Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здесь под причиной имеется в виду именно субстанциональная, сущност­ная причина. - А.К




Эти два вида Природного Тела Будды, или Тела Таковости Истины, суть пустота ума Будды и истина пресечения в потоке ума Будды. [Ценак Ригзин, с. 68].

ума - пустота неумиротворенного ума. Если вы будете утверж­дать, что пустота ума - нирвана, значит, у всех нас уже есть нирвана. Однако у живых существ нет нирваны, поскольку ум их неумиротворен.

Если нирвана - пустота, а пустота постоянна, может ли нирвана иметь причину? У нее нет причин. Тогда как же воз­можно ее достичь? Почему мы пытаемся обрести ее? Вы должны понимать, что сама по себе нирвана не зависит от причин. Это прекращение омрачений в вашем уме. Пресече­ние омрачений не является следствием причины138. Оно за­висит от устранения омрачений, но не является прямым ре­зультатом устранения омрачений. Приведу пример для пояснения.

Допустим, ваше тело свободно от болезней. Здоровье вашего тела не является прямым результатом лекарства. Лекарства устраняют заболевание, но не являются сущност­ной причиной здорового состояния. Если бы свобода от бо­лезни была результатом лекарства, она также была бы ле­карством. Прекращение заболевания - постоянный феномен, который зависит от устранения болезни. А чтобы излечить болезнь, применяется противоядие, то есть лекарство. Ле- карство-мудрость устраняет омрачения, в результате чего мы достигаем состояния прекращения омрачений.

Зависимость от определенного фактора и прямой резуль­тат действия определенной причины - два совершенно разных типа связи. В Прасангике Мадхьямике считается, что все феномены возникают зависимым способом. Но зависимость не обязательно означает зависимость от причины. Например, нирвана зависит от мудрости, познающей пустоту. Но эта мудрость не является причиной нирваны. Она подобна ле­карству, устраняющему омрачения. Устранив омрачения, вы достигнете нирваны, которая представляет собой пресечение омрачений.

Итак, в четырех благородных истинах, преподанных Буддой, путь подобен причине, а пресечение подобно резуль­тату. Но пресечение, подобное результату, не находится с путем, подобным причине, в прямой причинно-следственной связи.

Вопрос из зала: Как доказать, что есть необходимая связь между культивированием великого сострадания и бодхичитты и нирваной как результатом? Скажем так: почему нельзя до­стичь нирваны просто через прямое постижение пустоты, без развития бодхичитты?

- Здесь говорится не просто о нирване, а о просветлении. Этого состояния нельзя достичь только с помощью мудрости, познающей пустоту. Необходимо еще длительное освоение великого сострадания.

Мы вновь приходим к вопросу для диспута: когда все станут буддами, как последнее существо сможет породить сострадание - при условии, что оно не может сострадать самому себе и не имеет возможности взрастить сострадание к другим, так как нет других страдающих существ? Не развив великого сострадания, оно не может стать Буддой. Каково определение бодхичитты? Оно указывает на два типа вдох­новения: вдохновение помочь всем живым существам и вдохновение стать Буддой. Как же тогда обосновать положе­ние, что все живые существа могут достичь просветления? Подумайте над этим.

Сегодня мы больше времени уделим диспутам. Кхедруб Ринпоче и Гьялцаб Ринпоче, ближайшие ученики Ламы Цон­капы, также вели диспуты и не во всем соглашались друг с другом. По мнению Гьялцаба Ринпоче, когда все существа достигнут просветления, они станут едиными, подобно рекам, которые текут по отдельности, а потом впадают в океан. Тогда логично задаться вопросом: «Какой же смысл в том, чтобы существам становиться Буддой? Ведь Будда уже есть. Если, достигнув просветления, вы добавляете силу уже су­ществующему Будде, значит, силы его не беспредельны. Тогда в чем смысл просветления?»

Изучая тексты, я заметил, что некоторые мастера видят Манджушри серьезным, другие - веселым. Почему так про­исходит? Не думайте, что существует один Манджушри, - их много. Когда достигнете просветления, ваш аспект мудрости будет обладать вашим характером. Сила Будд не возрастет оттого, что я стану Манджушри, но тот Манджушри, которым стану я, будет помогать тем существам, с которыми у меня есть кармическая связь.

Когда я медитировал в горах над Дхарамсалой, у меня появился такой вопрос к себе: «Почему ты хочешь стать Буддой?» Я ответил: «Чтобы помогать всем живым существам». Но мой негативный ум возразил: «Есть же много других Будд; если ты станешь еще одним Буддой, что ты можешь совершить такого, чего не смогут сделать они?» Я застрял на этом месте и дальше не мог медитировать. Вам также необходимо вести диспут со своим негативным состоянием ума.

На следующий день я отправился к Пано Ринпоче139. Когда он закончил свою медитативную сессию, и я к нему вошел, он рассмеялся, потому что знал, с какой проблемой я пришел. Я начал ему рассказывать, а он меня прервал и спросил: «Когда кто-то просит тебя дать пищу, ты можешь дать ее?» Я ответил: «Да». Он сказал: «Когда ты станешь Просвет­ленным, твой потенциал не будет больше, чем у других Будд. Так же, как сейчас с конкретным человеком поделиться хлебом можешь именно ты, в будущем, когда станешь Буддой, ты сможешь помочь именно тем существам, с которыми имеешь кармическую связь, тогда как у других Будд нет такой карми­ческой связи с ними, и поэтому они не могут им помочь».

Все существа имеют связи со всеми Буддами, потому что они были когда-то их матерями. Но некоторые кармические связи не такие, как между учеником и Учителем, а такие, как между сыном и матерью и так далее. Некоторые кармические отпечатки были созданы много времени назад, они настолько слабы, что им сложно проявиться. Таким существам Будда не сможет помочь. Важна «свежесть» кармической связи и ее отношение к Дхарме. Только когда проявляется такая связь, создается возможность помочь живым существам.

Когда Пано Ринпоче дал объяснение, мои сомнения рассеялись, и у меня «появилась» причина стать Буддой, причем поскорее: чем скорее я достигну просветления, тем скорее смогу помочь множеству живых существ, с которыми у меня есть кармическая связь. Если вы этого не понимаете, у вас будет возникать вопрос: зачем вам идти к просветлению, если уже есть Будды?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.