КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Магия орудийности
Итак, концепция знакового происхождения каменной индустрии позволяет понять феномен орудийности не как исходную ступеньку человеческой культуры, а как результат определенного культурного развития. При этом орудийное выступает как инобытие знакового. Знаковые, меточные камни обнаруживают в себе утилитарное измерение и становятся тем, что можно было бы назвать орудиями труда, т.е. начинают использоваться в каких-то практических нуждах. Однако открытие утилитарности вовсе не означает переквалификацию меточных камней. Скорее, меточные камни начинают вести двойную жизнь, двойной образ существования. С одной стороны, они продолжают выполнять роль мифосемантических меток, а, значит, роль каменных слов-имен древнейшего человеческого языка, роль материальных носителей первичных мифологических смыслов, - впрочем, все более уступая эту роль звуковым материальным носителям. А, с другой стороны, они обретают принципиально новую - утилитарную - жизнь. И это чрезвычайно важно для понимания самой сути феномена культуры: ту или иную утилитарную функцию начинает исполнять не просто обломок камня, случайно подобранный на каменном развале, а камень, являющийся ЗНАКОМ, камень, имеющий то или иное мифосемантическое содержание. А это значит, что любое орудие труда, которым в последующем пользуются хабилисы или их антропологические наследники, не является чистым орудием труда, не является орудием труда в том узкофункциональном смыс- ле, который вкладывает в это словосочетание современный человек. Архантроп не знает чистой утилитарности: утилитарность здесь всегда нанизана на стержень мифосемантики. Даже разделывая тушу животного, он вовсе не пользуется орудием вообще, а пользуется в каком-то смысле... мифом, прячущемся в том конкретном каменном осколке, который находится у него в руках. Он разделывает тушу не ножом, не рубилом, и даже не просто камнем. Он вообще разделывает тушу не каким-то утилитарным приспособлением для разделки, а... неким культурным знаком, который он держит в руках, и который обладает персональным именем. И сама разделка туши для него - это принципиально не то же самое, что разрывание добычи хищным зверем. Это не средство насыщения желудка, не средство утоления голода. Это сложнейшая культурная акция, это мифологически значимый обрядово-ритуальный акт. И этот обрядово-ритуальный акт является не чем иным, как продолжением и приложением той мифосемантики, которая содержится в знаковом орудии, осуществляющем эту разделку. А это означает, между прочим, что сам феномен культурной трапезы, радикальным образом отличающий человеческий прием пищи от приема пищи у животных, отнюдь не является поздним культурным изобретением, но появляется у самых истоков человеческой культуры, на самой заре антропогенеза. Но, если это действительно так, и если древнейший человек пользуется в своей утилитарной деятельности не безликими и абстрактными орудиями труда, а персонифицированными в камне мифами, это позволяет понять суть первобытной магии как мировоззрения, имеющего тотальный характер для древнего человека. В самом деле, в представленной модели получается так, что орудийность, утилитарность не только не отменяет исходное знаковое бытие меточных камней, а существенно дополняет мифосемантический портрет знакового камня, и, более того, становится своеобразной магической проекцией его мифосемантичес-кого содержания. Здесь-то и находится принципиальное объяснение того, почему мировоззрение первобытного человека является тотально магическим. Когда ритуально-обрядовые меточные камни, смысл которых заключается в том, что они несут некую мифосемантическую информацию, вдруг обнаруживают тайную способность быть практически полезными, когда происходит обращение мифосемантического в утилитарное, - это ведь и есть не что иное, как первичная манифестация того феномена, который мы именуем магией. В самом деле, меточный камень - это знак, скрывающий в себе пространство сложной мифосемантики, и, следовательно, он есть первичная материальная оболочка слова, в которой самой по себе нет ни грана утилитарности. И вдруг он обнаруживает... способность быть орудием, инструментом - разве это не магия чистой воды? Меточный камень, являющийся носителем некоторого мифосемантического пространства, вдруг оказывается в дополнение к своим основным функциям еще и... полезной вещью или орудием труда. Но это и есть не что иное, как элементарная магическая структура. Ведь утилитарное использование меточного камня вовсе не предполагается его мифосемантикой, а возникает как бы совершенно ниоткуда, сбоку, совсем из другого мира. Смысл меточного камня состоит в том, что он транслирует некоторое существенное переживание и вовсе не предполагает своего утилитарного использования. И когда такое использование возникает, оно, конечно же, выглядит как чудо, как магический акт. Но, следовательно, то мировоззрение, которое мы называем магическим, и которое является нормой для любого первобытного общества, вовсе не является следствием незрелого ума. На самом деле оно отражает вполне объективный процесс - процесс обнаружения утилитарного в мифологическом. И с известной долей парадоксальности можно было бы утверждать, что утилитарное, орудийное НА САМОМ ДЕЛЕ рождается в человеческой культуре магическим образом. Некий знак, несущий в себе какое-то мифосемантическое содержание, вдруг оборачивается практической пользой, которая не имеет никакого видимого отношения к этому мифосемантическому содержанию, - конечно же это магия, что же еще? К сказанному надо добавить, что чудесное, магическое превращение знакового камня в тот или иной утилитарный предмет не является одноразовым процессом. Ведь в ранних знаковых камнях нет никакой априорно заложенной функциональности, и потому каждый знаковый камень потенциально полифункционален. Ни у одного знакового камня нет и не может быть заранее предопределенного функционально-утилитарного предназначения. И потому магическое превращение знака в утилитарный предмет может происходить многократно и по самым разным поводам. Это знак, который потенциально может быть чем угодно, коль скоро само многообразие культурной деятельности пока еще не открыто. При этом все потенциальное многообразие потенциальных утилитарных проекций одного и того же камня оказывается проекциями его мифосемантической сущности. Разнообразное экспериментирование со знаковым камнем приводит к открытию все новых и новых его утилитарных возможностей, а, вместе с тем, и открытию новых видов культурно-утилитарной деятельности, которые рождаются не из биологических потребностей, а из своеобразной потребности в экспериментировании со знаковым камнем, рождаются, если угодно, на кончике знакового камня, в процессе экспериментального манипулирования этим мифосемантически значимым камнем. Но, таким образом, происходит практически бесконечный процесс порождения утилитарного мифосемантическим. Все новые и новые утилитарно-функциональные возможности как бы извлекаются из мифосемантики знакового камня - извлекаются совершенно чудесным, совершенно магическим образом. Причем речь идет не просто о том, что извлекаются новые возможности или способности данного камня, а о том, что с по- мощью этого камня, в процессе своего рода магического экспериментирования происходит открытие все новых и новых видов и способов самой предметной деятельности, которая оказывается своего рода эманацией мифологического. В процессе такого рода магического экспериментирования камень-знак, камень-имя воистину продуцирует новые формы и способы предметной деятельности. И все эти новые формы и способы предметной деятельности, открытые, а, точнее, созданные с помощью этого камня, оказываются как бы записаны на мифологической матрице данного камня, и, таким образом, всякий меточный камень постепенно обрастает многообразием персональной культурно-утилитарной информации. Ведь у архантропа еще не может быть представления о деятельности вообще. Процедуры абстрагирования и категоризации находятся в самом зачаточном состоянии. Поэтому у хабилиса не может быть "вообще-камня-для-разделки-мяса", а может быть только ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ знаковый камень, на базовую мифологию которого нанизывается всякая новая утилитарная подробность того или иного его использования. И тогда он обретает дополнительное имя, скажем: "камень-которым-мне-удалось-отрезать-кусок-мяса-от-ноги-антилопы". Каждый знаковый камень может обрастать множеством таких ситуативно-функциональных подробностей, и долгое время это персональное поименование мифосемантических камней - единственная форма существования представлений о тех или иных родах практической деятельности. Таким образом, камень-миф одновременно становится камнем, который выступает в качестве носителя информации о возможных вариантах практической деятельности. Однако на протяжении всей олдувайской эпохи магическое перевоплощение меточных камней в утилитарные орудия носит, скорее всего, случайный и не обязательный характер. Такой вывод можно сделать на том основании, что олдувайские псевдоорудия, как уже отмечалось, на протяжении миллиона лет своего существования практически не эволюционируют. А это означает, что магия утилитарности на протяжении всей этой эпохи не становится фактором, влияющим на характер каменной индустрии. Каменная индустрия хабилиса остается индустрией по производству мифосемантических меток, но ни в коем случае не индустрией орудийного производства; орудийное же использование меток является лишь дополнительным фактором существования последних. И, по-видимому, прошли сотни поколений, в течение которых утилитарно-практическое (магическое) использование меточных мифосемантических камней продолжало оставаться принципиально спорадическим явлением, а та или иная утилитарная функция не закреплялась жестким образом за каменной меткой с тем или иным характером скола. По-видимому, создатель олдувайской культуры еще не способен отделить функциональные возможности и способности изготавливаемых им предметов от персонального мифосемантического содержания. Иначе говоря, его абстрагирующие способности пока еще совершенно недостаточны, чтобы классифицировать производимые им меточные камни по функциональным признакам, под углом зрения утилитарной эффективности тех или иных форм. Его взгляд пока еще не способен выделить и удержать среди всего многообразия производимых им меточных камней те, которые можно было бы рассматривать как функционально более эффективные. Его сознание пока еще не способно сформировать абстракцию орудийной формы. И такое положение дело сохраняется, судя по всему, вплоть до появления вида Homo erectus, который впервые обнаруживает способность к удержанию абстракции орудийной формы и начинает производить не просто меточные камни, а технологические копии некоторого культурного образца. Впрочем, и в случае с эректусом культурный образец вовсе не является носителем идеи чистой прагматической утилитарности, а представительствует некоторое мифосемантическое содержание. Так или иначе, но постепенно способность древнего человека к спорадическим утилитарным интерпретациям создаваемых им предметов становится все более изощренной, а количество вариантов утилитарного приложения тех или иных меточных камней многократно возрастает. Наконец, наступает эпоха воспроизводства технологических образцов. Но даже и в этом случае не меняется принципиальная последовательность: вначале - предмет (или культурный образец) как носитель некоей мифосемантики, и только потом - утилитарная интерпретация предмета (или утилитарная интерпретация культурного образца) - интерпретация его в чисто орудийном, практическом смысле. Иначе говоря, на протяжении всего палеолита, вплоть до наступления эпохи цивилизации утилитарное возникает и расширяется как своеобразная проекция мифологического. И хотя постепенно утилитарная интерпретация мифологических предметов становится все более разнообразной и значимой, тем не менее, вплоть до эпохи возникновения ранних цивилизаций мы встречаемся с фактом абсолютной уверенности первобытного человека в том, что любой предметный навык, любое предметное умение, любое практическое использование тех или иных предметов имеют МИФОЛОГИЧЕСКОЕ происхождение. Но, что самое примечательное: похоже, первобытный человек в этой своей непреклонной убежденности нисколько не заблуждается, а заблуждаются тот, кто, опираясь на логику современного сознания, ищет в орудиях палеолитического человека целевой замысел. Утилитарность... на самом деле имеет магическое происхождение. Феномен утилитарности открывается только в тех предметах, которые являются носителями той или иной культурной мифосемантики, и любой природный осколок камня может быть утилитарно использован только после того, как он будет предварительно наделен какой-то мифосемантической сущностью, т.е. после того, как будет поставлен в какой-то культурный контекст. Скажем, чтобы использовать произвольный природный обломок камня в качестве ножа, нужно предварительно увидеть в этом обломке некую культурную сущность, именуемую ножом, или, говоря другими словами, магическим актом сознания превратить случайный обломок камня в нож. Любой человек совершает такого рода "магические акты" легко и не задумываясь, однако это не упраздняет того факта, что данная интеллектуальная операция носит сверхсложный характер и имеет значительную культурную предысторию. Но, если утилитарность имеет магическое происхождение, это значит, что прагматизованная каменная индустрия, приходящая на смену олдувайской культуре, - это индустрия, которая совершается принципиально под знаком магии, и сознание людей, которые совершают столь мощный переворот, следует назвать магическим сознанием, коль скоро они научаются извлекать из меточных камней их утилитарные возможности. Весь ход развития каменной индустрии на протяжении эпохи палеолита свидетельствует о движении от нулевой утилитарности к утилитарности все более и более значительной. Но вплоть до неолита орудия изготавливаются не утилитарно-целевым, а принципиально мифологическим образом: не потому, что в этих орудиях была какая-то практическая потребность, а потому, что в них была мифологическая потребность. При этом все новые утилитарные, орудийные способности тех или иных искусственных предметов обнаруживаются как магические сколы с мифосемантической сущности этих предметов, и не случайно в магическом происхождении полезных, утилитарных свойств вещей непреклонно убежден любой представитель первобытных племен, сохранившихся до нашего времени. И именно магической природой утилитарного объясняется та особенность палеолитического производства, которая остается принципиально необъясненной в традиционной археологической парадигме: почему производство первобытного человека носит подчеркнуто избыточный характер, почему первобытный человек производит искусственные орудия с явным превышением практической в них потребности. На самом деле источником производства в древнейших обществах является не практика, не утилитарные нужды, а МИФ, и это утверждение содержит ответ на многие вопросы, касающиеся самого феномена человеческой культуры.
1. См.: А.П.Окладников, Е.А.Окладникова. Заселение Земли человеком. М., 1984, с.27. 2. А.П.Окладников, Е.А.Окладникова. Заселение Земли человеком. М., 1984, с.27. 3. Там же, с.27. 4. Там же, с.28. 5. Там же, с.25.
ГЛАВА З.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |