КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема Логика вопросов и ответов
Практическое занятие № 6 (2 часа) Вопросы: 1. Вопрос и его роль в познании. Логическая структура вопроса. 2. Виды вопросов. 3. Ответ. Виды ответов. 4. Уловки и ошибки в вопросно-ответном искусстве.
Практическая часть: Упражнение 1. Какие уловки имеются в следующих текстах? 1. Вместо того чтобы обосновать целесообразность отмены налогов на недвижимость, властям задают вопрос: «Когда вы отмените налоги на недвижимость?» 2. «Однажды стокгольмский епископ приехал в США по делам. — Будьте осторожны с американскими журналистами, — напутствовали священника. — Там ради сенсации могут написать что угодно. Поэтому, когда в Нью-Йорке нахрапистый репортер местной газеты с ходу задал епископу провокационный вопрос: «А не собираетесь ли Вы посетить места, где можно повеселиться ночью?», тот опасливо спросил: «А что, здесь есть такие места?» На следующий день газета вышла с интервью на первой странице под огромным заголовком: «Первый вопрос шведского епископа: есть ли в Нью-Йорке места, где можно повеселиться ночью?» 3. «Местная молодежная газета "Юность" решила прощупать пульс общественного мнения с помощью нехитрого социологического обследования. Приложили к газете отрывной талон с простенькими вопросами: "Как вы относитесь к строительству Ярославской АТЭЦ?", "Если против, объясните, почему?" Читатели прислали его в "Правду" с вопросом: а где же "Если за...?" А ответ в самом талоне, который редакция снабдила крупным заголовком: "Ярославль в Красную книгу?" Я родился и вырос в Ярославле, люблю этот город и совсем не хочу, чтобы он значился в Красной книге. Но не хочу также, чтобы мои коллеги-журналисты под видом объективности навязывали свое мнение пусть меньшинству, но желающему взвешенно, всесторонне подойти к проблеме» (Покровский А. Неужели от лукавого // Правда. 1989. 12 марта). Упражнение 2. Осуществите анализ следующих вопросов. 1. Машина проехала по крайней полосе или по первой? 2. Вы за справедливость или за строгое наказание лиц, совершивших хищения в крупных размерах? З.Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение? 4. Кто из ваших друзей обидел этого человека? 5. Является Сидоров тем человеком, которым он действительно является? 6. Сможем ли мы направить общественный труд в нужное русло? 7. Продолжаешь ли ты бить своего отца? 8. Человеку, выступающему в процессе дискуссии за сохранение смертной казни как высшей меры наказания, задают вопрос: «Вы лично, сейчас, здесь, готовы привести в исполнение смертный приговор?» 9. Когда будет построен вечный двигатель? 10. «Мне пришлось долго успокаивать взволнованную мамашу, вызвавшую меня для консультации после того, как она водила сына, у которого подозревали отставание в умственном развитии, на прием к психиатру. Среди множества самых разных вопросов тот адресовал ее 5-летнему малышу и такой: "Если твоя сестра девочка, кто же твой братик?". Ответа не последовало, и психиатр, надо думать, сделал в карточке соответствующую пометку. Но мамаша сама недоумевала, каков должен быть ответ. Придя домой, я решил испытать свою 4-летнюю дочурку, спросил: "Если твоя сестра девочка, кто же твой бра-1ик?" После долгого молчания она ответила: "Мышка". "Почему?" — спросил я, сильно разочарованный. И тут же услышал: "На глупый вопрос должен быть глупый ответ"» (Зa рубежом. 1990. 9–14 февр.). 11.Синтетическое ковровое покрытие выработано из синтетических тканей? 12. Треугольник ABC треугольный? 13. Если я пойду по прямой до города Н., я прямо выйду к городу Н.? 14. Перестал ли ты бить свою жену? 15. После того как председатель профкома в течение часа отчитывался о работе профсоюзной организации, ему был задан вопрос: «Какую работу проделала профсоюзная организация в течение года?» 16. Кто в мире самый лучший? 17. Сколько лет нынешнему королю Франции? 18. Вы за или против передачи земли народу? 19. Случаются ли всевозможные перемещения и прогно-1Ы от веществ проникновения в желания? 20. Один мальчишка говорит другому:»Дай вон тому по башке!» — Зачем? —Ты что, боишься? 21. Если обвиняемые не виновны, то зачем они пригласили адвокатов из-за границы? 22. Будете ли Вы проживать в Республике последние 10 лет? 23. Вопрос в суде потерявшему сознание во время предъявления ему обвинения при аресте: «Вы тогда впервые притворились потерявшим сознание?» 24. Является ли подсудимый тем человеком, которым он действительно является? 25. Вы лично, ceйчас, здесь, готовы привести в исполнение смертный приговор?
Упражнение 3. Охарактеризуйте вопросно-ответные ситуации. 1. «Над дверью своего деревенского дома Бор прибил подкову, которая, согласно поверию, должна приносить счастье. Увидев подкову, один из посетителей воскликнул: "неужели такой великий ученый, как вы, может действительно верить, что подкова над дверью приносит удачу?" — Нет, — ответил Бор, — конечно, я не верю. Это предрассудок. Но, вы знаете, говорят, она приносим удачу даже тем, кто в это не верит» (Физики все еще шутят. М. Изд-во «Макет». 1992. С. 160). 2. «Полистратид был отправлен вместе с другими в звании посла к полководцам царя персидского. Когда его товарищей спросили, явились ли они лично от себя или их прислало государство, он ответил: "Если наше поручение будет удачно — от имени государства, нет — по частному делу"». {Плутарх. Избранные жизнеописания. 1987. Т. 1. С. 117). 3. «— Лови! лови его! — кричало несколько хлопцев в тесном конце улицы, и Черевик почувствовал, что схвачен вдруг дюжими руками. — Вязать его! это тот самый, который украл у доброго человека кобылу. —Господь с вами! За что вы меня вяжете? —Он же и спрашивает! А за что ты украл кобылу у приезжего мужика, Черевика?» (ГогольН.В. Вечера на хуторе близ Диканьки // Собр. соч. в 6 т. М., 1952. Т. 1. С. 32). 4.—О чем ты мечтаешь, Петя? —Я мечтаю о том, чтобы зарабатывать 10 тысяч долларов в месяц, как мой отец. —Твой отец зарабатывает 10 тысяч долларов в месяц? —Нет, он об этом мечтает. 5.«— Любопытно бы знать, — сказал философ, — если бы, примером, эту бричку нагрузить каким-нибудь товаром — положим, солью или железными шинами: сколько потребовалось бы тогда коней? — Да, — сказал, помолчав, сидевший на облучке казак, — достаточное бы число потребовалось коней» (ГогольН.В. Вий // Собр. соч.: в 6 т. М., 1952. Т. 2. С. 166). 6. «По каким побуждениям убил свою жену ПозднышеЕ Что сделало его убийцей: ревность, ненависть, оскорблен ное самолюбие? То, или другое, или третье? Едва ли; и тс и другое, и третье» (Сергеич П. Искусство речи на суде М., 1988. С. 115). 7. «Вы не знаете, каков прогноз на предстоящий день? Ответ: «Климат, однако, потеплел». 8.— Сколько вам лет? — Столько же, сколько и зим.
Упражнение 4. Дайте характеристику вопросно-ответных ситуаций с прагматической точки зрения. 1. «Врач смотрит рентгеновский снимок больного. — Сколько вам лет, больной? — Будет сорок... — А по-моему — не будет...» 2. «Людям какого возраста разрешается продавать спиртные напитки?» — «Спиртные напитки разрешается продавать людям, достигшим 21 года, а табачные изделия с 18 лет». Основные термины и понятия по теме: вопрос, бессмысленные, недоопределенные, провокационные, тавтологичные вопросы, нерелевантные, тавтологические, противоречивые, недоопределенные ответы. Литература Основная:
1. Бочаров В.А. Основы логики: учеб. пособие. М., 2008. 2. Кириллов В.И. Логика: учеб. пособие для вузов. М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2010.
Дополнительная: 1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2012. 2. Свинцов В.И. Логика. М., 2011. 3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл. 2. 4. Упражнения по логике. М., 2011.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |