Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние корпоративного управления в России




Транснациональные компании, как классическая форма корпоративного объекта

Классификация и структура современных корпораций

В настоящее время корпорации строятся по принципу акционерных обществ, с ограниченной ответственностью держателей ценных бумаг, выпущенных с целью объединения крупного капитала. Процесс укрупнения корпораций обуславливает необходимость регулирования внутренних отношений с помощью корпоративных норм. Объединения в корпорации юридических лиц дало возможность создавать суперакционерные общества. Таким образом появляются ассоциированные капиталисты: в Германии более распространены картели, концерны, во Франции – синдикаты, в Англии, США – держательские (холдинговые) компании. Некоторые из них стоят во главе целых отраслей.

В США все корпорации делятся на четыре группы:

- публичные (public) – государственные и муниципальные; в США все корпорации делятся на четыре группы, являются подразделениями государственного аппарата и осуществляют управленческую деятельность;

- полупубличные (quasi-public) – служащие общим нуждам населения (в области снабжения населения газом, водой, электричеством, ирригационные, железнодорожные), а также предприятия космического и оборонного комплекса;

- предпринимательские (business) – создаваемые с целью получения прибыли, доминирующие в экономике США, обладая политическим влиянием

- непредпринимательские (non-profit) – религиозные организации, в области образования, благотворительные фонды и т.д.

Используется также другая терминология:

- государственные корпорации – организованные федеральным правительством или правительствами штатов в особых целях;

- квазигосударственные корпорации – коммерческие предприятия, обладающие монополией на оказание основных общественных услуг;

- частные корпорации (коммерческие и некоммерческие).

 

В отечественном законодательстве понятие «корпорация», как организационно-хозяйственная форма деятельности хозяйствующего субъекта, не определено. Однако в Гражданском кодексе РФ содержатся нормы, регулирующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с этим акционерные общества (в данной организационно-правовой форме функционирует подавляющее большинство отечественных корпораций), относится к коммерческим, а среди некоммерческих можно выделить союзы и ассоциации.

Современные корпорации очень сложны по своей структуре. Например, в рамках концерна осуществляется горизонтальное и вертикальное комбинирование, создается научно-технический центр. В последнее время развиваются процессы диверсификации и возникают объединения, в которых под единым руководством группируются предприятия, относящиеся к различным отраслям экономики, т.е. конгломераты.

 

 

В западной экономической литературе можно встретить множество определений международных монополий: многонациональлые корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так, известный американский маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний.

Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм экономики ТНК обычно относят:

1. лицензирование;

2. франчайзинг;

3. управленческие контракты;

4. оказание технических и маркетинговых услуг;

5. сдачу предприятий “под ключ”;

6. ограниченные во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций. Особое распространение получили лицензионные соглашения. В 1990 г. объем лицензионных сделок ТНК превысил показатель 1970 г. почти в 10 раз.

Лицензионное соглашение представляет собой юридический договор, по которому лицензиар предоставляет определенные права лицензиату на некоторое время и за определенное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии.

Особой разновидностью лицензионного соглашения является франчайзинг.

Франчайзинг — это лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом франчайзер представляет определенные права фирме-клиенту. Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

Для российской экономики франчайзинг пока мало известен. Примером могла бы служить тольяттинская фирма “Дока-пицца”, работавшая по этой системе, производя и продавая оборудование для пиццерий и мини-хлебопекарен. Освоить систему франчайзинга в России пытались американские фирмы “Ле Монти”, “Рэнк Ксерокс”. Об этом свидетельствует разветвленная сеть дилеров, созданная в своё время этими компаниями.

С конца 80-х годов становится популярной такая форма экспансии транснациональных корпораций, как оказание управленческих и маркетинговых услуг. Договор на предоставление управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.

Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций транснациональных корпораций. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности “новых индустриальных стран” и относительно развитых и развивающихся государств. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции между странами — получателями капитала.

Для беднейших страд политика иная — транснациональные корпорации считают целесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но главным образом наращивать товарный экспорт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между самими ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки. По отношению к России транснациональные корпорации в 90-е гг. осуществляют сходную стратегию. На первом плане у них стоит товарная экспансия в Россию; инвестиционная активность развернется, видимо, позднее. Такая схема действий фактически является реализацией основных принципов традиционного международного маркетинга.

Транснациональные корпорации во все большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить функцию международного регулятора производства и распределения продукции и даже, как считают эксперты ООН, содействовать экономической интеграции в мире.

Транснациональные корпорации вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов, — делают вывод эксперты ООН в докладе ЮНКТАД о транснациональных корпорациях. Вместе с тем речь не идет о движении к полной интеграции мировой экономики под руководством транснациональных корпораций. В действительности, деятельность ТНК ведет к интеграции, интернационализации только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли.

Отмечая положительные стороны функционирования транснациональных корпораций в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, следует сказать и об их негативном влиянии на экономику тех стран, где они функционируют. Специалисты указывают на:

— противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;

— нарушение государственных законов. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочерние компании ТНК, действующие в различных стра-нах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения, путем перекачивания их из одной страны в другую;

— установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющий интересы развивающихся стран.

Важным моментом деятельности корпоративного предприятия является предоставление услуг в сфере информационных технологий в офисах компании, расположенных в различных маркетинговых сегментах. Услуги аутсорсинга могут предоставляться в области настольных компьютерных систем, центров обработки телефонных вызовов, хранилищ данных, сетей и приложений. Благодаря этому реализуется программа по созданию современной и экономичной среды информационных технологий, что позволит быстрее осуществить проекты развития бизнеса, улучшить обслуживание клиентуры, снизить издержки и повысить гибкость компании.

 

 

Мы подходим к рассмотрению корпоративной интеграции промышленных предприятий, оказывающей серьезнейшее влияние на формирование и распределение финансовых потоков.

Начиная с 1994 года, все более активным становится стремление предприятий войти в состав крупных интегрированных структур. Такие структуры, включающие промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, торговые фирмы, банки, страховые компании и иные финансовые институты, являются своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран и мирового хозяйства в целом, основой современного промышленного производства.

Анализ экономического состояния отечественных корпораций дает суровые результаты. Так по данным Госкомстата доля убыточных предприятий в начале 1999 г. составила 43% из общего числа корпораций. При этом прогрессирующие негативные тенденций в экономике страны ведут к росту этой доли в будущем, что является свидетельством глубочайшего кризиса, поразившем все сферы корпоративной деятельности.

Наряду с государственными мерами поддержки предприятий выход из сложившейся кризисной ситуации автор видит в решении проблемы повышения эффективности управления корпорацией. Более того, государственные программы поддержки предприятий будут оправданы, если они направлены на поддержание эффективных в рыночных условиях механизмов управления предприятием. Основная роль в решении обозначенной проблемы видится во внедрении информационных технологий, обеспечивающих поддержку управленческой деятельности.

За последние 10 лет объем, содержание и качество деловой информации изменились больше чем за предшествующие 70 лет. В рыночных условиях эффективное управление находится в прямой зависимости от того, какой объем информации поступает, как он обрабатывается и используется. В ближайшие десятилетия актуальность данной проблемы будет возрастать, поскольку информация становится главным стратегическим ресурсом в конкурентной борьбе.

Машиностроительная корпорация может начать свою деятельность как дидистрибьютор транснациональной корпорации. Преимуществом такой организационной структуры является то, что с момента ее создания формируется мощная база по развитию и пропаганде активного бизнеса, организуется профессиональная дилерская сеть по продаже машиностроительной продукции, а также обеспечивается высококачественное гарантийное и послегарантийное обслуживание техники.

Корпоративные предприятия легко проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей. Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном международном масштабе. Корпоративная организация обеспечивает безоблачное будущее дивизиона, непоколебимость обязательств компании перед потребителями и держателями акций, гарантирует, что их инновационные и диверсифицированные товарные группы сохранят свои лидирующие позиции на рынках, а компания сохранит наилучшую в мире инфраструктуру и признанный опыт, благодаря которым за ней закрепится репутация надежного лидера на мировом рынке в течение ряда лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.