КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип мутаций
По видимому, сама суть феномена неандертальца заключается в том, что он вырывается за границы свойственного питекантропам производственного культа, вырывается за границы жестких обрядовых предписаний и начинает экспериментировать с технологическим процессом обработки камня на свой страх и риск. На смену культу единой стандартизованной формы приходит свобода форм. Однако следует подчеркнуть, что едва ли орудийные эксперименты неандертальца совершались ПОД те или иные утилитарные задачи, т.е. едва ли представляли собой род сознательного изобретательства. Как уже отмечалось выше, такое сознательное изобретательство - прерогатива человека весьма и весьма поздних культурных эпох, а именно - эпохи начала цивилизации. Но что же в таком случае я имею в виду, когда говорю о вариативном экспериментировании неандертальца? Во всяком случае, я имею в виду не целевое экспериментирование, не экспериментирование, направленное на решение тех или иных практических задач, а экспериментирование совершенно особого рода, состоящее в создании новых орудийных вариантов посредством случайной манипулятивной активности. В сущности говоря, это тот род вариативного псевдотворчества, который столь характерен для маленького ребенка, разламывающего игрушку: ребенок разламывает эту игрушку вовсе не ради достижения какой-то сознательной цели, но в рамках, так сказать, нецелевого эксперимента, просто из желания посмотреть - а что получится? Естественно, что такого рода экспериментирование чрезвычайно далеко от сознательного изобретательства: ведь любое сознательное изобретательство осуществляется в рамках задачно-рационального мышления и предполагает сознательную постановку каких-то утилитарных задач. Сама суть мышления неандертальца состоит в еретическом отказе от некоторой священной культурно-культовой нормы, на воспроизведении которой строилась культурная традиция предшествующей, ашельской культуры. Если мышление питекантропа - это мышление, замкнутое на идею культурного воспроизвод- 425 ства некоего канонического образца, то мышление неандертальца - это мышление, которое можно было бы охарактеризовать как принципиально вариативное, т.е. мышление, которое уже способно к активному созданию неканонических вариантов. Но при этом неканонический вариант оказывается ценен сам по себе, а не как средство решения той или иной задачи. Неандерталец начинает активно экспериментировать с функционально-культурным образцом не потому, что этого требует та или иная утилитарная задача, а, если угодно, из чистого любопытства, из провокационного желания нарушить канон и посмотреть - а что в результате получится? А в результате получается то, что неандертальский человек создает орудийный арсенал принципиально нового, по сравнению с ашельским, типа. Как и ашельский арсенал, этот арсенал чрезвычайно избыточен: на отдельных сравнительно небольших стоянках мустьерской эпохи археологи находят многие тысячи предметов каменной индустрии. Но если в ашельских культурах главный признак, который бросался в глаза, - это удивительная однотипность обнаруживаемых орудий, то мустьерские культуры демонстрируют поразительное разнообразие обнаруживаемого орудийного инвентаря, поразительное разнообразие форм представленных орудий. А это значит, что природа избыточности мустьерского арсенала принципиально иная, нежели природа избыточности арсенала ашельского. Там - тысячи практически идентичных рубил - это прямой продукт описанного выше феномена КУЛЬТОВОГО производства, когда сверхценностью является максимально точное воспроизводство некоего священного образца. Здесь - тысячи орудий, обладающих самыми разнообразными орудийными формами, что можно объяснить как результат вариативно-еретического экспериментирования с исходным культурным образцом. Итак, неандерталец разрушает полуторамиллионолетнюю традицию трансляции священной орудийной формы и продуцирует множество нестандартных орудийных форм, не имея на первых порах представления о возможных сферах применения этих нестандартных форм. А уже факт существования множественных орудийных типов и форм приводит к появлению новых форм и приемов орудийной деятельности. Иначе говоря, не наличие каких-то утилитарных задач и проблем приводит к изобретению новых орудий, а наличие принципиально избыточного арсенала нестандартных орудийных предметных форм приводит к появлению "на кончике" этих форм новых приемов и более эффективных результатов орудийной деятельности. Таким образом, этап мустьерской индустрии можно было бы назвать этапом нецелевого экспериментирования. Это нецелевой эксперимент, высшей ценностью которого является вовсе не создание более эффективного в утилитарном отношении орудия, а просто создание нового, неканонического варианта. По сути своей это псевдоэкспериментирование и псевдоизобретательская деятельность. В основе этой деятельности нет никакого целевого рационального опосредования: новые, неканонические предметы возникают не потому, что этого требуют какие-то практические задачи или проблемные ситуации, а вполне случайным образом. И уже наличие орудийного арсенала, состоящего из множества такого рода неканонических орудий, создает совершенно новые возможности для самой орудийной деятельности. Неандерталец активно манипулирует с произведенными им орудиями нестандартных, неканонических форм и обнаруживает их неожиданные деятельностные возможности. Этот-то механизм и становится отныне основой орудийного прогресса. Если вернуться к параллели между орудийной эволюцией и эволюцией живых форм, то феномен орудийного псевдоизобретательства, появляющегося в эпоху мустье, можно было бы интерпретировать, как феномен активной мутационной изменчивости, которая существенно ускоряет процессы естественного отбора и эволюции. Если в эпоху питекантропа эволюционный прогресс каменных орудий был основан исключительно на микроизменениях, которые постепенно накапливались на протяжении десятков тысяч лет и становились основой процесса медленного совершенствования исходной функциональной формы проторубила, то в эпоху неандертальца орудийное производство переживает серии мощных мутационных всплесков, связанных с решительным отступлением от канонических норм ашельского производства. При этом прогресс орудий по-прежнему осуществляется не путем сознательного изобретательства, не путем сознательного усовершенствования этих орудий, а путем естественного эволюционного отбора. Однако за счет осуществленного неандертальцем разрушения производственного канона и за счет создания множественных экспериментальных форм существенно расширяется база этого эволюционного отбора. Как в условиях живой природы наличие мутагенных факторов ведет к более интенсивному видообразованию, так и в мустьерской культуре наличие множества экспериментальных форм приводит к резкой интенсификации процессов естественного отбора более эффективных орудий. Этим и объясняется тот факт, почему чрезвычайно замедленная орудийная эволюция эпохи питекантропа (когда на эволюционный переход от грубых проторубил раннего ашеля к классическим позднеашельским формам ручных рубил потребовалось более чем полтора миллиона лет) сменяется достаточно выраженным прогрессом каменной индустрии на относительно короткой временной дистанции. Впрочем, быстрота этого прогресса весьма относительна. Лишь по отношению к полуторамиллионной эволюции ашельского ручного рубила интенсивность орудийного обновления, свойственного эпохе неандертальца, выглядит впечатляюще. В то же время темпы развития и обновления каменной индустрии неандертальца совершенно недостаточны, чтобы попытаться объяснить это развитие сознательной изобретательской деятельностью. Любое сознательное изобретательство предполагает возможность существенного улучшения утилитарных качеств того или иного орудия в течение жизни одного поколения, и такого рода сознательная изобретательская деятельность, как уже отмечалось, появляется не ранее эпохи неолита и ранних цивилизаций. Что же касается инновационной деятельности неандертальца или появляющегося вслед за ним верхнепалеолитического сапиенса, то здесь темпы развития каменного производства вполне укладываются в парадигму орудийного эволюционного отбора. Вообще темпы культурной эволюции на протяжении сорока тысяч лет, характеризующих эпоху неандертальца, и тридцати тысяч лет, характеризующих верхнепалеолитический отрезок времени господства вида Homo sapiens, кажутся вполне сопоставимыми, и потому в каком-то смысле это одна эпоха, которая достаточно резко отделена с точки зрения эволюционных темпов от двух эпох, которые как бы обрамляют ее на временной оси. С одной стороны, это полуторамиллионолетняя эпоха ашельской индустрии, в течение которой происходит невероятно медленное становление индустрии ручных рубил. Это эпоха, где временным масштабом культурного развития являются десятки и даже сотни тысяч лет. А, с другой стороны, - это весьма краткосрочная по времени (менее одного десятитысячелетия) но несопоставимая с предшествующими эпохами по своей культурной насыщенности эпоха цивилизации, когда единицей масштаба для измерения темпов культурного развития становится жизнь одного поколения, и когда основной движущей силой культурного прогресса впервые становится сознательное изобретательство. Ни неандерталец, ни верхнепалеолитический сапиенс пока еще не способны, судя по всему, к сознательной изобретательской деятельности: и в том, и в другом случаях прогресс каменной индустрии осуществляется принципиально эволюционным, а не революционным путем. Но, начиная с эпохи неандертальца, происходит радикальное изменение, которое приводит к существенному расширению базы этого эволюционного процесса. Это изменение, которое закрепляется уже в верхнем палеолите, в деятельности сапиенса, а, стало быть, является принципиально общим для человека неандертальского и человека современного вида. Речь идет о феномене описанного выше вариативного псевдотворчества, которое чрезвычайно существенно расширяет базу культурно-эволюционного отбора и становится основой для принципиально новых процессов в развитии культуры по сравнению с эпохой питекантропа. Именно в этом состоит суть культурной революции, произведенной неандертальцем и открывшей дорогу к появлению верхнепалеолитических культур, созданных уже человеком современного вида. Итак, можно утверждать, что именно неандерталец является первооткрывателем принципа нецелевой культурной вариативности и связанного с этой вариативностью механизма культурных мутаций, который становится основой создания обширного вариативного арсенала не только его собственной культуры, но и всех верхнепалеолитических культур, созданных руками его эволюционного наследника - человека современного вида. Неандерталец, как и верхнепалеолитический человек, пока еще не способен к сознательной постановке каких-то утилитарных задач и к какой бы то ни было изобретательской деятельности по решению этих задач; однако именно неандерталец оказывается основоположником той тенденции вариативного еретичества, которая становится ведущим мутагенным фактором последующей культурной эволюции вплоть до наступления эпохи ранних цивилизаций. И, таким образом, можно говорить о фундаментальной близости самих способов существования культуры в эпоху неандертальца и верхнепалеолитическую эпоху. Можно говорить о принципиальном совпадении базовых механизмов культурного развития на протяжении этих двух эпох и о принципиальном несовпадении этих механизмов с теми, которые характеризуют, с одной стороны, развитие культуры в эпоху питекантропа, а, с другой, развитие культуры в эпоху цивилизации. Не случайно, кстати, в современной палеоантропологии существует устойчивая традиция рассматривать неандертальцев и сапиенсов не столько как представителей различных видов, сколько в качестве подвидов одного вида: Homo sapiens neanderthalen-sis ("человек разумный неандертальский") и Homo sapiens sapiens ("человек разумный разумный"). Это на самом деле чрезвычайно близкие в морфофизиологическом отношении существа, и потому неудивительно, что у неандертальцев и представителей верхнего палеолита принципиально совпадают механизмы культурной эволюции. Человек неандертальского типа, как и человек, относящийся к виду Homo sapiens - это существо уже способное к вариативному (хотя и не задачно-целевому) экспериментированию с собственной культурной традицией, а, значит, это существо, которому знаком вкус свободы. И та же самая способность к свободе становится основой создания феномена всех верхнепалеолитических культур. Но значит ли это, что за переходом от "человека разумного неандертальского" к "человеку разумному разумному" не скрывается сколько-нибудь существенного перелома в развитии культурных тенденций? Разумеется, нет. Тем более, что переход от неандертальца к сапиенсу - это последний антропологический скачок, завершивший становление морфофизиологического облика человека, и нет сомнений, что за этим скачком скрывается некий существенный эволюционный и культурный смысл. Тот факт, что этот антропологический скачок произошел, является свидетельством какой-то неудовлетворительности неандертальского типа человека с точки зрения перспектив самой культурной эволюции. Более того, в палеоантропологии широко распространено убеждение, согласно которому классические поздние неандертальцы, обладавшие многими прогрессивными морфофизиологическими признаками, создавшие весьма разнообразную материальную культуру и достаточно развитые формы социальной сплоченности, вместе с тем не являлись прямыми предшественниками того вида, который получает название Homo sapiens sapiens. Наряду с прогрессивными чертами у них все более наблюдаются такие признаки морфофизиологической организации, которые не столько приближают, сколько отдаляют их от сапиенсов. "Морфологический облик западноевропейских классических неандертальцев носит столь явные черты эволюционной застойности, что многие антропологи прямо характеризуют их как консервативных неандертальцев" 3. Иначе говоря, антропологический вид, которому принадлежит изобретение принципа культурной вариативности, оказывается в своеобразном эволюционном тупике или в эволюционной ловушке. Как объяснить этот парадокс неандертальца? Возможно, суть дела заключается в том, что изобретенный им прогрессивный культурный принцип вариативности, легший в основу собственно человеческой культурной эволюции, оказался ему самому как бы не по силам. Еще раз вернусь к тому, что открытие неандертальцем принципа культурной вариативности означало не что иное, как начало своеобразного культурного взрыва, связанного с экспоненциальным увеличением количества различных культурных форм. На смену орудийному монопроизводству питекантропа приходит огромное многообразие орудийных форм, предполагающих возможность множества совершенно новых родов и видов деятельности. И вполне возможно, что неандертальский человек оказался не способен справиться с управлением в этой, созданной его собственными руками ситуации. Неандерталец создал культуру нового типа, но он оказался принципиально не готов к тому, чтобы справиться с нарастающими по принципу снежного кома последствиями этой культурной ситуации, и, возможно, именно это явилось причиной того, что создатель феномена культурной вариативности оказался вынужден уступить свое эволюционное лидерство тому существу, которое появилось на авансцене культурного развития около 40 тыс. лет назад, и которое представило завершенный морфофизиологический облик современного человека.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |