КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миф в зеркале слова
Есть все основания полагать, что словесная обработка мифов и трансляция их в виде каких-то устных преданий означала не что иное, как подлинную революцию в мировоззрении первобытного человека, и эта революция имела самые радикальные последствия в развитии психики и интеллекта первобытного человека, свидетельствуя о начале существенно более сложного и исторически продвинутого этапа развития культуры. Ведь словесная обработка мифа, попытка облечь содержание мифа в словесную форму - это уже род систематизирующей деятельности. Насколько эта деятельность трудна, можно представить хотя бы по тому, с какими трудностями столкнется маленький ребёнок, если он попытается описать словами собственную игровую деятельность. Действовать, играть любому маленькому ребенку чрезвычайно легко, хотя во время игры ему приходится удерживать в своем сознании огромное количество семантических полей тех слов, которые выступают смыслонесущими конструктами его игры. Он берет кусочек дерева и превращает этот кусочек дерева силой своего воображения в машинку, после чего этот кусочек дерева исполняет множество функций, предполагаемых в нем этим "магическим", "сакральным", "священным" словом машинка. Этот кусочек дерева ездит, тарахтит, развозит людей или животных, заезжает в гараж, заправляется бензином, смазывается маслом, терпит аварии, ремонтируется, и т.д., и т.п., - и все это одной только силой воображения. С чем реально играет ребенок в процессе своей игры? С бесформенным кусочком дерева, даже отдаленно не напоминающим реальный автомобиль? Разумеется, нет! Ребенок играет с тем ОБРАЗОМ, который скрывается для него за словом "машина"; кусочек же дерева является для него всего лишь вспомогательным средством, с помощью которого он расшифровывает свои многообразные семантические поля, связанные со словом "машина". И в этом заключается суть любой детской игры: реально ребенок играет не с игрушкой, а со словесным образом, который он актуализирует с помощью своей игрушки. И потому, кстати, для детской игры нет принципиальной разницы, насколько точно его игрушка моделирует тот или иной предмет вещного взрослого мира: простой деревянный брусок предоставляет ребенку ничуть не меньше возможностей для игры в машинки, нежели точная модель какого-то конкретного автомобиля. Единственная разница заключается в том, что в случае с деревянным бруском работа воображения должна быть более интенсивной, тогда как идеально похожая на объект взрослого мира игрушка в большей степени предполагает известную леность воображения. Однако и в том и в другом случаях психологический механизм принципиально одинаков: с помощью игрушки ребенок актуализует в своем сознании одно или несколько ключевых для данной игры слов, и, различным образом манипулируя со своей игрушкой, раскручивает всю ту обширную семантику, которая существует у него в сознании по поводу данного слова - в нашем случае по поводу слова "машина". Как и в мифологическом обряде, слово здесь - смыслонесущий центр; но вовсе не само звучащее слово является содержанием игры, содержанием действия. Действие лишь посвящено слову, ориентировано на слово, слово - своеобразный бог обрядового действия (или детской игры). Но само слово предпочитает оставаться незримым, спрятанным в совокупности каких-то предметных действий, с помощью которых это слово различным образом расшифровывается. Так, осуществляя многообразные операции с кусочком дерева, имитирующим у него машину, ребенок проигрывает, проживает, простраивает тем самым свое представление о семантике слова "машина". Кстати, если прислушаться к словам, которые ребенок произносит во время такой игры, нетрудно заметить: в них начисто отсутствует какая бы то ни было нарративность, повествовательность. Ребенок менее всего занят описанием собственной игры, но ведет личные диалоги с машинкой или с другими действующими лицами разыгрываемой им импровизации, а так же осуществляет ситуативные комментарии: "сейчас мы поедем в гараж...", "Бух, перевернулась!", "А теперь бензином надо заправиться...", и т.д., и т.п. При этом слова, сопровождающие детскую игру, появляются у ребенка чрезвычайно легко, без всякого напряжения, вылетают из его уст сами собой, и часто представляют по своей форме некий ритмический речитатив (ребенок "бубнит" себе что-то под нос - говорим мы об этом процессе). Центрирующим же всю игру словом (но не обязательно произносимым вслух) будет, разумеется, слово "машинка", поскольку вся игра в машинки является для ребенка, по сути, раскручиванием семантического пространства этого слова. И это крайне походит на то, как в любом первобытном обряде или ритуале существует некое одно, центрирующее этот обряд сакральное слово. Это сакральное слово существует принципиально доречевым образом: его не произносят, но разворачивают в пластическом рисунке обрядово-ритуального действия. Итак, любой ребенок дошкольного возраста во множестве своих предметных и ролевых игр развертывает семантическое пространство самых различных слов, и делает это с величайшей легкостью. В его игре бытийствует слово и действие, которое это слово представляет. Однако насколько легко ребенок играет, настолько же трудна и даже невыполнима для него задача словесного описания собственной игры, задача переведения этой игры в некий нарратив, в некое более или менее связное повествование. Вот он только что играл - и по блеску его глаз, по активности комментирующих реплик и каких-то возгласов было очевидно, что он увлечен игрой, и что в игре у него разворачивается некая интрига, некий сюжет, некая фабула. Он сам был героем какой-то истории, которую он проживал, и эта история, судя по всему, была сюжетна, напряжена и интересна. Но если попросить того же самого ребенка РАССКАЗАТЬ про ту игру, в которую он только что играл - мы вряд ли сможем заполучить от него хоть что-нибудь, похожее на внятное и связное повествование. Оказывается, играть, разворачивать некоторый сюжет в предметном действии (пусть даже и сопровождая эту игру постоянными комментирующими репликами) и излагать тот же самый сюжет с помощью слов, в какой-то повествовательной форме - это существенно различные задачи. Если же ребенок попробует-таки изложить содержание своей собственной игры словами, то легко предположить, что у него, скорее всего, получится набор не связанных между собой фрагментов, отрывочных слов и фраз, из которых невозможно будет что-либо понять. Слова, которые давались ему легко и без напряжения, когда они были встроены в игровое действие, превращаются в смертную муку, как только перед ребенком ставится зада- ча изложить, описать ту игру, которой он только что занимался. Можно гарантировать: описание даже самой интересной игры будет в устах этого ребенка бледным, скучным и совершенно бесплотным. Понятно, что содержание той игры, в которую он только что играл, было безумно увлекательно и вполне сюжетно - ведь ребенок воистину проживает те роли, которые он играет в своих бесконечно сменяющихся играх. И каждая игра наполнена для него плотью, кровью, и множеством смыслов. Но все эти смыслы существуют исключительно в пространстве его воображения и не имеют объективированных форм. Так, любой предмет, которым играет ребенок, обладает в его сознании массой семантических оттенков и подробностей: ведь не брусочком же дерева, в самом деле, играет малыш, а чем-то гораздо более существенным: тем ОБРАЗОМ, который он накладывает на этот брусочек дерева. Или, говоря другими словами, играет собственным мифом, который он создает по отношению к этому деревянному брусочку. Тем мифом, тем сколом своего воображения, благодаря которому брусочек дерева превращается или в роскошный гоночный автомобиль, или в прекрасную принцессу, или бог знает во что еще. Естественно, однако, что ни одна из вообразительных подробностей, которыми ребенок наделяет брусок дерева, не существует для этого ребенка в виде нарратива, в виде повествования. Этот игровой детский миф существует внутри ребенка в виде зримого, чувственного образа, но никак не в виде словесного описания. Впрочем, если бы ребенок все же сумел повествовательно изложить содержание своей игры, эти игровые семантические мифы, которые до сих пор удерживались исключительно воображением ребенка, обрели бы повествовательную плоть и стали действующими лицами или "героями" наррации. И то же самое происходит в процессе развития архаического сознания. В мифе, обретающем нарративную плоть, появляется множество так называемых "героев", или, точнее было бы сказать, действующих лиц. И эти действующие лица мифологического повествования являются не чем иным по своей сути, как нарративными тенями тех предметов, чья семантика центрировала обрядово-ритуальную практику. В скобках замечу: традицией мифоведческой литературы является использование именно слова "герой" по отношению к действующим лицам мифологического нарратива. Однако такого рода словоупотребление выглядит несколько натянутым, поскольку семантика слова "герой" в русском языке слишком явно тяготеет к способности совершать подвиг, к способности совершать нечто выдающееся. Поэтому гораздо более точно говорить о персонажах или о действующих лицах мифологического повествования, каковыми становятся здесь персонифицированные предметы. Ведь "герои" ранних мифологических нарративов не совершают ровным счетом ничего героического: они не являются демиургами сущего, они не борются с Хаосом и проч., и проч., - все это явле- ния значительно более поздней ступени развития мифа. Пока же они могут быть названы героями только в том смысле, в каком литературовед может говорить о героях Достоевского или героях Чехова. Герои ранних мифологических наррации - это всего лишь действующие лица, всего лишь персонажи - персонифицированные реалии предметно-культурного мира. Семантика культурных предметов, обретшая плоть живых существ, и через это обретшая повествовательное существование, - вот что такое мифологические "герои" в своем исходном статусе. Понятно, что такого рода нарративная персонификация мифологической семантики культурных предметов - чрезвычайно сложная в интеллектуальном отношении задача. Сложная и для первобытного человека, и для маленького ребенка. Ведь речь идет ни больше, ни меньше, как о словесном объяснении и предъявлении того, что существует на уровне неявного понимания. Речь идет о словесном, понятийном разворачивании того, что представляется семантически очевидным и существует на уровне чувственно-зримого образа. Ведь одно дело - просто видеть в деревянном брусочке прекрасную принцессу, а совсем другое - преложить это 'видение на язык слов. Чтобы превратить внутренние смыслы и внутреннюю игровую канву событий в некий нарратив, требуется целое искусство, которым маленький ребенок, естественно, не владеет. И дело не просто в том, что ему не хватает слов, а в том, что любое повествовательное описание требует определенного уровня рефлексивности. Поэтому следует понимать, что ребенок, который все-таки предпринимает попытку - пускай сумбурно и фрагментарно! -изложить содержание своих действий с помощью слов, это ребенок, совершающий настоящий интеллектуальный прорыв. Способность к словесному описанию собственных действий - это по сути своей рефлексивная способность, и оттого появление у ребенка способности к повествовательному описанию и изложению того, что он делает или того, о чем он думает на уровне образно-чувственных структур, свидетельствует о качественно новом этапе его психологического развития. В случае с первобытным мышлением появление любых форм словесного изложения мифов точно так же свидетельствует о зарождении некоего нового психологического качества этого мышления - качества рефлексивности. Даже учитывая то обстоятельство, что на ранних этапах словесной обработки мифа не возникает никакого сколько-нибудь целостного повествования, а переведенный на язык слов миф выглядит как разрозненный и случайный набор никак не слепленных друг с другом мифологических кусочков, мифологических фрагментов - все равно значение этой работы по реконструированию мифа с помощью слов имеет беспрецедентные последствия, означает подлинную интеллектуальную революцию в мире мифа. Существование мифологической семантики в виде чувственно-зримого образа, спрятанного в обрядово-ритуальных процедурах, оборачивается неким словес - но-понятийным, ЯВЛЕННЫМ описанием этой мифологической семантики в виде мифологического повествования, в виде мифологических рассказов и историй. Понятно, что такого рода словесно-повествовательная интерпретация предполагает неизбежное отстранение мифа, выход за его границы, взгляд на него со стороны, и, следовательно, возможность его рефлексивного осмысления. НО, таким образом, словесно-повествовательная обработка мифа предполагает совершенно другое качество самой человеческой психики. И здесь я снова обращаюсь к блестящему анализу возникновения мифологического повествования, осуществленному в работах О.М.Фрейденберг. "Наррацию создает понятийное мышление. Оно порождает предложения цели, причины, условия, что движет сюжет и наполняет его связями с реальными процессами, дает зависимости и приводит к известным результатам. "Картина" не может передать оборотов "если", "когда", "для того, чтобы", "из-за" и т.д.; между тем речь создает этими оборотами последовательный рассказ" 13. "Наррация есть понятийный миф. Но миф был всем - мыслью, вещью, действием, существом, словом; он служил единственной формой мировосприятия и во всем его объеме, и в каждой отдельной части. Наррация - только рассказ. И рассказ "о", а не сам миф в его субъекте и объекте. Правда, в наррации сохранен весь былой инвентарь мифа в виде вещей, живых тварей, связей, мотивов. Но здесь это уже стало персонажем, сценарием, сюжетом... Миф, который довлел самому себе, обратился в объект изображения; его стали воспроизводить как нечто вторичное..." и. "Мифов-нарраций никогда не было и не могло быть; оттого они и не дошли до нас в непосредственной форме. Такие мифы-рассказы имеются только в учебниках по мифологии; если же их связная сюжетная цепь воспроизводилась древними писателями..., то потому, что к этому времени наррация давно функционировала" г>. "Что до содержания наррации, то оно отходило от прямых смыслов мифа и придавало им понятийное, отвлеченное или иносказательное толкование, наполняя его бытовой или далекой псевдоисторической тематикой; в противоположность мифу наррация усиливала композиционную линию и доводила ее до степени господства над всем содержанием. Так рассказ все больше фабулизировался и новеллизировался" 1о. "Мифологический образ, потеряв свои прямые смыслы, без транспонации в понятие уже не мог быть воспринят. Формально продолжая сохраняться, он изменял свою функцию. Образное становилось понятийным" "'. Обработка мифов с помощью слов и превращение их семантически-виртуального содержания в отчужденно-повествовательные формы - это процедура, которая безусловно дает один из ключей к пониманию того, каким образом мифологическое мышление первобытного человека оказалось в конце концов способным выйти за собственные пределы, а, значит, и того, каким образом были заложены психологические основы совершенно особого состояния человеческой культуры, именуемого цивилизацией.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |