КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прыжок питекантропа
Полтора миллиона лет продолжается эпоха галечной культуры, знающей только одну форму культурной трансляции - культовую, обрядово-ритуальную трансляцию персональных меточных камней. При этом, судя по всему, представители этой культуры уже способны к осуществлению некоторых форм орудийной деятельности с образующимися в результате первичной меточной активности знаково-меточными камнями; однако эта первичная орудийная деятельность не является на первых порах сознательной, а возникает на базе стихийной манипулятивной активности, на базе стихийного экспериментирования с мифосемантически значимыми гальками. Так или иначе, но только на базе этой стихийной манипулятивной активности оказывается возможным возникновение первичных форм культурно-орудийной деятельности, а, вместе с тем, и самих деятельностных потребностей. Однако интеллект хабилиса, развивающийся в пределах мозга объемом 650 куб.см., еще совершенно не достаточен для того, чтобы создать и удержать абстракцию функционально удобного орудия труда. Он еще не способен совершить отбор функционально удобных форм, и оттого изготавливаемые им предметы начисто лишены какой бы то ни было эволюционной динамики. За полтора миллиона лет су- ществования олдувайской галечной индустрии не происходит никакого функционального оформления знаково-меточных камней, не происходит эволюционного отбора каких бы то ни было функциональных инвариантов. По-видимому, мозг хабилиса еще не способен создать абстракцию орудийной формы, не способен создать абстракцию функционального определенного орудия труда. Разумеется, в конце концов наступает момент, когда предпринимается попытка воспроизвести форму и технологию изготовления каких-то функционально удачных и утилитарно оправданных камней. Но принципиально важно, что эту попытку дано осуществить уже не хабилису, а его наследнику, представителю вида Homo erectus, или питекантропу. Homo erectus - это уже явный продукт вмешательства в эволюционный процесс культурного фактора. Если хабилис, создавший меточную индустрию, производит впечатление все-еще-австралопитека, и это создает неизбежные ограничители в его деятельности по искусственной обработке камней, то приходящий ему на смену питекантроп, как уже отмечалось в предшествующих главах, - это подлинный антропологический прорыв, что особенно заметно по значительно увеличивающемуся объему головного мозга. Если у хабилиса, напомню, средний объем мозга колеблется от 500 до 700 куб.см. и не слишком существенно отличается от объема мозга австралопитека (450-550 куб.см.), то значения объема мозга питекантропа перекрывают нижнюю границу вида Homo sapiens и составляют 900-1250 куб.см. По данным раскопок в Олдувае первые представители вида Homo erectus появляются около полутора миллионов лет назад и создают принципиально новый по сравнению с галечной тип культуры, создают принципиально новый тип каменной индустрии, связанный с появлением устойчивой орудийной формы. Вначале это грубые проторубила, а затем - утверждающаяся на несколько сот тысяч лет ашельская индустрия ручных рубил, обладающих несомненным функционально-утилитарным предназначением. Кстати говоря, если бы не было феномена олдувайской индустрии, когда на протяжении миллиона лет искусственные предметы производились не с целью их дальнейшего практического применения, а знаково-меточным образом, то возникновение ашельской, утилитарной индустрии следовало бы рассматривать как чудо: ВДРУГ появился питекантроп и начал целевым образом производить предметы (проторубила), имеющие выраженную утилитарно-орудийную форму. Это тот парадокс антропогенеза, который был описан выше: возникновение утилитарно-орудийного производства не может предшествовать некоторым существенным антропологическим изменениям, поскольку производство даже самых элементарных каменных орудий предполагает совершенно иной уровень интеллекта и морфофизиологии, нежели тот, которым обладает существо, находящееся на уровне хабилиса. А, с другой стороны, требуемая морфофизиология - это, в сущности, человеческая морфофизиология, которая может возникнуть только под воздействием культурного фактора. Еще проще: производить любые, даже самые примитивные утилитарные орудия способен только человек, уже прошедший школу культуры. А, следовательно, первоначальная школа культуры не может иметь орудийного характера. Гипотеза о меточной природе олдувайской культуры разрешает этот принципиальный парадокс. Феномен материальной культуры возникает и в течение полутора миллионов лет существует как принципиально неорудийный феномен; а полтора миллиона лет доорудийного, доутилитарного существования культуры - это именно тот период, в течение которого меточная культура, выступая фактором эволюционного отбора, приводит к появлению существ, уже способных к созданию феномена орудийного производства, т.е. представителей вида Homo erectus. Феномен созданной хабилисом меточной индустрии - это и есть та экспериментальная площадка, на которой был совершен своего рода интеллектуальный и психофизиологический разбег, позволивший совершить эволюционный скачок к питекантропу. Любопытно, что в тех же самых отложениях, в которых обнаруживаются останки эректусов и сопутствующие им рубила или проторубила, находят так же и гальки, обработанные по классическому олдувайскому типу, т.е. галечные псевдоорудия, характерные для культуры хабилиса. А это значит, что питекантроп, уже способный создавать проторубила, т.е. способный к удержанию функциональной формы изготавливаемого предмета, все равно продолжает скалывать гальки. Естественно, что с точки зрения орудийной парадигмы - это еще один факт, не поддающийся объяснению. Зачем питекантропу обрабатывать гальки, если он уже создает весьма функциональные в утилитарном отношении рубила? Однако с точки зрения представленной гипотезы этот факт легко объясним. Персонализированные меточные камни и производимые по образцу функционально-утилитарные рубила - это абсолютно не взаимозаменяемые реальности. Поэтому элементарная меточная деятельность вполне может продолжаться и на новом этапе; с другой стороны, питекантроп вполне может хранить какие-то меточные камни, пришедшие к нему из глубины тысячелетий. Однако постепенно галечные знаково-меточные предметы в культуре питекантропа все же исчезают. Что с ними происходит? Неужели по мере развития питекантропов у них отпадает потребность в знаковой фиксации каких-то мифосемантических следов? Разумеется, нет. Просто любая развитая культура обладает гораздо более эффективными способами хранения и трансляции мифосемантики, а именно - в форме звукового языка. И не удивительно, что по мере развития и совершенствования звукового языка отпадает потребность в каменной знаковой индустрии. Другими словами, меточная индустрия отмирает не потому, что она уступает место индустрии рубил, а потому, что она уступает место совершенно новой ЯЗЫКОВОЙ ИНДУСТРИИ, за- нимающейся возделыванием материи звука. Тяжелые и неудобные каменные слова-метки уступают свое место принципиально более эффективным и мобильным звуковым опорам. Ведь Homo erectus - это существо, которое морфологически обладает не только мозгом, максимально приближенным к человеческому, но и, судя по всему, совершенно новым артикуляционным аппаратом, способным поддерживать бытие резко усложнившейся мифосемантики посредством фиксированных звукосочетаний. Естественно, что потребность в камне в качестве материального носителя мифосемантики отмирает, поскольку появляется и развивается неизмеримо более эффективный и мобильный ее носитель - звук. С появлением питекантропа, обладающего новым артикуляционным аппаратом, язык обретает современную, звуковую форму существования, и, по мере того, как создается этот новый, звуковой язык, естественным образом исчезает необходимость в сохранении индустрии меточной деятельности. Сколотый камень в качестве материальной оболочки мифосемантики, сколотый камень в качестве праслова человеческого языка уступает место звуковому образу слова, уступает место звуковым носителям мифосемантики. Переведение мифосемантики с тяжеловесной основы меточных камней на мобильную основу звуковой речи открывает фантастические возможности для развития мифосемантического содержания культуры. И, вероятно, культурные возможности эректуса увеличиваются по сравнению с возможностями хабилиса ровно на столько же, на сколько увеличиваются возможности ребенка, вступающего в период активного овладения звуковой речью. Впрочем, меточная индустрия олдувайского человека имеет как бы двух наследников. Если, с одной стороны, ее прямым наследником выступает звуковая речь как средство удержания и культурной трансляции мифосемантического пространства культуры, то своего рода побочным ее наследником становится созданная питекантропом и ориентированная на воспроизводство по образцу обрядово-ритуальная каменная индустрия, которая начисто утрачивает меточный, персонифицирующий характер и становится индустрией, ориентированной на утилитарно-функциональные возможности камня. И это, между прочим, тоже свидетельство интеллектуального прорыва, осуществленного питекантропом: ведь его интеллект поднимается до абстракции инвариантной орудийной формы. От хаотической бессистемности галечных сколов он переходит к принципиально новому типу производства, ориентированному на некоторые устойчивые и мысленно удерживаемые технологические формы. В частности, одной из наиболее ранних устойчивых предметных форм, смоделированных питекантропом, становится, как уже отмечалось, форма проторубила. Эта форма удерживается и развивается на протяжении нескольких сотен тысяч лет и, в конце концов, обретает весьма совершенные очертания в развитой ашельской индустрии ручных рубил. Ручное рубило - это едва ли не единственный орудийный тип, который известен создаваемой питекантропом ашельской культуре. И этот орудийный тип практически не знает вариаций своей базовой формы. Поэтому не может не производить впечатления, когда на ашельских стоянках обнаруживаются многие тысячи практически идентичных каменных предметов вполне законченной в функциональном отношении грушевидной или миндалевидной формы. Менее распространенными, но так же характерными для ашельской культуры являются имеющие форму буквы D кливеры. Другие же орудийные формы этой культуре практически неизвестны. Такое типологическое единство предметов, изготавливаемых питекантропом на протяжении нескольких сот тысяч лет, является несомненным свидетельством того, что в ашельской культуре становится значимой не столько трансляция конкретных камней, конкретных каменных меток, сколько трансляция самой орудийной формы, и, вместе с тем, трансляция каких-то технологических схем. А это значит, что питекантропа интересуют уже не индивидуальные знаковые сколы на том или другом конкретном камне но некий ПРИНЦИП скалывания, ПОРЯДОК скалывания и образующаяся в результате форма. Каменные предметы, производимые питекантропом, перестают быть индивидуальными мифосемантическими метками, а становятся типологическими орудиями труда. Точнее - практически одним-единственным орудием труда, ручным рубилом, но способным к полифункциональному использованию. Если меточные камни являлись первичными носителями мифосемантики, первичными предметными воплощениями слов и оттого были важны в своей каменной индивидуальности, то питекантроп делает принципиальный шаг вперед и создает весьма абстрактную конструкцию, каковой оказывается идея ручного рубила. Изобретение феномена орудийной формы и процесса культурной трансляции не персональных меточных камней а некоей идеи орудия, принципиально мультиплицируемой, принципиально размножаемой - это безусловный знак того, что сознание питекантропа обретает выраженные утилитарно-магические оттенки. Питекантроп - это существо, которое уже способно производить не каменные персоналии, а каменные инварианты, некие культурно значимые формы камня. А это значит, что его начинает интересовать не каменная индивидуальность производимого им предмета, а способность этого предмета к максимально эффективному исполнению каких-то практических обязанностей. Он впервые начинает изготавливать предметы, обладающие способностью принципиальной взаимозаменяемости. И только с этого момента можно говорить о возникновении своеобразного каменного конвейера, производящего по образцу. Если олдувайская культура за два миллиона лет своего существования так и не выработала никаких устойчивых орудийных форм (а, значит, не сумела совершить открытие идеи орудия), то новый тип культуры характеризуется выраженной функциональной типологией изготавливаемых орудий, что и свидетельствует о их принципиально утилитарном характере. Даже самые грубые и несовершенные проторубила доашельского периода отличаются от галечных псевдоорудий самым радикальным образом. И, прежде всего, тем, что на них лежит отчетливая печать технологической эволюции, чего не было даже близко в случае с олдувайской культурой. Как бы ни были грубы эти ручные рубила, в них отчетливо просматривается поиск функциональной эффективности. Они уже нащупывают ту функционально-оптимальную форму, которая на несколько сотен тысяч лет становится своеобразной технологической матрицей для изготовления все новых и новых ручных рубил, и уже в ашеле эти рубила приобретают законченную и гармоничную яйцевидную форму. Но то же самое относится и к другим орудиям, изготавливаемым в эту эпоху. На смену той полной неустойчивости форм, которую демонстрируют галечные псевдоорудия олдувайской эпохи, приходят немногие, но чрезвычайно устойчивые ТИПЫ орудий, которые соответствуют эпохе Homo erectus. Я бы вообще сказал, что самая главная особенность, которая характеризует каменную индустрию этой эпохи, - это принципиальная типологизируемость изготавливаемых орудий, в отличие от принципиальной нетипологизируемости искусственно обработанных олдувайских галек. А типологизируемость - это несомненное доказательство того, что в предательскую и ашельскую эпохи предметом трансляции становятся не сами ритуальные знаково-меточные камни, а технологии их изготовления. Следовательно, создатели ашельской культуры - это существа, которые осуществляют принципиально новый тип диалога с камнем. Это существа, уровень абстрагирующей деятельности которых уже достаточен для того, чтобы сформировать некую конструктивную идею, своеобразной эманацией которой и становится ашельская индустрия каменных рубил. И не удивительно, что мозг питекантропа - создателя ашельской культуры - демонстрирует столь существенный скачок по сравнению с мозгом своих предшественников.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |