КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фактор отбора
Итак, мы пришли к выводу, что именно питекантроп несет всю полноту ответственности за изобретение действительно утилитарного измерения каменной индустрии. Главным содержанием ашельской индустрии становится уже не производство индивидуальных меточных сколов, а воспроизведение неких универсальных орудийных форм и стоящих за этими формами универсально-функциональных схем, т.е. целенаправленное производство неких утилитарных абстракций, производство камней по образу и подобию неких функциональных образцов. Тем' самым заканчивается эпоха хабилиса - этого "романтика" палеолитичес- кой эпохи, который в течение двух миллионов лет создавал культуру оббитых галек, вовсе не имея в виду возможность их утилитарного использования. Но парадокс заключается в том, что утилитарность индустрии, создаваемой питекантропом, так же весьма условна и относительна. И, хотя питекантроп действительно создает индустрию подчеркнуто утилитарных форм, едва ли можно было бы утверждать, что в этом своем производстве он преследует сознательные утилитарные цели. Ведь как уже отмечалось выше, производство, которым занимается питекантроп, это вовсе не производство, детерминированное какими-то практическими задачами. Производство здесь безусловно орудийно, но... совершается вовсе не потому, что этого требуют какие-то практические нужды, а исключительно потому, что деятельность по воспроизводству некоторого универсального образца возведена здесь в ранг своеобразного культа. И в этом состоит один из глубочайших парадоксов ашельского производства. Мысленный образец, по которому создаются здесь все новые и новые орудийные копии, - это своего рода священный образец, а главной движущей силой этого производства является потребность в воспроизведении некой обрядово-ритуальной схемы, а вовсе не целенаправленное изготовление некоего функционального предмета под возникающие жизненные потребности. На субъективном уровне питекантроп производит не столько орудия труда в нашем понимании, сколько, скорее, некие магические предметы, которые обладают способностью быть утилитарными. А это далеко не одно и то же! Он производит их по закону, предписанному ритуалом, а вовсе не в связи с теми или иными оперативными практическими потребностями. Он ни в коем случае не изобретает - он всего лишь транслирует схему, доставшуюся ему от предшествующих поколений. По этой причине Homo erectus лишен какой бы то ни было свободы производства. Он уже открыл феномен функциональной формы, и это говорит о достаточно высоком уровне его абстрагирующей способности, но он не волен изменить эту функциональную форму по личному произволу, и, более того, он вовсе не стремится ее как-то откорректировать. Он заложник своеобразного культа функционального копирования. Он транслирует из поколения в поколения идею однажды найденной и возведенной в культ функциональной формы, и на протяжении сотен тысяч лет "штампует" эту функциональную форму. Таким образом, демонстрируемое эректусом производство по образцу (или производство "по образу и подобию") - это одновременно и демонстрация его интеллектуальной мощи, и демонстрация его интеллектуальной ограниченности. Это одновременно демонстрация уровня его абстрагирующей способности и уровня несвободы, уровня зависимости от обрядово-ритуальных структур. Действительной ценностью для эректуса является не решение каких-то практических, утилитарных задач с помощью про- изведенного предмета, а производство ради производства, или, точнее, производство ради ритуала. Это производство некоей утилитарно-функциональной формы, возведенное в статус магического культа. Но как в таком случае появляется на свет сама эта утилитарно-функциональная форма и как объяснить несомненный факт ее эволюционного развития, который мы наблюдаем на протяжении всей эпохи господства эректуса (а это, ни много ни мало, целый миллион лет)? Еще раз подчеркну, что олдувайская культура на протяжении более чем полутора миллионов лет своего существования вообще не знала феномена эволюционного технологического развития, что объясняется неорудийным, знаковым характером производимых ею предметов. Полтора миллиона лет производились галечные сколы, но невозможно обнаружить ровным счетом никаких признаков какого бы то ни было совершенствования производимых предметов. И в этом нет ничего странного в свете излагаемой гипотезы: созданная хабилисом меточная индустрия принципиально не утилитарна, она не знает никаких технологических схем, и в ней просто НЕЧЕМУ совершенствоваться. В самом деле, как может совершенствоваться... знак, который является самоценной реальностью? И только с появлением представителя вида Homo erectus ситуация меняется радикальным образом. Возникает принципиально новая форма предметной деятельности, содержанием которой становится воспроизведение образца. Впервые возникает феномен технологического копирования, и, более того, возникает своеобразный КУЛЬТ копирования. И не удивительно, что в этой ситуации возникает принципиально новый культурный феномен - феномен эволюционного отбора производимых эректусом предметов. Вводя идею эволюционного предметного отбора на ранних ступенях культурного генезиса я опираюсь на известные положения дарвиновской теории, развитые им в применении к эволюции живого мира. Известно, что важнейшей основой действия механизма эволюционного отбора в мире живой природы, согласно Дарвину, является принципиальная избыточность биологического материала, производимого живыми существами в процессе размножения. Любые живые особи производят потомство со своеобразным расчетом на то, что часть этого потомства погибнет. Это-то обстоятельство и является принципиальным условием того, что эволюционно прогрессивные признаки индивидуальной изменчивости в процессе отбора генетически удерживаются и закрепляются в процессе нового видообразования. За эволюционным прогрессом не стоит никакого стремления к сознательной селекции видов, никакого стремления к сознательному улучшению и совершенствованию каких-то биологических показателей. Просто есть случайные генетические изменения и избыточное потомство, часть которого - та, которая несет менее перспективные черты индивидуальной изменчивости, - оказывается обрече- на на вымирание, тогда как другая, обладающая более перспективными индивидуальными особенностями, выживает и дает новое потомство, передавая ему по наследству свои генетические благоприобретения. И тот же самый эволюционный механизм можно, по всей видимости, обнаружить на самых ранних ступенях культуры - тогда, когда Homo erect us, движимый обрядово-ритуальной, культовой мотивацией, начинает производить множество каменных орудий по образцу. И как раз тот факт, что это производство оказывается, согласно изложенной выше гипотезе, принципиально и заведомо избыточно с утилитарной точки зрения, является принципиальным основанием того, что в этой индустрии начинает действовать своеобразный естественный отбор - но не живого, а предметного материала. Как уже отмечалось, с началом эпохи питекантропа начинается и медленная эволюция функциональной орудийной формы -от проторубила ко все более совершенным ручным рубилам позднего ашеля. Однако происходит это вовсе не потому, что питекантроп вносит в образ этой формы некие сознательные изменения. Деятельность по сознательному улучшению орудийной формы, т.е. сознательная изобретательская деятельность - это все еще слишком сложная деятельность для существа с интеллектом питекантропа. И оттого в эволюции функциональной орудийной формы, начинающейся в эпоху питекантропа, начисто отсутствуют резкие изобретательские скачки: эта эволюция носит сверхмедленный характер, т.е. происходит за счет микроскопических изменений - так, что изменения, доступные глазу, становятся заметными лишь на дистанции в десятки, а то и сотни тысяч лет. И это безусловно напоминает крайне медленный темп видообразования в живой природе. Впрочем, не только в ашельской культуре, но и на протяжении всего палеолита совершенствование орудий труда подчинено принципу эволюционной постепенности. Тысячелетиями накапливаются технологические микроизменения, которые и приводят, в конце концов, к эволюционной трансформации орудийного арсенала палеолитического человека. Этот эволюционный процесс происходит чрезвычайно плавно: палеолитический человек не знает изобретательских скачков и технологических революций. Полтора миллиона лет орудийной эволюции, начавшейся в эпоху питекантропа и продолжавшейся вплоть до эпохи неолита - это процесс медленного накопления незаметных для глаза микроскопических изменений - так, что технологические отличия становятся видны только при временном масштабе в несколько тысячелетий. Такой эволюционный процесс - при полном отсутствии сознательной изобретательской деятельности - является ключевой характеристикой развития палеолитического производства, и оттого принцип утилитарной избыточности производимых предметов оказывается существенен на протяжении всей палеолитической эпохи. Феномен же сознательной изобретатель- ской деятельности возникает, по-видимому, только в эпоху неолита, на заре цивилизации, и только с этого времени развитие материальной культуры начинает совершаться через каскады технологических переворотов и революций, совершаемых в течение жизни одного поколения. Возможны варианты
Эпоха питекантропа - это эпоха, которая продолжается не менее миллиона лет, и важнейшей особенностью ее материальной культуры является крайне незначительное количество эволюционирующих орудийных форм. Как уже отмечалось, это эпоха, представленная в основном одной развитой орудийной формой - ручным рубилом, да еще несколькими формами, которые остаются на периферии каменного конвейера этой эпохи. И такого рода орудийное монопроизводство существует вплоть до эпохи мустье, созданной руками неандертальца в промежутке между 70 тыс. лет до н.э. и 32 тыс. лет до н.э. Эпоха неандертальца поразительна сразу в двух отношениях. Прежде всего бросается в глаза ее крайняя непродолжительность, если сравнивать с предшествующими ей двумя археологическими хрономонстрами, археологическими хронодинозаврами - двумя эпохами, каждая из которых занимала отрезок в миллион-полтора миллиона лет. На этом фоне 40 тысяч лет, охватываемых созданной руками неандертальца культурой мустье, кажутся сущей безделицей. В то же время, это воистину эпоха, и главным ее своеобразием следует признать своего рода взрыв множественной предметности - разумеется, речь идет о культурной предметности. На смену моноорудийности питекантропа приходит культура, насыщенная чрезвычайно высоким разнообразием предметов, причем предметов, которые, в отличие от олдувайской культуры, легко типологически классифицируемы. Можно было бы даже сказать, что в эту эпоху происходит своего рода инновационный взрыв. Монопроизводство эпохи питекантропа уступает место производству множественных культурных форм, и нет сомнения, что за этими количественными изменениями скрывались существенные мировоззренческие перемены, привнесенные представителем нового биологического вида. Как объяснить феномен этого орудийного взрыва, произошедшего менее ста тысяч лет назад и обозначившего принципиально новый рубеж культуры, начиная с которого происходит экспоненциальное развитие последней? Напомню, что питекантроп - это существо, которое абсолютно несвободно в своей производительной деятельности. Каменная индустрия питекантропа - это индустрия, основанная на культе образца, причем образца, который ДИКТУЕТ содержание производительной деятельности через систему обрядов и ритуалов. Поэтому глубоко естественно, что мир питекантропа - это мир, которому нет дела до поиска вариантов. Это мир одной-единственной или нескольких близких орудийных форм, которые на протяжении сотен тысяч лет транслируются из поколения в поколение как священные культовые ценности, и их историческая трансформация происходит исключительно за счет действия того феномена естественного орудийного отбора, механизм действия которого был описан выше. Иначе говоря, в своей предметной деятельности питекантроп является заложником какой-то культурной традиции и не способен к сознательным отклонениям от образца, не способен к тому, что можно было бы назвать творческим экспериментированием - настолько же, насколько не способны к творческому экспериментированию живые существа в процессе видообразования. Эпоха мустье - это эпоха, в которую рождается феномен свободы. Феномен неандертальца - это феномен существа, которое, судя по всему, уходит от диктата жестких обрядово-ритуальных схем, заставлявших питекантропа строго следовать некоему орудийному канону. Гигантский и беспрецедентный прорыв неандертальца заключается в том, что он начинает создавать в некотором роде свободные вариации на те или иные орудийные темы. Можно сказать, что в эпоху мустье начинается своеобразное вариативное экспериментирование с базовыми культурными схемами. Если высшая доблесть питекантропа состояла в том, чтобы с максимальной точностью воспроизводить некий священный орудийный образец, и потому сознание питекантропа можно было бы определить, как глубоко каноническое сознание, то сознание неандертальца - это сознание еретика, т.е. сознание существа, которое способно нарушать священный канон и создавать орудия за границами канонических форм. Если основным содержанием каменной индустрии в ашельскую эпоху являлась трансляция некоего базового орудийного стереотипа и следование закону образца, то теперь, в эпоху мустье идущая из глубин тысячелетий единообразная традиция сменяется активным инновационным поиском и экспериментированием. Неандерталец решительно отказывается от того, чтобы слепо следовать устойчивым традициям ашельской культуры и начинает собственное вариативное экспериментирование с каменными формами, создавая в результате многие десятки совершенно не похожих друг на друга форм. Это и обретающие совершенно различные формы рубила, это и разнообразные остроконечники, это и скребла самых разнообразных форм, это и зубчатовыемчатые орудия, чьи формы так же весьма и весьма различны. Наконец, это достаточно разнообразная костяная индустрия. Многообразие различных предметных форм, изготавливаемых неандертальцем, просто фантастически велико, и этим оно напоминает псевдоорудия олдувайской культуры - с той лишь разницей, что предметы, изготавливаемые неандертальцем, это ни в коем случае не меточные камни, получаемые в результате немногочисленных грубых сколов, а высокофункциональные орудия, изготавливаемые в результате чрезвычайно сложной технологической обработки камня и предназначенные к реализации в весьма разнообразных утилитарных функциях. По-видимому, неандерталец - это первое существо на эволюционной лестнице антропологических предшественников человека, которое начинает заниматься такого рода вариативным экспериментированием с абстракциями культурных форм, а, значит, и с физическими формами производимых им предметов. Если Homo erectus создает своего рода производственный культ некоей базовой орудийно-функциональной формы, то неандерталец - это тот культурный еретик, который пренебрегает нормами обрядово-ритуальной традиции и начинает активно экспериментировать с камнем, создавая принципиально новые утилитарные формы, не известные предшествующим поколениям. Это еретик, который пытается освободиться от жесткого давления культурной традиции и впервые заявляет претензию на творческую свободу в создании своего утилитарного арсенала. Разумеется, это предполагает новые интеллектуальные возможности, которыми обладает неандерталец. Известно, что средний объем мозга неандертальца был настолько высок, что даже превышал средние показатели мозга Homo sapiens, достигая 1600 куб.см. И, судя по всему, сложность архитектоники и дифференцированное™ функциональных мозговых структур у этого мозга была так же достаточно высокой; во всяком случае, артефакты созданной неандертальцем культуры позволяют утверждать, что сознание неандертальца было способно справиться как с задачей удержания множественных образцов предметной культуры, так и с созданием новых функциональных форм, находящихся за границами тех, которые предписаны обрядово-ритуальной традицией. Способность неандертальского человека отойти от строгого соблюдения канонической традиции, активное экспериментирование с орудийными формами, создание множественных орудийных вариаций на непродолжительной временной дистанции - все это приводит к возникновению феномена локальной дифференциации культур, что является важнейшей особенностью, характеризующей эпоху неандертальца. В самом деле, как подчеркивают многочисленные исследователи, созданная питекантропом ашельская культура, отличалась настолько высокой стандартизованностью производимых орудий, что эти орудия вообще не знали пространственной дифференциации. Как бы далеко ни отстояли друг от друга регионы, в которых обнаруживаются орудия ашельской культуры, всякий раз приходится делать вывод о практической идентичности этих территориально разбросанных культурных очагов. Фундаменталь- ным фактом ашельской культуры является то, что "рубила из Европы, Южной Африки и Индостанского полуострова являются по существу однотипными орудиями, и это так же относится к остальному крупному и мелкому инвентарю" '. Наоборот, в эпоху мустье впервые возникает феномен территориально разноликих культур. Лишенный свободы монологизм ашельской культуры, когда культуры разных регионов представляли собой практически одну и ту же культуру, сменяется региональной полифонией культур, создаваемых руками представителей вида Homo neanderthalensis. Если ашельская культура различных регионов представляет, по сути дела, одну и ту же культурную традицию, то мустьерская культура различных регионов представлена существенно различными орудийными комплексами, а, значит, различными культурными традициями. Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что множественные неандертальские культуры демонстрируют поразительное нежелание к ведению какого бы то ни было диалога друг с другом. "Частой, если не вообще характерной для позднего мустье является ситуация, когда в одном и том же районе бок о бок существуют стоянки, относящиеся к разным археологическим культурам. Так, например, в районе Дордонни-Вьенна во Франции сосуществовали такие выделенные Ф.Бордом культуры, как мустье с ашельской традицией, типичное мустье, зубчатое мустье и, наконец, два варианта шарантского мустье: мустье типа Ля Кина и мустье типа Ля Феррасси. И хотя коллективы, относящиеся, к разным археологическим культурам, жили вперемешку на одной ограниченной территории в течение десятков тысяч лет, никаких влияний их друг на друга не обнаруживается. Это свидетельствует об отсутствии между ними сколько-нибудь регулярных контактов, об их замкнутости, изоляции друг от друга" 2. В этой связи напомню, что огромное культурное значение эпохи, созданной питекантропом, состояло в том, что именно в эту эпоху человечество обрело свое социальное измерение, обрело язык социальной коммуникации, создало систему обрядово-ритуальных структур как основу мифосемантического диалога. Именно в эту эпоху предчеловек впервые обрел свое социальное "Я", и манифестировал это свое социальное "Я", с одной стороны, - в языке, а, с другой, - в трансляции принципиально устойчивых орудийных форм. И ровно на столько же, на сколько питекантроп являлся первооткрывателем и первосоздателем феномена человеческой социальности, неандерталец может быть представлен в качестве существа, несущего всю полноту ответственности за обретение человеком качества культурной индивидуальности. Что карается "авторской" меточной культуры олдувайского человека, то здесь, конечно же, может идти речь лишь о псевдоиндивидуальности: здесь индивидуальный меточный скол не является выражением и воплощением человеческой индивидуальности, а является индивидуальностью случая. Это та индивидуальность скола, которая в принципе не способна пока еще стано- 424 виться предметом культурного наследования, а, значит, не является индивидуальностью в специфически культурном смысле. И лишь после того, как представители вида Homo erectus создают традицию культурного наследования как такового, создают традицию преемственности и воспроизводимости культурно-орудийного производства, закладываются основы для совершения следующего шага - шага культурной индивидуации. Именно этот шаг совершают впервые представители вида Homo neanderthalensis, создавая феномен территориальной множественности культ тур, и доводя тем самым феномен человеческой культуры до своего рода логического завершения.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |