КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Магия ритуала
Итак, парадокс освоения ребенком культурно-утилитарного статуса предметов заключается в том, что он осваивает этот статус, вовсе не имея в виду какие-то утилитарные цели. Деятельность в соответствии с заложенными в предмете культурно-утилитарными схемами носит для ребенка на первых порах принципиально неорудийный, неутилитарный характер. Она ценна сама по себе, а не как средство решения каких-то задач или достижения каких-то практических целей. Но разве ребенок не пользуется одеждой, ложкой, тарелкой и множеством других предметов окружающего его культурного мира, демонстрируя тем самым свое очевидное превосходство над любым представителем мира животных? Да, разумеется, пользуется. Но в том-то и заключается суть дела, что пользуется он всем этим многообразием предметов не целевым, а обрядово-ритуальным образом. Двухлетний ребенок, который ест кашу или суп с помощью ложки, пользуется этой ложкой вовсе не потому, что он решает с помощью этой ложки какую-то задачу (задачу поглощения пищи), а исключительно потому, что он воспроизводит некий освоенный им культурный ритуал. Ложка для него - это не орудие, не средство поглощения пищи, а вполне самозначимая культурная схема, спрятанная в конкретном предмете и предполагающая определенную последовательность действий. Деятельность по воспроизведению некоего ритуала является универсальной матрицей усвоения ребенком каких угодно культурных образцов. Скажем, ребенок, осваивающий культурную операцию одевания или обувания, вовсе не имеет в виду какой-то прагматически-утилитарный смысл этой операции. Он просто-напросто усваивает некий ритуал одевания. Поэтому полуторагодовалый малыш, научившийся надевать шапочку, готов воспроизводить это действие бесконечное количество раз и всякий раз -бесконечно радоваться этому процессу. При этом его менее всего волнует прагматика, т.е. проблема защиты головы от холода. Для него сверхзначим сам процесс надевания шапочки. Особенно ярко это проявляется в любви маленьких детей к играм "понарошку". Ребенок может усердно орудовать пустой ложкой, имитируя процесс кормления куклы или себя самого, нимало не смущаясь тем обстоятельством, что никакого реального кормления при этом не происходит. Использование ложки для него - это обряд, ритуал, священная схема культурного действия, но не более того. Точно так же, надевая на себя те или иные предметы одежды, он менее всего обеспокоен вопросом, зачем он это делает. Он делает это по ритуалу, по тому, что так принято, потому что так делают взрослые, но вовсе не затем, чтобы защитить себя от холода. И точно так же как ложка не является для него средством поглощения пищи, а является самоценным культурным предметом, так и пальто для него - это не средство защиты от холода, а обрядово-ритуальный предмет. И даже когда маленький ребенок ест по-настоящему, а не понарошку, он все равно всего лишь исполняет культурный ритуал, а вовсе не решает какую-то практическую задачу. Само собой разумеется, что такого рода игровая деятельность ребенка по воспроизведению тех или иных культурных схем действий выглядит совершенно бессмысленной, если смотреть на эту деятельность с позиций утилитарных нужд. Это деятельность ради нее самой, а вовсе не ради достижения какого-то практического результата, и именно потому наиболее точно ее можно охарактеризовать как обрядово-ритуальную. Трехлетка, имитирующий забивание гвоздя, менее всего озабочен тем, чтобы гвоздь на самом деле оказался забит; но зато ему крайне важен сам ритуал забивания гвоздя. Будет ли при этом гвоздь забит на самом деле или не будет - совершенно не важно. Важно, чтобы принципиально воспроизводилась некая схема действий, которая носит для этого ребенка характер священного ритуала. Именно такой деятельность маленького ребенка остается вплоть до наступления школьного возраста. Даже научившись забивать настоящий гвоздь, пятилетний ребенок все еще не покидает почвы обряда или ритуала, не покидает почвы игры. Его менее всего волнует то, что взрослые забивают гвозди не просто так, а с какой-то определенной целью. Потому-то пятилетний малыш, освоивший сложную операцию забивания гвоздя с настоящим молотком и с настоящими гвоздями, будет забивать эти гвозди в первые попавшиеся места. И вплоть до наступления школьного возраста его действиями будет руководить культурный ритуал, а вовсе не утилитарно-прагматические соображения. Прагматика, утилитарность рождаются гораздо более поздно, а, следовательно, предполагают значительно более высокий уровень интеллекта и гораздо более высокий уровень функциональной организации мозга, нежели тот, который достаточен для обеспечения обрядово-ритуальной деятельности. Ведь любая обрядово-ритуальная деятельность - это деятельность по схеме "потому что...", тогда как любая утилитарная деятельность - это деятельность по схеме "для того, чтобы...". А, следовательно, любая подлинно утилитарная деятельность - это деятельность, предполагающая сложное рефлексивное опосредование: "я делаю это затем, чтобы произошло то-то и то-то". При этом будущее простраивается на основании настоящего, моделируется в настоящем. Утилитарно-целевая деятельность - это деятельность, в которой способы действий подчинены некоей прагматической цели, подчинены задаче достижения результата, и оттого субъект такого рода деятельности обладает известной свободой поиска адекватных средств. И это прямо противоположно обрядово-ритуальной деятельности, в которой исполнение некоей структуры обряда, структуры ритуала является самоценным, самоцельным. Понятно, что в результате исполнения того или иного ритуала может достигаться и вполне прагматический результат. Так, полуторагодовалый ребенок, старательно пытаясь исполнить ритуал обращения с ложкой в процессе поедания каши, в конце концов накормит себя. Но это надо рассматривать в качестве, так сказать, побочного результата той деятельности, которой занимается в этот момент ребенок. А он занимается вовсе не деятельностью по поглощению пищи, а совершенно иной деятельностью: деятельностью по исполнению некоего культурного ритуала обращения с ложкой. Он вовсе не ставит перед собой задачу съесть кашу с помощью ложки. Если бы он на самом деле стремился решить такую задачу, он бы гораздо более успешно решил ее иным образом - допустим, с помощью мамы. Однако он отгоняет маму и упорно орудует ложкой САМ, несмотря на то, что с точки зрения практического результата его деятельность оказывается малоуспешной. В том-то и состоит суть дела, что он вовсе не кашу ест, а осваивает самоценную культурную схему, спрятанную в ложке. При этом, что примечательно, та ложка, которой он орудует, это вовсе не абстрактная орудийная схема, а персонализированная вещь, нагруженная личной мифосемантикой. И если в итоге желудок ребенка оказывается-таки насыщен пищей, то это такой утилитарный результат, который достигается, если можно так выразиться, по магической схеме. Это утилитарность, которая является магической именно потому, что она не является результатом сознательной установки ребенка на достижение прагматического результата, а является побочным результатом осуществления ребенком обрядово-ритуальной деятельности. В методологическом отношении это обстоятельство является чрезвычайно существенным для анализа самой природы орудийности и того, каким образом феномен орудийности возникает в истории культуры. Поэтому еще раз подчеркну: культурная утилитарность, культурная орудийность возникает в процессе онтогенеза принципиально магическим образом, а не как способ решения каких-то практических задач. И это еще одна очевидная коррелятивная параллель между механизмами освоения культуры полуторагодовалым ребенком и механизмами существования культуры в эпоху Homo erectus. Пожалуй, только в возрасте младшего школьника ребенок окончательно покидает почву магической утилитарности и его деятельность приобретает черты целевой утилитарности. Только в этом возрасте культурный обряд, культурный ритуал теряет для него черты самоценности, а тот или иной утилитарный результат становится предметом сознательного целеполагания. В этот период жизни ребенка игровая, обрядово-ритуальная деятельность постепенно утрачивает свой ведущий характер и уступает место деятельности, основанной на сознательной утилитарности. И это - новая психологическая революция, когда ребенок перестает быть чистым фантазером, а становится изобретателем. Только в школьном возрасте ребенок постепенно перестает интересоваться просто игрой; его все больше интересует достижение некоего прагматического результата, и он начинает активно изобретать разнообразные средства для достижения этого результата. Причем речь идет не только о технических средствах, но и о психотехнических средствах, которые также активно изобретает ребенок этого возраста для достижения каких-то своих утилитарно-прагматических целей. Скажем, в его арсенале появляется утилитарный обман, совершаемый с сознательной целью достижения того или иного результата (в отличие от "магического обмана", столь свойственного детям более раннего возраста), и не случайно, что младшие школьники начинают активно экспериментировать с этим средством. Не здесь ли, кстати, кроется секрет той знаменитой детской бесхитростности, детской непосредственности", которую демонстрируют дети дошкольного возраста? Ведь ребенок пяти-шести лет пока еще не способен к отдаленному целеполаганию, не способен рассматривать свою деятельность как средство достижения сознательно поставленной цели. Впрочем, прежде чем ребенок вступит в возраст сознательного изобретательства, а, значит, достигнет, условно говоря, "возраста цивилизации", ему предстоит совершить еще один, весьма существенный шаг в своем диалоге с миром культуры. Это шаг, связанный с формированием у ребенка феномена вариативного мышления, или мышления, способного к сознательному еретическому отходу от обрядово-ритуального культурного образца и сознательному созданию вариантов, находящихся за рамками усвоенной ребенком нормы. Это шаг, который хорошо известен в современной детской психологии под именем кризиса третьего года жизни, и который выражение коррелирует с механизмами творческой вариативности, возникающими (согласно предложенной выше реконструкции) в эпоху неандертальского человека. Школа варианта
Итак, до двух лет высшей ценностной ориентацией ребенка является исполнение различных культурных обрядов, культурных ритуалов, культурных норм. На третьем году жизни он делает великое открытие: оказывается, можно идти ПРОТИВ, ПОПЕРЕК нормы. Оказывается, возможны индивидуальные варианты трактовки нормы. И это есть начало вариативного диалога ребенка с культурой. Диалога, который отныне предполагает не просто усвоение ребенком тех или иных культурных норм, но и спор с нормой, творческий спор с культурной нормой. Тот творческий спор, без которого невозможен культурный прогресс. На предшествующих ступенях своего развития ребенок был, в сущности, лишен самой возможности культурного выбора. Сначала факт авторской меточной деятельности, а потом и факт деятельности по образцу были как бы генетически запрограммированы, и потому содержание культурной деятельности на этих ступенях было принципиально предсказуемым содержанием. Разумеется, мифосемантика меток, делаемых девятимесячным ребенком, носит абсолютно субъективный, абсолютно индивидуальный характер. И, в то же время, сам процесс меточной деятельности, осуществляемой девятимесячным ребенком, принципиально предсказуем, и мифосемантические следы, оставляемые различными детьми этого возраста, не обладают какой бы то ни было культурной ценностью: это просто царапины и следы зубов, практически одинаковые у всех детей. Точно так же и на следующем, обрядово-ритуальном этапе процесс освоения культурных норм и предметных абстракций носит глубоко субъективный и индивидуальный характер. Лю- бой ребенок осваивает культурные нормы неповторимо-индивидуальным образом. Однако и в этом случае содержание того диалога, который ведут различные дети этого возраста с миром культуры, является практически идентичным у различных детей. И только с того момента, когда ребенок вступает в период культурного еретичества и обнаруживает способность к вариативному культурному мышлению, содержание индивидуального диалога ребенка с миром культуры приобретает черты культурной неповторимости. И именно с этого времени начинается бурный всплеск детского творчества, которое проявляется в языке, в рисунках, в характере поведения. Это творчество, которое пока еще менее всего опосредовано какими-то сознательными целями и которое менее всего отдает себе отчет в том, что оно - творчество. Ребенок все еще не изобретает целевым образом, он просто создает варианты, и каждый созданный им вариант является для него ценным и самодостаточным. Ребенок не ставит перед собой никаких творческих задач, не пытается сознательно произвести нечто, обладающее культурной неповторимостью. Он просто создает один вариант за другим, получая от самого этого процесса выраженное удовольствие. Скажем, ребенок пяти лет садится за стол, берет в руки краски или фломастеры, и в течение пятнадцати минут с необыкновенной легкостью, без каких бы то ни было творческих мук создает множество рисунков, поражающих удивительной свежестью восприятия. Одновременно с этим ребенок демонстрирует способность к совершенно своеобразной речи, насыщенной множеством неологизмов и непривычных фразеологических оборотов. Однако другая сторона этого вариативного творчества заключается в том, что сам ребенок абсолютно не способен отделить удачный вариант от неудачного, т.е. не способен к культурной оценке плодов своей собственной деятельности. Только взрослый наблюдатель может вычленить в речи ребенка и записать какую-то яркую, нестандартную фразу или выбрать из кипы детских рисунков тот, который действительно заслуживает самого пристального внимания. Что же касается самого ребенка, чье мышление находится на ступени культурной вариативности, то он творит, что называется, без разбору - скажем, создавая на листе бумаги бесконечные вариации на тему принцесс или домов. И это воистину пир вариантов. Но вариантов, которые принципиально равны по отношению к друг другу. И потому потенциально стагнированы, т.е. не знают прогресса. Мышление, которое действительно продуктивно в культуре, это мышление не просто вариативное, но и ВЫШКОЛЕННОЕ, т.е. мышление, способное осуществлять достаточно жесткую цензуру и редактуру по отношению к множеству сочиняемых вариантов. Только в этом случае оказывается возможен культурный прогресс, только в этом случае за многообразием равновеликих возможностей начинает прорисовываться тенденция роста. Толь- ко в этом случае вариативное мышление получает возможность стать действительно творческим. Именно в этом можно видеть историческую миссию школы, которая предлагает ребенку ориентацию на более или менее жесткий культурный образец, а, значит, дает принципиальную систему координат, в рамках которых можно осуществлять цензуру и редактуру вариативного поиска. Впрочем, беда школы в ее исторических вариантах заключается в том, что, настаивая на освоении тех или иных культурных образцов, она, как правило, приводит к существенному подавлению самого потенциала вариативности. Школя мышление ребенка, ориентируя его на культурный образец, она, в сущности, подавляет само стремление к производству вариантов, формирует у ребенка недоверие к собственным авторским силам, и это является одной из причин кризиса традиционной школы в современных условиях, когда на повестку дня во все большей степени выходит проблема формирования творческой личности. Разумеется, школа должна быть школой, т.е. она должна школить мышление через систему культурных образцов. Но значит ли это, что авторская вариативность ребенка заведомо обречена на подавление? Ведь факт заключается в том, что те люди, которые оказались значимы в истории культуры, - это люди, сумевшие сохранить в себе вариативный пафос, но канализировать его в жесткие рамки культурных требований. Как это оказалось возможным? И можно ли построить такое содержание школьного образования, чтобы этот путь оказался возможен для каждого ребенка, а не для избранных единиц? В этом - главный вопрос современных попыток обновления школы. Но, чтобы ответить на него, надо, как минимум, разобраться в сути самого феномена вариативного мышления. Увы, в современных психологических исследованиях мы не найдем ответа на вопрос о природе вариативности в детском мышлении. Более того, вариативность детского мышления здесь вообще не фигурирует как самостоятельная ценность. Хотя в ряде классических исследований содержатся весьма важные методологические указания, касающиеся феномена вариативности в мышлении ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. В частности, Л.С.Выготский, анализируя генезис понятийного мышления, указывает на то, что вплоть до наступления подросткового возраста в мышлении ребенка доминируют такие до-понятийные структуры, как комплексы. А мыслительные комплексы - это и есть те структуры, которые выстраивают диалог ребенка с миром по законам чистой вариативности. "Многообразие связей, лежащих в основе комплекса, составляют главнейшую, отличающую его черту от понятия, для которого характерно единообразие лежащих в основе связей. (...) Каждый элемент комплекса может быть связан с целым, выраженным в комплексе, и с отдельными элементами, входящими в его состав, самыми различными связями. В понятии эти связи в основном являются отношением общего к частному и частного к частному через общее. В комплексе эти связи могут быть столь же многообразны, как многообразно фактическое соприкосновение и фактическое родство самых различных предметов, находящихся в любом конкретном отношении друг к другу" э. Л.С.Выготский выделяет пять основных форм мышления в комплексах, и нельзя не заметить, что все пять форм указывают на специфические особенности того мышления, которое принято называть творческим или эвристическим. Скажем, ассоциативный комплекс - это такая мыслительная структура, когда в основу обобщения кладутся случайные и произвольные ассоциативные связи. Ребенок идет за случайной ассоциацией и делает на ее основе обобщение, которое безусловно является неправильным. Но в то же время нельзя не заметить, что способность к такого рода случайно-ассоциативному обобщению является важнейшей чертой творческого мышления. То же самое можно сказать и про коллекционный комплекс, когда обобщение совершается на основе принципа случайной дополнительности: ребенок объединяет в одну группу самые различные предметы и явления как коллекционер, собирающий то, чего у него пока еще нет; при этом он нимало не озабочен тем, чтобы у его коллекции было какое-то общее основание. На вероятностной псевдологике основан и цепной комплекс, когда совершающий работу обобщения ребенок кладет в основу обобщения несколько различных оснований; причем переход от одного основания к другому совершается по вероятностной, слабомотивированной цепочке. Также на вероятностной основе строится диффузный комплекс, когда ребенок поражает исследователей своей способностью мыслить в размытых, приблизительных, неясных очертаниях, а его мысль бесконечно диффундирует и совершает такие скачки, которые совершенно невозможно рационально понять. И даже то, что по внешнему образу напоминает понятие, у ребенка этого возраста строится на вероятностной, ложной основе и потому Выготский определяет такие обобщения как псевдопонятийные. Все перечисленные комплексы являются ключевыми для понимания того, что мы называем вероятностным мышлением. И одновременно - для понимания природы творчества. И было бы крайне опасно отнестись к вероятностным формам мышления как к "неправильному" мышлению, которое должно быть однозначно преодолено при освоении ребенком строго понятийных форм. Ведь ребенок, находящийся на классической ступени комплексного мышления и мыслящий в границах ассоциативного, коллекционного, цепного, диффузного или псевдопонятийного комплексов - это ребенок, отваживающийся мыслить на свой страх и риск. Его мышление лишено формально-логической и понятийной стройности, оно еще в значительной степени случайно и вероятностно, но зато это СОБСТВЕННОЕ мышление, имеющее риск осущест- вляться по траектории заведомо ошибочной и неправильной. И, возможно, это именно тот фундамент самости, без которого и вне которого формальнооперациональное понятийное мышление оказывается в чем-то неполноценно. Напомню в этой связи, что любое теоретическое мышление, как показали исследования науки уже в XX веке, имеет в своем основании некую образную подкладку - совокупность того, что можно было бы назвать интеллектуальной образностью. Любое подлинное понимание начинается вовсе не на понятийном уровне, а на уровне интуитивного схватывания образа понимаемого. И только через личностные образные структуры происходит восхождение к сущности собственно понятия. И хотя образ не обладает точностью и четкостью понятийных структур, зато он обладает огромным потенциалом эвристичности. Образ всегда личен. В нем нет универсальной всеобщности понятия, но есть свернутая пружина огромного познавательного интереса. Любое понятийное мышление, сколь бы ни было оно развито, имеет в своем основании такого рода образную подкладку, которая всегда глубоко индивидуальна, личностна и не транслируема другому. Причем по сути своей эта образная подкладка функционирует по законам неточного, приблизительного, размытого, неправильного мышления - как раз того типа мышления, которое было охарактеризовано Выготским как мышление в комплексах; а это значит, что мышление в комплексах вовсе не снимается, вовсе не преодолевается "более высокой", понятийной формой мышления, а сохраняет самостоятельную ценность и находится в сложном диалоге с понятийным. Иначе говоря, мышление в комплексах -это не просто ступенька к понятийному, а нечто, имеющее вполне самостоятельную интеллектуальную ценность и заслуживающее специального и особого развития наряду с формированием и развитием собственно понятийных структур. Традиционная школа - это школа, которая демонстрировала подчеркнутое равнодушие к вероятностным структурам мышления. Задача радикального обновления школы в современных условиях во все большей степени осознается как задача налаживания диалога между вероятностными и понятийными структурами мышления. Конечно, школа должна вводить жесткие культурные ориентиры; однако не за счет подавления вероятностных мыслительных структур. Разумеется, дети, обучающиеся в школе, должны продвигаться к общему культурно-понятийному содержанию. Однако вместе с тем школа должна решать задачу по формированию индивидуальных интеллектуальных образов, по формированию первичных понимательных интуиций, причем у каждого ребенка на свой лад. Не универсальная точность понятия, а индивидуальное своеобразие личного образа, личной понимательной интуиции, личного, пусть неправильного, но индивидуально богатого варианта - вот что является высшей ценностью в системе вероятностного обучения. В развитии вероятностно-разноли- ких, принципиально допонятийных способов мышления и понимания состоит одна из важнейших задач современной школы, если она желает быть не просто школой нормы, но и школой творчества. И не случайно ключевыми, основополагающими идеями вероятностной системы образования являются идея авторства в культуре и идея культурной вариативности. Соответственно ключевой задачей новой образовательной стратегии выступает не столько задача трансляции ребенку некоторой суммы культурных знаний, сколько задача формирования его авторской позиции в культуре, задача формирования его авторской индивидуальности и способности вести самостоятельный, индивидуально-авторский диалог с культурой. Итак, подводя итог предшествующему анализу, гипотетически можно выделить несколько фундаментальных этапов становления человеческой культуры и коррелирующих с ними этапов культурного становления ребенка в онтогенезе. Первый этап - это этап, связанный с феноменом хабилиса и древнейшего галечного производства. Это принципиально доорудийный, но знаковый этап культуры. В онтогенезе ребенка ему соответствует позднее младенчество, связанное с появлением у манипулятивной деятельности ребенка татуировочно-меточного измерения. Искусственное в этой ситуации пока еще не является средством, не является орудием, а является только лишь знаком, первичным культурным шифром. Второй этап - это этап магической орудийности. В антропогенезе это этап, связанный с формированием и развитием антропологического вида, получившего название Homo erectus. Это этап, на котором человек уже активно пользуется производимыми им каменными орудиями, однако сами эти орудия продолжают производиться принципиально нецелевым образом, в процессе обрядово-ритуальной деятельности. Эффект магической утилитарности является на этом этапе главным фактором, под влиянием которого происходит то, что было нами названо естественным орудийным отбором. Главная культурная стратегия этого этапа может быт охарактеризована как коммуникационная стратегия. Это стратегия, связанная с безусловной и невариативной ориентацией на некий культурный образец. Именно на этом этапе возникают первые механизмы трансляции культуры и формируется феномен языка как особой реальности, соединяющей мифосемантическую основу и способность к коммуникации. Это этап, на котором происходит становление первичных структур социальности. В онтогенезе ребенка этот этап коррелирует с ранним детством - тем возрастом, в котором ребенок осваивает базовые культурные стереотипы, и, в частности, стереотипы культурных норм и языка. Верхняя граница этого этапа условно связана с так называемым кризисом третьего года жизни, когда у ребенка формируется спо- собность к вариативному мышлению и вариативному диалогу с миром культуры. Третий этап - это этап, на котором происходит своеобразная вариативная индивидуализация культуры. Это этап, охватывающий средний и верхний палеолит, и связан он с культурной деятельностью сначала - неандертальского человека, а затем - человека современного вида. В онтогенезе ребенка этот этап достаточно отчетливо коррелирует с этапом дошкольного детства, начиная с кризиса третьего года жизни, когда доминирующим фактором детского мышления становится идея вариативности. И, наконец, только на следующем этапе, этапе, связанном с феноменом цивилизации, человек начинает сознательно изобретать и создавать орудия труда под те или иные практические задачи. Это этап, на котором движущей силой развития культуры впервые становится сознательное индивидуальное творчество. Это этап, на котором появляется принципиально новый социальный и культурный институт - институт школы. Это этап собственно орудийности, этап сознательного изобретательства - этап, который в онтогенезе достаточно определенно коррелирует в со вступлением ребенка в возраст образования, т.е. в возраст семи лет. Нетрудно заметить, что эпохи, которые в процессе генезиса культуры являлись наиболее продолжительными, оказываются редуцированы до весьма незначительных отрезков времени в процессе культурного становления ребенка. Так, полтора или два миллиона лет галечной культуры хабилиса оказываются спрессованы до нескольких месяцев; полтора миллиона лет обрядово-ритуальной ориентации на образец, характерной для культуры эректуса, оказываются сжаты до года или до полутора лет - в зависимости от того, когда у конкретного ребенка начинается кризис третьего года, и на повестку дня выходит пафос культурного еретичества, доставляющий столько хлопот и головных болей родителям. Наконец, культуры, основанные на принципе творческой вариативности, т.е. культуры среднего и верхнего палеолита, насчитывающие в общей сложности не более сотни тысяч лет, коррелируют в онтогенезе с достаточно продолжительным периодом дошкольного детства протяженностью в три или даже четыре года. Такого рода взаимная непропорциональность истории культуры и истории детства нисколько не удивительна: ведь в истории культуры совершается процесс создания тех или иных механизмов культуры впервые, тогда как в истории детства происходит всего лишь смена способов диалога с культурой. А кроме того чрезвычайная медленность культурного развития на самых ранних его ступенях связана с тем, что каждый новый стратегический поворот требует формирования нового антропологического вида на эволюционной лестнице, а процесс нового видообразования - это процесс, который объективно совершается чрезвычайно медленно, на основе действия механизмов естественного отбора. Что же касается развития ребенка в онтогенезе, то здесь возрастная смена способов культурного диалога оказывается как бы заранее запланирована на уровне генетического механизма в виде каких-то пусковых структур этих различных способов культурного диалога. Здесь не приходится осуществлять долгий поиск и отбор биологически перспективного материала, не приходится конструировать те или иные биологические параметры, которые бы соответствовали новым культурным потребностям - эти биологические параметры как бы исходно заложены в генетической программе любой человеческой особи. Потому-то ребенок в процессе своего биологического взросления проходит древнейшие культурные стадии в ускоренном темпе - по мере того как включаются соответствующие генетические пусковые механизмы; однако, как только он вступает в период творческой вариативности, такого рода спешка теряет смысл: ведь отныне культурное развитие ребенка перестает зависеть от степени сформированности тех или иных биологических предпосылок, а приобретает вполне автономный характер. Вхождение ребенка сначала в возраст неандертальца, а затем - в возраст верхнепалеолитического человека означает то, что генетические пусковые механизмы исчерпывают свой потенциал, и дальнейшее культурное становление ребенка зависит отныне исключительно от него самого и от совокупности факторов самой культуры. Разумеется, это не значит, что у ребенка исчезают возрастные ограничители развития, однако эти ограничители носят уже сугубо внутрикультурный характер и не заложены на уровне генетической программы.
1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1979, с.70. 2. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985, с.72-73. 3. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1979, с.70. 4. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985, с. 67. 5. Севастьянов О. Двигатель к воздушному змею, или сравнительная психолингвистика. - В кн.: Популярная психология. Хрестоматия. М., 1990, с.119. 6. Л.С.Выготский. Собр. соч. в 6 тт., т.6. М., 1984, с.22 7. Там же, с.29. 8. Там же, с.30. 9. Выготский Л.С. Собр.соч. в б тт., т.2, М., 1982, с. 141
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |