КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Память в камне
Это чрезвычайно важно, чтобы ситуация, в которой происходит первичный галечный скол, была не просто внешней, но внутренней, связанной с каким-то предельным стрессовым (либо позитивным, либо негативным) напряжением - только в этом случае содержание, скрывающееся за случайным сколом, станет содержанием воистину сверхзначимым, и будет не просто естественным образом всплывать при взгляде на соответствующий скол, но и будет (впоследствии) специально храниться в виде соответствующего, случайно сколотого камня, а так же специальным (праритуальным) образом вызываться к жизни. Только в том случае, если камень со сколом окажется ценным и даже сверхценным, у прачеловека может в конце концов возникнуть потребность в его специальном хранении и в особом (пракультовым) к нему отношении. А ведь только в том случае, когда сколотый камень становится предметом хранения и трансляции из поколения в поколение, можно говорить о его собственно культурном измерении. Понятно, что на этом этапе речь может идти не об утилитарной, а исключительно о мифологической, знаковой ценности сколотого камня - о ценности тех переживаний, которые ассоциируются с данным сколотым камнем. И сколотый камень становится, соответственно, значим именно потому, что он оказывается способен вызвать к жизни эти переживания. Итак, все начинается со случайно расколотого галечного камня в контексте той или иной экзистенциально значимой ситуации. Выше была предложена гипотеза о переживаниях в связи с фрустрационными напряжениями в условиях несовпадения сексуальных стратегий мужских и женских особей, однако вполне вероятна и иная этиология экзистенциально значимых переживаний, "запечатлеваемых" в расколе каменной гальки. Важно, чтобы в принципе состоялся фрустрационный выплеск энергии, и чтобы этот фрустрационный выплеск энергии оказался направлен. на камень с гладкой галечной поверхностью. При этом расколотый камень вовсе не является сознательной меткой, а представляет собой всего лишь следствие выхода той или иной формы крайнего эмоционального напряжения: производимый скол не преследует ровным счетом никаких сознательных целей. Первоначальные сколы делались вовсе не затем, чтобы сознательно сохранить некий образ переживания, но просто освобожденная кисть прямоходящих антропоидов позволяла совершать такого рода действия по раскалыванию камней - действия, абсолютно незнакомые их предшественникам, - и вопрос заключался лишь в том, какие жизненные ситуации могли провоцировать этих антропоидов на такого рода действия. Впрочем, эмоциональная этиология первичных каменных расколов - являлись ли они сублимированным выходом подавленной сексуальности или же имели иной энергетический источник - не так уж важна. Тем более, что сам по себе расколотый камень не несет в себе ни грана культуры, и вовсе не является культурным знаком, т.е. вовсе не выступает меткой в момент своего раскола. Меткой его делает не раскол сам по себе, а лишь ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТЕКСТ - контекст, в котором происходит узнавание некогда сделанного скола. А это происходит далеко не сразу, и относится далеко не к каждому раскалываемому камню, а только к тем, на поверхности которых можно идентифицировать некогда оставленный след, и только для тех существ, которые обладают достаточным уровнем психического развития, чтобы осуществить такого рода идентификацию. То, что первичное пракультурное измерение расколотого камня возникает лишь тогда, когда сделавшее этот раскол существо обладает способностью идентификации, способностью узнавания сделанных им некогда случайных каменных осколков, представляется очевидным. Только этом случае некий осколок камня начинает вызывать некоторые ассоциативные воспоминания тех переживаний, которые сопровождали ситуацию раскола. А это, между прочим, тот уровень психического развития, кото- рый существенно превышает возможности шимпанзе, но зато вполне вероятен для существа с уровнем развития Homo habilis. Те 200 кубических сантиметров прибавки, которые имел мозг хабилиса по сравнению с мозгом нормальной обезьяны (за счет, заметим, развития лобных долей), свидетельствуют, в частности, о появлении у этого существа неких новых психических функций и возможностей, не знакомых его предшественникам. И вполне вероятно, что уровень развития хабилиса уже позволял осуществлять идентификацию расколотых когда-то камней. Причем не просто идентификацию, а идентификацию, которая могла становиться своеобразным пусковым механизмом для сложных ассоциативных цепей и основой формирования феномена дальней памяти или культурной памяти - памяти, опирающейся на искусственно создаваемые материальные носители. А именно в этом и состояло самое начало того радикального прорыва, который привел к возникновению человека и человеческой культуры. Бродяжничающий антропоид (а бродяжничество - это нормальное состояние высших приматов), обнаруживал на них оббитые им некогда в каких-то фрустрационных ситуациях гальки, которые запускали в нем сложный ассоциативный механизм и актуализировали переживания, значимые в какое-то давнее время. Естественно, что эти гальки становились для него сверхзначимыми, сверхценными, или, что в данном контексте одно и то же, культурно значимыми, культурно ценными. Они оказывались нагружены тем, что можно было бы назвать элементарной мифосемантикой - неким избыточным, надпредметным содержанием, содержанием долговременной эмоционально-ассоциативной памяти. И постепенно (а это "постепенно" могло охватывать многие сотни тысяч лет) возникала потребность в ХРАНЕНИИ этих особых, мифосемантических галек, а в последующем - и потребность в их сознательном скалывании в новых экстремальных ситуациях. В этом-то, возможно, и состояла суть произведенной хабилисом революции. Он действительно начал производить галечные сколы, но производить вовсе не с целью утилитарного использования полученных обломков, а без всякой цели, но с несомненным смыслом, каковым могло быть, снятие фрустрационного напряжения и одновременно обуздание свободной сексуальной энергии мужских особей с последующим формированием у них качественно новой сексуальной стратегии. А уже своеобразным побочным результатом этой первичной скалывающей активности стало возникновение того, что можно было бы назвать меточной индустрией, когда некоторые сколотые камни начали выступать в качестве носителей тех или иных значимых переживаний, а, следовательно, носителей первичной мифосемантики. Когда некоторые расколотые камни начинают играть роль мифосемантических следов, т.е. начинают выполнять роль меток, это есть не что иное, как первая позитивная форма бытия культуры. Однако и в этом случае вряд ли можно вести речь о возникновении, так сказать, сознательной меточной деятельности, определяемой потребностью сохранить нечто сверхзначимое с помощью специально оббитых галек. В том-то и состоит парадокс культуры, что она возникает и длительное время существует вполне бессознательно, не "для того, чтобы", а "потому, что...". И лишь неизмеримо позднее, уже на развитых ступенях социальности, о которых пойдет речь ниже, возникает специальная меточная деятельность в процессе которой человек оказывается способен оставлять сознательные зарубки на память. Так или иначе, но в развитых формах древнейшей каменной индустрии олдувайского человека постепенно складывается такое положение, когда каждая обработанная галька становится не чем иным, как своего рода напоминанием о той или иной экстремальной ситуации и, в какой-то степени, носительницей тех переживаний, которые оказались связаны с этой ситуацией. Иначе говоря, галечный камень, обработанный рукой прачеловека, становится ЗНАКОМ, способным вызвать к жизни, способным актуализовать те переживания, которые сопровождали некогда эту фрустрационную ситуацию. Специально подчеркну: такого рода знак-напоминание вызывает воспоминания не просто об объективно пережитом, но некий СУБЪЕКТИВНЫЙ образ пережитого. Первичный культурный знак метит не сами события, но ПЕРЕЖИВАНИЯ этих событий, и взгляд на соответствующий меточный камень вызывает к жизни воспоминания об ощущениях, воспоминания о переживаниях. Любой знак-метка вызывает прежде всего чувственные ассоциации: достаточно бросить один взгляд на оставленную метку, чтобы актуализировался чувственный образ пережитого. Причем этот чувственный образ актуализируется сам собой, без какого бы то ни было специального усилия со стороны человека, которому попадается на глаза соответствующая метка. Между прочим, такого рода актуализация образов пережитого с помощью каких-то предметов безусловно характерна и для высших животных, а вовсе не является каким-то исключительным изобретением человека. Скажем, собака, увидевшая предмет, принадлежавший ее умершему хозяину, начинает скулить и тосковать. Тем более способность к актуализации прошлых переживаний с помощью предметов характерна для высших приматов. Актуализация переживаний - это как бы проживание заново тех чувств, которые были когда-то испытаны в той или иной экстремальной ситуации. Другое дело, что животным не знакома какая бы то ни было форма собственной предметной деятельности, в которой происходило бы (хотя бы и неосознанно) запечатлевание их переживаний. Прорыв хабилиса заключался именно в том, что он впервые в истории эволюции создает феномен искусственного предмета, и уже созданные хабилисом искусствен- ные предметы (сколотые гальки) становятся объективно носителями каких-то сверхзначимых чувств и переживаний. С другой стороны, еще раз подчеркну, что сама по себе меточная деятельность так же не является специфически человеческим изобретением: меточная деятельность как таковая хорошо известна в животном мире. Животные помечают ареал своего обитания, используя для этого естественные выделения и ориентируясь потом по этим оставленным меткам. Эти пометки нужны животным как знаки той территории, которая ими уже освоена и одновременно как определенные сигналы для других особей: для кого-то эти сигналы будут сигналами угрозы, для кого-то - сигналами сексуального призыва. Таким образом, благодаря этим пометкам создается совершенно своеобразная система ориентиров на местности для того, кто эти пометки оставил и для тех, с кем посредством этих пометок осуществляется заочная коммуникация. Однако эти естественные пометки не несут в себе ни грана избыточной мифосемантики, поскольку они метят территорию, а вовсе не те или иные ''переживания" животного, и потому исполняют исключительно сигнальную функцию, играя роль особого сигнального средства коммуникации. Я указываю на эти два фундаментальных этологических факта - факт способности высших животных к актуализации своих переживаний с помощью предметов и факт способности этих животных к особого рода меточной деятельности - как на факты, которые свидетельствуют о принципиальной возможности возникновения у существ, находящихся на ступени хабилисов, той совершенно особой формы меточной деятельности, которая, с, одной стороны, имеет производящий, а, с другой, - мифосемантический характер, когда обработанный предмет несет на себе не просто след скола, но след некоего экзистенциального переживания, каковое и становится первичным содержанием мифа. Таким образом, у хабилисов происходит как бы соединение двух указанных этологических фактов в одной точке, в результате чего и возникает феномен долговременной эмоциональной памяти, опирающейся на искусственно создаваемые культурные знаки. Но, таким образом, если идея целесообразно-утилитарного происхождения древнейшей каменной индустрии находится в несомненном противоречии как с логикой, так и с фактами, то принципиальная возможность актуализации каких-то переживаний с помощью искусственно создаваемых предметных меток совершенно не противоречит интеллектуальным и психическим возможностям существ с уровнем развития хабилисов. И, как бы это ни выглядело парадоксальным, но деятельность по изготовлению утилитарных орудий оказывается... неизмеримо более сложной в интеллектуальном отношении деятельностью, если сравнивать ее с деятельностью по изготовлению знаков. И потому именно знаковое, а не утилитарное производство оказывается исторически первой формой культуры как таковой. Каждая сколотая галька представляет собой не что иное, как первичную знаковую ре- альность культуры, и эта первичная знаковая реальность имеет заведомо надутилитарный характер. Прачеловек, осуществляющий обработку галечных камней с помощью сколов, не преследует никаких утилитарных целей. Он скалывает гальку совершенно произвольным, нецелесообразным образом, вовсе не предполагая какое-то дальнейшее утилитарное применение полученного произведения. Но в конечном результате получается так, что он оставляет метку, и объективный смысл этой метки заключается в том, что она становится хранительницей некоей тайной мифосемантики (а, значит, и своего рода прасловом). Впрочем, долгое время оставленные хабилисом метки являются метками исключительно для оставившего их существа, но отнюдь не метками для других. Иначе говоря, первоначальная мифосемантика сколотых галек не имеет ровным счетом никакого социального, коммуникативного измерения. И лишь спустя многие сотни, а то и тысячи поколений сколотая галька становится предметом социальной коммуникации, когда "автор" того или иного скола научается с помощью жестов и звуков (вот она, первичная матрица для последующего ритуала!) делать эту метку значимой для других. О том, как это происходит - подробная речь впереди; сейчас же важно заметить, что человеку, впервые создающему каменную индустрию, вовсе не приходится в момент обработки камня выстраивать никаких интеллектуальных проекций в будущее, не приходится примериваться ни к какой деятельности, в которой бы ему пришлось использовать полученный результат. Он обрабатывает камень совершенно нецелевым образом, и его устраивает ЛЮБОЙ характер сколов на поверхности гальки. А поскольку его деятельность не опосредована утилитарной целью, постольку производимые им сколы могут носить достаточно произвольный, достаточно хаотический характер, и эта деятельность оказывается вполне доступна существу с интеллектом хабилиса. И, таким образом, парадокс хабилиса, обозначенный в предшествующих главах, оказывается принципиально разрешен. Во всяком случае, многое в феномене древнейшей каменной индустрии становится понятным, если принять принципиальную гипотезу: галечная индустрия вовсе не являлась орудийной индустрией, и генетический смысл галечных псевдоорудий вовсе не в их утилитарном использовании. Если рассматривать эти наиболее древние свидетельства предметной активности человека в качестве семантических меток, в качестве первичных знаковых систем, а не в качестве простейших орудий труда, оказывается возможным объяснить многие их таинственные особенности. Становится понятным и то, почему создатели древнейшей каменной индустрии предпочитали использовать в качестве основы именно гальки, причем гальки преимущественно из желтого кварцита (на их поверхности отчетливо видна структура произведенных сколов), и почему олдувайского человека почти не интересовали весьма разнообразные по своим формам негалечные камни (на их поверхности искусственный скол не виден, так как смешивается со сколами естественного происхождения), и почему каждая искусственно обработанная галька обладала своим неповторимым рисунком сколов, (поскольку каждая галька несет свою мифосемантическую информацию, она просто обязана обладать своим индивидуальным рисунком сколов), и почему количество искусственно обработанных галек в олдувайской культуре так велико (для практических нужд могут потребоваться считанные десятки, а вот на роль меток - практически неограниченное количество), и почему на протяжении полутора миллионов лет эти псевдоорудия не прогрессируют (коль скоро они не утилитарны, естественно, что поиск и естественный отбор наиболее эффективных в утилитарном отношении форм не происходит).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |