Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 3. Тема: Логические законы




 

Тема: Логические законы

(2 часа)

Вопросы:

1. Закон тождества

2. Закон непротиворечия

3. Закон исключенного третьего

4. Закон достаточного основания

Практическая часть:

Упражнение 1. В басне Козьмы Пруткова «Стан и голос» обыгрывается многозначность одного старого русского слова. Что это за слово?

...Какой-то становой, собой довольно тучный,

Надевши ваточный халат,

Присел к открытому окошку

И молча начал гладить кошку.

Вдруг голос горлицы внезапно услыхал...

«Ах, если б голосом твоим я обладал, –

Так молвил пристав, – я б у тещи

Приятно пел в тенистой роще

И сродников своих пленял и услаждал!»

А горлица на то головкой покачала

И становому так, воркуя, отвечала:

«А я твоей завидую судьбе:

Мне голос дан, а стан тебе».

Тому же Козьме Пруткову принадлежат афоризмы: «Если хочешь быть спокоен, не принимай горя и неприятностей на свой счёт, но всегда относи их на казённый», «Взирая на высоких людей и на высокие предметы, придерживай картуз свой».

Какие из слов многозначны в этих афоризмах?

Упражнение 2. Как можно истолковать следующие два афоризма польского писателя С.Е. Леца:

«Жизнь отнимает у людей страшно много времени»

«Человек в собственной жизни играет лишь небольшой эпизод»

 

Упражнение 3. Понятия «лысый» и «куча» являются, как показал ещё Евбулид, объёмно неточными: они обозначают классы объектов с расплывчатыми, нечёткими границами. Употребление подобных понятий способно нести к парадоксам. Воспроизведите парадокс неточных понятий применительно к понятиям «лысый» и «куча». Покажите вначале, что лысых людей и куч вообще нет, а затем, что все люди являются лысыми и что всякая куча, сколько бы составляющих её частиц мы не убирали, останется кучей. Воспроизведите парадокс неточных понятий на примере понятий «высокий человек», «толстый человек» и «предмет, вызывающий слышимый звук при падении на землю».

 

Упражнение 4. Басня Козьмы Пруткова «Помещик и трава» также опирается на двузначность одного имени. Определить его несложно: его употребление – кульминация сюжета.

На родину со службы воротясь,

Помещик молодой, любя во всём успехи,

Собрал своих крестьян: «Друзья мои, меж нами связь – залог утехи,

Пойдёмте же мои осматривать поля!»

Пошёл он с ними купно. «Что ж здесь мое?»

– «Да всё, – ответил голова. –

Вот Тимофеева трава...»

«Мошенник! – тот вскричал, – ты поступил преступно!

Корысть мне недоступна,

Чужого не ищу, люблю свои права!

Мою траву отдать, конечно, пожалею,

Но эту возвратить немедля Тимофею!»

Оказия сия, по мне, уж не нова.

Антонов есть огонь, но нет того закону,

Чтобы всегда огонь принадлежал Антону.

 

Упражнение 5. Какое выражение двусмысленно в приведённом рассуждении?

Как-то раз Омирбека спросили:

– Сколько тебе лет?

– Пятьдесят один, – ответил Омирбек.

Прошло лет пять, и Омирбеку снова задали тот же вопрос.

– Пятьдесят один год, – снова ответил Омирбек.

– Омирбек, – удивились друзья, – ведь пять лет назад тебе уже был пятьдесят один год?! Как же так?

Омирбек ответил:

– Каждый уважающий себя мужчина должен держать своё слово! Раз сказал «пятьдесят один», то не будь балаболкой и не говори следующий раз «пятьдесят пять» или «шестьдесят». Я никогда не изменю своему слову, вы же меня знаете!

 

Упражнение 6. В какой момент скульптурное изображение, всё более удаляющееся от «оригинала», перестаёт быть произведением искусства и становится «металлической утварью»? Можно ли вообще ответить на подобного рода вопрос? Не следует ли понятие «скульптурное изображение», как и понятие «произведение искусства», отнести к неточным?

Хорошим примером того, что неточные понятия способны приводить к неразрешимым спорам, может служить любопытный судебный процесс, состоявшийся в 1927 г. в США. Скульптор К. Бранкузи обратился в суд с требованием признать свои работы произведениями искусства. В числе работ, отправляемых в Нью-Йорк на выставку, была и скульптура «Птица». Сейчас она считается «классикой абстрактного стиля». Она 4026представ

Некоторые из употреблённых в приведённых заданиях понятия многозначны, что ведёт к двусмысленности их толкования. Ответьте на вопросы задания и дайте необходимые пояснения к своему ответу.

– Я навсегда покончил со старым, – сказал своему напарнику матёрый уголовник, выходя из квартиры антиквара.

Что сделал этот уголовник?

– Джексон, что случилось? – спрашивает поручик идущего по двору казармы рядового Джексона с загипсованной рукой.

– Я сломал руку в двух местах, сэр.

– Впредь избегайте этих мест, Джексон.

В чём двусмысленность этого диалога?

Перед началом операции хирург намеревается продезинфицировать руки.

– Спирту! – приказывает он ассистентке.

Больной, испуганно:

– Умоляю вас, доктор, только не перед операцией!

В чём здесь двусмысленность?

Врач пациенту:

– Каждое утро вам нужно пить тёплую воду за час до завтрака.

Через неделю пациент опять зашёл к доктору.

– Как вы себя чувствуете? – спросил врач.

– Хуже некуда.

– А вы строго придерживались моих предписаний и пили каждое утро тёплую воду за час до завтрака?

– Я вовсю пытался это сделать, – отвечал пациент, – но мог пить её максимум пятнадцать минут.

Что имел в виду врач и как его понял больной?

Проходя мимо аптеки, человек увидел в витрине симпатичный флакон, на котором крупными буквами было написано: «От насморка и кашля – один доллар». Обрадовавшись, он купил заманчивый флакон и отправился домой. Не прошло и суток, как он прибежал назад в аптеку с жалобой, что стал кашлять ещё сильнее, несмотря на то, что выпил целый флакон.

– Выпил! – закричал аптекарь. И вы ещё живы? Да ведь это же специальный состав для пропитки обуви, чтобы она не пропускала влагу!

Какие смыслы можно придать надписи, указанной на флаконе?

Жертву дорожного происшествия доставили в госпиталь! В приёмном отделении, записывая его данные, сестра спрашивает:

– Женаты?

– О нет, нет, – вздрагивает пострадавший я попал под автомобиль.

В чём здесь источник непонимания?

Литература

Основная:

 

1. Бочаров В.А. Основы логики: учеб. пособие. М., 2008.

2. Кириллов В.И. Логика: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2010.

 

Дополнительная:

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2012.

2. Свинцов В.И. Логика. М., 2011.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл. 2.

4. Упражнения по логике. М., 2011.

Практическое занятие № 4–5

Тема «Умозаключение как форма мышления»

(4 часа)

Вопросы:

1. Общая характеристика умозаключения

2. Непосредственные умозаключения: превращение, обраще­ние, противопоставление предикату, по логическому квадрату.

3. Категорический силлогизм.

4. Полисиллогизмы и сориты, энтимема.

5. Условно-категорические умозаключения.

6. Разделительные умозаключения.

7. Конструктивные и деструктивные дилеммы.

Практическая часть:

Упражнение 1. Сделайте превращение, обращение и противопоставление предикату следующих суждений:

Упражнение 2. Найдите ошибку в умозаключении:

1. Движение вечно.

Хождение в институт – движение.

Хождение в институт вечно.

 

2. Некоторые растения ядовиты.

Малина – растение.

Малина – ядовита.

 

3. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Санкт-Петербург не находится за полярным кругом.

В Санкт-Петербурге не бывает белых ночей.

 

4. Дельфины не рыбы.

Щуки не дельфины.

Щуки не рыбы.

 

Упражнение 3. Закончите следующий силлогизм и дайте его логическую формулу.

1. Все металлы электропроводны.

Некоторые тела не электропроводны.

-----------------------------------------------

?

 

2. Ни одна планета не светит собственным светом.

Юпитер – планета.

--------------------------------------------------------------

?

 

3. Все офтальмологи – врачи.

Некоторые офтальмологи – шахматисты.

----------------------------------------------

?

 

4. Все кашалоты – киты.

Ни один кит - не рыба.

------------------------------

?

Упражнение 4. Сделайте выводы из следующих суждений при помощи превращения, обращения и противопоставления предикату.

Некоторые студенты любят логику

Упражнение 5. Укажите состав, фигуру, модус силлогизма, определите, является ли он правильным, используя круговые схемы, контрпримеры, общие правила силлогизма, правила фигур.

Все невежественные люди тщеславны. Ни один профессор не является невежественным. Ни один профессор не является тщеславным

Упражнение 6. Определить вид умозаключения, построить схему, написать формулу и доказать, что она тождественно-истинна.

Существительное есть самостоятельная часть речи

Собственное имя есть имя существительное

Название города есть собственное имя

Название столицы есть название города

«Рим» – название столицы

«Рим» есть самостоятельная часть речи

 

Упражнение 7. Определите вид и правильность умозаключения, где не достаёт заключения, выведите его.

Подпись на расписке Х. могла быть выполнена только самим X., или У., или Т. Установлено, что ни У., ни Т. не выполняли подпись на расписке. Следовательно?

Упражнение 8. Определите вид дилеммы или трилеммы, запишите формулу.

Если количество холестерина в плазме крови превышает норму, то он откладывается на стенках сосудов, сосуды теряют эластичность, повышается давление. В данном случае или холестерин не откладывается на стенках сосудов, или сосуды не теряют эластичность, или давление нормально. Количество холестерина в плазме крови не превышает норму.

Упражнение 7. Составьте умозаключения по приведенным фигурам.

 
 

 


Основные термины и понятия по теме: непосредственное умозаключение, опосредованное умозаключение, превращение, обращение, противопоставление предикату, правила терминов, правила посылок, правила фигур силлогизма, больший термин, меньший термин, средний термин, модусы силлогизма, индуктивное умозаключение, метод сходства, метод различия, полная индукция, неполная индукция, популярная индукция, научная индукция, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, аналогия свойств, аналогия отношений, модель, прототип.

 

Литература

Основная:

 

1. Бочаров В.А. Основы логики: учеб. пособие. М., 2008.

2. Кириллов В.И. Логика: учеб. пособие для вузов. М., 2004.

3. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2010.

 

Дополнительная:

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2012.

2. Свинцов В.И. Логика. М., 2011.

3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл. 2.

4. Упражнения по логике. М., 2011.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.