КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тайна поэзии
ДИАЛОГ С МИФОМ ЧАСТЬ 5. ИНОБЫТИЕ МИФА
ГЛАВА 1.
Любому специалисту по историческим мифологиям понятно, что предложенная в предшествующих главах трактовка мифа как такого фундаментального культурный феномена, который в каком-то смысле тождественен самому феномену культуры, является, мягко говоря, расширительной трактовкой. Ведь мифы для современного мифоведения - это прежде всего тексты, которые определенным образом бытийствуют в пространстве культуры, а мифологическое сознание - это сознание, которое мыслит с помощью мифов. Вместе с тем смысл предшествующего анализа очевиден: вскрыть глубинные, генетические корни текстовой мифологии; показать происхождение мифа как текста. Показать, что, прежде чем миф появляется в виде текста, он имеет некую фундаментальную дотекстовую предысторию. Эта-то дотекстовая предыстория мифа и была определена нами как область первоначального, исконного бытия мифа. И наоборот: бытие мифа в тексте, бытие мифа в форме конкретных исторических мифологий определяется нами как сфера инобытия мифа. Во всяком случае, именно такая постановка вопроса позволяет разобраться в тайне мифа как текста, разобраться в глубинной сущности феномена мифа. В нижеследующих главах я попытаюсь показать, как возникает феномен текстового бытия мифа или феномен инобытия мифа в нашей терминологии. Напомню, что один из наиболее радикальных выводов, к которому подвел нас предшествующий анализ, заключается в том, что феномен мифа в истории культуры (равно как и в онтогенезе ребенка) возникает в форме знака и разворачивается далее в форме обрядово-ритуальной деятельности. И этот вывод имеет принципиальное значение для понимания и реконструкции всей траектории дальнейшего культурного развития. Вернемся к древнейшему обрядово-ритуальному действу как к развернутой форме бытия мифа. Это действо, органическим центром которого является слово, а смыслом - разворачивание многослойной культурной семантики этого слова. Указанное обрядово-ритуальное действо - это и есть миф в его, так сказать, натуральной, дотекстовой форме существования. Это то действо, посредством которого поддерживаются избыточные семантические поля всех без исключения предметов окружающего человека мира, что и становится основой культурно-упорядоченного взаимодействия человека с этими предметами. Таким образом, первоначальная форма бытия мифа - это вовсе не форма повествования, но форма особой реальности, которая присутствует в жизни первобытного человека в виде своеобразного параллельного мира. И первобытный человек каждодневно входит в этот особый параллельный мир и разыгрывает (или проживает) в нем роли различных мифологических персонажей. В первую очередь - роли своих собственных тотемных предков. И черпает в этих играх саму способность к диалогу со всевозможностным миром. Разумеется, ритуальное действо не мыслимо без слова. Но это не есть слово-повествование, не есть слово-рассказ. Слово в своем первоначальном явлении в обряде не только не является инструментом разъяснения чего бы то ни было, а, напротив, само является смыслом и центром обряда. Слово пронизывает обряд, на нем держится обряд, и вокруг него разыгрывается сама мистерия обряда; но это слово, бесконечно далекое от того, чтобы быть словом-инструментом, словом-средством, словом-повествователем. Это слово с непрерывно усложняющимся смыслом, и это непрерывное усложнение смысла как раз и происходит благодаря обряд оворитуальной мистерии. Такого рода магические или мистические слова не проговариваются, а многократно пропеваются в течение ритуала или обряда. Что же касается самого обряда, то он не только не упрощает, не только не проясняет смысл этих сакральных слов, но, скорее, усложняет их смысл, нагружает слово дополнительными семантическими оттенками, создает своеобразную вселенную слова. А это значит, между прочим, что слово в обряде появляется как своего рода прообраз поэзии. Ведь поэзия - это и есть такой способ формальной организации слов, в результате которого происходит усложнение семантики каждого используемого слова. Поэзия - это не столько способ разъяснения смыслов, сколько способ генерирования смыслов. Поэзия есть деятельность по умножению и усложнению смыслов, в отличие от повествования, которое по своей сути есть деятельность по пояснению и прояснению смыслов. И не случайно, что именно так, в особой, поэтической функции слово функционирует в сакральном обряде. Участники обряда многократно пропевают или проговаривают какие-то ключевые, сакральные слова или фразы, и тем самым моделируют элементарную форму бытия поэзии. Некая совокупность слов, возведенная в ранг сакральной фразы, обретает глубинные семантические измерения, становится больше, чем она есть. А это и зна- чит, что она существует как поэтическая фраза. Поэтическая фраза, которая поистине сверхзначима в мире первобытного человека. Роль поэзии в первобытных племенах просто поразительна. Не нарратив, не информационная коммуникация, а именно сакрально-поэтический текст (обрядовый, ритуальный, магически-заклинательный и т.п.) является подлинным сердцем первобытной культуры. Представители первобытных племен могут выглядеть весьма неуклюжими, когда перед ними ставится задача последовательного повествования о чем-либо; но зато когда возникает необходимость воспроизведения каких-то ритуально-поэтических формул, они оказываются поистине в своей стихии. И оттого даже повседневная речь первобытного человека насыщена поэтически-двусмысленными формулами. "Зачем вы выбиваете инициируемым мальчикам передние зубы?", - спрашивает наблюдатель-этнограф, и получает в ответ: "Затем, чтобы его лицо походило на грозовую тучу перед дождем!" И так - во множестве ситуаций. И дело не в том, что собеседник уходит от вопроса; просто-напросто ОН ТАК МЫСЛИТ. Мышление поэтическими формулами, которые несут в себе подчеркнутую размытость смысла, является почему-то естественной формой мышления первобытного человека. А ведь поэзия подчеркнуто непрагматична. Ее не используешь для передачи информации. Она, скорее, загадка, чем средство коммуникации. И, тем не менее, факт остается фактом: речь первобытного человека, скорее, поэтична, чем прозаична, и не случайно в мифоведческой традиции мышление первобытного человека именуется мифопоэтическим. И потому с известной долей условности можно было бы утверждать, что человеческая речь вообще появляется на свет в форме поэзии. Не в форме повествования, которое максимально приспособлено к нуждам коммуникации и является очевидным способом изложения событий и максимально эффективным средством описания тех или иных деятельностных процедур, а именно в форме поэзии - более чем странной с прагматической точки зрения дамы, совершенно не склонной к тому, чтобы ее использовали в целях коммуникации и передачи информации. И причиной этого является то обстоятельство, на которое мы уже неоднократно указывали: исторически человеческая речь возникает не как средство сигнальной коммуникации, а как средство расширения мифосемантического пространства культуры. И уже после этого возникает проблема человеческой коммуникации - проблема понимания и расшифровки той множественности смыслов, которая заключается в словах человеческого языка. В каком-то смысле первобытному человеку настолько же естественно говорить стихами, насколько ему вообще естественно говорить, т.е. словесно моделировать избыточное мифосемантическое пространство окружающего его предметного мира. А поскольку поэзия есть не что иное, как моделирование избыточного мифо- семантического пространства окружающего человека мира, и, следовательно, есть средство мифосемантического господства человека над миром, становится понятным, почему древние народы связывали с поэтическим словом представление о мощи и власти над миром. Скажем, у южно-сибирских тюрков, подчеркивают исследователи, "поэтическое слово приравнивалось по силе воздействия к природным стихиям" '. Но то же самое можно' было бы сказать практически о любых народах, находящихся на ступени первобытности. Похоже, что концепция мифосемантики позволяет найти ключ к пониманию многих таинственных черт, которыми обладает первобытная поэзия и на которые традиционно обращают внимание исследователи. Прежде всего, ключ к тому обстоятельству, что первобытная поэзия отнюдь не является примитивной (как это можно было бы ожидать от племен, находящихся на весьма низкой ступени культурного развития), а с самого начала представляет собой чрезвычайно изощренные в стилевом отношении построения. Причем в наибольшей степени это относится к обрядовой поэзии - той, которая непосредственно включалась в те или иные обрядовые действа в виде сакральных песен. Существенно, что песни первобытного человека, как показал английский исследователь М.Баур, не содержали в себе ни грана информационно-повествовательного элемента, а представляли собой, скорее, некие словесные заклинания. И каждое такое словесное заклинание несло в себе вселенную смыслов. Песни первобытного человека тяготеют к минимуму слов, но к максимуму смысловых вариаций по поводу этих слов. И это понятно в свете предложенной выше гипотезы, согласно которой сущность первобытной поэзии состоит в том, что она есть способ расширения семантического пространства языка, способ расширения семантического пространства того или иного отдельно взятого слова. Принцип многократной повторяемости одного и того же слова или одной и той же фразы, на котором построены все первобытные песни-заклинания - это то, что, разумеется, не прибавляет этим песням информативности (к каковой они по сути своей равнодушны), но зато раздвигает семантические поля сакральных слов, расширяет возможности семантических интерпретаций. Каждое слово благодаря такой многократной повторяемости на все лады как бы подробнейшим образом осматривается со всех сторон и в контексте обрядового действа получает дополнительные смысловые интерпретации. "Песни могут быть весьма краткими, состоять из одного слова (например, характеризующего определенное животное) или из двух слов (например, слово "воин" и имя воина), но могут быть и весьма обширными. (...) Ритмизация в ряде случаев достигается растягиванием или добавлением новых слогов, а так же всякого рода эмфатических частиц, восклицаний и т.п. Рифма для первобытной поэзии не характерна, в ней ведущим началом является повторяемость не звуков, а комплексов. Стихия повторяв- мости поддерживается верой в силу слова, рассматривается как аккумулирование этой силы. Но повторение мыслей должно варьироваться, может быть, отчасти потому, что буквальное повторение считается "опасным". (...) Сочетание повторения и варьирования приводит к семантико-синтаксическому параллелизму. В параллельных строках часто появляется прием контраста (типа: белый свет утра - красный свет вечера, падающий дождь - стоящая радуга). Подробное контрастирование... чрезвычайно характерно для "первобытных" песен. Наряду с контрастированием типичной чертой стиля первобытной поэзии является накопление синонимов" 2, - описывает характер ритуально-обрядовых песен Е.М.Мелетинский. Таким образом, в расширении семантического пространства языка оказывается заключена сама суть феномена поэзии, начиная с самого момента ее возникновения, и в этом смысле возникновение поэзии оказывается воистину тождественно самому возникновению речи. Это может показаться странным, но песня первобытного человека, состоящая из одного-единственного слова, - уже факт поэзии, поскольку она есть не просто повторение слова, а некое его ритуально-семантическое путешествие, в течение которого это слово раскрывается участникам ритуала как многослойный семантический образ. Но разве не в том же самом состоит сама суть феномена поэзии? Пространство прозы Зато прямо противоположный смысл обнаруживается у феномена прозаического повествования. Если поэзия встроена в мифологический обряд, является подлинным центром и сутью мифологического обряда, то повествовательный жанр возникает, судя по всему, как принципиально вторичный по отношению к мифу, ритуалу, обряду. Он возникает как способ вторичной интеллектуальной обработки мифа, как способ переконструирования мифа словом. Правда, повествование с самого начала осуществляется с известной оглядкой на поэтический жанр (в связи с чем ранние повествования могут включать в себя элементы ритмизации и метафоризации), и, как замечает О.М.Фрейденберг, "в древности проза еще не носит характера простого изложения мыслей, свободного от ритмизации и "фигур"..." 3. И, тем не менее, общая задача повествовательного жанра - это задача описательная, инструментальная, а, значит, не поэтическая в строгом смысле этого слова. Если феномен первобытной поэзии - это феномен бытия слова внутри обряда, то первоначальный нарратив - это... попытка описать и транслировать содержание мифа с помощью слов. И только с появлением нарратива слово впервые становится инструментальным. Лишь после того, как возникает феномен повествовательного описания мифа, феномен повествовательной расшифровки обря- дов, преложение мифа средствами повествования, возникает то, что можно было бы обозначить как нарратив. А это значит, что нарратив возникает как своеобразное повествовательное инобытие мифа - та форма его бытия, в которой он и доходит до времени цивилизации. Именно это, повествовательное инобытие мифа и рассматривается обычно исследователями как миф, вослед первоисточнику древнегреческой традиции, в которой слово миф трактуется именно как "речь", "слово", "толки", "слух", "весть", "рассказ", "сказка" 4. Любопытно, что греческая трактовка слова "миф" оказывается одним из ключевых аргументов, которым пользуются даже весьма и весьма тонкие исследователи мифа, настаивая на том, что сама суть мифа - это слово и говорение. Так, В.Н.Топоров, подчеркивая глубинное различие ритуала и мифа, указывает: "семантический мотив "делания", легший в основу многих обозначений ритуала, как бы противопоставляет его "говорению", т.е. тому, что составляет основу и внутренний смысл мифа (ср.: др. греч...... "речь",........ "говорить", а так же известное древнегреческое определение мифа как того, что говорится при том, что делается)... Указанное противопоставление ритуала мифу как делания говорению должно быть признано, бесспорно, фундаментальным, бросающим свет и на происхождение ритуала и мифа, и на суть этих явлений, взятых в синхронной плоскости, и на их взаимосвязь" '. Однако похоже, что в случае с мифом мы имеем дело с настолько фундаментальным феноменом человеческого существования, что ссылка на греческие первоисточники никак не может быть принята как убедительный аргумент. То, что греки на самом деле видели в мифе "рассказ", "говорение", "словесный текст" -это так. Но можно ли быть уверенным в том, что глубинная суть мифа действительно ухватывалась ими? Можно ли утверждать, что греками хотя бы в малой степени ухватывалась ПРИРОДА мифа? И можно ли на основании того, что "так считали греки", делать вывод о том, что так оно и есть на самом деле?.. Увы, традиция видеть и понимать миф в соответствии с тем, что думали по его поводу древние греки, является универсальной для современного мифоведения. Скажем, такой известный исследователь мифа как Е.М. Мелетинский совершенно однозначен в трактовке мифа как сказания. В частности, он подчеркивает, что "бытуют обряды, не имеющие эквивалентного объяснительного мифа, и мифы, лишенные обрядного соответствия. Фрагменты мифа могут быть составной частью обряда, но могут рассказываться и отдельно..." °. А в других местах этот исследователь еще более категоричен: "повествовательность входит в самую специфику первобытного мифа. Миф - не только мировоззрение, но и повествование. Отсюда особое значение мифа для формирования словесного искусства, в первую очередь повествовательного" 7. Однако в свете представленной выше концепции мифа такого рода высказывания не могут быть признаны убедительными. Достаточно очевидно, что их авторы отождествляет с мифом его повествовательную форму, т.е. следуют в трактовке феномена мифа древнегреческой традиции, тогда как "тайная" суть феномена мифа от них ускользает. Так, Мелетинский, споря с мифоведческой литературой первой половины века, склонной рассматривать мифологические повествования исключительно в качестве повествовательного отголоска обрядов, несомненно прав, когда указывает на то, что реальное богатство и многообразие мифологического повествовательного корпуса совершенно не сводимо к ритуально-обрядовой практике, и что первобытный повествовательный миф неизмеримо более богат, чем ритуал или обряд. Однако Мелетинский не учитывает того обстоятельства, что за внешней - действительно, порою весьма скудной! - формой обрядово-ритуальной деятельности скрывается поистине космическое пространство тайной мифосемантики. которое поддерживается зарубками обрядовых ритуалов. И можно ли в таком случае утверждать, что повествовательный миф богаче - не внешней формы ритуала, нет! - а той тайной мифосемантики, которая поддерживается с помощью обрядово-ритуальной практики? Ведь если верны изложенные в предшествующих главах предположения, то это значит, что ритуально-обрядовая мистерия есть всего лишь система культурных зарубок, на которых держится семантическое богатство мифа, но ни в коем случае не само это богатство. А миф, представленный в форме рассказа, в форме повествования, - это не что иное, как попытка описать и эксплицировать, вывести наружу, на поверхность тайное семантическое пространство мифа, которое в обряде или ритуале носит спрятанный, неявный характер. Естественно, что повествовательные мифы древнего человека носят неизмеримо более богатый характер, нежели их собственная ритуальная практика; однако ведь и мифосемантика, скрывающаяся за внешней канвой обрядового действа так же неизмеримо более богата, нежели это обрядовое действо! А это значит, что миф, прежде чем он приобретает повествовательную форму, имеет длительную предысторию в виде каких-то предварительных, неявных форм существования в практике обрядов и ритуалов. Да, повествовательные мифы - это ни в коем случае не описания обрядов и ритуалов. Однако из этого вовсе не следует, что они имеют независимое от обрядов и мифов происхождение. Просто повествовательные мифы описывают не внешнюю канву обрядов и ритуалов, а нечто совершенно другое: тайное, скрытое от глаз внешнего наблюдателя семантическое пространство обрядов и ритуалов. Поэтому когда Мелетинский протестует против того, что "миф есть обряд, переведенный в повествовательную форму" ', он прав. Однако он неправ, когда пытается обнаружить источники повествовательного бытия мифа за пределами обрядово-ритуальной деятельности. В том-то все и дело, что миф в своей доповествовательной форме есть нечто гораздо более значительное, нежели внешняя канва обрядово-ритуального таинства. Он есть не что иное, как само семантическое пространство обряда, и именно это семантическое пространство обряда, а вовсе не его внешняя канва переводится в дальнейшем в повествовательную форму. Поэтому настойчиво подчеркиваемый Мелетинским факт того, что "мифология гораздо богаче ритуалов" э, никак не может рассматриваться в качестве основания для далеко идущего утверждения, будто повествовательная мифология имеет иную природу, нежели обряд и ритуал. В том-то и состоит суть дела, что миф в архаическом обществе неизмеримо более тотален, нежели его повествовательные формы, которые следует рассматривать как определенный - достаточно развитой - этап развития мифа. Как тонко заметила О.М.Фрейденберг, "миф о Троянской войне, прежде чем стать повествованием, служит узором для тканья Елены" |0. И она же: "выжженный руками гончара горшок, сотканный полог, вылепленный кубок, вооружение героев - эти вещи передавали мифы рядом со словесным их оформлением. (...) Бокалы и чашки, горшки и вазы, светильники, всякие сосуды - они рождаются мифотворческим смыслом" ". Иначе говоря, прежде чем стать повествованием, миф, оказывается, проживает достаточно долгую жизнь в специфически до-повествовательных формах. Он существует как нечто, пока еще не выразимое в словах, но выразимое в предметах и ритуальных действиях. Бокалы и чашки, горшки и вазы, узоры на ткани и множество других вещей - все то, что мы называем в одних случаях предметами искусства, в других - предметами материальной культуры, - это все носители мифов, и любой из этих предметов оказывается включен в структуру какого-то культурно-ритуального действа в широком смысле слова. И уж во всяком случае из того факта, что какие-то мифологические повествования первобытного человека, согласно Мелетинскому, "не имеют ритуального эквивалента", а какие-то обряды и ритуалы и обряды, в свою очередь, не имеют повествовательных соответствий, отнюдь не следует вывод о том, что повествовательные мифы имеют внеобрядовое происхождение. Если мы понимаем, что повествовательная форма мифа - это достаточно позднее образование, не должен удивлять ни тот факт, что какие-то мифы, спрятанные в обрядах и ритуалах, вообще не обретают повествовательной формы, ни тот факт, что повествовательные мифы приобретают в конечном итоге совершенно самостоятельное, отчужденное от ритуально-обрядовой формы существование, вплоть до того, что какие-то ритуально-обрядовые формы вообще могут оказаться преданными забвению. Итак, поэзия в своих первоначальных формах есть не что иное, как феномен слова-мифа, непосредственно встроенного в структуру ритуала в качестве многослойной семантической Вселенной. Повествование же - это гораздо более поздний феномен, связанный с формированием феномена отчужденного от мифа слова, слова-средства, слова-инструмента. И потому возникновение жанра повествования можно рассматривать как особого рода интеллектуальный прорыв в истории человеческого духа. Впрочем, когда складывается феномен так называемого фольклора, то в нем поэтическое и повествовательное оказываются самым тесным образом переплетены, причем они утрачивают связь со своей исходной матричной структурой обряда, утрачивают связь со своей природой. "Если... мы обратимся непосредственно к архаическим примерам в фольклоре, то убедимся, что... повествовательные жанры бытуют не в виде песен, а как раз в форме устной прозы со стихотворными вставками, причем стихотворные вставки совпадают часто с речами действующих лиц, и, кроме того, сохраняют довольно отчетливую связь с ритуальными образцами. Это молитвы, заклинания, вызов на бой, плачи об убитом, ритуально фиксированный обмен репликами и т.п. Но зато основные прозаические части не содержат никаких следов связи с музыкой, ритмом, они передаются обычным языком и стилистически в гораздо меньшей мере фиксированы и отшлифованы, чем стихотворные вставки" |2. Возникновение таких смешанных жанров представляется достаточно естественным в свете изложенного подхода. Повествовательный миф, пытаясь описать реальную семантическую глубину каких-то обрядов и ритуалов, просто неизбежно должен был включать фрагменты тех поэтических текстов, которые вживую существовали на поверхности этих обрядов и ритуалов. И все же главное содержание повествовательного мифа состояло в другом. Повествовательная мифология - это воистину инобытие натуральных, обрядово-ритуальных форм мифа, и одновременно - толчок к развитию принципиально новых форм духовной культуры.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |