КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическое занятие № 2. 1. Суждение и предложение
Тема «Суждение» Основные вопросы: 1. Суждение и предложение. 2. Деление категорических суждений по количеству и качеству. 3. Распределенность терминов в категорических суждениях. 4. Сложные суждения. 5. Отношения между суждениями по истинности. 6. Деление суждений по модальности.
Практическая часть: Упражнение 1. Соотнесите объемы понятий следующих суждений в кругах Эйлера.
Пример. Некоторые студенты НГМА – спортсмены. В этом суждении два понятия «студенты НГМА» и «спортсмены». Квантор «некоторые» указывает на то, что только часть объема понятия «студенты НГМА» входит в объем понятия «спортсмены». Очевидно также, что объем понятия «спортсмены» лишь частично совпадает с объемом понятия «студенты НГМА». Тип отношения между объемами понятий в данном суждении – пересечение.
а) Все хирурги суть врачи. б) Некоторые студенты не знают логику. в) Цицерон – великий оратор. г) Ни один человек не является бессмертным. д) Некоторые люди занимаются спортом. е) Тигр – хищное животное.
Упражнение 2. Укажите, какие из приведённых высказываний являются общеутвердительными, общеотрицательными, частноутвердительными, частноотрицательными. Укажите, какие термины распределены, а какие не распределены, изобразите отношения между терминами при помощи кругов Эйлера. Всякий моряк умеет плавать У каждой лошади есть хвост Ни одна кошка не дружит с мышами
Упражнение 3. Какие из следующих высказываний противоречат друг другу? Каждый кашалот является водоплавающим Ни один кашалот не является водоплавающим Отдельные кашалоты не являются водоплавающими Некоторые кашалоты – водоплавающие
Упражнение 4. Приведите примеры суждений по принципу «Логического квадрата». 1. Общеутвердительного. 2. Обшеотрицательного. 3. Частноугвердительного. 4. Частноотрицательного.
Упражнение 8. Приведите примеры суждений, в которых термины распределены следующим образом: 1. 2. 3. 4.
Основные термины и понятия по теме: суждение (простое и слож-ное), субъект, предикат, связка, атрибутивное суждение, суждение с отноше-нием, суждение существования, истинное суждение, качество суждения, коли-чество суждения, импликация, дизъюнкция (строгая, нестрогая), конъюнкция.
Литература Основная:
1. Бочаров В.А. Основы логики: учеб. пособие. М., 2008. 2. Кириллов В.И. Логика: учеб. пособие для вузов. М., 2004. 3. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2010.
Дополнительная: 1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2012. 2. Свинцов В.И. Логика. М., 2011. 3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл. 2. 4. Упражнения по логике. М., 2011.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |