КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема орудийности
Традиционное объяснение феномена искусственно сколотых галек - чопперов и других олдувайских камней со следами искусственной обработки - состоит в том, что они являлись элементарными орудиями, изготавливавшимися хабилисами в каких-то утилитарных целях. Замечу сразу: то, что обработанные хабилисами камни являются непременно орудиями труда, - это не столько эмпирический факт, сколько своего рода археологическая парадигма, в границах которой сегодня осуществляются все без исключения интерпретации ранних ступеней антропогенеза. И несомненно, что до недавнего времени эта орудийная парадигма выглядела весьма убедительным основанием для описания и объяснения древнейших археологических фактов. Вместе с тем, любая научная парадигма имеет некоторый интерпретационный предел, за границами которого она теряет эвристический потенциал и превращается из средства развития научной теории в его тормоз; выход из ситуации такого рода совершается посредством парадигмальной революции. Похоже, что ситуация, сложившаяся в палеоантропологии к настоящему времени именно такова: накопленный за последние десятилетия археологический материал, особенно в той его части, которая касается древнейших ступеней развития человечества, выглядит настолько сложно и противоречиво, что возникают сомнения в принципиальной состоятельности той орудийной парадигмы, в рамках которой этот материал до сих пор описывается и интерпретируется. Между прочим, сама орудийная парадигма лишь в XIX в. утвердилась в качестве всеобщей интерпретационной схемы для понимания и анализа древнейших культурных артефактов. И, по-видимому, она выглядела достаточно убедительной, покуда шла речь об ашельской индустрии, созданной руками питекантропа и покуда древнейшими искусственными предметами считались аббевильские проторубила, имеющие возраст порядка 500 тыс. лет. Питекантроп с объемом мозга от 900 куб.см. и выше вполне мог быть существом, способным к сознательной и целенаправленной деятельности по изготовлению каменных орудий труда, а ручные рубила, обнаруженные в ашельских слоях, имели отчетливо утилитарную форму. Однако открытие гигантской по своей временной протяженности олдувайской культуры с более чем специфической галечной индустрией и обнаружение хомо хабилиса как наиболее вероятного создателя этой культуры заставляет существенно по-новому взглянуть на возможности данной интерпретационной схемы. Суть орудийной парадигмы заключается в том, что любые обнаруживаемые археологами артефакты древнейшей материальной культуры однозначно интерпретируются ими как орудия труда, т.е. как предметы, созданные с целью их дальнейшего утилитарного использования. Такая трактовка археологических фактов древнейших культур выглядела на протяжении долгого времени настолько естественной и очевидной, что она вообще не становилась предметом теоретического анализа и дискуссии. Если споры и велись, то исключительно по вопросу о том, являются ли те или иные сколы на простейших галечных орудиях результатом искусственной обработки или возникли естественным путем. Но никогда не ставилось под сомнение, что главной мотивационной пружиной, побудившей предчеловека начать обрабатывать камни, являлась пружина утилитарного интереса. Мол, человек делает скол с камня для того, чтобы с помощью образовавшегося осколка решить ту или иную практическую задачу. И когда было доказано, что характер сколов на простейших олдувайских орудиях таков, что естественным образом они образоваться не могли, это было однозначно воспринято как доказательство орудийного характера этих предметов. Тем не менее, возникает закономерный вопрос: насколько оправдано такое отождествление искусственного с орудийным, а культурного с утилитарным? Насколько оправдано предположение, что культура является орудийно-утилитарным по своей природе феноменом? В конце концов, если понимать под культурой мир искусственно созданного или мир искусства в широком смысле этого слова, то это вопрос о том, насколько корректно выводить феномен искусства, феномен культуры как искусства из некоей утилитарной потребности. Ведь если в самом основании феномена культуры лежит орудийность, практическая целесообразность, утилитарность, то это означает, что и более совершенные, более развитые формы культуры должны иметь в качестве своего ключевого измерения утилитарность. В самом деле, если олдувайская культура - это наиболее ранняя, наиболее простая, наиболее элементарная форма культуры как таковой, это значит, что она уже должна нести в себе какие-то ключевые для понимания самого феномена культуры измерения, должна нести в себе нечто абсолютно фундаментальное по отношению к сколь угодно развитым формам культуры. И если мы признаем, что сутью самой ранней манифестации культуры является орудийность, утилитарность, то это предполагает определенный взгляд на сущность всех последующих культурных феноменов: утилитарность, орудийность должны будут в этом случае рассматриваться в качестве предельного, конечного и наиболее глубокого измерения всех прочих культурных феноменов. Впрочем, есть и иные основания сомневаться в корректности орудийно-утилитарной интерпретации артефактов древнейшей человеческой культуры. И связаны эти сомнения с анализом самого феномена деятельности по производству орудий труда. Уже при ближайшем рассмотрении эта деятельность - даже в самых элементарных своих формах! - оказывается сверхсложной в интеллектуальном отношении деятельностью, требующей для своего осуществления такой организации высших психических функций, которая оказывается принципиально недостижима для существ с мозгом обезьяны. Еще раз вернусь к тому, что создатель галечной индустрии -Homo habilis - это существо с уровнем развития мозга, принципиально соответствующим уровню развития австралопитековых обезьян. Важным, хотя и косвенным показателем этого уровня является объем мозга: общепризнано, что процесс антропогенеза и связанный с ним процесс развития высших психических функций антропоидов сопровождался чрезвычайно быстрым увеличением объема мозга: со средних значений 400-500 куб. см. у австралопитековых и хабилисов до 1400 куб.см. у человека современного вида, причем в основном за счет увеличения лобных долей. Поэтому процесс увеличения объема мозга вполне можно рассматривать в качестве одного из важнейших показателей развития высших психических функций в процессе антропогенеза. И в этой связи выглядит вполне закономерно вопрос: а мог ли Homo habilis - существо с мозгом, составляющим менее половины объема мозга современного человека, создавать именно орудия труда, т.е. предметы, предназначенные для какого-то дальнейшего целевого использования? Как уже говорилось, у современных палеоантропологов положительный ответ на этот вопрос не вызывает сомнений. На чем, однако, базируется эта уверенность? Обычно подчеркивают крайнюю примитивность тех ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ операций, которые совершает предчеловек, создавая свои первые орудия. И, тем самым, неявно предполагают, что главная проблема в изготовлении каменного орудия труда - это проблема технологическая. Мол, если речь идет всего о трех-четырех сколах, которые делает хабилис, обрабатывая камень, то это не слишком сложно. Однако дело вовсе не в количестве сколов, а в самой проблеме цели, которую должен поставить перед собой создатель даже самого простого орудия. Дело в том, что изготовление орудий труда - любых, даже самых элементарных - предполагает способность создающего их человека к постановке совершенно особых целей - целей, которые могли бы быть определены как цели второго порядка. А это, между прочим, целевая деятельность, которая принципиально недоступна существу с интеллектом обезьяны. Целями первого порядка я называю цели, которые можно было бы по-другому назвать естественными целями. Это цели, которые существуют у любого живого существа на уровне его базовых биологических потребностей. А это значит, что их не приходится искусственно ставить - они существуют как бы сами собой. Скажем, обезьяна может быть весьма изобретательна в попытках достать недоступный банан, но при этом она не осуществляет никакого сознательного целеполагания, никакой сознательной постановки цели как рационального акта. Цель в данном случае как бы априорно поставлена на уровне биологического алгоритма, на уровне генетической программы. Банан - это, в сущности говоря, не цель, а предмет желания, органически существующая потребность. Что же касается целей второго порядка, то это принципиально искусственные цели - цели, которые человек формирует сам, осуществляя целеполагание. И вот как раз способность к искусственному целеполаганию - это сверхсложная способность, находящаяся далеко за границами интеллектуальных способностей любого, даже самого умного животного. Кстати говоря, когда шестимесячный ребенок тянется к яркой погремушке - здесь тоже нет никакого целеполагания. Да, погремушка ему интересна, да, погремушка привлекательна. Но можно ли утверждать, что шестимесячный ребенок ставит перед собой какую-то сознательную цель? Разумеется, нет. Он просто руководствуется потребностями, которые заложены на уровне его генотипа. А когда двухгодовалый малыш методично выбрасывает на пол содержимое ящика папиного стола, он вовсе не ставит при этом той или иной целевой задачи, вовсе не пытается получить некий заранее запланированный результат, а просто осуществляет некую - не простроенную заранее рациональным образом - последовательность действий, которые интересны ему ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ, а вовсе не с точки зрения достижения некоего заранее запланированного результата. Он делает что-то - и с любопытством смотрит, что же у него получается? И точно такая же логика определяет действия этого малыша, когда он готов до бесконечности включать и выключать свет в комнате: ему интересен сам процесс включения или выключения света. Наоборот, деятельность по изобретению и изготовлению любых, даже самых элементарных орудий труда - это деятельность, связанная с сознательным целеполаганием, деятельность, связанная с формированием искусственных целей второго порядка. Цель второго порядка - это принципиально рациональная структура, предполагающая некоторое мысленное простраивание деятельности и ее результата. А деятельность, опирающаяся на сознательное целеполагание, это деятельность, которая предполагает предварительное интеллектуальное моделирование - моделирование будущего. Человек, ставящий перед собой сознательную цель, - это человек, который интеллектуально прогнозирует некий результат своей деятельности, а не просто следует какому-то своему желанию. Цель - это не просто объект влечения, а некий интеллектуальный конструкт, создаваемый человеком по поводу объекта влечения. Понятно, что такая сложная прогностическая деятельность рассудка является продуктом длительного культурного развития, и никак не может предшествовать феномену культуры, - касается ли это становления рационального целеполагания у маленького ребенка, или же становления феномена рационального целеполагания в самой культуре. Взглянем под этим углом зрения на феномен галечной культуры. Сложны или просты олдувайские гальки в интеллектуальном отношении? На первый взгляд, нет ничего проще: взять круглую гальку и сделать с нее несколько искусственных сколов. Однако если исходить из предположения, что олдувайские гальки - это орудия труда, то интеллектуальная нагруженность этих галек оказывается непомерно большой. Даже самые простые в технологическом отношении сколы оказываются в этом случае продуктом сложнейшей интеллектуальной деятельности. Если один-единственный скол, совершенный хабилисом, был совершен им с целью создания некоего орудия труда, т.е. предмета, предназначенного для обработки других предметов, это означает, что он совершил фундаментальный интеллектуальный прорыв. Более того, совершение одного-единственного скола с целью превращения природного камня в некое искусственное орудие груда следует признать в качестве наиболее сложного и наиболее фундаментальный шага на всей дистанции, отделяющей обезьяну от человека. Ведь принципиальная сложность любого, даже самого примитивного орудия труда состоит не в том, насколько сложной была технология его обработки, а в самой ИДЕЕ орудийности, в той УМСТВЕННОЙ СХЕМЕ, которая лежит в основании любого орудия. Тот или иной искусственно обработанный предмет может быть назван орудием труда только в том случае, если на его рабочем крае как бы присутствует незримо образ той деятельности, в которой этому орудию придется принимать участие. Иначе говоря, изготовитель орудия труда, как бы ни было оно примитивно, удерживает в плане своего сознания цель, ради которой он изготавливает это орудие. А это значит, что любое, даже самое примитивное орудие труда требует сверхсложного интеллектуального обеспечения. В частности, речь идет о том, что любая деятельность по изготовлению орудий труда, т.е. по изготовлению предметов, предназначенных для дальнейшего утилитарно-целевого использования, предполагает совершенно особую способность создающего их существа к двойному рефлексивному опосредованию: оно обрабатывает данный камень с помощью другого камня затем, чтобы полученный в результате искусственный предмет использовать в какой-то практической ситуации заранее запланированным образом. И, как бы ни были примитивны олдувайские гальки, они просто обязаны быть опосредованы именно таким, сверхсложным, двойным целеполаганием, если они действительно представляют из себя орудия труда, а не что-то другое. Традиционная археологическая парадигма, однозначно навязывающая грубо оббитым камням нижнепалеолитических слоев орудийные смыслы, как бы предполагает у создателей этих камней высокую способность к рациональному целеполаганию: мол, архантроп оббивает камень затем, чтобы использовать его для достижения каких-то целей. Но при этом остается без ответа главный вопрос: каким образом в голове архантропа возникает сама идея предметного целеполагания, не имеющего прямого отношения к тем или иным биологическим потребностям. Ведь любое предметное целеполагание, не связанное с прямыми биологическими потребностями, вовсе не является чем-то, данным человеку от рождения, а возникает на достаточно высокой ступени психического развития человека и связано с достаточно высоким уровнем абстрагирующей деятельности рассудка. Кроме того такого рода целеполагание неизбежно связано с осознанием фактора времени: цель - это то, по отношению к чему требуется пройти некоторую дистанцию во времени. Между прочим, не то что изготовить, а просто ПОДОБРАТЬ некий осколок камня с целью его дальнейшего использования в какой-то деятельности - сверхсложная в интеллектуальном отношении задача. Подчеркиваю: не просто схватить первый попавшийся обломок и бросить его в приближающегося врага, а именно подобрать, то есть выбрать, имея в виду некую деятельность, в которой этому камню предстоит принять участие. Ведь выбрать, подобрать осколок камня может только тот человек, чей взгляд уже культурно возделан. Но откуда взяться этой культурной возделанности, коль скоро речь идет о том этапе, когда культуры как таковой еще нет, и ей еще только предстоит родиться? Выдвигают гипотезу, что, прежде чем возник феномен древнейшей каменной индустрии, существовал длительный период, когда прачеловек пользовался природными каменными обломками. Но в том-то и состоит загадка, что подобрать природный каменный обломок под ту или иную заранее запланированную деятельность в каком-то смысле немногим легче, чем изготовить необходимый скол. Любое целевое утилитарное использование природного каменного обломка - это сложнейший в культурном отношении акт (о чем более подробная речь впереди), и такого рода утилитарная деятельность принципиально не может возникнуть, прежде чем возникнет сам феномен культуры. А первичной манифестацией культуры как раз и является древнейшая каменная индустрия.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |