КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели конъюнктуры товарного рынка
Одним из важных показателей конъюнктуры рынка является емкость. Под емкостью понимается количество товаров, которое рынок способен поглотить за определенный срок и при определенных условиях. Принципиальная формула расчета емкости товарного рынка такова: Е= П + И – Э + Зскл, где
П- производство товара, предназначенного для данного рынка; И- импорт товара; Э- экспорт товара; Зскл – запасы данного товара На практике маркетологи довольно часто прибегают к формуле расчета емкости рынка, имеющей следующий вид: n Е = ∑ (Si Ri Эх) – (Н- Иф- Им) –А, где ir Е- емкость рынка; Si – численность потребителей i -й социальной или возрастной группы; Ri – потребление на душу в i –й группе потребителей; Эх – поправка на эластичность спроса (при изменении цен или дохода); Н- насыщенность рынка; Иф и Им – физический и моральный износ; А – альтернативные нерыночные формы потребления (например, приобретение продуктов собственного производства); n – число i –х групп населения. Показатель насыщенности рынка (Н) играет в конъюнктурном анализе самостоятельную работу, поскольку оказывает сильное влияние на цикличность функционирования рынка, ограничивая спрос. Насыщенность рынка – это степень обеспеченности потребителей товарами, определяемая или экспертным путем, или в результате проведения полевого маркетингового исследования. Насыщенность рынка на конец периода (Нк) может быть оценена с помощью балансового метода расчета: Нк= Нн+П-В, где Нн – наличие товара на начало периода; П – прогнозируемое поступление за период; В – выбытие товаров за период. Важнейший фактор конъюнктуры рынка - основная его пропорция: соотношение спроса и предложения. В формализованном виде данные пропорции будут выражены следующим образом: Iз = 1 → П=С (рынок сбалансирован); Iз > 1 → П > С (диспропорция: предложение превышает спрос); Iз < 1 → П < С (диспропорция: спрос превышает предложение); где Iз – индекс товарных запасов; П – предложение; С - спрос; Отметим, что сбалансированность спроса и предложения обуславливает стабильность товарных запасов. В данном случае товарные запасы выполняют функцию индикатора конъюнктуры товарного рынка.
Масштаб рынка – определяется объемом продажи товаров, а также размером и числом фирм – производителей, продавцов, посредников. Фирмы ранжируются по размерам и формам собственности, а также по занимаемой ими доле. D=Ti / ∑Ti, где D – доля фирмы на товарном рынке; Ti – товарооборот фирмы; ∑Ti - общий объем продаж на рынке. Потенциал рынка – возможности товарного рынка и покупательского спроса. n Q=∑(qij x [Tпр.цен x Эр]-B, где i=1 qij – объемi – той продукции, запланированной к выпуску на j – м производственном предприятии в соответствии с портфелем заказов; Tпр.цен x Эр – поправка на изменение оптовых цен; Tпр.цен - темп прироста цены; Эр – коэффициент эластичности предложения от цен на сырье и готовые изделия; n- число j-х предприятий, с которыми заключен контракт на поставку товара; B – внутреннее производственное потребление. Не менее значимым направлением в диагностике конъюнктуры товарного рынка является процесс прогнозирования рыночной ситуации. Прогнозирование конъюнктуры рынка предполагает оценку текущего ее состояние, а также оценку тенденций развития. Для этого необходимо выявить факторы, воздействующие на конъюнктуру, и характер их взаимосвязей. Тенденция развития рынка – экономическое и статистическое понятие, характеризующие закономерности изменения его главных параметров во времени. Для определения вектора и скорости развития рынка строятся динамические ряды показателей, характеризующих основные параметры рынка, а затем вычисляются темпы роста или прироста (базисные и цепные). Т роста =Y1/Y0, где Y1 и Y0 – уровни динамического ряда соответственно базисного и текущего периодов. Одним из надежных способов выявления основной тенденции развития рынка заключается в построении и графическом изображении трендовых моделей. Тренд – графическое или математическое выражение закономерности динамического развития, т.е. выражение основной тенденции изменений Данный метод имеет следующие преимущества: - определяет вектор и скорость развития рынка; - отражает характер изменений рынка. Наиболее часто используемые трендовые модели: 1.Линейная прямая (позволяет определить вектор развития (параметр с «+», характеризует рост, с «-» - спад).
у t yt=a+bt 2.Порабола второго порядка (позволяет определить скорость развития и ускорение). у t yt=a+b1t+b2t2
3.Степенная (показывает ускоренное развитие) у t b y=at 4.Гипербола (показывает регрессивное развитие рынка) у t yt=a+b 1/t
прогнозирование конъюнктуры рынка может быть осуществлено при помощи методов корреляционного и регрессионного анализа. Корреляционный анализ – представляет собой инструмент, позволяющий количественно оценивать тесноту связи между измеряемыми величинами в условиях действия большого числа факторов, ряд из которых может быть неизвестен. Регрессионный анализ – позволяет определять степень влияния каждого фактора на изучаемый показатель и оценивать характер этого влияния с помощью различных критериев. Реализация этих методов предполагает построение и анализ модели изучаемого объекта, которая в общем случае имеет вид: Y = F (X,Y,Z....N), где Y – зависимая переменная, перспективное значение которой мы хотим определить (например: величина спроса); F – функция, описывающая зависимость прогнозируемого показателя от факторов, его определяющих; X,Y,Z N – значения факторов, определяющих прогнозируемый показатель. Процедура прогнозирования с использованием методов корреляции: 1. Логический отбор факторов, включаемый в расчет. 2. Выбор математической формы зависимости прогнозируемого показателя и факторов, его определяющих. 3. Определение численных значений параметров уравнений связи. 4. Статистическая оценка значимости (надежности, достоверности). 5. Расчет перспективных значений прогнозируемого показателя.
Тренировочные задания к главе
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1737; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |