КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восхождение к образцу
Идея культурного образца, мультиплицируемого во множестве копий, т.е. становящегося основой для многократного воспроизведения в деятельности различных производителей - это чрезвычайно сложная в интеллектуальном отношении идея, предполагающая прежде всего неизмеримо более высокий уровень абстрагирующей способности. Потому-то и оказывается столь продолжительна эпоха абсолютного господства галечной культуры, равнодушной к идее технологического воспроизводства. Требовалось появление антропологически нового вида, обладающего существенно более высоким интеллектуальным потенциалом, дабы возник существенно новый тип культуры, основанный на производстве по образцу, основанный на трансляции технологических приемов. Если первые искусственно обработанные гальки появляются около двух с половиной миллионами лет тому назад, то примитивные технологические схемы изготовления предметов по об- разцу можно обнаружить, пожалуй, лишь в так называемых проторубилах, появляются в эпоху ашельской индустрии. Это происходит не ранее, чем миллион лет назад и связано с деятельностью нового антропологического вида - хомо эректуса. На протяжении полутора миллионов лет единственная форма культурной трансляции, которая известна прачеловеку, - это натуральная трансляция знаково-меточных камней через воспроизведение неких обрядово-ритуальных схем. И потому культура хабилиса может быть достаточно точно названа КУЛЬТОВОЙ культурой. Она уже умеет воспроизводить обрядово-ритуальные схемы, но ее интересуют исключительно священные каменные персоналии, а вовсе не представленные этими персоналиями универсальные формы. Потому-то и получается так, что галечная индустрия не знает устойчивых форм производимых ею псевдоорудий. Знаково-меточные камни существуют в этой культуре не как технологические схемы, а как персональные реальности; каждый отдельно взятый меточный камень - это глубоко индивидуальная ПЕРСОНА, имеющая священный, культовый статус и транслируемая из поколение в поколение в своем натуральном виде; а сам хабилис - это производитель, который еще не умеет быть Воспроизводителем. Идея воспроизводства, идея производства по образцу является идеей принципиально более трудной, поскольку она предполагает необходимость ДИАЛОГА С ИНЫМ, предполагает возможность преодоления исходной культурной монологичности, когда прачеловек делает произвольный меточный скол, нимало не заботясь ни о его соотнесенности с некоей культурной традицией, ни о его технологической воспроизводимости в чьей бы то ни было деятельности. Наоборот, работа с образцом - это работа, основанная на реконструкции некоего инвариантного ОБРАЗА, который лежит в основе образца и одновременно является основой предмета, делаемого по образцу. Скажем, создание по образцу простейшего каменного рубила требует, чтобы изготовитель удерживал в сознании инвариант, лежащий в основании этого образца, а, значит, чтобы у изготовителя присутствовал образ рубила как такового, а это возможно лишь при условии достаточно высокой степени абстрагирующей способности рассудка. Анализ феномена галечных псевдоорудий позволяет с уверенностью утверждать, что никаких образов, которые могли бы стать предметом воспроизведения и трансляции, у этой галечной индустрии пока еще нет. Как уже отмечалось на предшествующих страницах, здесь присутствует абсолютная разноголосица каменных осколков, которые ни в малой степени не пытаются напоминать друг друга и не имеют никакого объединяющего их первообраза. Создателям олдувайской индустрии не знакома идея образца как такового, и это является безусловным свидетельством того, что уровень абстрагирующей способности этих существ еще совершенно недостаточен для того, чтобы обеспечить трансляцию самой идеи орудийности. Сколы на олдувайских псевдоорудиях не имеют никаких закономерностей (кроме, разве что, одной -той, что они делаются только с одной стороны гальки), и исследователи подчеркивают, что у этих сколов в принципе не обнаруживается никакой регулярности которую можно было бы технологически воспроизводить. Наоборот, любая, даже самая примитивная орудийная культура - это культура, в самом основании которой лежит идея транслируемого культурного образца. Орудийная культура - это культура, которая предполагает трансляцию из поколения в поколение некоторой технологической схемы, которая заложена в основание того или иного орудия - схемы, которая предполагает, что данный предмет может быть определенным образом использован. Орудийная культура - это культура, в которой предмет впервые становится СРЕДСТВОМ, и на первый план выходит функциональное лицо предмета. И потому любой орудийной культуре свойственны поиск, отбор и трансляция наиболее удобных в функциональном отношении форм: ведь орудийная культура - это культура, ориентированная на ИСПОЛЬЗОВАНИЕ изготавливаемых ею предметов в качестве орудий той или иной деятельности. Если мы принимаем гипотезу, согласно которой древнейшая культура не орудийна, а знакова по своей сути и происхождению, становится понятным, почему она равнодушна к трансляции каких бы то ни было устойчивых форм. Технологическое воспроизведение знаково-меточных камней, их технологическое дублирование попросту бессмысленно: каждый меточный камень ценен как раз своей индивидуальностью. Он хранит глубоко индивидуальную мифосемантическую информацию, значимую только для того существа, который создал эту метку. И если, с одной стороны, у хабилиса отсутствует достаточный интеллект, для того, чтобы воспроизводить по образцу, то, с другой, у него не возникает сама необходимость в том, чтобы научить кого-то изготавливать точно такие же или похожие камни. Его совершенно не интересуют технологии воспроизведения того или иного конкретного скола, не интересуют технологии воспроизведения тех форм, которые обретают обрабатываемые гальки -ведь принцип утилитарности находится пока еще в стадии своего зарождения, и должно пройти немало времени, прежде чем этот принцип сможет стать одним из ведущих принципов первобытной культуры. А это значит, что коммуникация между индивидами может носить на этом этапе исключительно иррационально-культовый характер, но никак не характер рационально-технологической коммуникации. Эта коммуникация является иррационально-культовой, поскольку она происходит по поводу мифосемантики предметов, но никак не по поводу их возможного технологического использования. Наоборот, рационально-технологическая коммуникация - это коммуникация, которая вначале выделяет, а после транслирует определенную культурную схему действий с самим предметом, а не с его мифосемантическим облаком. Это коммуникация, которая возникает не по поводу мифа предмета (как это было характерно для первичной обрядово-ритуальной коммуникации), а по поводу возможных стратегий практического использования данного каменного обломка; следовательно, это коммуникация, которая предполагает получение некоторого практического результата. И как бы ни было примитивно проторубило, изготавливаемое хомо эректусом, изготовитель проторубила демонстрирует отчетливую способность к технологической коммуникации. В изготавливаемых эректусом рубилах и проторубилах отчетливо прослеживается некая деятельностная схема - тот образ действий, с которым будет связано практическое использование этого проторубила. Вместе с тем, обрабатывая камень, он - и это очевидно - имеет в виду некую культурно унаследованную технологическую схему обработки, позволяющую получить предмет с относительно устойчивой формой. Он ведет внутренний диалог с этой технологической схемой, и подчиняет действия своих рук этой технологической схеме. Потому-то все проторубила обладают чрезвычайно похожей формой. А появляющиеся на следующем этапе ручные рубила ашельской индустрии являются практически идентичными с точки зрения воспроизводимой формы. И потому с высокой степенью вероятности можно утверждать, что за ашельской индустрией эректуса скрывается чрезвычайно высокий уровень абстрагирования и рационально-технологической коммуникации. Все сказанное позволяет сделать вывод, что культура, приходящая на смену галечным псевдоорудиям, - это культура, основанная на принципиально новой схеме культурной трансляции. И хотя в ней, вероятно, сохраняется тот тип культурной трансляции, который был изобретен на олдувайском этапе, т.е. обрядово-ритуальная, культовая трансляция персональных меточных камней и спрятанной в этих камнях мифосемантики, важно то, что она совершает поистине грандиозный прорыв. Только теперь, на этапе шельской и ашельской индустрии эректуса возникает и утверждается принципиально новая форма культурной трансляции - трансляция культурных образцов, трансляция неких культурных абстракций, воплощаемых в предметной деятельности. На новом этапе сам камень обретает принципиально новую форму существования. Если в олдувайскую эпоху он был исключительно самозначимой, персональной реальностью, и каждая каменная персона несла в себе индивидуальную мифосемантику (и именно этой индивидуальной мифосемантикой была ценна для нарождающейся культуры), то отныне камень обретает принципиально новое культурное измерение: он становится СРЕДСТВОМ, он становится НОСИТЕЛЕМ КУЛЬТУРНОЙ СХЕМЫ. И это новое обстоятельство становится подлинным источником, подлинной отправной точкой того совершенно нового способа производства, который демонстрирует Homo erectus в отличие от своего непосредственного предшественника. Это производство, в котором самоценной становится сама идея копирования. Если обрабатываемые хабилисом гальки оказываются подчеркнуто не похожи друг на друга характером нанесенных на них сколов и демонстрируют подчеркнутое отсутствие инвариантности искусственных форм, то производящая деятельность эректуса выглядит как прямая противоположность по отношению к деятельности хабилиса: Homo erectus производит неисчислимое количество практически идентичных орудий, и вовсе не потому, что они ему нужны в практической деятельности, а просто потому, что смыслом его деятельности становится воспроизведение некоей технологической схемы как самоценная культурная деятельность. Научившись копировать, он отныне копирует ради копирования, а вовсе не ради каких-то практических целей. Тысячи практически идентичных рубил, обнаруживаемых археологами в отложениях ангельской культуры - наиболее яркое тому подтверждение. Столь подчеркнутая избыточность безусловно утилитарных предметов может быть объяснена тем, что искусство копировать становится для эректуса своего рода новым культом. В общем и в целом представители вида Homo erectus имели все основания заявить задолго до компании Xerox: "Это мы научили мир копировать!". Но не только научили (и сами научились) копировать, а и построили на этой основе новую культурную Вселенную. Какую - об этом ниже.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |