КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Введение. Предмет и значение логики
Структура работы по разделам дисциплины Содержание разделов дисциплины Объем дисциплины и виды учебной работы Структура и содержание дисциплины (модуля) Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами вариативной части ФГОС ВПО дисциплина «Логика» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра: – культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); – свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного –национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-16). В результате изучения логики студенты должны: знать: – основные этапы развития логики; – формы абстрактного мышления; – основные логические законы; – теорию аргументации: доказательство и опровержение; правила и логические ошибки, встречающиеся в процессе аргументации; различные «уловки», применяемые в споре; – принципы построения гипотезы; уметь: – использовать аппарат символической логики; – иллюстрировать различные виды понятий, суждений и умозаключений новыми примерами, найденными в литературе; – выделять основной тезис в доказательстве, определять вид аргументации и способы демонстрации, правомерность употребления аргументов; – находить логические ошибки в тексте или рассуждениях оппонентов; – решать логические задачи. − применять формы и методы познания в приобретенной квалификации (степени) бакалавра.
- владеть основными формами и методами познания. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
для бакалавров ОДО по направлению 031300 Журналистика, набор 2011 г.
для бакалавров ОЗО по направлению 031300 Журналистика, набор 2011 г.
Л − лекция, Пр − практические и семинарские занятия, Лаб – лабораторные работы, КР/КП − курсовая работа/проект, СРС – самостоятельная работа студента Лекции: Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Предмет формальной логики. Логика формальная и диалектическая. Ограниченность функций формальной логики. Логика и философия. Логика и другие науки о мышлении. Овладение логикой — важнейшее условие повышения культуры мышления журналиста. История логики. Логика в Древней Индии. Логика Древнего Китая. Логика в Древней Греции. Развитие логики в Средние века. Логика эпохи Возрождения. Логика Нового времени. Заслуги русских философов и ученых в развитии логики. Роль мышления в познании. Формы познания. Ощущение, восприятие и представление как формы чувственного познания, их специфика. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Особенности абстрактного мышления. Истинность знания. Критерии истинности мышления в деятельности журналиста. Понятие логической формы и логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Логика и язык. Знак, имя, предмет. Соотношение трех понятий: “имя”, “значение”, “смысл”. Именная и пропозициональная функции. Семантические категории: предложения, дескриптивные (имена предметов, предикаторы, функциональные знаки) и логические термины. Язык логики предикатов, основные символы: дизъюнкция, конъюнкция, импликация, эквиваленция, отрицание, квантор общности, квантор существования. Теоретическое и практическое значение логики. Логика в деятельности журналиста.
ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
Общая характеристика понятия. Существенные и несущественные свойства, признаки понятия. Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в получении знания и его изложении. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Виды понятий по объему: общие и единичные, понятия с нулевым и универсальным объемом, регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Виды понятий по содержанию: относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные. Отношения между понятиями: сравнимые и несравнимые. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество, перекрещивание, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Графическое изображение отношений между понятиями. Определение понятий. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Неявные определения: контекстуальные и индуктивные. Определение через аксиомы. Приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, сравнение, различение. Деление понятий. Правила деления понятий. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Классификация. Простое и ступенчатое деление. Правила деления и возможные ошибки в делении. Ограничение и обобщение понятий. Правила и пределы ограничения и обобщения. Значение логических операций в журналистике.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |