КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Странный мир
КОРНИ КУЛЬТУРЫ
Вообще сама по себе галечная культура - это большая загадка. Загадка не только потому, что столь радикальное новообразование как культура изобретается существами, чья морфофизиология не слишком отличается от морфофизиологии их ближайших предшественников по эволюционной лестнице. Загадка это еще и потому, что функциональное предназначение искусственно обработанных галек совершенно непонятно. Первая существенная черта галечных орудий, которая бросается в глаза при их ближайшем рассмотрении, состоит в том, что производившиеся их создателями сколы не имели никакой видимой системы: невозможно найти двух галек с одинаково обработанными краями. Иначе говоря, обработанный край не имеет никакой устойчивой формы. Есть сам факт скола, но форма обработанного края выглядит совершенно случайно. Сколы разнятся настолько, что производят впечатление необязательных. И это принципиально отличает галечную индустрию от тех способов обработки камня, которые приходят ей на смену. Рассматриваем ли мы созданные рукой питекантропа орудия ашельской индустрии, или многообразные орудия неандертальца, представляющие культурное наследие эпохи мустье, или, тем более, орудия, характеризующие культуру неоантропа, человека современного вида, - во всех этих случаях прослеживается некоторая инвариантность орудийных форм, которая позволяет достаточно легко идентифицировать ТИП орудия. Что же касается галечной индустрии вчерашнего австралопитека, то какая бы то ни было типологизация производимых здесь псевдоорудий представляется попросту невозможной, настолько не похожи чисто внешне рисунки оббитого края у различных представителей этого исторического семейства каменных предметов искусственного происхождения, настолько один вариант оббития не напоминает Другой - и это при том, что количество произведенных сколов у такого рода предметов крайне незначительно. Образно выражаясь, у каждой гальки, оббитой руками хабилиса, - свое лицо, и это крайне странно, если предполагать, что перед нами имеющая полуторамиллионолетнюю историю ОРУДИЙНАЯ индустрия. Ведь количество видов деятельности, которыми может заниматься столь древний человек, едва только приступивший к изобретению первых культурных артефактов, заведомо невелико, и, если бы речь шла об утилитарно-орудийных предметах, естественно было бы ожидать хоть какого-то орудийного отсева и отбора за полтора миллиона лет существования галечной индустрии, должна была бы произойти хотя бы самая элементарная эволюция галечных форм, и гальки, обработанные миллион лет назад(должны были бы отличаться от галек, обработанных два с половиной миллиона лет назад большей функциональностью, большей утилитарностью, большим удобством получаемых в результате сколов рабочих поверхностей. Однако поразительным образом никакой утилитарной эволюции галечных псевдоорудий за полтора миллиона лет не происходит, так, словно Homo habilis совершенно равнодушен к функциональному удобству получаемых в результате обработки форм. Более того, складывается впечатление, что создатель олдувайской каменной индустрии заинтересован не столько в поиске утилитарно удобных форм, сколько в прямо противоположном: в том, чтобы один обработанный камень был... максимально непохож на другой. Внимательный взгляд на любую коллекцию олдувайских псевдоорудий оставляет странное ощущение. С одной стороны, очевидно, что это - одно каменное семейство, где за основу принята обработанная водой и песком речная галька либо гладкий кусок вулканического туфа. И, вместе с тем, остается ощущение ошеломительной непохожести тех форм, которые образуются в результате обработки исходного материала. Причем речь идет о крайней непохожести предметов, находящихся не в разных временных слоях, а в одном и том же временном слое: ни форма галек, на характер совершаемых сколов ни в малой степени не стремятся к какой-либо похожести друг на друга. К тому же сколы зачастую носят настолько странный с утилитарной точки зрения характер, что никакая работа воображения не может подсказать тех видов деятельности, в которых можно было бы применить обработанные таким образом гальки. Поэтому - либо мы должны предполагать исключительное многообразие различных видов деятельности, которыми занимается с помощью своих каменных орудий олдувайский человек, либо что перед нами вовсе не орудия, а нечто совершенно другое. А другая сторона этого визуального разнообразия галечных псевдоорудий состоит в уже отмеченном отсутствии какого бы то ни было намека на эволюцию их форм. Если в синхроническом плане гальки отличаются крайним разнообразием, то диахронически дело обстоит прямо противоположным образом: за два миллиона лет характер этого разнообразия нисколько не изменяется. Визуально различить ранние и поздние гальки практически невозможно. Внешний вид галечных псевдоорудий из отложений древностью в 2,5 млн. лет ничем принципиально не отличается от внешнего вида галечных псевдоорудий из самых поздних слоев. И это радикальным образом отличает галечную культуру хабилиса от культур последующих эпох. Так, возникающая вслед за галечной индустрией ашельская культура питекантропа демонстрирует отчетливую эволюцию орудийных форм на достаточно коротких с эволюционной точки зрения временных отрезках протяженностью до 100 тыс. лет, и это одно из свидетельств в пользу того, что ашельская культура имеет выраженный утилитарный характер. Однако ничего подобного нет в случае с галечной культурой хабилиса. И это полное отсутствие утилитарной эволюции у галечных псевдоорудий не может не ставить исследовательское сознание в тупик - конечно, в том случае, если это исследовательское сознание исходит из предположения об орудийной сущности галечной культуры. Утилитарное предназначение галечных орудий просто обязано было привести к каким-то эволюционным изменениям этих орудий за два миллиона лет, однако факт заключается в том, что ничего подобного не произошло. Впрочем, недоумение по поводу странных псевдоорудий олдувайской эпохи усиливается еще больше, стоит только задуматься еще над одним странным фактом: а почему, собственно говоря, олдувайский человек выбирает для своих орудий почти исключительно галечные камни? Ведь среди огромного количества каменных обломков, образующихся естественным путем, можно без труда обнаружить камни овальные и трапециевидные; камни с острыми, режущими краями и камни тупые; камни объемные и камни плоских форм; камни удлиненные и камни укороченные, камни с бугристой поверхностью и камни с поверхностью абсолютно ровной и даже отшлифованной. Достаточно заглянуть в любой естественный каменный разлом, чтобы убедиться в этом. Здесь можно без особого труда найти множество камней самых различных форм и самых различных размеров, и эти образовавшиеся естественным образом камни можно применить в дело ничуть не хуже, а порой значительно лучше примитивно обработанных галек. И, во всяком случае, если бы архантропу требовалось орудие с каким-то особым сколом, было бы гораздо естественнее и проще взять в качестве полуфабриката не круглую гальку, а такой каменный обломок, который уже самой природой как бы подготовлен для соответствующих нужд. Уж наверное на обработку такого обломка потребовалось бы гораздо меньше усилий, а практический результат был бы выше! Однако среди олдувайских орудий крайне незначительно количество предметов негалечного происхождения, и это не может не вызывать недоуменных вопросов. Пытаясь объяснить этот феномен, археологи обычно указывают, что необработанная поверхность гальки удобна для руки, которая держит изготовленное орудие именно за этот, необработанный край. Однако это более чем сомнительное преимущество: среди тех разнообразнейших обломков, которые в изобилии встречаются в естественных каменных разломах, можно без особого труда найти такие, которые гораздо удобнее вкладываются в руку и одновременно обладают гораздо более эффективным рабочим краем созданным самой природой. А, с другой стороны, если галечный край настолько удобен, то отчего же в развитых каменных индустриях столь ''удобная" речная галька вообще перестает использоваться в качестве основы для орудий труда? Последние отголоски галечной индустрии встречаются в эпоху питекантропа, но уже достаточно скоро они сходят на нет. Ну а потом, если сколотые камни действительно были нужны хабилису в орудийно-утилитарных целях, периоду изготовления орудий просто обязан бы был предшествовать (а впоследствии и сопровождать его) достаточно долгий процесс СОБИРАТЕЛЬСТВА каменных обломков функционально удобных форм. А это значит, что археологи должны были бы находить на стоянках олдувайского человека наряду с искусственно оббитыми гальками изобилие каменных предметов аналогичных форм, но имеющих естественное происхождение. Тем более, что с чисто функционально-утилитарной точки зрения искусственные орудия олдувайской эпохи не имеют ровным счетом никаких преимуществ перед теми обломками камней, которыми в изобилии насыщена естественная среда. Однако факт заключается в том, что археологи вовсе не обнаруживают такого рода каменных арсеналов, состоящих из орудий естественного происхождения. И это при том, что собирательство является нормой жизни древнейшего человека. Отчего же Homo habilis демонстрирует подчеркнутое равнодушие к каменным обломкам естественного происхождения и настойчиво выбирает в качестве сырья для своей каменной индустрии камни с гладкой галечной поверхностью? Может быть потому, что его интересует вовсе не функционально-утилитарное удобство камня, а нечто совершенно иное, связанное как раз с искусственным происхождением сколов на галечных камнях? Я уже писал выше, что утилитарность не может быть основанием древнейшей каменной индустрии в силу того, что даже самая элементарная утилитарность требует высокоразвитого интеллекта. Анализ древнейших культурных артефактов безусловно подтверждает это предположение. Изготавливаемые хабилисом псевдоорудия иногда просто поражают своей абсолютной неутилитарностью. Крайняя неутилитарность галечного производства проявляется прежде всего в количественной избыточности производимых хабилисом артефактов. Количество искусственно обработанных галек на олдувайских стоянках чрезвычайно велико: на одной стоянке могут скапливаться сотни и даже тысячи такого рода изделий. Так, на нижнепалеолитической стоянке, обнаруженной в районе, реки Улалинки на Горном Алтае, только в одном холме было обнаружено более шестисот такого рода галечных псевдоорудий '. Такого рода производство "про запас" выглядит весьма странно и нерационально, если видеть в обработанных гальках орудия. Ведь за многие сотни тысяч лет существования галечной индустрии, как уже отмечалось, не происходит ровным счетом никаких конструктивных изменений, которые позволили бы считать поздние "галечные орудия" более эффективными, нежели ранние. Но какой резон обрабатывать все новые и новые сотни галек, если получающиеся в результате искусственные предметы не имеют ровным счетом никаких функциональных преимуществ перед теми, которые уже созданы ранее (в том числе предшествующими поколениями) и в изобилии разбросаны вокруг? Впрочем, неутилитарность галечных орудий, состоит не только в том, что количество искусственно обработанных галек нерационально велико, но и в том, что, как уже отмечалось, обработанная хабилисом галька не обладает никакими принципиальными преимуществами по сравнению с краями каменных обломков, образующихся естественным образом. И уж тем более грубо обтесанные гальки не идут ни в какое сравнение по своей потенциальной эффективности с обломками костей крупных животных, а ведь обломки костей - это практически готовые и весьма совершенные орудия, практически не требующие предварительной обработки. В свое время Р.Дарт выдвинул развернутую гипотезу (сразу замечу, гипотезу совершено умозрительную, не имеющую ровным счетом никаких фактологических оснований), согласно которой на самой заре орудийной деятельности должна была существовать некая "остеодонтокератическая культура" или культура костяных орудий, будто бы предшествовавшая каменной индустрии. Основывалась эта гипотеза прежде всего на аргументах здравого смысла: мол, что может быть естественней, чем использование в качестве самых ранних орудий прочных и мощных костей диких животных, в изобилии встречающихся в условиях африканской саванны? Гигантские естественные кладбища диких животных способны предоставить кости и их обломки на любой вкус. Это могут быть кости слонов и кости антилоп, кости гиппопотамов и кости диких собак... В сущности говоря, речь идет о миллионах костей, которые составляют практически неиссякаемый арсенал великолепных орудийных средств, абсолютно несопоставимых по своей потенциальной эффективности с грубо оббитыми гальками. Берцовая или плечевая кость - это готовая дубина. Острый и прочный рог антилопы или бивень слона - мощное и грозное оружие, прекрасный ударный инструмент. Осколок кости - это острейший нож или долото. Нижние челюсти - великолепные скребки. А, самое главное, - это инструменты, доступнее которых невозможно придумать. Любое убитое животное - это готовый орудийный арсенал, и при том необычайно прочных орудий - известно, что прочностью кость и рог почти не уступают металлу. Единственное, зачем может потребоваться камень - это затем, чтобы раздробить кость для получения осколков. Но для этого вовсе не требуется камень предварительно обрабатывать. В самом деле, разве могут функциональные возможности грубо обработанных чопперов выдержать конкуренцию с функциональным возможностям костных осколков? И не выглядит ли более чем бессмысленным появление галечной индустрии в качестве источника орудий на фоне этой гипотетической остеодонтокератической культуры? Можно ли представить тот род деятельности, в котором неуклюжий чоппер выглядел бы более уместно, нежели естественный резец из кости или долото из клыка дикого хищника? Если допустить, что у прачеловека на самом деле была некая орудийная потребность, то не естественно ли было бы предположить, что эта потребность реализовывалась прежде всего посредством использования костей и костных обломков? Во всяком случае, именно так должно было обстоять дело, если следовать соображениям логики и здравого смысла. Однако вот парадокс: никаких следов этой, будто бы древнейшей, культуры не осталось. Археологи обнаруживают огромное количество костных обломков на раннепалеолитических стоянках, однако никаких следов утилитарного использования этих обломков попросту нет. Реально костяная индустрия возникает чрезвычайно поздно, неизмеримо более поздно, нежели индустрия каменная. Систематическая обработка кости начинается только в верхнем палеолите, да и то, как это ни парадоксально, в первую очередь, для изготовления культовых, а не орудийных предметов. А это значит, что в течение полутора или даже двух миллионов лет древнейший предчеловек упорно обрабатывает камни, и практически не обращает внимания на кости, несмотря на то, что его стоянки буквально усеяны костными останками самых разнообразных животных. Очевидно, что все это делает феномен галечного конвейера, безостановочно работающего на протяжении полутора миллионов лет существования хабилисов,, окончательно абсурдным и нелепым, - но, конечно, только в том случае, если продолжать видеть в обработанных гальках орудия труда. Если бы главной мотивационной пружиной этого конвейера действительно являлась некая орудийная потребность, то эта потребность была бы более чем убедительно удовлетворена с помощью каменных или костных обломков естественного происхождения. И тогда бы попросту не было смысла в возникновении грубой каменной индустрии, состоящей в изготовлении неизмеримо менее функциональных предметов. Тем не менее, факт заключается в том, что олдувайский человек равнодушен к использованию естественных осколков камней и естественных костных орудий, но зато затрачивает огромное количество сил и энергии на изготовление откровенно избыточных и малофункциональных галечных псевдоорудий. Объяснить этот феномен можно только одним образом: на самом деле у человека этой эпохи отсутствует какая бы то ни было орудийная потребность, а его каменная индустрия возникает вовсе не в ответ на эту орудийную потребность, а совсем по другим причинам, которые еще только требуется исследовать и понять. Более того, сама орудийная потребность должна быть рассмотрена в качестве следствия уже возникшей культуры, но никак не в качестве ее результата. Но каким же образом можно в таком случае объяснить факт возникновения, существования и процветания на протяжении полутора миллионов лет индустрии галечных псевдоорудий, коль скоро с орудийно-утилитарной точки зрения эта индустрия выглядит абсолютно бессмысленной? Какие задачи решает олдувайский человек, специализируясь почти исключительно на оббитии круглой гальки и создавая при этом предметы ничуть не более эффективные, нежели каменные обломки естественного происхождения? На первый взгляд, ответить на данный вопрос вообще не представляется возможным, настолько нелепо и абсурдно выглядит описанная ситуация. Однако, похоже, ответ на этот вопрос все же есть, и ответ на него кроется в одной очевидной особенности галечного камня: на его гладкой поверхности любой скол отчетливо виден. И в этом визуальном своеобразии галечных псевдоорудий, возможно, находится ключ ко всем описанным выше загадкам и парадоксам.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |