этот мозг оказывается не возделанным культурой, и это сделает невозможным его нормальное человеческое функционирование в дальнейшем: никакие обучающие стратегии уже не могут его спасти. Однако, с другой стороны, когда ребенок развивается в нормальной социально-культурной среде, естественный процесс увеличения объема мозга в процессе младенчества и раннего детства безусловно выполняет роль порогового фактора, предопределяющего возможность или невозможность освоения ребенком теми или иными умственными операциями, характеризующими нормальную работу взрослого интеллекта. И с этой точки зрения чрезвычайно важным в методологическом отношении оказывается то обстоятельство, что способность к орудийному использованию тех или иных предметов ребенок демонстрирует только после того, как его мозг достигает значений мозга Homo erectus, а способность впервые создавать, изобретать какие-то орудия для решения тех или иных практических задач - это способность, которая возникает у ребенка еще позже, по мере приближения к возрасту младшего школьника, и это способность, которая, между прочим, также обеспечена определенным развитием мозга. Как подчеркивают исследователи, ''к семилетнему возрасту кора больших полушарий, согласно морфологическим данным, становится в значительной степени зрелой. У семилетнего ребенка размеры поверхности большинства корковых зон составляют 80-90% соответствующих поверхностей взрослого. Уровня взрослого человека достигает у ребенка и развитие цитоархитектоники коры" '. Вообще говоря, способность к простейшему орудийному использованию каких-то предметов в процессе решения тех или иных задач - это способность, которая возникает только в конце первого года жизни, когда ребенок впервые демонстрирует стремление "совершать результативные действия, не только воздействуя на предмет рукой непосредственно, но и опосредствованно, т.е. с помощью другого предмета" 10. Однако лишь в течение последующего года эта способность приобретает систематический характер, и потому можно с уверенностью утверждать, что второй год жизни ребенка - это уже возраст орудийной деятельности. Скажем, малыш в возрасте 15 месяцев уже способен использовать палку для того, чтобы попытаться достать игрушку из-под шкафа, а ребенок полутора лет пододвинет стул, чтобы выключить свет. Вместе с тем, ребенок этого возраста делает что-то исключительно потому, что это интересно здесь и теперь, но вовсе не потому, что это может привести к достижению какой-то отдаленной цели. Он не рассчитывает последствия тех или иных своих действий, а просто делает что-то - и смотрит, что у него получилось. Его мышление принципиально ситуативно, т.е. имеет дело с наличным набором предметов, и ребенок решает ту или иную практическую задачу путем перекомбинирования тех предметов, которые есть в визуальном пространстве данной практической ситуации. При этом он активно перебирает, перекомбинирует не только сами предметы, но и образцы действий с ними - те образцы действий, которые он отслеживает в поведении взрослых, и которые выполняют для него роль обрядово-ритуальных матриц. Это по сути своей НАЛИЧНЫЕ образцы действий, которые ребенок когда-то видел и принципиально умеет воспроизводить. Иначе говоря, все, на что способен ребенок этого возраста -это на то, чтобы использовать какие-то знакомые ему предметы и знакомые ему способы действий в качестве средств решения той или иной жизненной задачи. К тому же происходит это использование исключительно посредством практического перебора вариантов. Скажем, если полуторагодовалому ребенку нужно достать закатившийся под шкаф мяч, а в его распоряжении находится несколько палок разной длины и толщины, причем только одна из них является подходящей и по длине, и по толщине, ребенок не сможет определить нужную палку, так сказать, мысленным образом: ему необходимо попробовать каждую из имеющихся в его распоряжении палок, причем в достаточно произвольном порядке. Точно так же он не может заранее сказать, какой образец действия может ему помочь в той или иной нестан- дартной ситуации, и он перебирает разные образцы действий, усвоенные им в процессе обрядово-ритуального взаимодействия с миром взрослой культуры. Однако даже в этом возрасте ребенок все еще не способен создавать, не способен изобретать авторские средства решения тех или иных задач. Так, ни одному двухлетке не придет в голову сделать, изобрести какое-то свое собственное вспомогательное орудие для достижения той или иной цели. И это понятно: изобретение, создание средств решения той или иной задачи ВПЕРВЫЕ требует способности к долговременному мысленному моделированию, когда некое отсутствующее средство приходится воображать "на кончике" возникшего затруднения, когда средство требуется впервые создать, изобрести "под потребность". Правда, уже к концу второго года, как показал Пиаже, "дети переходят от решения задач по методу проб и ошибок к особому внутреннему экспериментированию с объектом, исследованию средств и способов решения задач" ". Однако чрезвычайно важно, что и в два, и в три, и в четыре года ребенок осуществляет свой мысленный эксперимент только с теми предметами, которые есть у него в наличии, и принципиально не обеспокоен поиском или изобретением средств решения трудной задачи за пределами того инструментария, который ему дан. Он демонстрирует способность использовать те или иные предметы в орудийной функции, но пока совершенно не способен какие бы то ни было орудия придумывать, создавать, изобретать. Не странно ли в этой связи предполагать, что Homo habilis, чей мозг не превышает по своему объему мозг десятимесячного ребенка, уже способен заниматься... изобретением и изготовлением орудий труда, т.е. сознательной обработкой каменных галек под те или иные практические задачи? Элементарная логика заставляет предположить, что Homo habilis, обладающий мозгом в 550-750 куб. см. никак не годится на роль создателя орудийной индустрии, никак не годится на роль существа, способного к изобретению и целенаправленному производству орудий труда. Если исходить из предположения, что существует (при всех возможных оговорках по этому поводу) определенная корреляция между развитием мозга ребенка в онтогенезе и филогенетическим формированием феномена человеческого мозга в процессе антропогенеза, мозг хабилиса - это мозг, который может обеспечить разве что предречевую манипулятивную активность, может обеспечить лишь самые начальные стадии работы со знаковым пространством культуры и элементарное знаковое кодирование, но никак не сознательное целеполагание и не изобретение орудий труда "под задачу". Мозг, который способен обеспечить сознательное целеполагание, - это во всяком случае мозг, перешедший границу "мозгового рубикона", и претерпевший значительное функциональное усложнение на новой морфофизиологической основе и под воздействием процессов интенсивной культурной обработки. А чтобы возник столь высокоорганизованный мозг в процессе антропогенеза, заведомо необходим некий разбег. Необходим особый - назовем его игровым, знаковым или обрядово-ритуальным - период культуры, в течение которого УЖЕ существует каменная индустрия, но эта индустрия ЕЩЕ не является целенаправленным производством орудий труда, а является чем-то принципиально иным. Абсолютно необходим ДООРУДИЙНЫЙ период культуры, доорудийный период каменного производства, в течение которого естественный отбор, совершающийся под воздействием "индустриального фактора", мог бы привести к возникновению существ с качественно новой по сравнению с хабилисом морфофизиологией мозга, способной обеспечить феномен целесообразного производства. Представление же о том, что искусственно обработанные камни с самого начала обрабатывались с целью их последующего использования в качестве орудий, не оставляет пространства и времени для такого разбега. При таком подходе получается, что сложнейшая в интеллектуальном отношении деятельность по целенаправленному изготовлению орудий труда возникает как Минерва из головы Юпитера, и никакие ссылки на "постепенность" этого процесса не помогают, коль скоро утверждается, что те каменные предметы, которые два с половиной миллиона лет назад обрабатывал Homo habilis, с самого начала имели орудийное предназначение. В том-то и состоит суть дела, что, прежде чем целенаправленное орудийное производство и орудийная деятельность станут возможны, требуется, чтобы под воздействием неких первичных культурных факторов (каких - об этом разговор впереди), имеющих принципиально неорудийную, принципиально неутилитарную природу, сформировался совершенно новый антропологический тип, главной особенностью стало было бы такое увеличение объема головного мозга, которое сделало бы возможным необходимое функциональное усложнение структур последнего. Этот морфофизиологический скачок, эта церебральная революция происходит в течение, как минимум, миллиона лет. Именно столько длится эпоха господства хабилиса. Именно столько существует доорудийный период каменной индустрии. Именно столько времени потребовалось для того, чтобы созданная хабилисом галечная культура смогла выступить в качестве достаточно мощного фактора естественного отбора и привела к появлению существ, чей мозг почти двукратно превышал средние объемы мозга хабилиса и перекрывал нижнюю границу человеческой нормы - представителей вида Homo erectus, питекантропов, чьи морфофизиологические показатели однозначно свидетельствуют о том, что перед нами - люди. Но чем же, в таком случае, являлась галечная индустрия, созданная хабилисом, и существовавшая в течение предшествующего миллиона лет? ЧТО производила эта индустрия, если производство орудий следует признать превышающим интеллектуальные возможности "хабилиса"? Понятно, что ответ на этот вопрос крайне не прост, и, прежде чем предложить возможный вариант такого ответа, обращу внимание на некоторые подводные камни, которые, судя по всему, мешают сторонникам орудийной парадигмы увидеть ее логическую противоречивость. Благими намерениями... Как возможно возникновение деятельности по изготовлению орудий труда, если такого рода деятельность может осуществляться только человеком, а возникновение феномена человека является, в свою очередь, результатом длинного пути развития орудийной деятельности? В отечественной традиции интерпретации археологических фактов весьма распространена позиция, которая почему-то именовалась "диалектической", но которая на самом деле попросту является уходом от вопроса. Вот типичный образец такого рода псевдодиалектического рассуждения: "Итак, человек до труда или труд до человека? Даже будучи полемически заостренной, такая постановка вопроса напоминает споры средневековых схоластов о том, что возникло раньше: курица или яйцо? Человек невозможен без труда, а труд без социального субъекта. Человек и труд составляют единую систему, формирование которой проходит свои закономерные этапы. Именно этим объясняется принципиальная синхронность скачков в морфологическом оформлении человека и в орудийно-трудовой деятельности" |2. Однако на самом деле такого рода постановка вопроса ровным счетом ничего не объясняет, не говоря уже о том, что вступает в прямое противоречие с археологическими фактами. Как отмечалось в предыдущей главе, между возникновением прямохождения и развитой кисти руки, с одной стороны, и возникновением феномена каменной индустрии, с другой, вовсе нет никакой синхронности, а лежит разрыв, по меньшей мере, в миллион лет. И точно так же можно говорить об очевидном и огромном разрыве (тоже не менее миллиона лет) между возникновением каменной индустрии и феноменом питекантропа как первого существа, которое однозначно относится к роду Homo. Таким образом, история наиболее древних ступеней антропогенеза - это вовсе не история синхронности орудийного и морфофизиологического, а история весьма и весьма существенных разрывов. В общем и целом указание на пресловутую синхронность развития каменной индустрии и человеческой морфофизиологии -это не что иное, как известный школярский трюк, который позволяет не думать над проблемой там, где она есть. Мол, достаточно указать на то, что все происходило "постепенно и одновременно", и тогда на конкретные противоречия и проблемы уже можно не обращать внимание. Однако как только тот или иной автор пытается смоделировать конкретный механизм этой "постепенности и одновременности", становится очевидной поверхностность такого рода интерпретаций. Скажем, авторы уже упоминавшегося фундаментального трехтомного исследования по истории первобытного общества, созданного силами ведущих специалистов Института этнографии в середине 80х гг, всерьез доказывают, что деятельность по изготовлению орудий труда могла возникнуть как условно-рефлекторная деятельность, как деятельность, не опосредованная сознанием и целеполаганием. Но тогда становится совершенно непонятно, что вообще эти авторы обозначают с помощью словосочетания "орудие труда". В частности, Ю.И.Семенов, являющийся автором соответствующего раздела в указанной монографии, подчеркивает: "В свете современных данных о механизме поведения высших животных форму, в которую была облечена при своем возникновении производственная деятельность, нельзя охарактеризовать иначе, как условнорефлекторную" ". Мол, сначала предки человека просто пользовались случайно подобранными камнями в процессе охоты или драк, а когда камни случайно разбивались при соударениях друг о друга, получавшиеся осколки с острыми краями привлекали особое внимание и начинали использоваться в различных нуждах. А далее все, как в святочном рассказе для маленьких детей: "...если первоначально это происходило чисто случайно, то в дальнейшем, по мере накопления опыта, предлюди намеренно стали ударять одними камнями по другим, разбивать одни камни при помощи других, а затем выбирать из числа образовавшихся осколков наиболее пригодные для использования в качестве орудий. Как показали эксперименты, в результате простого бросания камня на глыбу или глыбы на камень помимо бесформенных обломков нередко получаются отщепы правильной формы с выраженным острым краем" и. По всей видимости автор убежден, что описываемый им процесс достаточно прост в интеллектуальном отношении, коль скоро речь идет о ее "условнорефлекторном" возникновении. Однако я обращу внимание всего на два слова, которые походя употребляет Ю.И.Семенов - очевидно, предполагая, что никаких особых проблем за этими словами не скрывается. Это слова "намеренно" и "выбрать". Между прочим, это именно те два слова, которые являются ключевыми для понимания самого феномена человека. Во всяком случае, реальная теоретическая сложность в интерпретации процесса антропогенеза заключается вовсе не в том, чтобы указать на имеющиеся в самой природе факты раскалывания камней, а в том, чтобы объяснить, как стало возможно то, что скрывается за этими двумя словами: как могла у предчеловека возникнуть интенция к преднамеренной обработке камней и как у него могла сформироваться способность к выбору из многофакторных абиологических возможностей. В самом деле, можно сколько угодно рассказывать о том, каким образом в естественных условиях образуются каменные осколки. В любой скалистой местности (а именно таково олдувайское ущелье, в котором обнаружены древнейшие артефакты культуры) таких осколков любых размеров и конфигураций неисчислимое множество - на любой, что называется, вкус. И, разумеется, любая обезьяна может наблюдать процесс образования новых осколков в процессе соударения камней. Но проблема состоит совсем не в этом, а именно в том, почему предок человека приступает вдруг к НАМЕРЕННОМУ соударению камней. Ведь намерения животного всегда связаны с его биологическими потребностями, а любая намеренная деятельность, не связанная с прямыми биологическими смыслами, - это уже сознательная деятельность, т.е. деятельность связанная с сознательным целеполаганием. Поэтому возникновение способности к намеренному соударению камней не может служить объяснительной схемой, а само должно быть как-то объяснено. И указание на то, что некие древнейшие предки человека "постепенно" переходят от случайно расколотых камней к их намеренному раскалыванию, ровным счетом ничего не объясняет: условнорефлекторное подкрепление не может совершаться посредством факторов, которые не имеют непосредственной биологической значимости. Скажем, обезьяна, случайно расколовшая кокосовый орех с помощью камня, может перейти к намеренному использованию камней при раскалывании кокосовых орехов, - но именно потому, что внутри кокосового ореха содержится подкрепление данного условного рефлекса в виде вкусной мякоти и молока. На создании такого рода условнорефлекторных цепей и строится, как известно, все обучение в животном мире. Однако процедура раскалывания одного камня с помощью другого камня не содержит в себе никакого естественного биологического подкрепления, и потому не может быть закреплена условнорефлекторно. Широко известны опыты, которые доказали, что не только изготовление каменных орудий, но и использование орудий из камня не удается смоделировать у высших приматов в лабораторных условиях. Всякий раз, когда подобного рода попытки совершались, "реакция шимпанзе на камень приобретала характер активного отвергания" '', - подчеркивают исследователи. Но, таким образом, идея условнорефлекторного происхождения деятельности по изготовлению каменных орудий выглядит более чем странно. У любого живого существа условнорефлекторно закрепляется лишь то, что является непосредственно значимым в биологическом отношении, - но возможно ли обработку каменных предметов интерпретировать как биологически значимую? Если бы деятельность такого рода могла возникать как условнорефлекторная, ее бы вполне можно было смоделировать у любых высших обезьян, но это, как известно, задача которую так и не удалось решить. Но если даже в искусственных условиях специальной дрессировки невозможно заставить обезьяну превратить круглую гальку в чоппер - с тем, чтобы она начала этим примитивным орудием пользоваться в практических целях, то можно ли вообразить те факторы, которые позволили возникнуть этой способности в естественных условиях? Дело ведь вовсе не в том, что морфофизиология обезьяньей руки не позволяет ей расколоть один камень с помощью другого - как раз с морфофизиологической точки зрения такая операция обезьяне вполне подвластна. Проблема совсем в другом. Проблема в том, что задача создания любого, даже самого примитивного орудия труда из камня - это интеллектуально сверхсложная задача, коль скоро существо, создающее такое орудие, должно удерживать в голове цепочку из нескольких звеньев, не имеющих прямой биологической значимости. Прекрасно известно, что высшие обезьяны способны оперировать различными подсобными орудиями при решении каких-то биологически значимых задач и даже способны предварительно обрабатывать эти подсобные орудия - например, заострять с помощью зубов палки и ветки, чтобы вытаскивать термитов из термитника. Но производство каменных орудий - это деятельность, предполагающая двойное и даже тройное целевое опосредование: "я должен взять камень, чтобы с помощью него оббить другой камень, чтобы в результате получился некий осколок, и чтобы этот осколок использовать для..." А для чего, собственно говоря, может использовать полученный осколок Homo habilis? Для охоты такой осколок ничуть не более полезен, чем целый камень, а если, как указывают различные авторы, "для разделки туш" или "для изготовления дубин" |г), то это уже четвертый уровень целевого опосредования. Естественно, что условнорефлекторное возникновение столь сложной процедуры выглядит более чем проблематично.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |