КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура каменных меток
Хорошо известно, что внешний вид галечного псевдоорудия принципиально отличается от внешнего вида любых орудий последующих эпох. Любое галечное псевдоорудие по своему внешнему виду разделено на две принципиально различные в визуальном отношении зоны: гладкая, собственно галечная часть и часть, на которой отчетливо виден каждый скол. Случайно ли это, или за визуальным своеобразием галечного псевдоорудия скрывается нечто принципиальное и существенное для понимания самой его природы? Обращу в этой связи внимание на еще одну удивительную особенность галечных псевдоорудий, на которую неоднократно указывали археологи как на загадочную и необъяснимую. Эта особенность заключается в том, что создатели древнейшей каменной индустрии при подборе материала для своих изделий, похоже, учитывали такой фактор, как... цвет камня. Вот как пишет об этом феномене первооткрыватель алтайской галечной культуры академик А.П.Окладников. "Первые обитатели Улалинки пользовались... исключительно желтовато-белым кварцитом. Лишь изредка подбирали гальки черной кремнистой породы" ". Причем, подчеркивает исследователь, "какое-то особое пристрастие к кварциту" создатели древнейшей каменной индустрии демонстрировали повсеместно. "При анализе древнейших памятников палеолита Европы и Азии обнаружено, что кварцит и там служил основным материалом для орудий труда" 3. Между прочим, комбинация цвета и расколотой галечной формы - это та комбинация, которая дает исключительный зримый эффект: каждая галька обретает как бы индивидуальный рисунок в виде рельефных сколов, резко выделявшихся по отношению к гладкой и блестящей галечной поверхности. Скажем, в случае образования так называемых "галечных лепешек", когда галька раскалывалась по оси на две плоскоовальные половины, фактура получившегося изделия выглядела так: "наружная, выпуклая сторона гладкая и блестящая, покрытая характерным жирным блеском - глянцем. Противоположная же сторона более или менее плоская, шероховатая по структуре". Выраженный зримый эффект, наблюдаемый на поверхности искусственно обработанной гальки, - это эффект, хорошо знакомый каждому археологу. Это эффект, который позволяет безошибочно определить искусственное происхождение скола на гальке и безошибочно, с одного взгляда отличить искусственный скол от естественного. Вот как описывает А.П.Окладников открытие знаменитого холма в районе реки Улалинки, предоставившего археологам целый арсенал нижнепалеолитических искусственных изделий из гальки. "В его осыпях, среди желтой глинистой толщи рыхлых отложений, выступали скатанные водой булыжники светло-желтого кварцита, торчали остроугольные глыбы темно-серого известняка... Один из булыжников привлек особое внимание. Он поражал бесспорными признаками искусственной обработки, и прежде всего характерным раковистым изломом. Именно так выглядит поверхность камня, намеренно расколотого рукой человека, человека каменного века. Поверхность раскола резко отличалась от необработанной части, гладко отшлифованной водой и песком..." '. Так может быть именно в этой зримой фактуре расколотой гальки, а вовсе не в ее утилитарном потенциале и состоит первичная культурная сущность галечного феномена? Напомню в этой связи, что выше мною была была изложена концепция мифосемантической сущности культуры и, в частности, предложена идея знаковой мифосемантической метки как первоэлемента культуры. В каком случае случайно расколотый и утилитарно бесполезный камень может оказаться значимым и даже сверхзначимым для расколовшего его существа? В том случае, например, когда на оселке каменного обломка "зацепилось" некое эмоционально сильное переживание, которое не имеет никакого отношения к материи камня, но которое оказывается как бы помечено случайным каменным расколом, и этот случайный каменный раскол становится с этого момента своего рода пусковым механизмом, запускающим элементарную ассоциативную цепь, ведущую к воспроизведению этого эмоционально окрашенного воспоминания в памяти того существа, для которого было существенно данное воспоминание. Вот этот-то пусковой механизм эмоционально окрашенного воспоминания и может быть назван элементарной мифосемантической меткой, которая является не чем иным, как прообразом культуры как таковой. В своем первоначальном виде идея мифосемантической метки, мифосемантической зарубки была сформулирована мною в главе, посвященной анализу языков мифа. Знаковая метка, знаковая зарубка - это наиболее элементарная и одновременно наиболее фундаментальная форма бытия культуры, своеобразный культурный первоэлемент, который выступает прообразом культуры как таковой, истоком любых, в том числе наиболее развитых форм культуры и может быть рассмотрена как подлинная праформа культуры как таковой. Однако если сознательная зарубка на память уже предполагает определенный уровень культурного целеполагания и потому появляется, скорее всего, на каких-то поздних ступенях антропогенеза, то меточная деятельность как таковая - и я уже писал об этом на предшествующих страницах - вовсе не является чем-то необычным в живом мире. Огромное количество живых существ оставляет в окружающем мире метки-сигналы. Эти метки осуществляются совершенно бессознательным образом,, мо биологический смысл этих меток достаточно очевиден: он состоит в том, чтобы определенным образом обозначить ареал обитания данной особи. Собака, метящая пространство своего обитания мочой, вовсе не ставит перед собой какой бы то ни было цели по разметке окружающего ее пространства; однако объективно такого рода разметка происходит. И те пометки, которые она сделала в окружающем ее пространстве, оказываются для нее значимыми, когда она вновь бежит по старому маршруту, и с особой тщательностью обнюхивает собственные отметины вчерашнего или позавчерашнего дня. Аналогичным образом, с помощью естественных выделений размечают пространство своего обитания и высшие приматы. Специфика прачеловека заключается в том, что, во-первых, у него принципиальным образом изменяется инструмент меточной активности (фаллос заменяется рукой, при том что фаллические метки, конечно же, продолжают играть свою роль), а, во-вторых, принципиально меняется характер меток: ароматические метки-сигналы, оставляемые посредством естественных систем выделения, уступают свое место меткам принципиально нового рода, основанным на зримой форме и визуальном восприятии этой формы. И это, по-видимому, становится предпосылкой постепенного возникновения и развития принципиально нового меточного феномена - феномена меток-символов, каковые и становятся тем, что можно было бы назвать элементарной клеточкой культуры. Понятно, что первичная меточная активность (это даже еще не деятельность в собственном смысле этого слова, поскольку она не является на первых порах сознательной) хабилиса ничуть не более символична, нежели "деятельность" обегающего окрестности пса. Вся разница в том, что пес метит с помощью запаха, с помощью мочи, тогда как хабилис - с помощью руки и каменных галек. При этом рука играет у него роль суррогата фаллоса, а камень выступают в роли носителя визуального образа случайно оставленного скола и сопровождающего этот скол эмоционального образа прошлого. Но при этом в меточной активности хабилиса нет ровным счетом ничего особо сложного - точно так же, как нет ничего сложного в меточной активности пса. Поэтому любые возражения, будто меточная активность является чем-то неверо- ятно сложным для существа с уровнем развития хабилиса, не выдерживают никакой критики. Вообще под метками я подразумеваю нечто чрезвычайно простое, фантастически простое. В сущности говоря, меткой является любой след, оставляемый человеческим или иным живым существом невзначай, - но только в том случае, если этот след спустя какое-то время становится значимым следом, т.е. следом, способным вызвать в оставившем его живом существе какие-то значимые воспоминания. И, следовательно, ключевая проблема заключается не в том, каким образом существа с уровнем развития хабилиса оказываются способны "наследить" с помощью произвольных галечных сколов, а каким образом такого рода следы начинают выполнять функцию носителей особой, мифосемантической информации; однако как раз эта проблема и разрешается на протяжении всей эпохи существования хабилисов и в эволюционном скачке от хабилиса к питекантропу, в результате чего только и формируется феномен сознательной деятельности как таковой. Впрочем, об этом подробная речь пойдет в других главах. Итак, то, что археологи и палеоантропологи называют по привычке "галечными орудиями", имея в виду их утилитарное предназначение, на самом деле является чем-то принципиально иным, неизмеримо более существенным с точки зрения того, что представляет собой феномен человеческой культуры. Это праформы тех зарубок, с помощью которых древнейший предок человека удерживает систему формирующихся избыточных семантических полей - ту первичную семантическую "мифологию" (еще бесконечно далекую от своих позднейших повествовательных форм), которая вносит в природный мир идею искусственного (мифологического) порядка. Это те метки, которые вначале еще не являются сознательными зарубками, но которые оставляют на камне мифосемантический след, и становятся в конце концов (но только в конце концов, а вовсе не в результате сознательного целеполагания) ЗНАКОМ, связывающим настоящее с неким условно-мифологическим переживанием прошлого. Эта система простейших семантических меток представляет собой наиболее элементарную форму бытия культуры, наиболее элементарную форму бытия мифа. Я бы сказал "пракультуры" и "прамифа". Исходный и фундаментальный смысл галечных псевдоорудий состоит не в том, чтобы с их помощью решать какие-то практические задачи - не в том, чтобы, скажем, разделывать туши убитых животных или обрабатывать их шкуры, - а в чем-то неизмеримо более существенном для понимания феномена человека и его происхождения. Каменная индустрия олдувайского человека - это не что иное, как культура мифосемантических меток, а вовсе не культура примитивных орудий труда. Галечные псевдоорудия - это вовсе не орудия, а меточные камни, т.е. камни, несущие в себе некую значимую (=знаковую) информацию. Между прочим, гальки - это, пожалуй, единственный природный материал, на поверхности которого отчетливо виден след искусственной обработки, как бы эта обработка ни была груба и примитивна. Искусственно сделанный обломок кости практически ничем не отличается от сотен других обломков, образующихся естественным путем, на месте трапезы какого-нибудь хищника. Искусственно надломленная ветка ничем не отличается от ветки, надломленной естественным образом. Что касается метки, оставленной на коре дерева с помощью зубов, то это так же далеко не лучший вариант с точки зрения ее последующей визуальной идентификации. А вот искусственно оббитая галька не имеет визуальных аналогов в природе, и потому она сразу бросается в глаза, являясь идеальным материалом для меточной активности существ со сформированной визуальной культурой. Любой, самый грубый, самый неумелый скол, сделанный на галечном камне, - это ОЧЕВИДНАЯ метка, и это делает гальку воистину бесценным материалом для существ, у которых возникает потребность в такого рода визуальной меточной деятельности. А кроме того ни с чем не сравнимое достоинство камня в качестве основы для меток состоит в исключительной долговечности оставляемых следов. Метки, сделанные зубами на ветке - это метки, которые чрезвычайно быстро стираются, приходят в негодность, покрываются новыми слоями отметин, и оттого не могут выступать в роли долговременных хранителей эмоциональной памяти. Что же касается каменных сколов, то, сделанные однажды, они сохраняют свою значимость спустя многие и многие годы, а, значит, способны выступать в роли хранилищ долговременной эмоциональной памяти. Могут пройти долгие годы, но сделанный некогда скол будет снова и снова реабилитировать то внутреннее эмоциональное состояние, которое было пережито автором этого скола когда-то давным-давно, в той ситуации, когда этот скол был сделан. Но, таким образом, объективный смысл первичной деятельности по обработке каменных галек может быть интерпретирован процесс формирования самой долговременной эмоциональной памяти. Разумеется, на данном этапе анализа можно говорить лишь о весьма условной и приблизительной реконструкции палеоантропологического прошлого на основе предложенной гипотезы, а предлагаемая интерпретационная модель - не более чем вариант размышления. Но с достаточной степенью уверенности можно сказать, что культура меточных камней - это культура, которая могла складываться только стихийным, нецелевым образом. На первых порах это метки, которые производятся ничуть не более сознательным образом, нежели метки мочой, метки спермой или метки с помощью других естественных выделений. И само собой разумеется, что на первых порах никакого избыточного мифосемантического, т.е. собственно культурного содержания эти каменные метки на себе не несут. Но как и зачем может возникнуть меточная деятельность с помощью камней? Что помечают меточные камни, и зачем эти увековеченные в камне метки оказываются нужны вчерашнему австралопитеку? Как возникает культура меточных камней? Что составляет совокупность условий и факторов, которые создают мотивационную основу для того, чтобы некое существо, обладающее прямохождением и нестандартной для приматов кистью руки, начало создавать такого рода меточные камни? Почему вообще могла возникнуть необходимость создания неких искусственных меток, способных к долговременному существованию и трансляции из поколения в поколение? Напомню: странной эволюционной особенностью австралопитековых - а именно от них ведет свою ближайшую родословную Homo habilis как первый представитель рода Homo - являлось прямохождение и связанное с ним освобождение необычно развитой кисти руки. Вместе с тем, анализ, предложенный в предшествующей части, позволил высказать предположение, что главным эволюционным фактором, который мог послужить основой для возникновения этих и ряда других нестандартных морфологических особенностей ранних антропоидов (пониженный уровень волосяного покрова, повышенный уровень тактильной чувствительности, особо развитое визуальное восприятие, ориентированное на восприятие формы как сексуального раздражителя), являлся фактор особой сексуальности, и, в частности, фактор несовпадения сексуального темперамента, сексуальных потребностей и сексуальных возможностей мужских и женских особей неких прегоминид, что и привело в конечном итоге к появлению совершенно особых сексуальных стратегий, связанных со все большим использованием руки как инструмента тактильно-сексуального возбуждения и как фактического суррогата фаллоса. Само собой разумеется, что процесс становления такого рода тактильно-сексуальной чувствительности и способности к визуально-сексуальному восприятию осуществляется на протяжении всего процесса антропогенеза, и лишь на этапе человека кроманьонского типа, этапе появления сапиенсов этот процесс завершается тактильно-визуальной чувствительностью современного человека. Таким образом, важнейшим фактором становления и развития этой тактильно-визуальной чувствительности следует признать фактор культуры, фактор каменной индустрии, фактор орудийного производства. Однако самое начало этого трудного и долгого процесса культурного возделывания человеческой руки и человеческого глаза по необходимости скрывается в докультурных слоях эволюционного развития. А это значит, что тот базовый биологический парадокс, который становится энергетической пружиной для раскручивания самого процесса антропогенеза, должен быть обнаружен еще на австралопитековой ступени эволюции. Итак, то, что было определено выше как сексуальный парадокс человека (биологическая аномалия, состоящая в несовпадении сексуальных потребностей и возможностей мужских и женских особей одного биологического вида) должно было впервые появиться в неких своих праформах еще на уровне австралопите- ковых, и тогда феномен хабилиса можно было бы определить как феномен существа, "нащупавшего" генеральную стратегию разрешения данного сексуального парадокса через возделывание руки и сознания с помощью элементарной культурно-предметной деятельности. Ничто не мешает выдвинуть допущение, что первоначальные искусственные сколы на камнях образуются по чисто биологической логике - скажем, как своего рода канализация отрицательной агрессивной энергии фрустрирующей самки австралопитека, не получающей сексуального удовлетворения от контакта с самцом или самца, терпящего фиаско при осуществлении той сексуальной стратегии, которая заложена в нем на уровне генотипа. В самом деле, феномен биологического несовпадения сексуальных потребностей мужских и женских особей у представителей рода Homo - это феномен, не имеющий аналогов в живой природе. И биологическая аномалия такого рода не может не вызывать крайних эмоциональных напряжений у высших обезьян, каковыми и являлись австралопитековые. Вообще говоря, различные действенные выходы отрицательной или положительной энергии являются весьма распространенными у высших приматов, чей психический уровень вполне достаточен для такого рода действенных выходов. Так, у шимпанзе ситуация эмоционального срыва или эмоционального подъема вполне может разрешаться в сверхинтенсивных манипуляциях с предметами. Разозленное шимпанзе способно крушить все, что попадается ему на пути, т.е. срывать злобу на тех или иных предметах. Поэтому предположение, что некоторые представители австралопитековых могли снимать свою агрессию или иную форму эмоционального напряжения путем раскалывания камней, вовсе не представляется чем-то невероятным. Тем более, если вспомнить знаменитую концепцию Конрада Лоренца, согласно которой человеческое существо является безусловно выдающимся существом в мире животных по параметру агрессивности. В этом случае первичное раскалывание камней выглядит как элементарный способ укрощения избыточной агрессивности - в частности, той, которая накапливается в связи с устойчивым сексуальным напряжением женских и мужских особей, демонстрирующих феномен несовпадения взаимных сексуальных стратегий. Таким образом, эмоциональные напряжения, возникавшие у прегоминид в ситуациях такого рода рокового несовпадения сексуальных стратегий, вполне могли становиться содержанием первоначальной предметной активности австралопитековых по раскалыванию камней. Одновременно скалывающая активность антропоидов может быть интерпретирована как начальный механизм того процесса возделывания мужской сексуальности, о котором шла речь в предшествующей части. Фрустрационный выход нереализованной сексуальной потребности в виде скалывающей активности может быть интерпретирован как элементарный сублимационный про- цесс, в котором происходит первичное укрощение свободной сексуальности и возделывание принципиально новой сексуальной стратегии брачных партнеров, направленной на культурные формы управления сексуальным актом. Скалывание камня - это своего рода искусственная задержка свободного сексуального импульса, и эта элементарнейшая задержка свободного сексуального импульса может быть рассмотрена как наиболее ранняя манифестация феномена сексуальной культуры, а, вместе с тем, и культуры как таковой. Таким образом, первоначальное значение деятельности по раскалыванию камней заключается в том, что она сублимирует свободную сексуальную энергию и является своеобразным способом торможения свободной сексуальности. Но это еще только предпосылка культуры, а не культура сама по себе. Это та точка перехода от биологического к социальному, в которой образ культуры едва только угадывается. Это та точка предкультуры, в которой нет еще ничего своего, позитивного, собственно культурного, а есть только негативная энергия торможения биологического. И, тем не менее, это уже точка начала культуры. И, во всяком случае, обуздание, сдерживание свободного сексуального импульса через элементарную сублимацию этого импульса посредством раскалывания камней может быть рассмотрено в качестве наиболее глубокого источника возникновения феномена каменной активности прегоминид. Впрочем, сама по себе предметная активность по раскалыванию камней как способ снятия фрустрационного напряжения и одновременно как первичная модель укрощения свободной мужской сексуальности во имя ее культурного возделывания - это пока еще не меточная активность как таковая. Произвольный фрустрационный скол становится меткой лишь тогда, когда он становится ЗНАЧИМЫМ сколом, т.е. тогда, когда спустя какое-то время он оказывается способен актуализировать некое связанное с этим сколом эмоциональное переживание - то переживание, которое впервые возникло в условиях фрустрационного напряжения. А это, в свою очередь, оказывается возможно лишь в том случае, если скол ЗАМЕТЕН, и когда сделавшее его существо способно его УЗНАТЬ спустя достаточно длительное время. И понятно, что в первую очередь эффект такого рода узнаваемости возможен в отношении сколов, сделанных на поверхности гладких речных галек. Но как только эффект визуальной узнаваемости расколотых галек был обнаружен (а, судя по всему, ранние хабилисы - это и были те особые представители австралопитековых, которым оказалась доступна процедура визуальной узнаваемости расколотых галек), это с неизбежностью легло в основу совершенно новой формы меточной активности. Наряду с традиционными, физиологическими пометками, территория обитания хабилиса оказывается отныне помечена для него совершенно новым образом: с помощью визуальных меток-сколов на поверхности гладких скал или галечных камней. Но это уже не обыкно- венные, не рядовые и повсеместные метки территории с помощью тех или иных физиологических выделений, свидетельствующие всего лишь об ареале обитания данного существа, а достаточно редкие метки неких экзистенциально значимых ситуаций - тех, например, в которых происходило преодоление фрустрационных напряжений. Иначе говоря, это уже не метки территории как таковой, а метки неких существенных СОБЫТИИ, некогда случившихся на этой территории - в частности, событий, связанных с описанным выше фрустрационным напряжением. И вот эти, особым образом помеченные точки территории становятся отныне прообразом будущих культовых мест и одновременно - точками первичного бытия культуры. Передвигаясь по ареалу своего обитания, хабилис время от времени обнаруживает эти особые сколы-метки, которые актуализируют в нем экзистенциально значимые переживания прошлого и делают эти сколы-' метки СВЕРХзначимыми или КУЛЬТУРНО значимыми. Эту-то ситуацию, ситуацию обнаружения особого - назовем его "мифологическим" или "прамифологическим" - смысла некогда сделанного скола и можно охарактеризовать как элементарную ситуацию культуры. Каменные следы-отметины провоцируют в прачеловеке некие избыточные смыслы, каковые и являются не чем иным, как первичным мифологическим измерением этих следов-отметин и одновременно - элементарнейшей формой бытия культуры. Таким образом, некогда сколотые гальки приобретают совершенно исключительное - мифологическое! - значение в жизни нашего прачеловека, и он, относясь к ним как к сверхценным, создает первичное культовое пространство культуры, собирая и сохраняя эти особые гальки, несущие в себе некое особое мифо-семантическое содержание, либо создавая по поводу них первичные культовые (= первичные культурные) центры.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |