Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема Логика вопросов и ответов




Практическое занятие № 6

(2 часа)

Вопросы:

1. Вопрос и его роль в познании. Логическая структура вопроса.

2. Виды вопросов.

3. Ответ. Виды ответов.

4. Уловки и ошибки в вопросно-ответном искусстве.

 

Практическая часть:

Упражнение 1. Какие уловки имеются в следующих тек­стах?

1. Вместо того чтобы обосновать целесообразность отме­ны налогов на недвижимость, властям задают вопрос: «Ко­гда вы отмените налоги на недвижимость?»

2. «Однажды стокгольмский епископ приехал в США по делам. — Будьте осторожны с американскими журналистами, — напутствовали священника. — Там ради сенсации могут на­писать что угодно.

Поэтому, когда в Нью-Йорке нахрапистый репортер местной газеты с ходу задал епископу провокационный во­прос: «А не собираетесь ли Вы посетить места, где можно повеселиться ночью?», тот опасливо спросил: «А что, здесь есть такие места?»

На следующий день газета вышла с интервью на первой странице под огромным заголовком: «Первый вопрос швед­ского епископа: есть ли в Нью-Йорке места, где можно повеселиться ночью?»

3. «Местная молодежная газета "Юность" решила про­щупать пульс общественного мнения с помощью нехитрого социологического обследования. Приложили к газете от­рывной талон с простенькими вопросами: "Как вы относи­тесь к строительству Ярославской АТЭЦ?", "Если против, объясните, почему?" Читатели прислали его в "Правду" с вопросом: а где же "Если за...?"

А ответ в самом талоне, который редакция снабдила круп­ным заголовком: "Ярославль в Красную книгу?" Я родился и вырос в Ярославле, люблю этот город и совсем не хочу, чтобы он значился в Красной книге. Но не хочу также, чтобы мои коллеги-журналисты под видом объективности навязывали свое мнение пусть меньшинству, но желающе­му взвешенно, всесторонне подойти к проблеме» (Покров­ский А. Неужели от лукавого // Правда. 1989. 12 марта).

Упражнение 2. Осуществите анализ следующих вопросов.

1. Машина проехала по крайней полосе или по первой?

2. Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в крупных размерах?

З.Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?

4. Кто из ваших друзей обидел этого человека?

5. Является Сидоров тем человеком, которым он дейст­вительно является?

6. Сможем ли мы направить общественный труд в нуж­ное русло?

7. Продолжаешь ли ты бить своего отца?

8. Человеку, выступающему в процессе дискуссии за со­хранение смертной казни как высшей меры наказания, за­дают вопрос: «Вы лично, сейчас, здесь, готовы привести в исполнение смертный приговор?»

9. Когда будет построен вечный двигатель?

10. «Мне пришлось долго успокаивать взволнованную мама­шу, вызвавшую меня для консультации после того, как она во­дила сына, у которого подозревали отставание в умственном развитии, на прием к психиатру. Среди множества самых разных вопросов тот адресовал ее 5-летнему малышу и такой: "Если твоя сестра девочка, кто же твой братик?". Ответа не последовало, и психиатр, надо думать, сделал в карточке соответствующую по­метку. Но мамаша сама недоумевала, каков должен быть ответ.

Придя домой, я решил испытать свою 4-летнюю дочур­ку, спросил: "Если твоя сестра девочка, кто же твой бра-1ик?" После долгого молчания она ответила: "Мышка". "Почему?" — спросил я, сильно разочарованный. И тут же услышал: "На глупый вопрос должен быть глупый ответ"» (Зa рубежом. 1990. 9–14 февр.).

11.Синтетическое ковровое покрытие выработано из синтетических тканей?

12. Треугольник ABC треугольный?

13. Если я пойду по прямой до города Н., я прямо выйду к городу Н.?

14. Перестал ли ты бить свою жену?

15. После того как председатель профкома в течение часа отчитывался о работе профсоюзной организации, ему был задан вопрос: «Какую работу проделала профсоюзная организация в течение года?»

16. Кто в мире самый лучший?

17. Сколько лет нынешнему королю Франции?

18. Вы за или против передачи земли народу?

19. Случаются ли всевозможные перемещения и прогно-1Ы от веществ проникновения в желания?

20. Один мальчишка говорит другому:»Дай вон тому по башке!»

— Зачем?

—Ты что, боишься?

21. Если обвиняемые не виновны, то зачем они пригласи­ли адвокатов из-за границы?

22. Будете ли Вы проживать в Республике последние 10 лет?

23. Вопрос в суде потерявшему сознание во время предъ­явления ему обвинения при аресте: «Вы тогда впервые при­творились потерявшим сознание?»

24. Является ли подсудимый тем человеком, которым он действительно является?

25. Вы лично, ceйчас, здесь, готовы привести в исполнение смертный приговор?

 

Упражнение 3. Охарактеризуйте вопросно-ответные ситуации.

1. «Над дверью своего деревенского дома Бор прибил под­кову, которая, согласно поверию, должна приносить сча­стье. Увидев подкову, один из посетителей воскликнул: "неужели такой великий ученый, как вы, может действи­тельно верить, что подкова над дверью приносит удачу?" — Нет, — ответил Бор, — конечно, я не верю. Это предрассу­док. Но, вы знаете, говорят, она приносим удачу даже тем, кто в это не верит» (Физики все еще шутят. М. Изд-во «Макет». 1992. С. 160).

2. «Полистратид был отправлен вместе с другими в зва­нии посла к полководцам царя персидского. Когда его това­рищей спросили, явились ли они лично от себя или их при­слало государство, он ответил: "Если наше поручение будет удачно — от имени государства, нет — по частному делу"». {Плутарх. Избранные жизнеописания. 1987. Т. 1. С. 117).

3. «— Лови! лови его! — кричало несколько хлопцев в тесном конце улицы, и Черевик почувствовал, что схвачен вдруг дюжими руками.

— Вязать его! это тот самый, который украл у доброго человека кобылу.

—Господь с вами! За что вы меня вяжете?

—Он же и спрашивает! А за что ты украл кобылу у приез­жего мужика, Черевика?» (ГогольН.В. Вечера на хуторе близ Диканьки // Собр. соч. в 6 т. М., 1952. Т. 1. С. 32).

4.—О чем ты мечтаешь, Петя?

—Я мечтаю о том, чтобы зарабатывать 10 тысяч долла­ров в месяц, как мой отец.

—Твой отец зарабатывает 10 тысяч долларов в месяц?

—Нет, он об этом мечтает.

5.«— Любопытно бы знать, — сказал философ, — если бы, примером, эту бричку нагрузить каким-нибудь това­ром — положим, солью или железными шинами: сколько потребовалось бы тогда коней?

— Да, — сказал, помолчав, сидевший на облучке казак, — достаточное бы число потребовалось коней» (ГогольН.В. Вий // Собр. соч.: в 6 т. М., 1952. Т. 2. С. 166).

6. «По каким побуждениям убил свою жену ПозднышеЕ Что сделало его убийцей: ревность, ненависть, оскорблен ное самолюбие? То, или другое, или третье? Едва ли; и тс и другое, и третье» (Сергеич П. Искусство речи на суде М., 1988. С. 115).

7. «Вы не знаете, каков прогноз на предстоящий день? Ответ: «Климат, однако, потеплел».

8.— Сколько вам лет?

— Столько же, сколько и зим.

 

Упражнение 4. Дайте характеристику вопросно-ответ­ных ситуаций с прагматической точки зрения.

1. «Врач смотрит рентгеновский снимок больного. — Сколько вам лет, больной?

— Будет сорок...

— А по-моему — не будет...»

2. «Людям какого возраста разрешается продавать спиртные напитки?» — «Спиртные напитки разрешается продавать

людям, достигшим 21 года, а табачные изделия с 18 лет».

Основные термины и понятия по теме: вопрос, бессмысленные, недоопределенные, провокационные, тавтологичные вопросы, нерелевантные, тавтологические, противоречивые, недоопределенные ответы.

Литература

Основная:

 

1. Бочаров В.А. Основы логики: учеб. пособие. М., 2008.

2. Кириллов В.И. Логика: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2010.

 

Дополнительная:

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2012.

2. Свинцов В.И. Логика. М., 2011.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл. 2.

4. Упражнения по логике. М., 2011.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.