КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Явление языка в обряде
Начнем с того, что эмоционально-субъективное переживание, оказавшееся объективно зашифрованным в каменном сколе, способно спровоцировать в авторе этого скола своеобразную муку немоты или муку невозможности объяснить и транслировать это содержание кому-то другому. Ведь насколько очевидна тайная эмоциональная семантика того или иного скола тому, чье переживание этим сколом зафиксировано (достаточно бросить один взгляд на скол, чтобы соответствующее эмоциональное переживание снова возникло!), настолько эта тайная эмоциональная семантика невидима для любого другого существа. Именно по этой причине уже на достаточно ранних ступенях культуры должна была возникнуть деятельность, смысл которой заключался в том, чтобы обеспечить возможность коммуникации по поводу тайной мифосемантики первичных культурных предметов, каковыми являются меточные камни. И этой особой коммуникационной деятельностью по поводу тайной мифосемантики сколотых галек явилась, по-видимому, обрядово-ритуальная деятельность, суть которой как раз и состоит в трансляции мифосемантической тайны от одного человека другому. Наступает момент, когда меточный камень и соответствующее ему слово-имя вынужденно становятся объектом обрядово-ритуальной коммуникации. Не средством коммуникации, а именно объектом: именно этим социальная коммуникация человека радикально отличается от коммуникации животных. У культурной коммуникации, осуществляемой человеком, принципиально иной предмет, нежели у той коммуникации, которая характерна для животных. Ведь если коммуникация животных - это коммуникация по поводу их биологических потребностей, то собственно человеческая, культурная коммуникация - это коммуникация, которая совершается по поводу мифа и по поводу знаков, в которых зашифрована некая мифосемантика; одним словом, по поводу слов, которые и являются не чем иным, как знаками, в которых зашифрованы семантические мифы. Итак, в знаке-для-себя состоит первичное бытие мифосемантики, но этот знак-для-себя составляет подлинный исток человеческой культуры лишь в той мере, в какой по поводу него возникает первичная социальная коммуникация, возникает собственно человеческое общение и сам феномен социального. В расшифровке тайной мифосемантики каменных меток, каменных знаков и соответствующих им слов-имен и состоит суть того, что я называю социальной коммуникацией в ее изначальной неутилитарности. Социальной коммуникацией является не обмен сигналами по поводу каких-то объективно происходящих событий - как раз такая коммуникация в изобилии представлена у животных, - а коммуникация по поводу сверхутилитарных вещей. Предметом и содержанием собственно социальной коммуникации с самого начала является МИФ, или, точнее, скрытая мифосемантика особых предметов, которые я назвал меточными или знаковыми камнями. А обрядово-ритуальное действо - это и есть начальная форма социальной коммуникации, коль скоро посредством этого действа осуществляется расшифровка тайны того или иного меточного камня, а, стало быть, и тайна того или иного слова-имени. Процесс социальной коммуникации - это именно тот процесс, который позволяет взгляду ДРУГОГО проникнуть в тайну метки, и, шире, - в тайну слова. Процесс проникновения в мифосемантическую тайну знака - это и есть то, что можно назвать структурой элементарной социальности. И сутью первичной языковой коммуникацией по поводу тайной мифосемантики каменных меток является обрядово-ритуальная деятельность. От языка-тайны, от некоммуникативного языка асоциальных каменных меток происходит переход к языку-коммуникации, и первоначальной формой этого коммуницирующего языка становится обряд, ритуал. И в этом переходе, по-видимому, состоит глубинная причина возникновения самого феномена обрядово-ритуальной деятельности: ее первоначальная культурная функция состоит именно в том, чтобы каким-то образом транслировать тайную мифосемантику того или иного предмета с помощью звуков и жестов; причем жест, действие, пантомимическое или символическое изображение играет в обряде или ритуале безусловно ведущую роль, тогда как звук остается на первых порах вспомогательным средством обрядово-ритуального акта. Разумеется, на первых порах пояснительные обрядово-ритуальные структуры предельно примитивны. Это попытки расшифровать, актуализовать, сделать значимой для других тайну того или иного каменного знака с помощью жестов и звуков. Комплекс из жестов и звуков, поясняющих тайное мифосемантическое содержание того или иного знакового камня - это и есть элементарный ритуал, который транслируется из поколения в поколение вместе с самим знаковым камнем. Но это и есть не что иное, как наиболее элементарная клеточка культуры, и одновременно - самый элементарный культ, культ камня-слова, несущего такое мифосемантическое содержание, которое не явлено, но о котором приходится только догадываться с опорой на обрядово-ритуальные структуры. Итак, проблема прочтения знака, проблема расшифровки мифосемантической тайны "каменных слов" и соответствующих им звуковых, ИМЕННЫХ коррелятов (т.е. ИМЕН в качестве коррелятов) - это та проблема, которая вызывает к жизни формирование элементарных обрядово-ритуальных структур. Обрядово-ритуальная деятельность древнейших антропоидов - это и есть не что иное, как деятельность по трансляции ключей к мифосемантике "каменного языка" и соответствующих этому "каменному языку" имен. Обрядово-ритуальные структуры - это то, что обеспечивает бытие мифосемантического содержания ДЛЯ ДРУГОГО. Благодаря обрядово-ритуальной деятельности культура, первоначально заявленная как асоциальная и неисторическая реальность, обретает социальную жизнь и социальную историю. Благодаря обрядово-ритуальной деятельности возникает феномен культурной традиции, феномен трансляции мифосемантического содержания из поколения в поколение. И это понятно: если знак галечного скола является не более чем условным обозначением некоего лично-индивидуального мифосемантического содержания, это значит что он принципиально мертв, безгласен для любого внешнего наблюдателя. А, значит, мифосемантика этого знака обречена на бесследное исчезновение вслед за исчезновением того существа, которым этот знак-метка был некогда оставлен. Поэтому должна была возникнуть какая-то особая деятельность, способная обеспечить культурное выживание этого знака как носителя персональной мифосемантики. В этом и состояла, похоже, суть первичной обрядово-ритуальной деятельности как деятельности по превращению персонального мифосемантического содержания сколотых галек в факт КОЛЛЕКТИВНОГО МИФА, постоянно транслирующего языки индивидуальной мифосемантики на язык социума и завершающего тем самым оформление феномена мифологического. Обрядово-ритуальный комплекс - это тот самый механизм, посредством которого потенциально мертвые знаки персональной мифосемантики обретают КОЛЛЕКТИВНУЮ мифосемантическую жизнь, т.е. наполняются мифосемантическим содержанием не только для того, кто являлся носителем первичного переживания, но и для каждого человеческого существа, принимающего участие в данном обрядово-ритуальном действе. А это значит, что культура, обретшая в случайном сколе-метке свое авторское мифосемантическое начало, свой первый энергетический полюс, находит свое закономерное завершение в возникновением особого рода деятельности, суть которой - в формировании коллективной, социальной мифосемантики - мифа в собственном смысле этого слова. И только с возникновением этой формы деятельности предкультура становится культурой в собственном смысле этого слова - культурой как коллективно-социальной деятельностью. Однако в основании этой культуры по-прежнему находится феномен персональной мифосемантической метки, - которая, правда, обретает отныне очертания легенды. Таков, по-видимому, первичный облик СТАВШЕЙ культуры. До сих пор мифосемантические гальки можно было охарактеризовать как пракультурные феномены, поскольку это были гальки, обреченные на немоту, обреченные на безгласность. Теперь же каждая из этих галек обретает свою ЛЕГЕНДУ, свой социально-культурный контекст, свою коллективную мифосемантику (очевидно и неизбежно весьма и весьма отличающуюся от первичной индивидуальной мифосемантики этих галек), - и лишь постольку они становятся подлинно культурными явлениями. А основным содержанием культурного процесса отныне становится трансляция из поколения в поколение сколотых камней в контексте сопровождающих их обрядово-ритуальных действ. При этом каждый конкретный мифосемантический камень со знаковым сколом имеет свой обрядово-ритуальный контекст, посредством которого и вызывается к жизни тайная мифосемантика данного камня, вызываются к жизни скрытые в камне образы легендарных переживаний. Это еще дословесная форма бытия культуры, или, точнее, предсловесная. А, еще точнее, тот или иной камень в контексте соответствующего ему обряда - это и есть самая первая форма бытия слова как коммуникативно-некоммуникативного феномена. Так или иначе, но только с возникновением языковой коммуникации по поводу меточных камней возникает принципиально новое качество, которое можно было бы назвать качеством первичной СОЦИАЛЬНОЙ организации, предполагающей постоянное развитие обрядово-ритуальной деятельности и создание но- вых, незнакомых животному миру форм совместной жизни. А сама суть этой первичной социальной организации заключается, по-видимому, в том, что она обеспечивает возможность культурной трансляции знаковых камней-текстов из поколения в поколение. Итак, принципиальная загадочность мифосемантического знака рождает, в конце концов, совершенно особую коммуникативную потребность, как потребность понять другого. Очевидно, что это не просто коммуникативная потребность, свойственная миру животных, а КУЛЬТУРНО-коммуникативная потребность. И эта культурнокоммуникативная потребность реализуется в феномене обрядово-ритуальной деятельности как исторически первой формы коммуникации по поводу эзотерического предъязыка, существующего в форме субъективной мифосемантики каменных меток. Обряд, ритуал - это уже более совершенная форма языка, это язык, поднявшийся до способности быть коммуникационным средством; однако это еще не привычный нам язык, обретший форму мобильной звуковой оболочки. И, вместе с тем, поскольку в форме обряда и ритуала язык каменных меток обретает-таки коммуникативное измерение, здесь остается всего полшага до обретения языком своей звуковой оболочки. В звуковой оболочке завершается генезис слова. И звуковая оболочка, разумеется, существенно расширяет пространство языка и его возможности. Однако уже на обрядово-ритуальном уровне, когда таинственная мифосемантика каменных сколов впервые обнаруживает способность к коммуникационной трансляции, мы уже имеем дело с полноценным человеческим языком, двумя сторонами которого является мифосемантическая тайна и попытка ее коммуникационного разрешения. Звуковая форма бытия слова - это всего лишь сгущение в одну точку того феномена, который оказывается вполне представлен уже в первичной обрядово-ритуальной деятельности, и который, как двуликий Янус, несет в себе две стороны: предельную субъективность, персональную мифосемантическую тайну, которая никогда не может быть постигнута до конца, и стремление коммуникационно объективировать эту тайну. В этой принципиальной двоякости и состоит суть феномена слова как такового. В этой коммуникации по поводу мифосемантической тайны и состоит первичная реальность языка. Язык человеческого общения тем и отличается принципиально от языка животных, что он возникает не как средство сигнальной коммуникации, а как средство трансляции мифа. И оттого любая языковая коммуникация носит двойственный и даже несколько обманный характер. Человеческий язык - это всегда стремление к коммуникации, и одновременно - невозможность коммуникации; это бесконечное стрем- ление выразить себя и понять другого - и одновременно бесконечная невозможность адекватно выразить себя и понять другого. И, в частности, это является безусловным свидетельством того, что человеческий язык вовсе не является развитием сигнальных систем, свойственных миру животных, но имеет совершенно иное, некоммуникативное происхождение. А многочисленные попытки вывести человеческий язык из тех коммуникационно-сигнальных систем, которые свойственны животному миру, потому и терпели неудачу, что подлинный корень человеческого языка не в коммуникации; коммуникация - это лишь оболочка по отношению к глубинному, сущностному, мифосемантическому уровню языка. Культура как культ
Итак, на самом раннем этапе культуры каменные метки возникают как метки-для-себя, но не как метки-для-другого. Они представляют собой принципиально эзотерическую реальность, открытую только тому человеку, который их оставил. Они есть некий праязык, на котором "автор" метки общается... сам с собой. Естественно, что на этом этапе не может идти речи ни о какой трансляции первичной мифосемантической культуры из поколения в поколение. Мифосемантическое содержание меточных камней умирает вместе с теми, кто оставлял на этих камнях свои случайные следы. Возникновение феномена обрядово-ритуальной коммуникации существенным образом меняет ситуацию. Знаковый камень, помещенный в обрядово-ритуальный контекст, - это камень, который способен открыть свое тайное Мифосемантическое содержание любому существу, посвященному в язык обряда. А это значит, что с возникновением обрядово-ритуальной коммуникации первичные меточные камни начинают приобретать характер СВЯЩЕННЫХ, и именно в этой точке возникает первая форма культурного наследования: знаковые меточные камни начинают передаваться из поколения в поколение вместе с сопровождающим их обрядово-ритуальным контекстом, который служит своего рода культурным ключом к пониманию мифосемантической тайны соответствующего знаково-меточного камня. Но, таким образом, меточный камень и несомое им Мифосемантическое содержание становится исторически первой формой культурной связи между поколениями. Меточный камень становится носителем транслируемой из поколения в поколение мифосемантики, и именно потому он становится исторически первым культурным (=культовым) артефактом. Только на этом этапе может возникнуть принципиальная потребность в культурной трансляции как таковой. Причем на первых порах это будет трансляция самого камня, некоей каменной, персоналии, поставленной в контекст какой-то обрядово-ритуальной деятельности, а вовсе не трансляция технологий изготовления искусственных сколов. Знаково-меточные камни, становя- щиеся предметом натуральной культурной трансляции, становятся, таким образом, своего рода священными знаками некоей мифосемантики, которая становится отныне социально значимой. В сущности говоря, речь идет о КУЛЬТОВОЙ трансляции меточных камней и связанного с ними мифосемантического содержания. Культ - это не что иное, как исторически первая форма культурной трансляции. Культ - это первый способ социального бытия асоциальной по своим истокам культуры, а, стало быть, первый способ бытия культуры во времени. Вообще с высокой степенью точности самые ранние искусственно обработанные гальки, становящиеся предметом культурной трансляции, можно было бы охарактеризовать как КУЛЬТОВЫЕ предметы, если понимать под культом то, что определяет саму сущность феномена культуры. В самом деле, за внешней орфоэпической близостью понятий "культурное" и "культовое" скрывается глубокое содержание. Ведь в основе любого культа и любой культуры в равной степени лежит феномен знака. Любая культура и любой культ в равной степени являются знаковыми реальностями. И без особой натяжки можно было бы сказать, что феномен культуры рождается в форме культа - культа тех особых, мифосемантически значимых, знаковых предметов, которые несут в себе некое небиологическое, или даже над биологическое содержание. Культ - это ведь и есть не что иное, как странная потребность человека в каком-то надбиологическом содержании. Культ - это тот механизм, который делает сверхзначимым, сверхпритягательным, сверхценным какой-то предмет или какое-то явление, находящееся за границами биологических потребностей организма. Благодаря феномену культа у человека появляется иррационально сильное влечение к некоему предмету или явлению, причем это влечение невозможно объяснить никакими естественными потребностями. Культ - это потребность, которая возникает за пределами каких бы то ни было естественных, биологических потребностей. А культура - это и есть мир, построенный на потребностях, которые не являются биологическими, и, следовательно, являются в каком-то смысле культовыми потребностями. Поэтому культовая потребность составляет фундамент культуры как таковой. И ЛЮБАЯ так называемая "культурная потребность" - это потребность, в основании которой лежит технология культа, если иметь в виду тот "механизм", который лежит в основе той фантастической притягательности, которой обладают для верующего человека культовые образы. Именно за счет этих технологий культа культурные потребности становятся поистине сверхзначимыми для человека и многократно превышают силу его биологических потребностей. В этом состоит удивительная особенность любого, даже самого элементарного культа: он манифестирует потребность, которая не имеет ровным счетом никакого отношения к базовым биологичес- ким потребностям человека, но при том обладает абсолютной силой. А ведь это потребность, которую можно было бы назвать потребностью в знаке. Точнее, не в самом знаке, а в том неявном мифосемантическом содержании, которое скрывается за материей знака, и которое приходится реконструировать на свой страх и риск. Именно в этом смысле я смею утверждать, что базисом любой культуры являются культовые потребности. А галечные псевдоорудия - это и есть не что иное, как элементарные культово-культурные предметы, имеющие знаковую природу и составляющие базис человеческой культуры как таковой. С возникновения этих культово-культурных предметов (т.е. искусственных, культурных предметов, имеющих социально-культовое измерение) начинается бытие культуры как таковой. Каждый из этих культурно-культовых предметов предполагает некое особое к себе отношение, находящееся за границами непосредственных биологических потребностей. Они являются принципиально сверхбиологическими предметами, и культовое в них совпадает с культурным. Вообще говоря, галечные псевдоорудия еще на докоммуникативной стадии их существования можно было бы интерпретировать как элементарные культовые предметы. Будучи носителями некоей значимой мифосемантики, сколотые камни становятся предметом совершенно особой потребности, не знакомой ни одному животному: потребности в самом камне. Камень становится интересен сам по себе, а не как средство - скажем, средство защиты от врагов или средство разбивания кокосового ореха. Камень, являющийся знаком, камень, аккумулирующий в себе некую мифосемантическую память - это камень, который становится самоценным и самоцельным, а, значит, это камень, который становится предметом культа или предметом культуры, что принципиально одно и то же в данном контексте. А потребность в некоей мифологической информации, скрывающейся за материей знака, это та потребность, которую можно было бы охарактеризовать как первичную культурную или первичную культовую потребность. Однако на самой ранней ступени эта пракультовая потребность имеет пока еще асоциальный характер. И лишь с возникновением обрядово-ритуальной' деятельности культовое отношение к камню приобретает завершенный характер: камень, несущий в себе какое-то мифосемантическое содержание, становится предметом особой культово-социальной коммуникации между становящимися людьми. Первичная социальная структура -это и есть структура, которая возникает по поводу культа знакового камня и его обрядово-ритуальной трансляции из поколения в поколение. Именно сам знаковый мифосемантический камень в его натуральном бытии становится предметом культурной трансляции на этом этапе: из поколения в поколение передается конкретный каменный обломок, и происходит эта трансляция в обрамлении некоего обрядово-ритуального действа, призванного донести священную мифосемантику камня будущим поколениям. На этом этапе сам камень является абсолютным воплощением культуры, а механизм культурной трансляции состоит в передаче натурального каменного обломка. В такой обрядово-ритуальной передаче знаково-меточного камня, удерживающего какую-то мифосемантическую информацию, состоит исторически первая форма трансляции культуры. Если наиболее ранняя создаваемая хабилисом культура - это культура, принципиально не транслируемая, то с возникновением феномена обрядово-ритуальной коммуникации впервые возникает феномен культурной трансляции, когда некоторые каменные метки приобретают статус социально значимых и становятся предметом натуральной трансляции из поколения в поколение в контексте каких-то устойчивых обрядово-ритуальных структур. На еще более поздних этапах, в иные исторические эпохи будут передаваться технологии производства. Сейчас же, на первых порах передаются сами меточные камни, и за счет этой натуральной передачи в контексте некоей обрядово-ритуальной деятельности обеспечивается культурная связь времен. Этой, наиболее древней форме трансляции культуры пока еще не известна идея образца, который бы мог становиться предметом трансляции через механизм технологического воспроизводства. Это культура, которая пока еще не умеет и не стремится копировать. А это, между прочим, означает, что ею пока еще не осознана самоценность утилитарного. Это культура, которая пока еще тождественна культу: каждый меточный камень для нее самозначим, священен, и не подлежит копированию. Во всяком случае, полтора миллиона лет существования галечной культуры демонстрируют полное отсутствие практики воспроизведения деятельности по образцу и полную неспособность к изготовлению предметов по образцу.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |