КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Орудийный барьер
То, что способность к утилитарному использованию предметов - весьма непростая в культурном отношении деятельность, хорошо видно на примере развития ребенка. Любой ребенок проходит весьма и весьма длительный период, в течение которого он активно манипулирует с различными предметами окружающего его культурного мира, но манипулирует ими весьма странным на взгляд взрослых образом - в абсолютном несоответствии с внутренней логикой этих предметов, в абсолютном несоответствии с тем, для чего эти предметы предназначены. Он ломает эти предметы, грызет, обсасывает, облизывает, трясет, бросает с размаху на пол и совершает массу иных - нелепых и бессмысленных на взгляд взрослых - операций. Правда, при этом он оставляет на них своеобразные неосознанные метки, которые становятся в дальнейшем важной основой ориентировки в мире культурных символов - своего рода авторской точкой отсчета для освоения различных культурных шифров. И есть все основания полагать, что, если бы у ребенка не было этапа доутилитарного манипулирования предметами, он бы не сумел в конце концов освоить их утилитарное измерение. Так или иначе, но проходит немало времени, прежде чем этот ребенок становится готов к освоению внутренней (и, в том числе, утилитарной) логики предметов - той логики, которая зашифрована в них культурой. И это дает основания думать, что утилитарный подход к предмету, предполагающий возможность рационально-полезного использования последнего отнюдь не является наиболее простым культурным подходом. Прежде чем ребенок научается обращаться с предметом как с утилитарным, он проходит длинную культурную дистанцию, когда осваивает этот пред- мет как знаково-символический, нагружая его своими собственными, личными смыслами и переживая его как интимно-знаковую реальность. Впрочем, ситуация годовалого ребенка, приступающего к освоению предметной утилитарности, относительно проста: окружающие его взрослые постоянно предлагают ему устойчивые схемы или модели действий с теми или иными предметами, предлагают некие образцы и стереотипы поведения в мире предметов, насыщенных культурной семантикой, и ребенку остается всего лишь освоить и воспроизвести эти образцы культурных действий в виде своего рода предметного ритуала. И потому на первых порах ребенок осваивает и воспроизводит то или иное предметное действие не потому, что ему понятен его утилитарный смысл, а просто потому, что такова священная ритуальная схема, подсмотренная им в мире взрослых. Скажем, ритуал обращения с ложкой: ребенок на первых порах пользуется ложкой не потому, что ему понятен ее утилитарный смысл, а потому, что такова ритуальная схема действий. И уж во всяком случае ему не приходится самому изобретать утилитарное назначение ложки, равно как и предметную схему действий с нею, - оно предъявлено ему в действиях взрослых как совокупность устойчивых культурных схем, которые просто воспроизводятся ребенком как норма своей собственной деятельности. Скажем, если ребенок берет в руки молоток и начинает им стучать по гвоздю, он тем самым ничего не изобретает, а просто воспроизводит схему действий, подсмотренную во взрослом мире. И этим принципиально отличается ситуация человека, рождающегося в мир, уже насыщенный культурными схемами и образцами, от ситуации культурного первопроходца. Можно себе представить, насколько сложно положение того древнейшего человека, которому еще только предстоит задача изобретения базовых культурных образцов: ведь у него нет спасительного мира взрослых, демонстрирующих ему варианты культурных способов действий с теми или иными предметами. А, значит, сама задача создания тех или иных орудий труда, т.е. инструментов, предназначенных для какого-то практического использования, выглядит головоломно сложной. В этом и состоит самое трудное: начать оббивать камни с предположением их дальнейшего орудийного использования. Не просто сделать случайный скол-метку, а сделать скол, опосредованный неким рациональным планом дальнейшего использования полученной поверхности. Уже в момент обработки камня у человека должен присутствовать образ дальнейших с ним действий, и совершая даже один-единственный скол, предчеловек должен иметь в виду ту деятельность, в которой будет принимать участие обработанный им камень, должен удерживать в голове некий второй план своего обрабатывающего действия, должен моделировать будущее. Но как можно моделировать будущее, если ты не имеешь никаких предварительных образцов действий, и все об- разцы действий нужно изобретать здесь и теперь? Совершенно очевидно, что такого рода интеллектуальное моделирование выглядит совершенно нереальным для существа, еще не прошедшего самой элементарной школы культуры. А это значит, что исходной точкой культуры никак не может являться деятельность по изготовлению орудий труда, но должен являться некий принципиально более простой и одновременно более сущностный культурный акт. Не случайно деятельность по изготовлению орудий труда представляет непреодолимый барьер даже для самых высокоразвитых животных. И это связано с тем, что даже самое простое - с точки зрения технологии его изготовления - орудие труда является сверхсложным образованием с точки зрения той УМСТВЕННОЙ СХЕМЫ, которая лежит в его основании. Казалось бы, чего проще: взять гальку и отбить от нее несколько кусков с помощью другого камня, чтобы получившийся осколок использовать с той или иной целью? С точки зрения физических усилий -пожалуй, да, это действительно не слишком сложно. Но почему в таком случае ни одна обезьяна даже в процессе дрессировки не может такой процедуре научиться? Да потому, что на самом деле это ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО сверхсложная операция. Во-первых, эта операция предполагает постоянное удержание в голове долговременной цели: "А зачем я это делаю?". Иначе говоря, наряду с ситуативным действием по откалыванию куска камня постоянно должно присутствовать в качестве второго плана некое гипотетическое действие, в рамках которого этот обработанный камень будет использован. Поэтому создатель орудия труда должен прогнозировать те действия, которые будут совершаться с помощью этого орудия, а это значит, что в основании даже самых простых орудий труда должна лежать некая мысленная модель, которая сама может быть лишь результатом некоего культурного развития, но никак не может ему предшествовать. И совершенно очевидно, что такое одновременное удержание в голове двух планов является сверхсложным в интеллектуальном отношении. Во-вторых, производящий орудие труда предчеловек вынужден даже при осуществлении одного-единственного скола решать головоломную задачу выбора из бесконечнофакторной ситуации: как бить? с какой силой и под каким углом наносить удар? как удерживать камень при нанесении удара? по какому краю камня наносить удар, чтобы получить желаемый результат? Ведь никаких образцов, на которые можно было бы ориентироваться, нет; он - первопроходец, и какова должна быть последовательность его действий, чтобы получить, допустим, острый скол, он принципиально не знает: это еще только требуется изобрести. Ну и, наконец, в-третьих, наш предчеловек должен уже на первых порах достаточно тонко управлять мелкой моторикой своей руки, чтобы осуществить эту целевую операцию и при том не причинить себе увечье. Нетрудно догадаться, что такая тонкая моторика предполагает некую предварительную "школу", некую, так сказать, предварительную - и притом достаточно обширную -практику обработки камня, в течение которой пока еще не ставится целевых орудийных задач, но уже тренируется эта тонкая моторика и тонкая координация рук. У маленьких детей такого рода предварительная тренировка тонкой моторики и координации рук осуществляется в принципиально игровой форме, когда ребенок не ставит перед собой никаких целевых орудийных задач, а осуществляет некие взрослые действия понарошку. Прежде чем начать пользоваться теми или иными культурными предметами и заложенными в них культурными схемами в целях решения каких-то практических задач, маленькие дети долгое время как бы тренируют моторику своих рук, воспроизводя схемы взрослого действия в игре - в форме своего рода обрядово-ритуального действия. Детская манипулятивная игра с предметами - это процесс, в котором действия не подчинены жесткой логике цели; оттого-то игра и оказывается своеобразной тренировочной реальностью по формированию такого уровня моторики рук, без которого пользование предметами в соответствии с их культурными схемами и одновременно для достижения каких-то практических результатов оказывается невозможно. Вначале ребенок осваивает чистую культурную схему ритуальным образом и лишь значительно позднее оказывается способен при помощи этой культурной схемы создавать нечто результативное. Скажем, если бы ребенок в возрасте от двух до пяти попытался использовать культурную схему молотка в целях решения некоей задачи, предполагающей получение практического результата (допустим, попытался бы использовать молоток для сколачивания двух брусков настоящими гвоздями), у него бы не только ничего не вышло, но он, скорее всего, причинил бы себе травму. И это при том, что он с бесконечным удовольствием готов колотить игрушечным молотком по игрушечному гвоздю, удовлетворяясь при этом не реальным, а воображаемым результатом. Понятно, что двухлетка или трехлетка стучит игрушечным молотком по игрушечному гвоздю вовсе не потому, что он пытается этот гвоздь забить, а просто потому, что он воспроизводит некую схему действий, подсмотренную у взрослых. Но, тем самым, он, между прочим, тренирует моторику своих пальцев, моторику своих рук. И, очевидно, что ему требуется достаточно длительный период игры с моделями орудий, достаточно длительный период действий понарошку, прежде чем он окажется способен к той тонкой координации движений, которая позволит ему в конце концов осуществить настоящее действие с молотком. Это настоящее действие будет представлять из себя уже не просто воспроизведение некоей культурной схемы, но и реальное изготовление некоего продукта - скажем, в виде забитого гвоздя. В еще большей степени сказанное относится к изготовлению какого-то реального орудия труда, сколь бы ни казалось это ору- дне труда простым: немыслимо, чтобы некий архантроп, не вооруженный минимумом культурного опыта и не имеющий ни малейшего опыта обращения с камнем мог бы совершить искусственный скол с целью орудийного использования полученного обломка. Вероятнее всего предположить, что у ранних архантропов должен был существовать некий аналог такого рода игровых действий в отношении камня, прежде чем их руки оказались готовы к решению задач по целевой обработке камня. А если исходить из допущения, что самые первые обработанные камни - уже орудия, то это означает не больше, не меньше, что они уже созданы рукой с достаточно тонко координированной моторикой. Ведь целевое действие требует неизмеримо более тонкой координации движений и гораздо более тонкой моторики, нежели действие нецелевое. Впрочем, не только изготовление орудий, но даже орудийно-утилитарное использование любого природного камня или костного осколка в целях получения того или иного результата требует от человека определенной культурной возделанности и определенного уровня развития интеллекта. Ведь проблема любого, даже самого элементарного орудийного использования камня заключается, например, в том, чтобы выбрать ту его сторону, которая может быть использована в качестве рабочего края. Но может ли такой выбор может осуществить человек со взглядом, не возделанным некоей культурной практикой? Ведь речь идет не о том, чтобы просто схватить камень и бросить его во врага, а в том, чтобы найти, выбрать ту грань каменного обломка, которая могла бы выполнить некую орудийную функцию. Конечно, когда взгляд человека уже возделан культурой, ему не составляет труда увидеть принципиальную неравновесность различных краев каменного обломка, и выбрать тот край, который представляется наиболее подходящим для решения той или иной задачи. Использование произвольного обломка камня оказывается достаточно простой задачей для человека культуры. Но для существа, не имеющего за плечами культурной истории, это невозможная задача, поскольку предполагает выбор из практически бесконечного количества вариантов. Не случайно высшие приматы, демонстрирующие принципиальную способность к орудийному использованию палки, пасуют перед каменным обломком - ведь абсолютно непонятно, с какой стороны за него взяться. Чтобы научиться пользоваться каменным обломком в качестве орудия, человек должен сначала научиться культурно-дифференцированному восприятию граней этого осколка, и у него должны появиться веские основания для предпочтения одной стороны, одной грани другой. Иначе говоря, чтобы использовать каменный обломок, нужно иметь некую априорную культурную размерность. В онтогенезе ребенка такого рода априорная культурная размерность есть - она задана миром взрослой культуры. Но откуда ей взяться тогда, когда каменная индустрия только еще должна появиться на свет, и когда никакой предварительной культуры в принципе не существует? Итак, утилитарность - это совсем не просто. Ни использовать, ни, тем более, создавать орудия труда, даже если это самые элементарные орудия труда, невозможно, не будучи культурно возделанным. Следовательно, орудийность не может быть точкой начала, а, тем более, предпосылкой культуры. Любая, даже самая элементарная орудийность может возникнуть только на основе некоей уже существующей культуры. Простейшая, казалось бы, операция - однократный скол камня - оказывается на поверку сверхсложной операцией, требующей недюжинного развития и интеллекта, и физиологии высшей нервной деятельности, и способности к тонкой координации движений. А отсюда следует, что способность к изготовлению орудий труда никак не может возникнуть на самой заре антропогенеза, а может возникнуть лишь в результате достаточно долгой антропологической эволюции под воздействием каких-то иных культурных факторов. Сознательная, целенаправленная деятельность по изготовлению орудий труда - это сверхсложный барьер, который принципиально не мог быть взят существом с уровнем развития хабилиса. Между прочим, одним из радикальных условий преодоления этого барьера стало то, что созданный хабилисом феномен элементарной культуры (культуры, еще раз подчеркну, принципиально не орудийной) сам оказался мощным эволюционным фактором, и уже под воздействием этого фактора произошла мощная антропогенетическая революция, приведшая к появлению совершенно новых биологических видов: Homo erectus, Homo neander-talisis и Homo sapiens. Причем уже на этапе Homo erectus скачок был настолько существенен, что впору говорить о своего рода церебральной революции, произошедшей чуть более миллиона лет тому назад и приведшей к появлению на авансцене антропогенеза существа с объемом мозга от 900 до 1250 куб.см. Созданная хабилисом культура каменного производства оказалась мощным фактором антропогенеза, в результате чего на эволюционной лестнице появляется биологический вид со значительно более сложной организацией мозга и, следовательно, с качественно новыми интеллектуальными возможностями. Именно этот прямой наследник хабилиса и становится, судя по всему, первооткрывателем нового типа каменного производства - сознательного производства орудий труда. Но, чтобы этот скачок произошел, потребовалось более миллиона лет существования хабилисов и созданной ими каменной индустрии.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |