КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В начале было слово
ИСКУШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОСТЬЮ
Итак, в предыдущих главах была выдвинута принципиальная гипотеза, согласно которой, человеческая культура начинается не как деятельность по изготовлению орудий труда, а как меточная, знаковая деятельность, как деятельность по изготовлению каменных меток, которые способны выполнять знаковую роль. Но тем самым меточный камень оказывается не чем иным, как своего рода прообразом слова, или, точнее, первичным материальным остовом для формирования мифосемантической плоти того удивительного феномена, который мы называем словом человеческого языка. И если мы присмотримся к тому, как, с одной стороны, функционирует слово, а, с другой, к тому, что представляет из себя феномен меточного камня, данное сближение вовсе не покажется натянутым. В предшествующих главах уже шла речь о том, что слово человеческого языка - это воистину многослойная Вселенная. Любое, даже самое обыденное слово несет в себе множество семантических оттенков и субъективных интерпретаций, т.е. имеет весьма размытое мифосемантическое поле. Нет ни одного слова ни в одном человеческом языке, чья мифосемантика носила бы однозначный характер, и нет двух людей, которые обладали бы абсолютно одинаковыми мифосемантическими образами одного и того же слова. Любое, даже самое простое слово рождает у двух разных людей разные цепи ассоциаций. Потому-то слово человеческого языка является весьма громоздким и неудобным инструментом коммуникации, скорее затрудняющим взаимопонимание между людьми, нежели помогающим этому взаимопониманию. Конечно, у слова есть объективное содержание. Однако в сознании любого отдельно взятого человека это слово имеет глубоко субъективную основу. И это именно то, что фундаментально сближает феномен слова с феноменом "меточного камня". С другой стороны, на предыдущих страницах был проанализирован феномен меточного камня как начальной точки культуры. Меточный камень - это знак, по отношению к которому форми- руется первичная надбиологическая потребность: потребность, которую можно было бы назвать пракультурной или пракультовой потребностью. Меточный камень - это материальный предмет, поддерживающий бытие того или иного мифосемантического пространства, это материальный носитель какой-то мифосемантической информации. А, следовательно, меточный камень - это знак, не совпадающий со своим содержанием. И этими своими особенностями он безусловно напоминает феномен слова в человеческом языке. Более того, гальку с оставленной на ней каменной зарубкой можно рассматривать как прообраз слова. Ведь камень со сколом фиксирует некое субъективно-эмоциональное переживание, открытое только тому, кто делает этот скол, и недоступное любому внешнему наблюдателю; и это есть первичная материальная оболочка того, что впоследствии будет названо словом. Однако это не то слово, которое мы по привычке рассматриваем в качестве средства коммуникации, а слово в его генетически исходной, подлинной культурной сути. Это слово, которое пока еще не является средством коммуникации, а является самозначимым, самоценным словом, обладая, в частности, таким родовым признаком слова, как несовпадение знаковой оболочки и мифосемантического содержания. Правда, вначале это праслово лишено еще какой бы то ни было звуковой оболочки. Это "слово", которое имеет... каменный облик. Но, тем не менее, мы можем назвать искусственно сколотый камень "словом" или "предсловом" постольку, поскольку в нем скрывается некоторое мифосемантическое содержание, поддерживаемое знаковой оболочкой, не соответствующей этому мифосемантическому содержанию. Это слово, которое существуют первоначально не в виде звукового комплекса, а в виде камня; но именно эта форма материальной оболочки оказывается той исторической основой, на которой формируется в конечном итоге собственно звуковой образ данного слова через механизм поименования. И это принципиально важно для понимания феномена человеческого языка: феномен слова возникает вовсе не на основе тех звуковых сигнальных систем, которые мы наблюдаем у животных, а на совершенно иной основе. Я уже писал выше, что любые попытки понять происхождение человеческого языка из тех систем сигнальной коммуникации, которые свойственны высшим животным, обречены на неудачу. Анализ археологических данных позволяет сделать предположение, что подлинной основой человеческого языка является феномен мифосемантических меток. Именно эти "каменные слова" обретают спустя трудноопределимый промежуток времени звуковую форму существования посредством придания мифосемантическим галькам-знакам персональных звуковых имен как первых слов собственно звукового языка. Звуковые оболочки слов формируются как бы на остове каменных меток через процесс наделения этих меток персональ- ными именами. Каждый сколотый камень, несущий ту или иную мифосемантическую нагрузку, получает в конце концов какое-то персональное имя, а совокупность этих персональных имен, присвоенных меточным камням, и составляет первичный словесный тезаурус олдувайского человека. Меточный камень, получающий персональное имя - это и есть базовая структура человеческого языка. "Слово", представленное в каменной оболочке галечного псевдоорудия, перевоплощается в слово, облаченное оболочкой звука, и тем самым формируется некий единый знаковый комплекс "камень - имя - слово", существующий по поводу тайного мифосемантического содержания, скрывающегося в оболочке этого знакового комплекса. Понятно, что на первых порах этот знаковый комплекс представляет собой абсолютную загадку для любого внешнего наблюдателя: в самой материи знака - сколотый ли это камень, или же это некое сочетание звуков - не содержится ни грана мифосемантики. Камень со сколом - это метка, которая с легкостью вызовет некое переживание у человека, который оставил эту метку, но будет являться полной загадкой для любого другого человека, если только он не посвящен в систему шифров соответствующего языка, которые в повседневной жизни древнего человека существуют как совокупность обрядово-ритуальных действий. Поэтому камни, доставшиеся нам от олдувайского человека, обречены на вечное молчание - ведь у нас нет никаких ключей для расшифровки их мифосемантических тайн. И, несмотря на то, что каменная материальная оболочка этого самого древнего языка на миллионы лет пережила своих создателей, его мифосемантика обречена навсегда остаться нерасшифрованной: ведь ключи к шифрам этого языка безвозвратно утеряны. Впрочем, сближая меточный камень с феноменом слова, следует иметь в виду, что, на первых порах это принципиально сло-во-для-себя, т.е. слово, не предназначенное для трансляции другому, слово, не имеющее коммуникативного измерения. Меточный камень - это "слово", которое не способно быть ни инструментом, ни содержанием общения. Если угодно, это то самое "самовитое слово", которое безуспешно искали российские футуристы. Ведь меточный камень менее всего является средством коммуникации, он представляет собой, скорее, ТАЙНУ, непостижимую для другого, и в этом его специфическом существовании свернута сама суть языка. Но зато феномен меточного камня создает повод для совершенно особой коммуникации, не знакомой миру животных. Ведь меточный камень впервые создает то, что можно было бы назвать коммуникативной проблемой. Это проблема, которая заведомо не знакома животному миру: представители любых видов прекрасно коммуницируют между собой, обнаруживая стопроцентное взаимопонимание. Ведь животные, как уже отмечалось в предшествующих главах, общаются на языке сигналов, предполагающих возможность однознач- ной дешифровки, а предметом их общения является информация, допускающая однозначность интерпретации, а отнюдь не многозначные смыслы. Сама суть общения между животными состоит в том, чтобы передавать какую-то биологически значимую информацию посредством тех или иных сигналов: сигналов опасности, сигналов пищи, брачные сигналов и т.п. Что же касается человеческой культуры, то здесь ясность сигнальной коммуникации уступает место сложному, многозначному языку символов и общению, основанному на стремлении и одновременно принципиальной невозможности транслировать собеседнику некое содержание, связанное с мифосемантикой предмета, т.е. транслировать какие-то глубинные смыслы. Феномен человеческого языка возникает и развивается в ситуации некоего коммуникативного затруднения, которое вовсе не связано с проблемой сигнальной передачи биологически значимой информации, а связано с тайной сверхбиологического (мифосемантического) содержания различных культурных предметов. Самой первой манифестацией этого коммуникативного затруднения и является, судя по всему, то, что мифосемантика каменной метки, будучи ОЧЕВИДНА автору этой метки, оказывается абсолютно недоступна любому другому человеку. В самом деле, при одном только взгляде на некогда произведенный скол автор этого скола непроизвольно восстанавливает в памяти то чувственно-эмоциональное переживание, которое было сопряжено с этим сколом, а, значит, мифосемантика этого скола ему как бы очевидна. Однако как это очевидное для автора скола переживание сделать доступным какому-то другому человеку, для которого данный скол безгласен, т.е. не вызывает никаких мифосемантических ассоциаций? Вот в этом-то пункте и возникает впервые потребность в особой, языковой коммуникации, которая могла бы помочь прояснить мифосемантическую загадку галечного псевдоорудия для другого человека. А это значит, что человеческая коммуникация - это коммуникация, которая с самого начала возникает как коммуникация по поводу мифа, т.е. как коммуникация по поводу скрытой мифосемантики той или иной каменной метки. Именно в попытке коммуникации по поводу скрытой в помеченном камне мифосемантики и возникает феномен языка как реальности, которая пытается объяснить необъяснимое, пытается транслировать ДРУГОМУ мифосемантические смыслы, скрытые в каменном знаке.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |