Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имя этого мастера, являвшегося одним из главных Учителей досточти­мого Геше Тинлея, пишется Пэнанг Ринпоче, но Геше-ла произносит его как «Пэно Ринпоче» или «Пано Ринпоче»




Вы не станете более могущественным, чем они. Вы смо­жете сделать что-то для других не потому, что у вас будет более могучая сила, а потому, что имеете кармические связи с определенными существами.

Во всей второй главе 'Праманаварттики'доказывается не только то, что Будда - достоверное существо, но так же и то, что вы можете стать Буддой, потому что Будда не был таким изначально, он - «ставший достоверным существом». А каким образом он стал им?

Посредством длительного освоения великого сострадания и мудрости, познающей пустоту. Путем освоения великого сострадания он накопил огромнейшие заслуги, которые по­добны одному крылу: это крыло метода. Благодаря второму крылу, мудрости постижения пустоты, он накопил собрание мудрости, которое является причиной Дхармакаи. Все это накапливалось в течение длительного времени, и в результа­те он достиг Дхармакаи и Рупакаи. Мы можем достичь того же результата, потому что омрачения не заложены в природе нашего ума.

С другой стороны, объект, который мы собираемся под­вергнуть тренировке, - ум, а это прочный объект. Он имеет стабильную, очень надежную основу. Помимо того, как только вы освоите совершенное состояние, для его проявления больше не потребуются повторяемые усилия. Значит, это состояние ума достижимо.

Вопрос из зала: Каким образом можно доказать наличие у Будды Рупакаи?

- Нельзя выявить Рупакаю как некий объект. Как уже го­ворилось, есть разные виды объектов: явные, скрытые, весьма скрытые. Здесь мы говорим о Рупакае, исходя из того, что, как известно из подлинных первоисточников, на первом пути бодхисаттва может являть сто тел, на втором количество возрастает на порядок, потом возрастает еще больше. Дока­зательство состоит из большого количества элементов. С одной стороны, оно основывается на цитатах из подлинных перво­источников, с другой - на множестве других умозаключений, доводов.

Вопрос из зала: Почему у тела нет достоверной основы, а у ума она есть?

- Надо говорить не о достоверности, а о прочности. Тело тоже достоверно. Но способности тела невозможно развивать до безграничности. Кроме того, тело очень хрупкое, уязвимое. Исследуйте сами и убедитесь, как оно в своей бренности не похоже на наш ум. Ум всегда был и продолжает существовать. А с нашей формой дело обстоит иначе. Наше грубое тело состоит из четырех элементов, из них огонь и вода конфлик­туют между собой, ветер и земля тоже конфликтуют, то есть четыре элемента находятся в постоянном противоборстве. Поэтому грубое наше тело подобно пузырю на воде: оно су­ществует лишь миг.

Вопрос из зала: В уме нет находящихся в противоречии элементов?

- Ум не состоит из четырех элементов. В нем есть нега­тивные и позитивные состояния, но конфликт позитивных и негативных состояний ума не может уничтожить ум, поэтому мы называем его прочным. Он существует с безначальных времен, его поток длится вечно.

Если сравнить по прочности негативное и позитивное состояния ума, то из этих двух категорий у негативных состо­яний ума нет прочной основы, потому что они не связаны с достоверным познанием, и в этом смысле в них нет достовер­ности. Они основаны на заблуждении, на ложном восприятии. Очень важно понять, что все омрачения строятся на неверном восприятии реальности.

Когда вы ясно начинаете видеть реальность, даже если захотите породить омрачения, вам не удастся это сделать, потому что основы уже не будет. Она исчезнет сама по себе.

Например, в темной комнате лежит веревка. В темноте вы приняли ее за змею и очень испугались. Когда же включи­ли свет, увидели, что это просто веревка. Как бы вы после ни убеждали себя: «Бойся ее, бойся!» - у вас не будет страха, потому что вам все ясно. Точно так же, сколько бы архаты или будды ни говорили себе: «Разгневайся!», они не могут разо­злиться, потому что им совершенно ясно, что гневаться не на что. Повторяю, что все омрачения не могут быть прочными, поскольку они основаны на неверном восприятии, на заблуж­дении. Как только мы начинаем видеть вещи такими, какие они есть, омраченное восприятие рассыпается в прах. Оно не может у нас больше породиться.

Вопрос из зала: Получается, что до тех пор, пока нет прямого познания пустоты, нужно генерировать противоядие в случае каждого конкретного омрачения? Это ведь очень изнурительно.

- Да, это так. Поэтому подчеркивается важность порож­дения мудрости, познающей пустоту. Как говорится, если у вас нет мудрости, познающей пустоту, то каждый раз нужно принимать противоядие от всякого возникающего омраче­ния. Это все равно, что подрезать листья на ядовитом дереве: вы отрезаете один лист, а взамен вырастает новый. Иногда дерево разрастается еще больше - процесс бесконечен. Следовательно, самый лучший способ - подсечь дерево под корень.

В 'Праманаварттике' приводится цитата из коренного текста: «Что толку прилагать усилия к пресечению лишь од­ного. Нужно прилагать усилия к пресечению двух. Пресечение лишь одного - это неискусно».

Что это за «одно» и «два»? В коренном тексте под «пре­сечением одного» подразумевается прекращение негативной кармы. Это удержание себя от создания негативной кармы. Многие люди, практикующие Дхарму, стремятся лишь удер­живать себя от таких поступков. Двигаться только в этом направлении - неискусно. До какой поры так может продол­жаться?

По-настоящему мудро прикладывать усилия в направле­нии «пресечения двух». А «два» есть, во-первых, негативная карма, во-вторых, источник негативной кармы, то есть корен­ные омрачения. Помимо прекращения негативной кармы, нужно одновременно искоренять омрачения. Тогда наконец-то ваши желания исполнятся. Иначе ваша практика будет подоб­на попытке остановить руками ветряную мельницу. Вы може­те длительное время удерживать лопасти, но в конечном итоге сил не хватит и они завертятся еще быстрее. Это очень полезный совет.

Если обратиться к прошлому и посмотреть на монастыр­ский быт, можно увидеть, что в христианских и буддийских монастырях происходило много неприятных историй из-за того, что люди подавляли свои инстинкты и желания. Конечно же, монахи достигали также и положительных реализаций.

Но есть много неприглядных фактов, когда люди пытались прекратить совершение негативной кармы, просто стараясь силой подавить свои страсти. До некоторого времени им удавалось сдерживать проявление страстей, но потом проис­ходил взрыв, и наступала обратная реакция: люди становились, мягко говоря, очень странными.

То, что вы сказали, правильно - в итоге люди, занимаю­щиеся просто подавлением страстей, очень утомляются от борьбы с собой: пятнадцать лет медитации, а гнев еще есть, страсть к женщине есть. И они занимаются самобичеванием: «Какой я плохой!», - и запрещают себе даже смотреть на женщин. В итоге, когда такие монахи садятся в медитацию, перед ними вместо объекта медитации возникает образ жен­щины.

Человеческий ум очень странно устроен: когда ему за­прещают что-то делать, он, наоборот, загорается желанием это делать. По этой причине искусный метод заключается в том, чтобы устранить «двух»: и негативную карму, и ее источ­ник. В тибетских монастырях происходило, по-видимому, все же меньше подобных историй, чем в христианских монастырях, потому что в былые времена тибетские мастера практикова­ли «то и другое» (пытались устранить и негативную карму, и омрачения) и достигали хороших результатов.

Вопрос из зала: Геше-ла, объясните, пожалуйста, разни­цу между абсолютной бодхичиттой и относительной бодхи- читтой.

- Относительная бодхичитта - это собственно бодхичит­та, то есть, по определению, желание достичь просветления ради блага всех живых существ. А абсолютная бодхичитта - мудрость, познающая пустоту, с мотивацией бодхичитты. Не всякая мудрость, познающая пустоту, является абсолютной бодхичиттой. Мудрость постижения пустоты архатом Хинаяны не является абсолютной бодхичиттой.


Подобно тому, как раскаляется докрасна помещенный в огонь кусок железа, так абсолютная бодхичитта действует на ум арьи, стоящего на пути Махаяны, словно раскаляет его. С одной стороны, раскаленное железо неотделимо от огня, с другой стороны, оно остается железом. «Железо» (ум арьи), докрасна раскаленное «огнем» бодхичитты, познает пустоту. Но в то время, когда ум познает пустоту, в нем не проявляет­ся желание достичь просветления ради блага всех существ140,- он просто познает отсутствие самобытия. Но поскольку это познание очень сильно побуждается чувством бодхичит­ты, такое состояние ума называется абсолютной бодхи- читтой.

Вы должны понимать, что у архата Хинаяны нет абсолют­ной бодхичитты. Не думайте, что архаты бывают только в Хинаяне. Архатом называется тот, кто уничтожил врага - омрачения. На седьмом бхуми махаянские практики пол­ностью уничтожают омрачения. На восьмом бхуми они стано­вятся архатами. Итак, абсолютная бодхичитта - это достигну­тая махаянским практиком мудрость постижения пустоты.

Вопрос из зала: Благодаря чему чувство прибежища га­рантирует спасение от низших миров?

- Если вы испытываете в момент смерти гнев, он служит условием проявления негативной ввергающей кармы. В силу этой кармы вы родитесь в низших мирах. Если же в момент смерти условием будет чувство прибежища или любовь, со­страдание - любой позитивный настрой ума, он станет усло­вием для проявления позитивной ввергающей кармы. Создав все условия для благой ввергающей кармы, вы обретете благоприятное новое рождение.

Говорится, что если в течение жизни вы совершили очень много негативной кармы и накопили мало позитивной кармы, но умираете в позитивном настрое ума, то ваше следующее за этой жизнью рождение определенно окажется благоприят­ным. Но это гарантия только лишь на одно следующее рож­дение, а не на все будущие жизни. Если же всю жизнь вы занимались только практикой Дхармы и накопили очень мало негативной кармы, но в момент смерти, разгневавшись, соз­дали условия для проявления хотя бы небольшой негативной кармы, она станет причиной вашего попадания в низшие миры на одну жизнь.

Даже бодхисаттвы, а у них имеется очень мало неблагой кармы и много позитивной, иногда в силу случайно возник­шего условия в момент смерти могут попасть в ад. Есть ис­тории о том, что некоторые бодхисаттвы рождались в аду. Но поскольку они обладали сильнейшим состраданием, они




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.