КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В преддверии языка
Итак, феномен культуры начинается с того, что некий случайный каменный скол становится носителем информации, - но информации особой, легендарной, мифологической. Мифологической эту скрытую информацию делает то, что она является информацией не столько о каком-то внешнем событии, сколько об эмоциональном переживании того или иного события. Т.е. с самого начала каменный скол несет в себе информацию о внутреннем, субъективном, невидимом. Но, таким образом, культура начинается с феномена знака, и этот конкретный знак, конкретная метка на первых порах не существует как знак для другого, а является исключительно знаком для себя. Скол на камне - это прежде всего знак интенсивного эмоционального переживания, случившегося "здесь и теперь" с каким-то конкретным индивидом, и этот знак открыт только этому индивиду и закрыт для любого другого. А это значит, что меточный камень является носителем самого элементарного мифа: мифа субъективного переживания. Он несет на себе не объективную, а глубоко субъективную информацию, и в этом состоит его главное своеобразие. Потому-то он и является прообразом слова. Итак, камень со сколом - это прежде всего знак. Знак, за которым скрывается некое существенное событие. Знак, за которым скрывается некое существенное воспоминание, а, следовательно, знак, за которым скрывается некий первичный миф. Потому что воспоминание о событии, воспроизводимое с помощью искусственной метки, искусственного знака и сохраняющееся с помощью этого искусственного знака в объективированной каменной памяти, - это и есть не что иное, как миф. А отсюда следует, что галечные псевдоорудия являются не чем иным, как... своеобразной библиотекой - самой первой библиотекой в истории человеческой культуры и одновременно - самой первой манифестацией культуры как таковой. Галечные псевдоорудия - это подлинные ПАМЯТНИКИ, то бишь объективированные носители человеческой памяти. И вместе с тем, парадокс древнейшей культуры заключается в том, что на самом первом своем этапе она пока еще... лишена языка как средства коммуникации. Она носит, если можно так выразиться, одноразовый характер - в том смысле, что она не может пока транслироваться другим поколениям. "Памятники" древнейшей культуры - это памятники, которые на первых порах существуют исключительно для своих создателей. Первичная мифосемантика знака открыта только тому существу, которое является автором соответствующей метки, но ни в коем случае не внешнему наблюдателю. Только для автора скола этот скол оказывается мифосемантически значим; для всех же остальных камень со сколом - это мертвый камень, камень, ничем не отличающийся от сотен других камней. Прочитать оставленную метку, оставленный знак может только тот, кто эту метку оставил, - во всяком случае, до тех пор, покуда нет особого языка, посредством которого создатель метки может попытаться объяснить какому-то иному существу смысл этой метки, может попытаться раскрыть скрывающееся за этой меткой мифосемантическое содержание. А создание такого рода особого языка, способного стать средством дешифровки мифосемантических кодов - это задача огромной степени сложности, и на решение этой задачи может уйти жизнь сотен и даже тысяч поколений. Поэтому древнейшая каменная библиотека - это библиотека, каждое произведение которой имеет... только одного читателя -того, кто оставил соответствующую метку. Для всех остальных мифосемантика этой метки закрыта, носит, если можно так выразиться, эзотерический характер. И тем более эта библиотека не имеет на первых порах наследников: если мифосемантический знак открыт только тому существу, которое его произвело, какая бы то ни было культурная трансляция этого мифосемантического знака невозможна и бессмысленна. Но, таким образом, мы приходим к ошеломительному выводу: культура возникает раньше языка, раньше коммуникации. Культура возникает как авторский знак, непроницаемый для взгляда другого. И именно факт уже возникшей культуры - как культуры авторских сколов-меток - является принципиальной основой для возникновения феномена языка как способа коммуникации по поводу мифа. Во всяком случае, на самом раннем этапе существования меточной культуры ни о каком предъявлении мифосемантического содержания другому существу, а, стало быть, ни о какой социальной коммуникации говорить не приходится. Ведь чтобы предъявить другому существу мифосемантическое содержание, спрятанное в том или ином сколе, недостаточно тех сигнально-коммуницирующих систем, которые известны миру животных. Мифосемантика скола - это то, что автору соответствующего скола явлено на уровне очевидности, но одновременно абсолютно непроницаемо для внешнего наблюдателя. И в этом - исходный парадокс той коммуникации, которую можно было бы назвать собственно человеческой. Человеческая коммуникация потому и является сверхсложной коммуникацией, что она происходит по поводу мифа, т.е. по поводу тех мифосемантических непроницаемых очевидностей, которые и составляют фундамент человеческой культуры. Чтобы разрешить эту проблему, чтобы разрешить этот парадокс непроницаемой очевидности, чтобы осуществить коммуникацию по поводу мифосемантической тайны скола, и оказывается необходим феномен языка как феномен принципиально неизвестный миру животных. В том-то и состоит суть человеческого языка, что он возникает по поводу трансляции тайной мифосемантики сколов. И в этом, судя по всему, состоит глубинный исток этого удивительного и ни на что не похожего феномена, поражающего своей многозначностью и фантастической надутилитарной избыточностью. Но, таким образом, на самом раннем этапе культуры мы имеем совершенно парадоксальную ситуацию: культура уже есть, но она еще не умеет себя транслировать другому, она не становится предметом коммуникации, она не передается из поколения в поколение, она существует как бабочка-однодневка. Эта культура существует как культурный акт, понятный только тому существу, которое осуществило этот культурный акт. Это культура, которая, следо- вателыю, существует... не социально. Это культурное, которое, вопреки распространенному мнению о сущности культуры, принципиально досоциально, принципиально опережает социальное. Возможно, это один из самых удивительных выводов, который следует из предлагаемой гипотезы: самый ранний период культуры имеет не социальный, не коммуникативный характер. Культура возникает как чистое авторство, которое еще не умеет говорить, которое еще только должно научиться говорить, которое еще только должно обрести то, что можно назвать социальным измерением культуры. Социальное еще только должно возникнуть, и возникнет это социальное как коммуникация по поводу культуры; исток же культуры асоциален. Традиционное мнение, согласно которому культура изначально рождается в социальной оболочке, т.е. в оболочке той или иной общественной организации, не выдерживает столкновения с реальными фактами и парадоксами древнейшей материальной культуры. Наоборот, парадоксальная гипотеза, согласно которой феномен культуры возникает как принципиально досоциальный феномен, и лишь впоследствии обретает социальную оболочку, - это гипотеза, которая позволяет объяснить многие факты и преодолеть многие парадоксы. Таким образом, язык как способ коммуникации оказывается относительно поздним образованием в культуре. По-видимому, на протяжении долгих поколений субъективная меточная деятельность как первичная реальность культуры существует вне коммуникативного контекста. Способность дешифровки чужого знака - это способность, которая предполагает заведомо более высокий интеллект, нежели интеллект хабилиса, и, судя по всему, эта способность возникает на этапе возникновения нового антропологического типа - представителя Homo erectus, или, возможно, какой-то неизвестной переходной формы между хабилисом и эректусом. Но каким образом в таком случае возникает феномен языка, способного к коммуникации, и феномен социального как особой оболочки культуры?
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |