Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямое познание




БУААИЙСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ143.

Есть два вида достоверного познания (tshad ma; пра- /иана)144:

1. прямое достоверное познание;

2. косвенное достоверное познание145.

С методами косвенного достоверного познания, в част­ности, с логикой умозаключений «для себя», как она излагается в системе Дигнаги-Дхармакирти, вы вкратце уже познакомились. Теперь я расскажу вам, как в буддийской теории познания трактуется прямое достоверное познание.

Прямое достоверное познание разделяется на три вида146:

1. прямое восприятие органов чувств;

м' Значительная часть второй главы 'Праманаварттики тоже посвящена вопросам теории познания: изложению шести видов классификации актов ума и базовым определениям теории познания [Геше Чжамьян Кенцзэ 2005, с. 68].

ж Два вида достоверного познания в системе Дигнаги-Дхармакирти и в тибетской традиции связаны с двумя видами объектов: 1) объекты, имеющие собственный признак, воспринимаемые непосредственно; 2)объекты, имеющие общий признак, они познаются косвенными методами познания. Эти два вида объектов называются также единичными и общими. Положение о том, что видов достоверного познания в соответствии с двумя видами объектов именно два (не меньше и не больше), обосновано в третьей главе 'Праманаварттики.

145 Прасангики не признают генетического различия между прямым и кос­венным познаниями, а как раз это различие считается фундаментальным по­ложением системы Дигнаги-Дхармакирти. Следовательно, прасангики допус­кают возможность «плавного перехода от концептуального к неконцептуаль­ному постижению абсолютного во время созерцания» [Донец 2006, с. 107].

146 Досточтимый Геше Тинлей здесь приводит классификацию видов прямо­го познания в прасангиковской интерпретации системы Дхармакирти.

2. прямое ментальное восприятие;

3. прямое йогическое восприятие147.

Что такое «прямое восприятие органов чувств»? Это непосредственное восприятие с помощью органов чувств (глаза, уха и так далее). Например, когда глаз познает чашку, чашка является органу зрения. Как зрительное сознание познает чашку? В 'Праманаварттике' говорится, что зритель­ное сознание, поскольку является видом чувственного вос­приятия, познает объект с помощью трех условий. Каковы три условия чувственного восприятия148?

Первое - условие объекта. Когда орган зрения познает чашку, первое, при помощи чего осуществляется позна­ние, - объект. Если нет чашки, ее невозможно познать. По­скольку чашка перед нами присутствует, это становится первым условием - условием объекта.

Второе - собственное условие, или условие хозяина149. Каким оно будет для познания чашки органом зрения? Сам орган зрения является собственным условием.

Третье - условие предшествующего момента150, предше­ствующий момент сознания. Поскольку существует предыду­щий момент сознания, возникает и продолжение сознания. В противном случае поток сознания не мог бы существовать. Сознание является условием предшествующего момента для познания чашки. Когда имеются все три условия, вы способны познать чашку. Например, если нет чашки, значит, познания чашки не произойдет в силу отсутствия первого условия. Даже если есть чашка, но нет органа зрения, - чашка не




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.