КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика ритуала
Итак, ребенок вступает в этап освоения культурных норм, в этап дешифровки культурной тайнописи предметов, опираясь на то отношение к предметному миру, которое было определено нами как пракультурное. Прежде чем тот или иной предмет открывает ребенку свою утилитарно-культурную сущность, ребенок наделяет этот предмет неким персональным семантическим мифом - мифосемантической сущностью, и эта мифосемантическая, субъективно-иллюзорная сущность предмета становится отправной точ- кой для последующего диалога с его объективно-культурной сущностью. И вот наступает момент, когда годовалый малыш начинает осваивать совершенно новую для себя позицию - позицию культурного пользователя. Он начинает воспринимать предметы не по законам авторского своеволия, как это было до сих пор, а в соответствии с некими заранее определенными в культуре ролями этих предметов. Что мотивирует ребенка к этим переменам? Что заставляет ребенка начать пользоваться предметами в соответствии с тем или иным культурным кодом, и почему ребенок начинает осваивать эти культурные коды? Распространенная позиция здравого смысла состоит в том, что главная мотивационная пружина, которая заставляет годовалого ребенка осваивать культурные схемы различных предметов, - это пружина утилитарности, пружина практической полезности и целесообразности. Однако этот тезис вызывает серьезные сомнения: с какой стати, собственно говоря, пользование ложкой или вилкой в соответствии с заложенными в них культурными схемами является утилитарно целесоообразным? Разве не проще, не эффективнее выпить суп через край тарелки, а котлету взять рукой? Уж с чем-чем, а с проблемами трапезы любая обезьяна превосходно справится без всякого намека на столовые приборы. Что же касается пользования ложкой или вилкой, то оно не только не облегчает, а существенно затрудняет процесс приема пищи. А это значит, что как раз практической пользы от вилки, ложки и массы других культурных приспособлений ровным счетом никакой. И, тем не менее, любой ребенок в определенном возрасте начинает активно осваивать соответствующие культурные схемы и начинает активно демонстрировать в своем поведении факт усвоения тех или иных культурных схем и образцов. То, что никакой биологической целесообразности в такого рода поведении нет и быть не может, видно хотя бы из того, что обезьяна способна освоить те или иные культурные образцы только через систему дрессировки, т.е. через систему специального биологического подкрепления. Ребенок же осваивает эти схемы по собственной инициативе, без всякого биологического подкрепления, и даже вопреки биологическому подкреплению: если родители попытаются выдрессировать поведение полуторагодовалого ребенка, у них едва ли что-нибудь получится: специфика человеческого ребенка, в частности, состоит в том, что он крайне плохо поддается дрессировке. Но что же в таком случае мотивирует ребенка к освоению различного рода культурных образцов и схем? Что является главной пружиной освоения полуторагодовалым или двухлетним ребенком тех или иных норм? Если отвечать предельно кратко, - потребность в социальности. Потребность в социальной коммуникации. И, следовательно, потребность расшифровать язык значимых для него взрослых. Тайный культурный язык предмета вовсе не значим для маленького ребенка сам по себе. И осваивает он этот язык (язык ложки или вилки) вовсе не по соображениям утилитарной необходимости. Он осваивает, расшифровывает этот культурный язык вещей потому, что для него это единственный способ проникнуть в мир окружающей его взрослой коммуникации, и, в частности, в мир тех загадочных слов, которыми взрослые общаются друг с другом, и расшифровать которые маленький ребенок может одним-единственным образом: с помощью языка предметов. Освоение культурных шифров вилки, ложки, ножа и тысяч других предметов является для годовалого ребенка стратегическим условием постижения тайны того, что есть окружающий ребенка взрослый мир. Осваивая культурные шифры предметов, ребенок впервые вступает в пространство языка как коммуникации. Культурный предмет, культурный образец становится для ребенка средством расшифровки языка, средством расшифровки позиции другого. Та первичная культура меток-татуировок (точнее сказать, пра-культура), которую создает ребенок до сих пор, - это, в сущности говоря, культура асоциальная, культура, которая не предполагает коммуникации по ее поводу, культура, в которой ребенок вполне самодостаточен, а каждый предмет - самозначим. И потому главное революционное изменение, которое происходит в возрасте после года, заключается в том, что ребенок впервые начинает использовать предмет как средство. Но не как средство достижения какой-то практической цели, а как средство дешифровки общекультурного языка, как средство проникновения в загадочную реальность языка взрослых. На предыдущем, доутилитарном этапе ребенок демонстрирует полное равнодушие к тайному культурному языку предмета. Вначале ему интересна сама предметная фактура, которую можно пощупать, полизать, погрызть и т.д. Еще чуть позже, на "татуировочном" этапе покрытый вязью отметин и, следовательно, окутанный облаком личной мифосемантики предмет начинает привлекать ребенка именно как носитель личных мифосемантических смыслов. Но во всяком случае его нисколько не волнует зашифрованная в предмете культурная сущность. И только сейчас, на новом этапе предмет становится интересен ребенку не с точки зрения своей внешней фактуры, но и не как носитель личного мифосемантического опыта (хотя и эти измерения сохраняются у предмета), а как посредник между миром ребенка и миром взрослых, как проводник, позволяющий ребенку проникнуть в тайну культурной коммуникации. Если раньше ребенка более всего интересовала внешняя фактура предмета, то отныне его начинает интересовать нечто не видимое в самом предмете. Его начинает интересовать культурная тайна этого предмета, а, значит, и та совершенно особая система обрядов и ритуалов, в контексте которых функционирует данный предмет в мире взрослых. Это принципиально важно подчеркнуть: тот способ, которым годовалый ребенок начинает осваивать культурное содержание и культурные функции окружающих его предметов, это именно обрядово-ритуальный способ. Ведь ребенок осваивает на первых порах отнюдь не утилитарный смысл функционирования предмета, а всего лишь некую обрядово-ритуальную матрицу. Скажем, он начинает определенным (культурным) образом обращаться с ложкой вовсе не потому, что пытается извлечь из этого какую-то пользу, а просто копирует действия взрослых, т.е. воспроизводит совокупность неких действий, которые для него значимы не утилитарно, а ритуально-коммуникационно. Воспроизводя подсмотренную у взрослых схему обращения с ложкой или каким-либо иным предметом, он как бы причащается к ценностям взрослого мира. И, таким образом, культурная матрица предмета интересна ему не как средство достижения каких-то утилитарных целей, а как некая самоценность: ведь она есть манифестация значимого мира взрослых. Если на предшествующем этапе культурного становления ребенка самоценным для ребенка являлся предмет (в качестве носителя некоей личной мифосемантики), то теперь самоценностью становится культурная матрица. У ребенка возникает своеобразный культ культурной схемы, которую он осваивает. Предмет же отныне - это всего лишь средство проникновения в мир взрослых. И лишь во вторую очередь - средство для решения каких-то утилитарных задач. Отныне любой предмет становится для ребенка средством освоения окружающего его культурного мира и средством дешифровки языка. Итак, ребенок приступает к интенсивному освоению различных культурных схем вовсе не затем, чтобы использовать эти схемы для достижения тех или иных практических целей. Как раз наоборот: средством для ребенка на этом этапе является предмет, а целью - заключенная в предмете культурная схема. Именно заключенные в предметах культурные схемы становятся для него отныне самоценными, ведь они - тот реальный язык, на котором говорит большая культура. Так, ребенок, осваивающий процедуру пользования ложкой в соответствии с заключенным в этой ложке культурным шифром, делает это вовсе не потому, что пытается решить практическую задачу поглощения пищи (как раз эту задачу можно вполне успешно решить без помощи ложки), но и не потому, что получает за правильное использование ложки условнорефлекторное подкрепление (как это происходит при научении шимпанзе), а совершенно по иным причинам. Ребенок осваивает культурную процедуру использования ложки потому, что для него оказывается коммуникационно сверхценен сам культурный ритуал пользования ложкой. Для него оказывается сверхценно воспроизведение самой культурной схемы действий, которая менее всего выполняет роль средства, а сама является целью.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |