КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие № 1Тема «Понятие» Вопросы: 1. Понятие как форма мышления. 2. Виды понятий. 3. Отношения между понятиями. 4. Определение понятий. 5. Деление понятий. 6. Ограничение и обобщение понятий. Практическая часть: Упражнение 1. Определите виды следующих понятий: 1) родительское собрание; 2) воспитание; 3) эффективность производства; 4) электрон; 5) самая северная в мире атомная электростанция; 6) небрежность; 7) неподвижность.
Упражнение 2. Ознакомьтесь с приведенными ниже понятиями. Укажите, сравнимы ли они. Назовите общие и отличительные признаки. Обозначьте схематически отношения, в которых эти понятия находятся. 1. Автобус, маршрутное такси, такси, трамвай, троллейбус, городской ранспорт. 2.. Автомобиль, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотор автомобиля. 3. Автор романа «Красное и чёрное», автор романа «Пармская обитель». 4. Адмирал, английский адмирал, русский адмирал, адмирал Ушаков, адмирал Нельсон. 5. Акционерное общество, член АО, председатель правления АО, Петров. Упражнение 3. Проверьте правильность ограничения понятий: 1) государство – республика; 2) справедливая война – Великая Отечественная Война 1941–1945 гг.; 3) классовое общество – общественный класс; 4) организм – живая клетка; 5) оркестр – виолончель; 6) великая держава – Китай; 7) циферблат – цифра; 8) олигархия – монархия; 9) Республика – Федеративная Республика; 10) религия – буддизм; 11) политическая организация общества – политическая партия; 12) общественная организация – профсоюз; 13) политическое движение – борьба против терроризма.
Упражнение 4. Попробуйте установить, корректны ли следующие толкования слов в качестве определений: а) наследовать – получить в наследство от кого-либо что-либо. б) лучший – самый хороший. в) отличный – самый хороший, превосходный. г) хороший – имеющий положительные свойства. д) друг – человек, который стремится не отстать от тех, кто делает ему добро (Сократ). е) друг – тот, кто любит, и взаимно любим (Аристотель).
Упражнение 5.Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, и если нет, какие ошибки допущены.
Пример. «Болезнь – это состояние человека, при котором он чувствует себя плохо». Данное определение является несоразмерным с использованием нечеткого понятия «плохо».
а) Свет есть отсутствие темноты. б) Человек есть животное, строящее жилище. в) Собака есть домашнее животное. г) Существительное есть слово, обозначающее какой-либо объект, явление. д) Тождество есть то, что делает вещи тождественными. е) Жизнь есть сумма жизненных функций. ж) Архитектура – это застывшая музыка. з) Круг есть замкнутая кривая. и) Гипотенуза есть сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла.
Упражнение 6. Найдите понятия, отношения между которыми удовлетворяли бы приведенным круговым схемам: 1. 2. 3. 4.
5. 6.
Упражнение 7. Определите, в каких случаях имеет место логическое деление, а в каких – физическое: а) Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных. б) Год делится на 12 месяцев. в) Углы делятся на острые, прямые, тупые. г) Дома делятся на одноэтажные и многоэтажные. д) Университет делится на факультеты. е) Метр делится на сантиметры.
Упражнение 8. Определите основания деления: а) Треугольники бывают прямоугольные, остроугольные и тупоугольные. б) Натуральные числа делятся на четные и нечетные. в) Раны бывают инфицированные и неинфицированные. г) Предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. д) болезни бывают врожденные и приобретенные.
Упражнение 9. Являются ли правильными следующие классификации? Если классификация неправильная, то какие правила нарушены, какие ошибки допущены?
Пример. Предложения бывают распространенные, нераспространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные. В данном делении происходит подмена основания деления понятия «предложение». В делении предложений на распространенные и нераспространенные в качестве основания используется признак – наличие второстепенных членов предложения. На сложносочиненные и сложноподчиненные делятся только сложные предложения в зависимости от характера связи частей предложения. Ошибка: подмена основания деления.
а) Треугольники делятся на равнобедренные, равносторонние и разносторонние. б) Живые существа делятся на растения, позвоночных животных и беспозвоночных животных. в) Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные. г) Болезни делятся на наследственные, приобретенные и инфекционные. д) Лекарственные формы бывают жидкие, твердые и порошки. е) Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных. ж) Деревья бывают хвойные, низкие, строевые, плодовые. з) Население г. Новосибирска делится на мужчин, женщин, стариков и детей.
Основные термины и понятия по теме: понятие, существенный при-знак, синтез, несущественный признак, анализ, абстрагирование, сравнение, класс, род, вид, объем, содержание, единичное и общее понятие, конкретное и абстрактное понятие, положительное и отрицательное понятие, относительное и безотносительное понятие.
Литература Основная:
1. Бочаров В.А. Основы логики: учеб. пособие. М., 2008. 2. Кириллов В.И. Логика: учеб. пособие для вузов. М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2010.
Дополнительная: 1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2012. 2. Свинцов В.И. Логика. М., 2011. 3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл. 2. 4. Упражнения по логике. М., 2011.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |