КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Знание на фундаменте мифа
Итак, если утилитарный интерес к камню может возникнуть только на высокой ступени интеллектуального опосредования и потому никак не может служить объяснительным принципом по отношению к возникающему у ранних хабилисов абиологического предметного интереса, то функционирование камня в качестве знака, в качестве носителя мифа выглядит достаточно убедительным объяснением того, почему ранний архантроп начинает испытывать странное для живого существа влечение к миру камней. Наделение биологически нейтрального мира искусственными, знаковыми значениями (т.е. придание ему мифосемантического измерения) как раз и является причиной того, что у человека впервые появляется интерес к тем сторонам этого мира, которые не имеют прямого биологического значения и потому оставляют абсолютно равнодушными любых живых существ. И лишь в той мере, в какой оказывается создана эта условная мифосемантическая матрица, оказывается возможно рождение феномена утилитарности. Суть дела, грубо говоря, заключается не в том, что у архантропа появляется некая потребность разделать тушу убитого животного с помощью предварительно обработанного острого камня (что за странная потребность, не появляющаяся почему-то ни у одного живого существа?), а в том, что он просто настойчиво манипулирует своим ЗНАЧИМЫМ знаковым осколком, совершает с ним массу ни к чему не обязывающих операций, и в процессе этих достаточно случайных и хаотических операций обнаруживает какой-то практический эффект режущего края. Причем этот практический эффект не обязательно положителен, а может, к примеру, состоять в порезанном или прищемленном пальце. Для обезьяны, попавшей в аналогичную ситуацию, такой эффект будет иметь однозначные последствия: она отбросит опасный осколок, чтобы к нему никогда больше не возвращаться. Однако если речь идет о хабилисе, который манипулирует не простым осколком, а осколком, который для него МИФОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМ, такая ситуация разрешится принципиально иным образом. Он не может просто отбросить свою сколотую гальку, поскольку она является для него сверхценной, поскольку она является носительницей некоей мифосемантической информации. И он оказывается вынужден смириться с заключенной в камне опасности, и отнестись к этой опасности как... к объективному ЗНАНИЮ о камне. Но, таким образом, хабилис совершает совершенно фундаментальное открытие - открытие самого феномена знания. У животных нет ЗНАНИЙ о мире. Все, чем они располагают - это сигнальной условнорефлекторной информацией о биологически значимых факторах среды. И только у хабилиса впервые появится ЗНАНИЕ о камне, и это знание оказывается нанизано на миф этого камня. Для обезьяны порезавший ее камень безлик, и оттого причиненная им боль будет иметь однозначное условнорефлекторное закрепление, выражаемое в реакции отторжения камня. У нее нет никаких оснований для того, чтобы накапливать разнообразные знания об этом камне, нет оснований вести упорную исследовательскую деятельность в отношении того или иного каменного осколка - она просто отбросит этот осколок в сторону, чтобы уже никогда к нему не возвращаться. Но если камень мифосемантически значим, он не может быть просто отторгнут: просто у него появится некоторое дополнительное измерение. Это-то дополнительное измерение знакового камня и можно назвать знанием о камне. Таким образом, наличие у камня значимой мифосемантики является подлинной основой для того, чтобы по отношению к этому камню возник феномен того бескорыстного знания, о котором шла речь в предшествующих главах. Иначе говоря, ценностная значимость предмета как раз и создает принципиальную возможность ЗНАНИЯ о предмете. И в этом состоит, между прочим, ключ к пониманию самого феномена знания. Еще раз вернусь к тому, что животные вообще не знают феномена знаний как такой информации о мире, которая не имеет прямого биологического смысла. Вся совокупность информации о мире, которой обладает то или иное животное - это просто-напросто совокупность условнорефлекторных цепей, построенных вокруг биологически значимых факторов. И только человек изобретает феномен знаний вообще, знаний бескорыстных, т.е. знаний, не имеющих прямого биологического смысла. И, как было показано в предшествующих главах, основой формирования такого рода бескорыстных знаний является миф. Именно по такой схеме возникает феномен знаний у маленького ребенка в онтогенезе. И, как теперь выясняется, та же самая схема лежит в основании возникновения феномена знаний в процессе антропогенеза. Наличие мифологической значимости - это то, что становится своеобразным стержнем для любых знаний, не имеющих прямого биологического смысла. Коль скоро расколотая галька явля- ется для хабилиса знаком, коль скоро она является мифосемантической загадкой, интерес к ней определяется отнюдь не фактом ее биологической ценности, но фактом ее мифологической (культурной) ценности. А это значит, что ЛЮБАЯ информация о тех или иных объективных возможностях или способностях такого рода мифологически значимой гальки оказывается принципиально интересной для архантропа и нанизывается на стержень мифосемантического интереса. Наличие у предмета какой-то тайной мифосемантики - это именно то, что стимулирует интерес к предмету как таковому, стимулирует саму возможность того, что мы называем познавательным интересом, находящимся далеко за пределами биологических нужд. А это значит, в частности, что к тому мифосемантическому комплексу, которым обладает меточный камень, понемногу добавляется такая информация о каких-то его способностях и возможностях, которую можно было бы назвать объективной. Например - информация о возможности его использования в той или иной практической ситуации. А таким образом и происходит открытие самого феномена объективного знания как такой информации о предмете, которая носит принципиально избыточный с биологической точки зрения характер; однако именно эта избыточная информация о предмете, накопленная с помощью мифосемантического активатора, становится основой орудийного использования этого предмета. Итак, мифологическое оказывается предпосылкой объективного. У прачеловека возникает интерес к накоплению некоего объективного знания о том или ином предмете исключительно потому, что у этого предмета есть миф, есть имя, есть некое мифосемантическое содержание, которое и стимулирует феномен бескорыстного интереса к знаковому предмету. А уже накопленная впрок объективная информация становится основой того, что этот предмет начинает использоваться тем или иным орудийным образом. Скажем, та же самая разделка туши убитого животного с помощью камней является очевидно культурной, избыточной формой деятельности. Ни один живой вид не разделывает свою добычу с помощью искусственных орудий, довольствуясь средствами, отпущенными им самой природой. Но почему же в таком случае предки человека начинают заниматься такой деятельностью? К тому же, если иметь в виду, что систематическое употребление мяса и связанная с этим необходимость охоты на крупных животных совершенно не характерны для насекомоядных приматов, для биологии которых гораздо естественнее быть вегетарианцами... Вполне вероятно, что суть дела не в биологических мотивах, а в культурных. Галечные псевдоорудия пока еще слишком неэффективны, чтобы предполагать, будто их использование могло быть обусловлено некими биологическими нуждами: выше уже отмечалось, что многие природные обломки выглядят куда как более перспективными в плане их орудийного использования. С другой сто- роны любой биологический вид и, в том числе, высшие обезьяны достаточно успешно встроены в природные пищевые и экологические цепи, чтобы изобретать заведомо неестественные (и потому на первых порах заведомо малоэффективные) способы взаимодействия с окружающим миром. Если же мы предполагаем, что мотивация к использованию искусственных обломков имеет культурный, а не биологический характер, это многое может объяснить. Многообразие объективного знания, постепенно накапливаемого архантропом в отношении мифосемантически значимых обломков в процессе активной манипуляции с этими обломками неизбежно включает в себя знание возможных вариантов использования этих обломков вне зависимости от степени утилитарной целесообразности этого использования. Наличие этого избыточного знания и может быть рассмотрено в качестве того ключевого фактора, который подталкивает архантропа к осуществлению форм деятельности, которые не могут быть охарактеризованы на первых порах иначе, как странные. Иначе говоря, вначале возникает некоторая чисто экспериментальная форма деятельности, не обусловленная ровным счетом никакой утилитарной потребностью, когда обнаруживается, например, возможность того или иного использования меточных камней - скажем, для разделки мяса. А уже из этой, чисто культурной по своему происхождению деятельности возникает... сама потребность употребления в пищу мяса, которая исходно оказывается заявлена у хабилисов не как естественная, биологическая, а как искусственная, культурная потребность. Таким образом, не потребность в мясе рождает использование каменных орудий для разделки туш, а... факт манипулятивной активности по использованию меточного камня для разделки туш приводит к тому, что у ранних архантропов формируется в общем не характерная для них потребность в мясной пище. Иными словами, знание того, что какой-то знаковый камень МОЖЕТ играть роль режущего инструмента, заставляет хабилиса в конце концов находить те предметы, по отношению к которым этот знаковый камень мог бы выполнить свою режущую функцию, и, в частности, таковым предметом оказывается туша мертвого животного. Факт деятельности приводит к формированию факта потребности, но никак не наоборот. И в этом состоит, между прочим, механизм формирования любых культурных потребностей, которые имеют откровенно избыточный характер по отношению к биологическим нуждам. Но, таким образом, мы приходим к совершенно ошеломительному выводу: не орудие создается той или иной деятельностной потребностью, а сама деятельностная потребность возникает на кончике уже созданного знакового камня. Не наличие предмета деятельности создает необходимость орудия, а наличие орудия создает необходимость предмета деятельности. Или еще иначе: та или иная форма культурной деятельности возникает под факт уже существующей, уже открытой орудийной возможности, а не наоборот. По мере накопления объективной информации о практических способностях и возможностях, которыми обладают те или иные знаковые, мифосемантические камни, возникает естественная необходимость в тех видах деятельности, в которых эта тайная сущность знаковых камней находила бы пространство реализации. И именно так, судя по всему, возникают ВСЕ те виды деятельности, которые мы называем культурными. Утилитарное принципиально не лежит в основании культурного; но зато культурное является абсолютной предпосылкой возникновения самого феномена утилитарного. При всей парадоксальности полученного вывода хочу подчеркнуть, что он противоречит не фактам, а лишь устоявшимся способам интерпретации этих фактов. Более того, предложенная модель гораздо более осторожна с фактами, нежели существующие интерпретации антропогенеза и преодолевает весь тот характерный для этих интерпретаций комплекс скрытых противоречий, о котором подробная речь шла в предшествующих главах. И уж во всяком случае описанный механизм превращения знакового в утилитарное позволяет понять, каким образом вообще возникает феномен утилитарного использования каменных осколков минуя проблему выбора и проблему целевого опосредования.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |