КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Homo sapiens - человек спасенный
Таков очередной фундаментальный археологический парадокс: не кто иной, как неандерталец был изобретателем вариативной культуры, однако отнюдь не ему было суждено создать весь тот огромный культурный мир, который мы именуем собственно человеческим. Оказалось, что вкус свободы имеет выраженный привкус горечи. Оказалось, что испытание свободой - это крайне нелегкое испытание, к которому неандерталец оказался попросту не готов. Будучи первооткрывателем принципа свободных культурных ва- риации, неандерталец вместе с тем не сумел создать ту сложную и динамичную культуру, которая уже в верхнем палеолите была создана руками Homo sapiens sapiens, и которая обладала выраженной способностью к прогрессу. Локальные мустьерские культуры, демонстрируя разнообразие орудийных форм, вместе с тем оказались глубоко замкнутыми и стагнированными, застойными культурами. Наоборот, верхнепалеолитические культуры, созданные человеком современного вида, продемонстрировали, с одной стороны, способность вести открытый диалог с другими культурами, а, с другой стороны, удивительную способность к прогрессу. Почему же первооткрыватель свободы так и не смог воспользоваться плодами своего открытия, а вынужден был уступить свое место другому, более пластичному по отношению к идее свободы виду? В чем природа тех преград, на которые натолкнулась предпринятая неандертальцем попытка прорыва к свободе? Загадка исчезновения неандертальского человека с эволюционной арены является одной из самых старых палеоантропологических загадок. Известны десятки гипотез, касающихся странной судьбы этого вида и созданной им мустьерской культуры. Предлагаемая нами модель реконструкции процесса антропогенеза позволяет и на этот вопрос взглянуть достаточно неожиданным образом. Попробуем задуматься над вопросом: что могло означать возникновение феномена культурной вариативности для сознания становящегося человека? Какие мировоззренческие и психологические последствия мог иметь осуществленный неандертальцем вариативный прорыв? Напомню, что основой диалога хомо эректуса с окружающим его предметным миром был своего рода естественный орудийный культ, состоящий в тщательном воспроизведении некоего модельного образца и трансляции этого образца из поколения в поколение. Именно эта форма искусственной культурной ограниченности гарантировала принципиальную целостность его взгляда на мир и создавала мировоззренческую основу для его диалога с возникающим предметно-культурным миром и являлась основой первичных структур социального. Понятно, что открытый неандертальским человеком принцип потенциальной вариативности культурно-предметного мира вступал в открытое противоречие с идеей целостности, основанной на принципе производственного монологизма, и одновременно - с идеей, основанной на культовом монопроизводстве социальной целостности. Ведь монологизм ашельского производства как раз и являлся важнейшим основанием культурно-культовой коммуникации между представителями вида Homo erectus. Иными словами, вариативные орудийные эксперименты неандертальца - это эксперименты, которые приводят к неизбежному кризису первичных социальных структур, кризису раннесоциальных структур коммуникации, характеризовавших эпоху питекантропа. Если неандерталец - это принципиально вариативное су- щество, то одновременно это значит и то, что он более индивидуален и одновременно более асоциален по сравнению со своими антропологическими предшественниками. И чем больше он экспериментирует с орудийным арсеналом, тем... более он оказывается обречен на замкнутую обособленность от других представителей собственного вида. Тот единый обрядово-ритуальный производственный комплекс, который характеризовал эпоху питекантропа, распадается на множество локальных обрядово-ритуальных производственных традиций, которые "не понимают" друг друга. Потому-то, как уже отмечалось, в эпоху неандертальца возникают множественные локальные группировки, практически игнорирующие какое бы то ни было общение друг с другом. Разрушается единое пространство языка, единое пространство культуры, единое пространство взаимопонимания. Но самая главная проблема заключалась, возможно, в там, что развитие феномена множественной предметности требовало появления принципиально новых мировоззренческих идей, способных удержать и объяснить ВПЕРВЫЕ открывшийся глазам неандертальца феномен культурной неисчерпаемости окружающего его предметного мира. В самом деле, когда олдувайский человек создавал свою индустрию каменных меток, - такая проблема, естественно, не возникала, поскольку "метки" навязывались каменным галькам совершенно произвольным образом. Когда питекантроп в каждом обломке камня видел лишь средство для воспроизведения некоей священной культурной схемы, доставшейся ему из глубины тысячелетий, такая проблема так же не могла возникнуть: питекантроп вовсе не извлекал из камня какую-то его тайную культурную сущность, а всего лишь навязывал этому камню некую, известную ему заранее культурную схему. Он подгонял предметный мир под известную ему заранее абстрактную схему - и получал в результате множество идентичных ручных рубил или других "штампованных" предметов своей каменной индустрии. И совершенно иная ситуация формируется с возникновением вариативной индустрии неандертальца, который начинает активно сочинять новые варианты орудийных форм, а, стало быть, начинает как бы извлекать эти новые варианты орудийных форм из тех или иных обломков камня. Иначе говоря, неандерталец впервые моделирует ту проблему универсальной всепредметности, универсальной всевозможностности предметного мира, о которой шла речь в начальных главах настоящей книги. В сущности говоря, речь идет о возникновении феномена творческого воображения, и суть этого феномена заключается в том, чтобы суметь вычленить из произвольного каменного обломка некую предметную форму, которой не существовало в предшествующей культурной традиции. А это есть именно та ситуация, которая была описана в предшествующих главах, как "всевозможностная" ситуация. И чем больше альтернативных возмож- ностей открывается в одном и том же каменном обломке - тем потенциально более невротичной оказывается эта ситуация. Вполне резонно допустить, что сознание неандертальца оказывается не подготовлено к спровоцированному им самим феномену инновационного культурного взрыва, и потому оно оказывается просто вынуждено, с одной стороны, - локализовываться, обособляться, а, с другой, - стагнироваться, отказываться от экспоненциального роста. Самая главная задача, которой не сумел решить неандерталец - это задача построения нового мировоззрения: тех предельных ДУХОВНЫХ подпорок, которые позволили бы справиться этому сознанию с открывшейся бездной всевозможностных вариантов. Он не сумел создать системы предельных ДУХОВНО-МИФОЛОГИЧЕСКИХ ориентиров для своего существования в мире культурной вариативности. Иными словами, отказавшись от характерного для питекантропа производственного поклонения некоему священному образцу, неандерталец так и не сумел создать полноценной альтернативы такого рода производственному культу. Еретически взрывая предшествующую культурную традицию, он оказывается не способен подвести достаточный мировоззренческий фундамент под идею множественной предметности, под идею всевозможностного мира, хотя, как показывают данные археологии, он и пытается вести соответствующие духовные поиски. В частности, именно неандертальцы начинают хоронить своих сородичей; именно неандертальцам принадлежит приоритет создания ритуалов, не имеющих прямого производственного смысла и не интегрированных в производственный процесс. Иначе говоря, именно неандертальцу принадлежат первые, робкие попытки создания культуры за границами производственного культа, попытки создания культуры как самостоятельной и самозначимой реальности, отделенной от производства. Именно неандертальцу принадлежат первые попытки создания какого-то подобия орнаментальных рисунков. Именно неандертальцу принадлежат попытки создания некоего особого духовного производства как производства специальных духовных ценностей. И, тем не менее, следует признать, что неандерталец так и остался "по ту сторону" духовного производства как такового. Он не сумел осуществить такой мировоззренческий прорыв, который позволил бы ему удержать представление о мире как о вариативно всевозможностном. Он не сумел изобрести достаточные духовные, культовые опоры для открытой им культурной вариативности, и потому нарастание культурной вариативности не могло не вызывать у него невротических, асоциальных тенденций в поведении, что находит известное подтверждение в археологических данных, свидетельствующих о свойственных неандертальскому человеку выплесках неуправляемой агрессивной энергии. И оттого стагнация собственного культурного развития стала для него единственно возможным выходом. И именно в этой точке, по-видимому, находится то противоречие, которое обусловливает быстрый и неожиданный уход неандертальцев с исторической сцены. Обладавшие огромной физической мощью, развитой каменной индустрией и незаурядным интеллектом неандертальцы, казалось бы, были обречены на выживание. И, тем не менее, около 30 тыс. лет до н.э. они вдруг неожиданно и бесследно исчезают в небытие, уступая место сапиенсам - существам, казалось бы, менее приспособленным к выживанию с чисто биологической точки зрения. Похоже, однако, что у сапиенсов было одно огромное преимущество перед неандертальцами: ими была открыта, изобретена некая радикальная мифологическая, мировоззренческая идея, которая и позволила им удержаться на краю бездны вариативных предметных возможностей. И это была идея, ставшая символом и знаменем всей верхнепалеолитической культуры - идея одухотворенности всего сущего (так называемый первобытный анимизм). Мировоззренческая идея всеобщей одухотворенности, идея одухотворенности всех без исключения предметов и явлений окружающего человека мира - это была воистину спасительная идея для сознания, которое было обречено на шок в условиях нарастающего многообразия культурных предметов. В самом деле, это идея, согласно которой любой предмет окружающего человека мира является живым предметом, обладающим некоей скрытой душой. А это значит, что анимистическая идея как бы санкционирует принципиальную возможность произвольного предметного творчества, санкционирует принципиальную возможность извлечения из того или иного природного предмета его неочевидной сущности, а, значит, возможность превращения некоторого произвольного каменного обломка в культурный предмет, не заложенный в предшествующей культурной традиции. А это, в свою очередь, значит, что с возникновением идеи всеобщей одухотворенности впервые возникает мировоззренческая платформа для действительно свободного вариативного эксперимента. Вообще говоря, неандертальская индустрия имеет (по сравнению с созданными сапиенсом верхнепалеолитическими культурами) оттенок достаточно отчетливой прагматизованности. Можно было бы даже сказать, что здесь господствует своего рода культ утилитарности: при всем многообразии орудийной культуры эпохи мустье, здесь начисто отсутствуют какие бы то ни было предметы специальной духовной индустрии - всего того, что в таком изобилии встречается в верхнепалеолитических культурах мадлен или ориньяк. И, возможно, именно это обстоятельство приводит в конце концов к глубокому кризису неандертальской культуры. Зато верхнепалеолитический человек находит выход из этого тупика путем создания нового мировоззрения и создает многочисленные материальные опоры этого нового мировоззрения в виде нового неутилитарного производства - но уже неизмеримо более совершенного, нежели олдувайские гальки. Верхний палеолит - время неоантропа, человека разумного -это время, в котором происходит отчетливое раздвоение целостного потока каменной индустрии на два специализированных рукава. С одной стороны, это предметы, которые могут иметь то или иное утилитарное предназначение, т.е. предметы, являющиеся или способные выступать в роли орудий труда. А, с другой стороны, это совершенно особая группа предметов, специализированная на... поддержании мифологического пространства культуры, специализированная на поддержании ее предельных мировоззренческих оснований - все то, что в последующем будет названо предметами ритуала или предметами искусства. Появление этой особой группы предметов как раз и свидетельствует о том, что Homo sapiens создает мир СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ духовной культуры, и именно этот феномен специализированной духовной культуры является спасительным открытием, позволяющим создать предельные опоры для широкой реализации принципа культурной вариативности. Что ж, подведу черту под своей краткой и более чем рискованной попыткой реконструкции процесса антропогенеза, проведенной с точки зрения мифосемантического подхода. Начальная точка генезиса культуры обнаруживается в деятельности олдувайского человека или хомо хабилиса - существа, которое создает первичный мир каменных меток, каменных зарубок, несущих на себе первичную культурную мифосемантику. Это, так сказать, генетически чистое бытие культуры: здесь духовное оказывается тождественно материальному и существует исключительно в индивидуально-объективированных формах, не подлежащих культурной трансляции, а каменная индустрия олдувайской эпохи является индустрией знаков, но ни в коем случае не индустрией орудий труда. На ступени питекантропа происходит первая существенная поляризация культуры. Язык отделяется от своей первичной каменной оболочки и обретает новую, звуковую форму существования. В этих условиях каменная индустрия существенно меняет свой облик и из знаковой индустрии мифосемантических меток превращается в обрядово-ритуальную деятельность по воспроизводству некоторых культурных образцов. Здесь духовное оказывается тождественно социальному и при том оказывается встроено в обрядово-ритуальные структуры производственной деятельности. На ступени неандертальца происходит разрушение культового содержания материального производства, разрушается обря-доворитуальный, социальный пафос этого производства и возникает феномен индивидуального производства. Производство становится более богатым, более динамичным, более свободным, и одновременно - более прагматизованным. Мышление неандер- тальца - это принципиально вариативное мышление, т.е. мышление, способное к продуцированию неканонических вариантов, а культура неандертальца - это культура вариантов. Неандерталец - это существо, которое начинает производить не в силу традиции, а в споре с традицией, и даже вопреки традиции. Богатый арсенал неандертальской культуры - это безусловно более эффективный и более перспективный арсенал по сравнению с арсеналом ашельской индустрии. Однако способность неандертальца создавать и развивать вариативную культуру наталкивается на существенные препятствия в связи с отсутствием предельных духовных ориентиров, которые могли бы санкционировать существование этого инновационного мира, возникающего "из ничего". И только представитель вида Homo sapiens, впервые создающий систему предельных духовных ориентиров, создающий систему особого духовного производства, существующего параллельно материальному, находит тем самым основания для развития действительно вариативной культуры, способной к экспоненциальному росту. Не удивительно, что в деятельности представителей именно этого вида человеческая культура обретает свое будущее.
1. Дж.Кларк. Доисторическая Африка. М., 1977, с. 96. 2. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983, с.408. 3. Там же, с.409. ГЛАВА 4.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |