Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Введение. Предмет и значение логики




Структура работы по разделам дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

Структура и содержание дисциплины (модуля)

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В совокупности с другими дисциплинами вариативной части ФГОС ВПО дисциплина «Логика» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра:

– культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

– свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного –национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций (ОК-16).

В результате изучения логики студенты должны:

знать:

– основные этапы развития логики;

– формы абстрактного мышления;

– основные логические законы;

– теорию аргументации: доказательство и опровержение; правила и логические ошибки, встречающиеся в процессе аргументации; различные «уловки», применяемые в споре;

– принципы построения гипотезы;

уметь:

– использовать аппарат символической логики;

– иллюстрировать различные виды понятий, суждений и умозаключений новыми примерами, найденными в литературе;

– выделять основной тезис в доказательстве, определять вид аргументации и способы демонстрации, правомерность употребления аргументов;

– находить логические ошибки в тексте или рассуждениях оппонентов;

– решать логические задачи.

− применять формы и методы познания в приобретенной квалификации (степени) бакалавра.

 

- владеть основными формами и методами познания.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

 

 

Вид учебной работы     Всего часов / зачетных единиц     Семестр
7
Аудиторные занятия (всего) 36/1,00 36/1,00
В том числе: - -
Лекции    
Практические занятия    
Семинары (С) - -
Лабораторные работы - -
Самостоятельная работа (всего) 45/1,25 45/1,25
В том числе: - -
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат   -
Другие виды самостоятельной работы: работа с литературой, подготовка к семинарскому заня­тию, выполнение тренировочных тестов по электронному обу­чающему комплексу, выполнение контрольной работы (домашней), написание реферата    
Вид промежуточной аттестации экзамену   18/0,5   18/0,5
Общая трудоёмкость часы Зачетные единицы   72/2   72/2

для бакалавров ОДО по направлению 031300 Журналистика,

набор 2011 г.

№ п-п Наименование тем и разделов Лекции Практич. занятия СР по уч. плану  
  Предмет и значение логики        
  Понятие как форма мышления        
  Суждение как форма мышления      
  Основные логические законы      
  Умозаключение как форма мышления        
  Логика вопросов и ответов      
  Логические основы аргументации      
  Гипотеза      
  Итого:      

 

 

для бакалавров ОЗО по направлению 031300 Журналистика,

набор 2011 г.

№ п-п Наименование тем и разделов Лекции Практич. занятия СР по уч. плану  
  Предмет и значение логики        
  Понятие как форма мышления        
  Суждение как форма мышления      
  Основные логические законы и их использование в журналистике      
  Умозаключение как форма мышления        
  Логика вопросов и ответов      
  Логические основы аргументации      
  Гипотеза      
  Итого:      

 

 

 

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Предмет и значение логики     л   срс   Конспект, устный ответ
  Понятие как форма мышления     л пр срс   Устный ответ, решение задач
  Суждение как форма мышления     л пр срс   Опорный конспект, устный ответ, решение задач, контрольная работа
  Основные логические законы и их использование в журналистике     л пр срс   Устный ответ, решение задач
  Умозаключение как форма мышления   5-6 л пр срс   Устный ответ, решение задач, составление таблицы
  Логика вопросов и ответов     л пр срс   Устный ответ, решение задач, контрольная работа
  Логические основы аргументации     л пр срс   Составление схем по теме
  Гипотеза     л пр срс   Опорный конспект, глоссарий
  ИТОГО:              

Л − лекция, Пр − практические и семинарские занятия, Лаб – лабораторные работы, КР/КП − курсовая работа/проект, СРС – самостоятельная работа студента

Лекции:

Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Предмет формальной логики. Логика формальная и диалектическая. Ограниченность функций формальной логики. Логика и философия. Логика и другие науки о мышлении. Овладение логикой — важнейшее условие повышения культуры мышления журналиста.

История логики. Логика в Древней Индии. Логика Древнего Китая. Логика в Древней Греции. Развитие логики в Средние века. Логика эпохи Возрождения. Логика Нового времени. Заслуги русских философов и ученых в развитии логики.

Роль мышления в познании. Формы познания. Ощущение, восприятие и представление как формы чувственного познания, их специфика.

Формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Особенности абстрактного мышления. Истинность знания. Критерии истинности мышления в деятельности журналиста.

Понятие логической формы и логического закона. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений.

Логика и язык. Знак, имя, предмет. Соотношение трех понятий: “имя”, “значение”, “смысл”. Именная и пропозициональная функции. Семантические категории: предложения, дескриптивные (имена предметов, предикаторы, функциональные знаки) и логические термины. Язык логики предикатов, основные символы: дизъюнкция, конъюнкция, импликация, эквиваленция, отрицание, квантор общности, квантор существования.

Теоретическое и практическое значение логики. Логика в деятельности журналиста.

 

 

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

 

Общая характеристика понятия. Существенные и несущественные свойства, признаки понятия. Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в получении знания и его изложении. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

Содержание и объем понятия. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий.

Виды понятий по объему: общие и единичные, понятия с нулевым и универсальным объемом, регистрирующие и нерегистрирующие понятия. Виды понятий по содержанию: относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные.

Отношения между понятиями: сравнимые и несравнимые. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество, перекрещивание, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Графическое изображение отношений между понятиями.

Определение понятий. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Неявные определения: контекстуальные и индуктивные. Определение через аксиомы. Приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, сравнение, различение.

Деление понятий. Правила деления понятий. Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление. Классификация. Простое и ступенчатое деление. Правила деления и возможные ошибки в делении.

Ограничение и обобщение понятий. Правила и пределы ограничения и обобщения. Значение логических операций в журналистике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.