КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опоры выбора
Но почему даже в условиях искусственной дрессировки, когда дрессировщик создает систему условнорефлекторных подкреплений, не удается сформировать способность к изготовлению простейших каменных орудий труда у высших приматов? В значительной мере объяснить принципиальную непреодолимость этого барьера для животных можно в связи с анализом феномена многофакторного абиологического выбора, о чем шла подробная речь в предшествующих главах. "А затем выбрать из числа образовавшихся осколков наиболее пригодные для использования в качестве орудий", - рекомендует Ю.И.Семенов нашему гипотетическому предку, полагая, видимо, что выбор подходящего орудия среди десятка каменных осколков - это более или менее простая задача, принципиально решаемая на уровне животного интеллекта. Однако в том-то и состоит суть дела, что выбор подходящего осколка - это совсем не просто. Это, между прочим, в не меньшей степени, нежели создание орудий труда, является сложнейшей в интеллектуальном отношении процедурой, которая предполагает способность к абстрактному моделированию будущего, основывающуюся на достаточно обширном опыте. Ведь чтобы выбрать из множества осколков подходящий, необходимы какие-то основания для такого выбора, некие точки отсчета, которые бы позволили судить о том, почему и чем один каменный обломок лучше или предпочтительнее другого. Но это те основания, которые могут возникнуть лишь в результате какого-то культурного опыта и предполагают такой уровень интеллекта, который отсутствует у обезьяны. В предыдущих главах уже шла речь о том, что никакое животное не способно осуществить выбор среди предметов, не имеющих непосредственного биологического значения. Суть искусства дрессировки, между прочим, в том и состоит, что биологически нейтральные факторы превращаются в биологически значимые через формирование условно-рефлекторной связи с подкормкой. Можно, конечно, предположить, что у предчеловека был некий Дрессировщик, который научил его выбирать из каменных осколков, но тогда мы будем вынуждены покинуть почву естественного анализа. А кроме того, никакой гипотетический дрессировщик не сможет сформировать у существа, находящегося на ступени вчерашнего австралопитека, способность к СВОБОДНОМУ выбору из биологически равнозначных возможностей, без чего принципиально невозможна деятельность по изготовлению каменных орудий, предназначенных к дальнейшему использованию в каких-то практических целях.
Еще раз подчеркну, что животное обладает только одной сеткой размерности в своих взаимоотношениях с окружающим миром, и эту сетку создает иерархия биологических потребностей, заложенная на уровне генетического механизма. Поэтому шимпанзе может упорно долбить кокосовый орех камнем или с размаху бросать камень на кокосовый орех: результат такой деятельности имеет вполне определенную биологическую однозначность, связанную с извлечением из кокосового ореха вкусного содержимого. Иначе говоря, у результата этого действия есть вполне определенная биологическая размерность, и эта биологическая размерность результата является тем самым учителем, или, точнее, тем самым "дрессировщиком", который может стимулировать шимпанзе ко все новым и новым попыткам раскалывания ореха с помощью камня. Однако совершенно иным образом обстоит дело в случае, когда происходит обработка одного камня с помощью другого камня: какой бы результат ни получился, у него будет принципиально отсутствовать биологическая размерность. Поэтому любая намеренная обработка камня предполагает наличие некоторых искусственных, надбиологических схем, которые бы делали один вариант камня более предпочтительным, нежели другой.
Проблема культурного намерения, т.е. намерения, не имеющего прямой биологической природы, состоит именно в том, что такое намерение всегда опирается на выбор из множества бесконечнофакторных возможностей. Следовательно, существо, которое выступает с намерением разбить камень, - это существо, спо- собное к выбору с опорой на внебиологические (=культурные) факторы. Однако такие внебиологические точки опоры, в свою очередь, могут являться только результатом некоторого культурного движения и не могут предшествовать возникновению каменной индустрии. Иначе говоря, даже простое намерение разбить камень (не говоря уже о целенаправленном оббитии какого-то куска, что невозможно без мысленного предметного моделирования) предполагает способность того существа, которое это делает, осуществлять ВЫБОР из образующихся обломков. Однако это-то и представляет непреодолимую сложность даже для высших обезьян, поскольку такой выбор заведомо не имеет никаких биологических точек отсчета, и потому должен быть опосредован некими искусственными ориентирами, т.е. должен иметь некоторую опорную... мифологию, - скажем, мифологию утилитарности. Проблема каменного орудия труда, а, вместе с тем, и проблема человека состоит, таким образом, вовсе не в том, чтобы некое существо оказалось способно искусственно обработать какой-то обломок камня, а, прежде всего, в том, чтобы оно оказалось способно ВЫБРАТЬ некий обломок камня среди сотен и тысяч других, т.е. чтобы оно смогло оказать предпочтение одному каменному обломку перед другими. А это, как показал весь предшествующий анализ, и является той задачей, способность к решению которой принципиально отличает человеческого сознание от психики животных. Скажем, когда шимпанзе обламывает ветку и с помощью зубов или рук очищает ее от листьев, чтобы доставать термитов из термитника, она не совершает при этом никакого выбора: она берет первую попавшуюся ветку, а, значит, не осуществляет никакого предварительного примеривания, не осуществляет никакого предварительного интеллектуального моделирования. И тем более это касается каменного осколка. Каменный осколок, какой бы он формой ни обладал, является вещью довольно бестолковой в повседневной жизни высших приматов, и потому едва ли не единственная функция, в которой используются камни высшими приматами - это функция бросания, функция защиты от врагов. Однако принципиальная особенность такого использования камней заключается в том, что обезьяна не совершает никакого выбора из тех камней, которые валяются вокруг, а бросает первый попавшийся. Принципиально то же самое происходит и в случае, когда шимпанзе с помощью камня разбивает кокосовый орех: для этой цели используется именно первый попавшийся, случайный камень, но ни в коем случае не камень, предварительно выбранный. Выбор из биологически равнозначного -это задача, которая в принципе не решается на уровне психики животного. Совершить выбор среди биологически равнозначных осколков камней способно только существо, обладающее сознанием, т.е. уже человек.
В предыдущих главах было показано, что предельным основанием любого надбиологического выбора может и должна являться некая искусственная сетка координат, некая система условностей, которая была нами названа первичной мифосемантикой, навязываемой человеком окружающему его миру. Как формируется такого рода сетка мифологических условностей в процессе антропогенеза - интереснейший вопрос, и он будет достаточно подробно рассмотрен на следующих страницах. Сейчас же важно подчеркнуть, что утилитарный выбор требует своего мифа не в меньшей степени, чем любо другой надбиологический выбор. Более того, утилитарный миф, упорядочивающий предметы окружающего человека мира под углом зрения возможности их утилитарного использования - это, пожалуй, одна из наиболее сложных в интеллектуальном отношении мифологических конструкций, поскольку она предполагает развитую способность к интеллектуальному прогнозированию и абстрактному моделированию.
Выбор каменного обломка на утилитарной основе - это выбор с целью его последующего орудийного использования в той или иной практической ситуации. Но, чтобы сделать такой выбор, человек должен осуществить сложнейшую в интеллектуальном отношении операцию примеривания того или иного обломка к гипотетической ситуации его практического использования. А это значит, что в процессе выбора человек должен производить своего рода предварительное интеллектуальное моделирование той ситуации, в которой данный осколок будет потенциально использован. Среди каменных обломков, которые могут иметь самые непредсказуемые очертания, нужно выбрать те, которые могут оказаться ориентировочно полезны при решении той или иной практической задачи. При этом, перебирая варианты, нужно осуществлять постоянную умственную примерку к возможным практическим ситуациям, а, следовательно, удерживать в голове эти возможные многофакторные ситуации. А для этого, в свою очередь, нужно научиться среди бесконечного многообразия каменных обломков, бесконечного многообразия каменных поверхностей, типов сколов и размеров выделять некие устойчивые формы, которые можно было затем целенаправленно искать на каменных развалах, или, тем более, искусственно формировать в процессе целенаправленной обработке камня. Таким образом, любое примеривание предполагает наличие некоей размерности, опираясь на которую только и можно совершить акт выбора. А поскольку речь идет о биологически равнозначных предметах, такая размерность может быть только размерностью культуры. Естественно, что хабилис, не имеющий культурной предыстории, принципиально не может обладать такого рода культурной размерностью, а, значит, у него нет и не может быть никаких оснований для выбора, как и у обезьян. И уж во всяком случае такого рода умственное примеривание хаотических обломков к каким-то практическим ситуациям, прикидывание на глазок их потенциальных утилитарных возможностей и отбор на этой основе требует высокоразвитого интеллекта, а отнюдь не того примитивного сознания, с которым появляется на эволюционной арене Homo habilis. Перечисленный комплекс задач не только не прост, но и, пожалуй, представляет собой одну из наиболее сложных форм выбора, предполагающую высочайший уровень развития абстрактного мышления. Но даже если предположить, что Homo habilis чудесным образом обладал интеллектуальным потенциалом достаточным для совершения такого рода свободного выбора, совершенно очевидно, что то предварительное интеллектуальное моделирование, на котором основан всякий утилитарный выбор, невозможно осуществить доопытным образом. А это значит, что опыт по использованию тех или иных обломков в качестве орудий труда должен... предшествовать факту их использования в качестве тех или иных орудий труда, что абсурдно. Из всего сказанного и выходит, что утилитарность - это такое качество искусственных предметов, которое не может ПРЕДШЕСТВОВАТЬ их созданию, а может возникать лишь ВСЛЕД тому, что они уже созданы. А, значит, первоначальное основание выбора того или иного каменного обломка должно иметь не утилитарные, а более условные мифологические основания. Утилитарность не может являться наиболее ранним основанием мифосемантического упорядочения, не может являться предельным основанием процедуры выбора на самых ранних ступенях культуры, а, следовательно, обработанные рукой хабилиса предметы не могут быть целенаправленно изготовленными орудиями труда, исходно предназначенными к тому или иному утилитарному использованию. Вообще говоря, если орудийная парадигма верна, и каменная индустрия в ее наиболее ранних образцах на самом деле является не чем иным, как производством орудий труда с сознательной целью их дальнейшего утилитарного использования, то это означает, что создатель самых ранних, самых примитивных орудий труда уже обладал полноценным человеческим сознанием и высокоразвитой моторикой руки. Но, таким образом, получается совершенно невероятная вещь, будто сам феномен человека являлся исторической предпосылкой каменной индустрии и культуры как таковой, но никак не результатом длительного культурного развития. Таков неизбежный логический вывод из предположения, будто древнейшая каменная индустрия являлась индустрией по производству орудий труда. И в этом случае возникновение феномена человеческого сознания должно быть рассмотрено как своеобразное чудо, как некая сверхъестественная флуктуация эволюции. Одно из двух: или способность к искусственному целеполаганию в отличие от стремления к удовлетворению естественных биологических потребностей не дается человеку от рождения, являясь результатом культуры, и потому никак не может быть рассмотрена в качестве предпосылки возникновения древнейшей формы каменной индустрии, или же мы оказываемся вынуждены вводить гипотезу Творца, несущего всю полноту ответственности за возникновение самого феномена сознания. Ведь если мы предполагаем, что хабилис, живший более двух миллионов лет назад, создавал свои "галечные орудия" с сознательной целью их дальнейшего использования, т.е. с целью использования их именно в качестве орудий труда, - мы неявно предполагаем тем самым, что сознание предшествует самому феномену искусственного орудия: мол, предчеловек, только-только начинающий совершать первые галечные сколы уже обладает сознанием. Но тогда вопрос о природе сознания, явившегося в голову архантропа "из ниоткуда", становится вопросом о чуде, а само происхождение человека - делом Божьего Промысла, возжигающего в голове некоего человеческого предка свет целевого сознания. Таков базовый парадокс, связанный с возникновением феномена человека: сама возможность целенаправленного изготовления орудий труда предполагает уже сформированное сознание; но что же в таком случае являлось источником его формирования? И возможно ли найти разумный выход из описанного тупика, если не ссылаться на чудо? Похоже, что если такой выход и существует, то он должен быть связан с отказом от орудийной парадигмы, с отказом от представления о том, что древнейшая каменная индустрия - это индустрия по производству орудий труда. Во всяком случае, если предположить, что целенаправленная деятельность по изготовлению орудий труда возникает на достаточно развитых ступенях культуры, а каменная индустрия в ее самых ранних образцах является чем-то принципиально иным, а не деятельностью по изготовлению орудий труда, то это способно объяснить многие антропологические парадоксы, связанные с возникновением феномена культуры два с половиной миллиона лет назад. Итак, попробуем взглянуть на совокупность антропогенетических данных под новым углом зрения. Попробуем допустить, что культура не утилитарна, не орудийна по своему происхождению, и что древнейшее каменное производство как исторически первая манифестация феномена культуры является чем-то неизмеримо более простым, нежели целенаправленная деятельность по производству орудий труда, и одновременно чем-то неизмеримо более сущностным для понимания самого феномена культуры. Попробуем допустить, что утилитарность и орудийность - это позднейшее завоевание культуры, но никак не ее исходная точка. Но что же в таком случае могло явиться исходной, базовой точкой культуры? Замечу, что принципиальной особенностью этой гипотетической точки должна быть ее одновременная принадлежность двум мирам: с одной стороны, эта наиболее элементарная форма культуры должна быть настолько проста, что ее существование могло быть принципиально обеспечено морфофизиологией хабилиса. А, с другой стороны, это должно быть нечто поистине фундаментальное для понимания самого феномена культуры, в том числе - в его наиболее развитых формах. Совершенно очевидно, кстати, что утилитарность, орудийность не удовлетворяют ни первому, ни второму требованиям. Но что же в таком случае являлось этой таинственной исходной точкой культуры, получившей свое предметное выражение, в частности, в феномене галечной индустрии? Анализу этого принципиального вопроса и будут посвящены последующие страницы книги. Пока же еще раз зафиксирую принципиальный вывод и одновременно предпосылку последующего анализа: если мы хотим остаться на позициях естественнонаучного подхода, следует признать, что обрабатываемые хабилисом камни не являлись сознательно и целенаправленно изготовленными орудиями труда. Существо с интеллектуальным потенциалом австралопитека принципиально не может изготавливать орудия труда. И, тем не менее, мы имеем безусловный археологический факт создаваемой хабилисом галечной индустрии. Вывод из очерченного парадокса может быть только один: обрабатываемые хабилисом гальки по своему первоначальному происхождению не являются орудиями. Но чем же в таком случае они являются? Об этом - в следующей главе.
1. См.: Археология Центральной Африки. М., 1988, с.36-41. 2. М.К.Мамардашвили. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984, с.58. 3. Там же, с.59. 4. Там же, с.59-60. 5. Д.Джохансон, М.Иди. Люси: Истоки рода человеческого. М., 1984, с.236. 6. Там же, с.228. 7. См.: У.Брей, Д.Трамп. Археологический словарь. М., 1990, с.275. 8. История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1983, с.240. 9. Фарбер Д.А. Онтогенез мозговых структур. - В кн. Естественнонаучные основы психологии, М., 1978, с. 270. 10. Умственное воспитание детей раннего возраста. М., 1968, с.72. 11. Развитие личности ребенка. М., 1987, с.35. 12. И.Л.Андреев. Происхождение человека и общества. М., 1988, с.95. 13. Там же, с.241. 14. Там же, с.275. 15. См.: И.Л.Андреев. Происхождение человека и общества. М.,1988, с.96. 16. См. напр.: В.П.Алексеев. Становление человечества. М., 1984, с.149 ГЛАВА 2.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |