КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мифологическая память культуры
ГНОСЕОЛОГИЯ АБСУРДА
Казалось бы, будучи ориентирован не на структуры естественного, природного, а на структуры социального, ближайшего к человеку (а, следовательно, на структуры социальной регуляции сексуального), миф должен сбивать с толку, обрекать человека на блуждания в потемках. Ведь вместо анализа реальности как она есть, миф недвусмысленно натягивает на эту реальность одеяло своей подчеркнутой субъективности. Но... никакого блуждания в потемках не происходит. Как это ни удивительно, миф оказывается глубоко прагматичной структурой, исполненной удивительной познавательной мощи. Миф является чрезвычайно эффективным, жизненным и практичным инструментом ориентации первобытного человека в окружающем его мире. Скажем, описанный выше миф о приключениях Юланы не просто помогает первобытному человеку смириться с необходимостью социальной регуляции сексуального, но и позволяет составить удивительно точную и подробную карту местности, на которой проживает данное племя, а так же предлагает подробнейшие классификации предметов, растений и животных, которые обитают в данной местности. Причем и эта карта и эти классификации оказываются фантастически точными, фантастически подробными. Буквально вся информация о той местности, на которой разворачивается сюжет мифа, нанизывается на стержень описанного мифологического сюжета. А в результате нелепый и фантасмагорический по своему сюжетному содержанию миф оказывается средством систематизации сведений об окружающем человека мире, а, следовательно, и инструментом познания этого мира. Миф оказывается подлинным хранителем всей культурной информации, которая имеется в распоряжении первобытного человека. За внешней сюжетной нелепостью мифа скрывается чрезвычайно глубокий смысл, однако смысл, не имеющий непосредственного отношения к сюжету мифа. Прежде всего - это смысл социальный. Во-вторых - смысл информационный. Да, миф - это лоскутное одеяло разрозненных и связанных совершенно случайным образом событий. Но это лоскутное одеяло - при том, что его рисунок не является геометрически выверенным, а является результатом глубоко случайного наложения произвольных лоскутков - оказывается психологически уютным и информационно надежным: ведь эти лоскутки содержат в себе огромные объемы информации безусловно полезной в повседневной жизни и деятельности первобытного человека. Воспринимать лоскутное одеяло мифа можно только в широком социальном контексте. Миф - это не самозначимая духовная реальность, каковой является, к примеру, литература, а духовная реальность, которая при помощи определенных ритуалов обслуживает социальный порядок: санкционирует одни и запрещает другие способы взаимоотношений людей друг с другом а так же способы взаимоотношений людей с миром окружающей природы. Да, миф нелеп. Но еще более нелепо подходить к мифу как к законченному, целостному и самостоятельному литературному произведению с завязкой, кульминацией и выверенным финалом. Ибо задачи у мифа отнюдь не литературно-художественные, а совершенно другие. Объективно миф решает две параллельные задачи, и решение их - это именно то, что выводит первобытного человека далеко за границы биологического способа существования в мире. С одной стороны, это описанное выше "наоборотное" санкционирование социальной жизни, которая осуществляется как фундаментальное нарушение логики сексуального, т.е. представляет собой разрушение одного из основных законов биологической жизни. Посредством "наоборотной схемы" миф поддерживает абсолютно странные, абсолютно ненормальные с биологической точки зрения формы сексуального поведения, т.е. является носителем системы сексуальных табу как элементарной клеточки собственно социального поведения. А, с другой стороны, именно миф осуществляет предельную мотивацию человеческого познания, т.е. познания, которое не имеет прямого биологического смысла. Миф создает саму потребность в такого рода познании, и, более того, выступает в роли того инструмента, посредством которого происходит складирование в культурной памяти человечества огромных объемов биологически бесполезной информации об окружающем мире. Подводя итог своим фундаментальным исследованиям в области первобытной мифологии, К.Леви-Строс указывал на "...своего рода изощренность, операциональную гибкость мифологического мышления, оказавшегося способным к анализу и классификациям, которые... сделали возможной неолитическую техническую революцию. Явная небеспомощность мифологического мышления, решающего логические задачи громоздкими и отчасти окольными путями, но все же их решающего, заставляет пересмотреть вопрос о его непрактичности... и о его примитивности" '. Именно миф концентрирует всю совокупность знаний первобытного человека об окружающем мире, и именно миф становил- ся источником знаний для новых поколений. Нет ровным счетом ничего сколько-нибудь значительного в окружающем человека мире, что не было бы отражено и укоренено в мифологии. Любые навыки, любые умения, любые способности человеческого рода - все получает отображение в мифе. Именно миф есть исторически первая форма культурной традиции. Миф в первобытном обществе выступает в качестве универсального транслятора человеческого опыта, и это - первый культурный транслятор, изобретенный человечеством. Конечно, с точки зрения современной науки мифологический способ систематизации знаний выглядит по меньшей мере абсурдно. Точнее сказать, это вообще не является систематизацией в естественнонаучном смысле этого слова. В мифе начисто отсутствует какая-либо система знаний в том понимании слова "система", которое характерно для современной науки. Скорее, это не способ систематизации, а способ фантасмагоризации знаний. Самые подробные сведения об окружающей действительности и о различных культурных навыках существуют здесь в весьма своеобразном виде: они нанизаны на стержень весьма абсурдных мифологических сюжетов, которые по своему внешнему рисунку аналогичны рассмотренному выше мифу про похождения пениса Ньираны. И, тем не менее, факт остается фактом: как ни нелепо выглядит организация знаний в мифе, эти знания весьма эффективно функционировали в первобытном обществе, позволяя этому обществу не только существовать, но и достаточно успешно развиваться. Не зная причин тех или иных явлений и будучи совершенно равнодушным к выявлению каких-либо закономерностей окружающего мира, первобытный человек тем не менее обладал гигантскими объемами конкретных знаний, представленных вполне фантасмагорическим образом, но при том функционирующих весьма и весьма эффективно. Миф содержит огромное количество практической информации, а погруженный в миф человек умеет этой информацией весьма эффективно пользоваться. По-видимому, работа памяти, организованной мифологическим образом, весьма похожа на то, как работает память ребенка-дошкольника. Любой ребенок-дошкольник с удивительной легкостью запоминает огромные объемы случайной информации, которую он вычерпывает из окружающего его мира, начиная с момента своего рождения. В его познании окружающего мира нет никакой системы, нет никакой заранее выстроенной последовательности информации. Ребенок просто вброшен в культурно-информационный океан окружающего его мира', но за первые несколько лет своей жизни он осваивает такие объемы информации, которые сопоставимы с объемами информации, которую он получает за всю оставшуюся жизнь. И самое поразительное заключается в том, что "методологией" этого детского познания оказывается принципиальная бессистемность, абсурд, хаос - то, что было охарактеризовано выше как вероятностный характер детского мышления. Ребенок набирает информацию об окружа- ющем мире как попало, как придется, в совершенно произвольной и не продуманной заранее последовательности; но всякий раз - из соображений личного ситуативного интереса. С точки зрения объемов осваиваемой информации этот путь оказывается весьма эффективным, гораздо более эффективным, нежели тот, который предлагает любое систематическое образование. И это есть не что иное, как мифологическое познание в чистом виде. Между прочим, те же самые, вероятностные принципы запоминания информации лежат в основе хорошей памяти любого профессионального мнемотехника. Техника хорошей памяти, которая позволяет человеку быстро и эффективно запомнить большие объемы ненужной информации "на всякий случай" - это и есть типично мифологическая техника. Прекрасно описал механизм такого рода запоминания А.Р.Лурия в "Маленькой книжке о большой памяти", где представил результаты своих многолетних наблюдений за феноменальной памятью мнемотехника Шерешевского 2. Чтобы запомнить длинный ряд произвольных чисел, Шерешевский воображал бесконечно длинную улицу с домами, каждый из которых был индивидуален (имел свой цвет или свои архитектурные особенности), и у каждого очередного дома на этой вообразительной улице выставлял число. А затем, когда наступал момент воспроизведения по памяти предложенного числового ряда, он вспоминал эту воображаемую улицу и отправлялся по ней в своего рода путешествие, обнаруживая у каждого очередного дома оставленное там число. Достаточно очевидно, насколько нелеп, насколько нерационален такой подход с логико-систематической точки зрения: чтобы запомнить произвольный числовой ряд, мнемотехник нагружает свою память огромным количеством избыточной информации, выстраивая в своем воображении целую улицу из домов. Однако факт заключается в том, что именно такой подход оказывается удивительно эффективен, когда надо запомнить большие объемы информации "на всякий случай". И это именно тот способ запоминания, который был изобретен первобытной культурой, не имевшей иных средств трансляции себя последующим поколениям, кроме устной передачи информации. Именно абсурдный мифологический сюжет становился своего рода универсальным накопителем культурной памяти, той "улицей Шерешевского", тем вообразительным стержнем, на который нанизывались конкретные факты, конкретная культурная информация, и посредством которой эти факты и эта информация передавались из уст в уста, от поколения к поколению. А в результате миф - при всей своей нелепости - являлся удивительно конструктивным образованием, позволявшим первобытному человеку (равно как позволяет ребенку-дошкольнику) быть, как минимум, не беспомощным в окружающем его мире. И дело не только в удивительно точных топографических подробностях, которыми насыщен любой миф, но и в общей способности мифологического мышления удерживать в своей памяти классифика- ционно изощренные сведения обо всем, что только ни попадается человеку в его эмпирическом опыте. Топография мифологической местности - это воистину улица Шерешевского, где у каждого "дома" находится свой блок или фрагмент информации, причем такой информационный блок или фрагмент, который имеет сакральный, священный, глубоко персонифицированный характер. Так, для первобытного мышления не существует просто камня. Практически у любого сколько-нибудь значительного камня -из всех, разбросанных в округе на расстоянии нескольких десятков километров - есть свое мифологическое лицо, своя мифологическая легенда, своя мифологическая история: это не просто камень, но, скажем, превратившийся в камень (в соответствии с конкретным мифологическим сюжетом) пенис Ньираны. Скажем, в ситуации, когда он попытался овладеть женщиной, которая толкла семена в ступе. А в результате конкретный камень оказывается материальным носителем целого ряда информационных подробностей - и о технологии толчения семян, и о смысле этого толчения, и о приготовлении пищи, и о том, как отличить одни семена от других, и как найти то или другое растение и т.д. Достаточно взгляда на священный камень, чтобы актуализировать всю эту информацию, которая как бы "записана" мифом на этом камне, становящимся отныне ее постоянным носителем. Впрочем, отличие первобытного человека от профессионального мнемотехника все же есть, и отличие это фундаментально. Если для эстрадного мнемотехника информация, которую он запоминает, - это предмет игры, то для первобытного человека любая хранимая с помощью мифа информация (а, значит, вся информация, которая существует в первобытной культуре, поскольку иных способов хранения информации кроме мифа попросту не существует) - это информация жизненно значимая, сверхзначимая, экзистенциально значимая. Те конкретные культурно-мифологические предметы, которые несут ту или иную информацию, обладают для первобытного человека статусом священных предметов; это-то и обеспечивает сверхзначимость той информации, которую они несут. И, как бы ни была эта информация обширна, она будет в точности передаваться последующим поколениям, будучи встроена в содержание мифа. Абсолютное и безусловное запоминание огромных объемов информации и трансляция этой информации последующим поколениям с помощью мифа - ключевое условие выживания первобытной культуры как культуры дописьменной, не знающей иных способов трансляции информации кроме как передачи вживую. Мотивация к информации
Несомненно, что тезис о высокой информационной насыщенности мифа может вызвать определенное удивление. Обыденное сознание склонно смешивать и отождествлять достоверность ин- формации с истинностью мировоззрения. И если миф - это мир непрекращающейся фантазии, то о какой информационной достоверности мифа можно говорить? Однако парадокс информации состоит в том, что она существует независимо от характера своего носителя. Более того, характер миропонимания практически не влияет на информационное содержание этого миропонимания. И в этом смысле информации все равно, на что нанизываться - было бы на что. Другое дело, что информация обязана быть на что-то нанизана, не может существовать без какого-то ценностного основания. Потому что ценностные основания информации - это то, что мотивирует человека к получению все новой и новой информации, заставляет накапливать и удерживать ее в поле своего сознания. Почему ребенок-дошкольник осваивает и удерживает в себе гигантские объемы информации об окружающем мире? Только потому, что эта информация имеет для него сверхзначимый характер, ибо с помощью нее он строит мостик общения с культурным миром значимых для него взрослых. Почему двухлетний ребенок демонстрирует чудеса, осваивая структуры окружающей его устной речи, какой бы эта речь ни была - русской, китайской, японской или английской? Потому что на этом языке говорят окружающие его люди. И это типично мифологическая мотивация к информации. Ребенок осваивает тот или иной язык не потому, что такова его биологическая предназначенность, а потому, что он оказался вброшен в соответствующую культуру. Т.е. это никак не связано с объективной природой языка, или генетической природой этого ребенка, а ориентировано на некое стечение обстоятельств. Попади тот же самый ребенок сразу после рождения в иную языковую среду, он с тем же рвением будет осваивать конструкции совершенно иной речи. Ведь для него это способ вживания в культурный мир и способ культурного в нем выживания. Вообще любой познавательный, информационный интерес нанизывается на стержень того или иного личного переживания; но при том содержание информации не определяется характером этого личного переживания. Личное переживание - это всего лишь стержень, но не то, что на него нанизывается. Этим личным переживанием может быть, например, любовь к маме. Любой ребенок абсолютно уверен (и такое убеждение является безусловно мифологическим) в том, что его мама самая красивая на свете, а так же - самая умная, самая дорогая, самая замечательная и т.п. Это суждение, которое не терпит объективности, не предполагает объективности, и именно оно, будучи связано с почти религиозным ощущением сверхзначимости самого близкого человека, является стимулом, раскручивающим в ребенке познавательный интерес. Ребенок, лишенный веры в избранность своего рождения, ребенок, лишенный мифологической уверенности в нерядовом характере своего явления в мир, уверенности в своем праве демиургически поименовывать мир, нимало не сообразуясь с его дейст- вительной сущностью, - это ребенок, который будет равнодушен к познанию как таковому. Эгоцентризм ребенка-дошкольника, уверенного в том, что именно он есть центр Вселенной, вокруг которого вертится мир, эгоцентризм, детально проанализированный в исследованиях Пиаже, - это то мифологическое самоощущение маленького ребенка, без которого просто невозможна его познавательная энергия. Впрочем, и в серьезной науке абсолютно необходима такая мифологическая энергия заблуждения, энергия некоей системообразующей идеи, на которую нанизываются и благодаря которой структурируются информационные факты. Важно лишь, чтобы для ученого это была личностно выстраданная идея. И тогда - независимо от того, ложная она или истинная - эта идея высвободит фантастическую энергию информационного поиска. Итак, информационно-познавательная энергия ребенка обусловлена тем, что он вбирает в себя лишь ту информацию, которая имеет для него характер личностно интересной, личностно значимой. Он выбирает ту информацию, которая становится его личной информацией. Он субъект своего информационного поиска. И хотя объемы осваиваемой им в первые шесть лет жизни информации являются поистине гигантскими, еще более велики объемы информации, которые пока остаются за границами его внимания, на которые он просто не обращает внимания. В этом и состоит, кстати, причина его глубокой "слепленности", или, точнее "слипленности" (от слова "слипаться") с миром той информации, которой он обладает: это воистину - его личная информация. И лишь приходя в школу, он встречается с миром информации, которую он не выбирает, но которую ему навязывают и естественно, что здесь у него возникает эффект информационного отчуждения. А в результате у него формируется личностная дистанция по отношению к миру учебного знания. Школа - это мир, в котором впервые возникает феномен личностного сопротивления ребенка усваиваемому знанию. И только на фундаменте личностного сопротивления выстраивается здание современной культуры. Ведь здесь человек не следует покорно за той информацией, в которую он посвящен, а находится в непрерывном индивидуально-личностном споре с этой информацией, находится в, состоянии глубоко индивидуального интеллектуального дискурса по поводу получаемой им информации, подвергает ее рациональному осмыслению. Есть основания полагать, что в истории культуры столь радикальное изменение взаимоотношений человека с миром знаний. становится возможным лишь после изобретения ПИСЬМЕННОСТИ как способа хранения культурной информации, и одновременно - как способа отчуждения информации, способа дистанцирования. Письменная речь - это то, что предполагает специальную расшифровку, а, следовательно, предполагает возможность и необходимость рефлексивного отношения к зашифрован- ной в письме информации. И если дописьменная культура знает только одно средство сохранения своего информационного содержания - живую человеческую память, и оттого она вынуждена использовать человека как средство - средство сохранения себя, то с возникновением письменной культуры ситуация радикально меняется: человек впервые получает шанс информационной свободы, шанс диалога с информацией. Если в мифе человек неразрывно слеплен, склеен с получаемой им информацией и любую информацию переживает как сферу своей интимности (ему даже в голову не придет занять по отношению к получаемой информации какую-то дистанцию!), то школа, навязывающая человеку некий информационный минимум, вызывает у него неизбежный личностный протест, что является безусловным благом с точки зрения культуры. Человек думающий, человек рефлексирующий, человек, способный не залипать с миром получаемых знаний а относиться к нему принципиально дистанцированно, способен возникнуть только в пространстве школы. И, вместе с тем, человек, обладающий способностью относиться к информации выборочно, личностно -это настоящая головная боль современной школы. Тайным идеалом современной массовой школы по-прежнему был и остается... образец мифологической педагогики, которая является педагогикой абсолютно эффективной с точки зрения задачи усвоения информации. Ведь мифологическая педагогика - это педагогика, для которой феномен Шерешевского вовсе не является каким-то исключением. Практически любой первобытный человек обладает фантастической способностью помнить, удерживать в актуальной памяти огромные объемы культурно значимой информации, и на этой мнемотехнической основе строится механизм трансляции первобытной культуры на протяжении десятков тысяч лет. Но что позволяет первобытной педагогике добиваться столь высокой информационной эффективности? Когда идет речь об эффективности мифа в отношении двух- или трехлетнего ребенка, там все понятно. Любой двухлетний ребенок осваивает огромные объемы культурной информации именно потому, что эта информация оказывается для него экзистенциально значимой: ведь он не осваивает объективную информацию, не осваивает язык культуры вообще, а осваивает язык, который представительствует каких-то сверхзначимых для него людей - ближайших родственников. Но что мотивирует к усвоению и удержанию огромных объемов информации взрослых представителей первобытного общества? Там нет института школы как системы образовательного насилия над человеком, и, тем не менее, каждый без исключения член первобытного общества оказывается способен усвоить и ретранслировать последующим поколениям просто-таки фантастические объемы знаний, фантастические массивы информации, которые не имеют никакого отношения к его личному опыту. Что же явля- ется тем мотивирующим стержнем, на который нанизывается новое знание у взрослого представителя первобытного общества? Что заставляет его запоминать так много и так эффективно?
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |