![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Систематизированный Глоссарий терминовбуддийской логики[86] 1. Общие категории буддийской феноменологии Феномен - объект достоверного познания: все, что является достоверно познаваемым. Феномены постоянные - это феномены, не подверженные изменениям, не обладающие возникновением, пребыванием, разрушением, не способные функционировать. Феномены непостоянные - феномены, подверженные грубым и тонким изменениям, способные функционировать. Феномены производные (санскрита-дхармы) - возникшие в силу причин и условий; составные феномены. Феномены непроизводные (асанскрита-дхармы) - несоставные, не подверженные возникновению в силу причин и условий, зависимые от наименования. Феномены явные - все феномены, которые познаваемы с помощью органов чувств. Феномены скрытые - феномены, чувственно не воспринимаемые обычными существами, но познаваемые прямой логикой, на основании трех видов правильных признаков. Феномены весьма скрытые - недоступные ни чувственному восприятию, ни прямой логике обычных существ, но познаваемые посредством косвенной логики - при опоре на духовный опыт Будды. Феномен утверждения - это объект, который может быть познан без необходимости познавания того, что является его противоположностью; функциональные феномены. Феномен отрицания - объект, который познается в зависимости от установления того, что является его противоположностью. Форма - это все материальные феномены. Сознание - одна из трех категорий феноменов утверждения, феномен, обладающий характеристиками бесформности (не состоит из частиц), способности познания, ясности. Первичный ум - категория сознания, обладающего тремя характеристиками (бесформность, способность познания, ясность) и познающего объект в целом. Вторичный ум - категория сознания, обладающего тремя характеристиками (бесформность, способность познания, ясность) и познающего специфические характеристики объекта. Неассоциируемый составной фактор (випраюкта-санска- ра) - класс непостоянных, составных (производных) феноменов, которые нельзя отнести ни к категории формы, ни к категории сознания. Объектная основа, или основа для обозначения, - это феномен или группа феноменов, которым присваивается какое-либо обозначение (наименование). 2. Категории логики (цемы) Логика прямая, или непосредственная прамана (це- ма), - это логика умозаключений, используемая в достоверном познании обычных существ и опирающаяся на три вида правильного логического основания (признак одной природы, признак результата, признак ненаблюдения). Логика косвенная - косвенное постижение обычными существами весьма скрытых объектов с помощью дедуктивного вывода из опыта непосредственного восприятия Буддой весьма скрытых феноменов; основанием умозаключения служит духовный опыт Будды. Отрицание - это отсутствие чего-либо. Два вида отрицания: 1. утверждающее отрицание — такой вид логического отрицания, когда нечто отрицается, но одновременно с этим на месте отрицаемого утверждается что-то другое. 2. неутверждающее отрицание - это такое отсутствие, когда взамен объекта отрицания ничто не утверждается. Логические отношения между двумя феноменами р и q: 1. Тождество - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда р и q совпадают по смыслу. 2. Три альтернативы - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда имеют место следующие три альтернативы: - есть то, что является одновременно р и q; - есть то, что является р, и оно обязательно является q, но то, что является q, не обязательно является р (р однона- правленно проникает в q); - есть то, что не является ни р, ни q. 3. Четыре альтернативы - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда имеют место следующие четыре альтернативы: - есть то, что является одновременно р и q; - есть то, что есть р, но не есть q; - есть то, что есть q, но не есть р; - есть то, что не есть ни р ни q. 4. Противоречие - это логическое отношение между двумя феноменами р и q, когда имеет место следующее: - все, что есть р, с необходимостью не есть q; - все, что есть q, с необходимостью не есть р. Противоречие невозможности одновременного пребывания - это противоречие двух феноменов р и q, когда исключается их одновременное пребывание. Противоречие отсутствия общего - это противоречие двух феноменов р и q, которые не имеют общих признаков. Умозаключение, или силлогизм (джорва), - способ логического познания скрытого феномена на основании явного признака, в классической структуре имеет три элемента: объект, основание (признак) и следствие. Виды умозаключений: 1. «собственно умозаключение», то есть умозаключение прямой логики, удостоверяющее объект посредством опоры на три вида правильного признака; 2. «умозаключение по доверию», то есть умозаключение косвенной логики, удостоверяющее объект посредством опоры на авторитет Слова Будды. «Собственно умозаключение» делится в зависимости от цели на умозаключение «для себя» и «умозаключение для других». Структура умозаключения: 1. Объект умозаключения - познаваемый объект - А. 2. Основание умозаключения - С, это известный признак объекта, который служит доводом при познании скрытого качества. 3. Следствие умозаключения - В, это скрытое качество объекта, которое надо доказать или установить. Условия достоверности умозаключения: 1. Чогчо - это несомненная связь между объектом А и основанием (признаком) С. Эта логическая связь в общем виде такова: «А в полном объеме имеет несомненную связь с С». 2. Джечаб - это логическая связь прямого охватывания между основанием (признаком) С и следствием В. Общая формулировка джечаба такова: «Если имеет место С, то оно с несомненностью охватывается только В». 3. Догчаб - это логическая связь обратного охватывания. Она существует между основанием (признаком) С и следствием В. Она формулируется так: «Если нечто является С, то оно с необходимостью отсутствует в том, что противоположно В». Недостоверное умозаключение - это любое умозаключение, в котором отсутствуют три условия достоверности, то есть не соблюдаются чогчо, джечаб и догчаб. Правильный признак одной природы - это основание (признак) С, имеющее одну суть со следствием В. Правильный признак результата - это основание С, имеющее причинно-следственную взаимосвязь со следствием В, а именно, являющееся результатом следствия В. Правильный признак ненаблюдения-основание, которое используется в умозаключениях о феноменах отрицания. 3. Стадии аналитической медитации: 1. Извращенное сознание - это сознание, функционирующее на основе неведения. 2. Правильное сомнение - это сомнение в достоверности положений извращенного сознания, переход к которому осуществляется на основании признака ненаблюдения. 3. Правильное предположение - это предположение о том, что объект, познаваемый посредством аналитической медитации, является достоверным. Переход к правильному предположению осуществляется посредством логических аргументов. 4. Глубокая убежденность в достоверности объекта, достигаемая посредством достоверного логического познания. 5. Реализация (спонтанное чувство) - достигается посредством однонаправленного сосредоточения. 4. Четыре аргумента, доказывающие достоверность положения «Учитель - это Будда»: 1. Есть безобманные слова Будды о том, что в будущем он будет являться в форме духовного наставника, и его нужно узнать. 2. Учитель является проводником деятельности Будды, указывая путь живым существам. 3. Будда оказывает благо всем живым существам. Мой ум благодаря Учителю повернулся к Дхарме, следовательно, это Будда помогает мне. 4. Внешняя видимость обманчива. Учитель выглядит обычным человеком, но эта видимость обманчива. 5. Категории концептуального познания пустоты: • Кюнтаг - «номинальный», «существующий лишь в названии», «воображаемый». • Кюнтаг существующий - это кюнтаг, имеющий объектную основу. • Кюнтаг несуществующий - это кюнтаг, не имеющий объектной основы; объект отрицания в познании пустоты. • Шенванг - «зависимый от другого», «взаимозависимый»; объектная основа наименования. • Йондуп - «совершенно установленный»; конечный способ существования феномена, установленный как отсутствие кюнтага в шенванге. • Просто номинальное существование-«существование в зависимости от мысленного обозначения», объектная основа пустоты в школе Прасангика Мадхьямика. • Рангтонг, или самопустота, - «пустота от самобытия»; воззрение Прасангики Мадхьямики. • Жентонг, или «пустота от другого», - воззрения школ более низких, чем Прасангика. • «Независимое субстанциональное существование», «истинное существование», «самобытие» - понятия о существовании со стороны объекта, независимо от наименования мыслью, охватываемые объектом отрицания в Прасангике Мадхьямике. 5. Категории доказательства достоверности Будды: • Достоверное существо - тот, кто в силу причин и условий стал Приносящим благо живым существам, Великим Учителем, Защитнико/W; на протяжении множества жизней осваивал метод, великое сострадание, и мудрость, познающую пустоту, и посредством доведения их до совершенства достиг совершенного результата - свободы от всех омрачений и полной реализации всего потенциала. • «Приносящий благо живым существам» - это характеристика Будды, символизирующая его метод великого сострадания. • «Великий Учитель» - это характеристика Будды, символизирующая его Дхарму. • Сугата, или «Ушедший к Блаженству», - это эпитет Будды, характеризующий его как достоверное существо: благодаря освоению метода и мудрости Будда вышел за пределы печали и ушел к счастью; понятие, выражающее функциональный аспект состояния Будды. • Сугата Отбросивший - это эпитет Будды, характеризующий его как достоверное существо в аспекте пресечения: иное название нирваны, состояния полной свободы ума от омрачений. • Сугата Осуществивший - это эпитет Будды, характеризующий его как достоверное существо в аспекте осуществления благого потенциала всеведущего ума Будды (функциональный аспект состояния Будды). • Свабхавикакая - Природное Тело Будды, или Тело Таковости Истины, - синоним «отбросившего Сугаты» - это пустота ума Будды. • Два вида Свабхавикакаи - это «По природе чистое Природное Тело Будды» и «Ставшее чистым Природное Тело Будды». • Джнянадхармакая - Тело Мудрости Истины, синоним «Осуществившего Сугаты» - это реализация благого потенциала Будды: великого сострадания, всеведения, способности помогать всем живым существам. • Прочная основа, или «пребывающая основа», - это то, на основе чего некое качество может развиваться без ограничений; достоверность - условие прочной основы. 6. Категории теории познания Достоверное познание - это «не обманывающееся познание объекта». Достоверное косвенное познание, или познание посредством достоверных умозаключений - это дедукция (вывод) с соблюдением трех условий достоверности (чогчо, джечаб и догчаб), на основании трех правильных логических признаков или духовного опыта Будды. Достоверное прямое познание - это непосредственное не обманывающееся познание посредством органов чувств, либо прямое не обманывающееся ментальное восприятие, либо прямое йогическое восприятие. Прямое познание - это познание, осуществляемое органами чувств, либо прямым ментальным восприятием, либо прямым йогическим восприятием. Прямое восприятие органов чувств - это непосредственное восприятие с помощью органов чувств при наличии трех условий. Три условия прямого чувственного восприятия: 1. условие объекта; 2. собственное условие; 3. условие предшествующего момента, или ментальная направленность. Прямое ментальное восприятие - это познание посредством отбрасывания всего, что не является объектом. Прямое йогическое восприятие - это безошибочное неконцептуальное познание истинного смысла объекта, возникающее благодаря реализации союза шаматхи и випашьяны как специфического собственного условия. Концептуальное познание - это посредством общих образов. Общий признак - это тот признак, который сообща принадлежит многим объектам. Собственный признак - это признак, который принадлежит только данному объекту и никаким другим. Общий образ - это представление об объекте, которое возникает на основе общих признаков, посредством исключения всего, что не является объектом. Это постоянный феномен. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Комментарий к терминам[87] Абсолютное познание, или абсолютный анализ (don- dam-pa'i dpyod-pa или don-dam-pa'i bden-pa'i shes-pa; paramartha- vicara или paramarthasatyajcana) Анализ, в ходе которого устанавливается, как феномены не существуют. Вера (dad-pa; sraddha) В тибетском буддизме категория веры имеет несколько значений. По определению, которое дает в своей классификации буддийской терминологии Яоцава Каба Пальцег, вера - «это высшая форма признания таких объектов как карма, результат кармы и четыре благородные истины» [Каба Пальцег 2003, с. 5]. В широком смысле буддисты под верой подразумевают «убежденность, появившуюся после понимания истинного положения, как оно есть» (БТКС, с. 1242). Буддийские философы дают определение веры, связывая её с познанием таковости, то есть с Дхармой, и в этом смысле вера - нечто отличное от мирской веры. Буддийская вера - это разумная вера. Хотя, конечно, среди «традиционных» буддистов в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве большинство верующих имеет веру, основанную скорее на уважении к буддийской традиции своего народа и эмоциональном её предпочтении, нежели на глубоком знании Дхармы, тем не менее, этот вид веры - еще не настоящая буддийская вера, побуждающая искренне заниматься практикой Дхармы. Кроме того, вера, основанная на эмоциях, очень нестабильна. Поэтому Его Святейшество Далай-лама при всякой встрече с тибетцами и представителями монгольского мира подчеркивает необходимость изучения буддийской философии - не только для монахов, но и для светских людей. Поскольку вера, взращиваемая через изучение Дхармы, имеет несколько уровней развития, то в классификации ее феноменов различают: 1. искреннюю веру (dang-ba'i dad-pa); 2. желающую веру ('dod-pa'i dad-pa); 3. убежденную, или доверяющую, веру (yid-ches-pa'i dad- ра); 4. необратимую, или нерушимую, веру (phyir mi Idog-pa'i dad-pa). Говорится также о трех видах веры: 1. вера в Три Драгоценности; 2. твердое желание достичь просветления, соединенное с верой в реальную возможность осуществления этой цели; 3. твердая убежденность в истинности теории перерождений и закона причинно-следственной связи. По объекту вера в буддизме - это, главным образом, вера в истинность Учения Будды и в Учителя, передающего Учение, как в Будду. По определению, ум верующего человека (dad-sems) характеризуется наличием благоговейного отношения (dad-mos) к Дхарме и Учителю, возникающего из совершенного интеллектуального понимания (yid-shes; yid-kyi rnam-par she-pa) [БТКС, с. 2578]. Следовательно, буддийская философия и логика - необходимая основа появления подлинной, нерушимой и необратимой веры, которая побуждает с усердием практиковать Дхарму и служит одним из факторов просветления. Вера, даже искренняя, если она не базируется на философии и теории достоверного восприятия, слепа и неустойчива. В свою очередь, познания в Дхарме имеют особую преобразующую нас силу, если они связаны с верой. Вера и знание в буддизме - взаимозависимые феномены, и в этом одно из важнейших отличий буддизма от духовной культуры Запада с характерной для неё контроверзой веры и разума. Слепая вера в Будду принципиально не отличает последователей Его Учения от приверженцев теистических форм религии, основанных на догмате о существовании Бога- Творца. Настоящая вера в Будду предполагает знание и понимание качеств Его Тела, Речи, Ума и Активности. Вера в Дхарму, благодаря которой Будда стал достоверным существом, естественным образом производна от веры в Будду, которая приходит с пониманием Его как достоверного существа, а также от понимания сущности Дхармы и её функций как объекта прибежища. По своей психологической сути буддийская вера отличается от веры в Бога-Творца, характерной для последователей христианства и других теистических традиций. Вера в Будду - это отношение ученика к Учителю, чье Учение является лекарством, чья Община помогает в процессе излечения учеников. Для того чтобы полученные знания не остались интеллектуальной информацией, чтобы Дхарма Будды стала действовать, оказывая на ум человека целительное влияние, он должен принять прибежище и уверовать в закон кармы. Поэтому на начальном уровне буддийской практики вера - это вера в Будду, Дхарму и Сангху и в закон кармы. Этот уровень веры неразрывно связан со специфическим страхом - страхом дурных перерождений и бесконечного блуждания в низших мирах, уделах тяжких страданий. И вера, и страх особого вида, который обращает ум к прибежищу, нуждаются в разумном обосновании и последующей медитации. Без логики и медитации сами по себе вера и «правильный» страх, которые отличают буддиста от небуддиста, едва ли появятся. Но, хотя философия и медитация имеют решающее значение для культивирования настоящей веры, служащей фактором пути просветления, нельзя недооценивать значение чистой веры, которую имеют многие люди в регионах традиционного распространения буддизма, не будучи знатоками философии и логики. Эти люди, искренне почитающие Будду как высшего Учителя (бур. и монг. Бурхан-Багша) и соблюдающие закон кармы, могут спастись от худших форм страданий в следующей жизни. Правда, в этом случае спасение от низших миров не простирается далее, чем на одну жизнь, - объясняет досточтимый Геше Тинлей. Систематизируя различные типологии буддийской веры, досточтимый Геше Тинлей дал такую совмещенную классификацию четырех типов веры в буддизме: коренная вера - вера в Учителя как в Будду; благоговейная вера - вера в Три Драгоценности; убежденная вера - вера в закон причины и следствия; устремленная вера - вера в четыре благородные истины. Принципиально важна коренная вера - вера в своего Учителя как в Будду. Такая вера рождается посредством аналитической медитации. Вторичное сознание = вторичный ум = ментальные факторы (sems-byung или sems-las-byung-ba; caitta) Понятие о вторичном сознании «включает в себя все реакции, которые следуют за первичным восприятием» [Геше Нгаванг Даргье 1992, с. 23], именно они и связаны с функционированием клеш. Вторичных факторов сознания существует бесчисленное множество [Геше Джамьян Кенцзэ 2005, с. 196], но общепринятой является их классификация, в которой различается пятьдесят один фактор. Она восходит к «Компендиуму Абхидхармы» Асанги. Это определенная схема, в которой виды вторичного ума, или ментальные факторы, сгруппированы в шесть категорий сознания, которые выражают шесть основных аспектов сознания. Согласно классификации буддийских категорий, данной великим Лоцавой Каба Пальцегом (XII в.) [Каба Пальцег 2003], и устной тибетской традиции, представленной Геше Нгавангом Даргье, Геше Джампа Тинлеем, Геше Джамьяном Кенцзэ и другими современными буддийскими философами, эти шесть групп выделяются и характеризуются следующим образоМ: I. Группа «пяти вездесущих факторов» (kun-'gro Inga) — вторичные факторы, всегда сопровождающие всякий акт восприятия объекта первичным умом, и дающие уму возможность использования объектов восприятия. Они присутствуют в положительных, отрицательных и нейтральных состояниях. Это такие пять ментальных факторов: 1. Намерение (sems-pa) - связывает первичный ум с объектом восприятия или действия. По выражению Геше Нгаванга Даргье, «это наиболее активный из пяти «вездесущих факторов» ума, и он является эквивалентом кармы» [Geshe Ngawang Dhargyey 1992, 25]. 2. Ментальное проникновение в объект (yid-la byed- ра) - дает возможность первичному уму проводить индивидуализирующие различения объектов - вне их различения как «положительных», «отрицательных» и «нейтральных». 3. Контакт (reg-pa) - контакт объекта и ума. 4. Ощущение (tshor-ba) - ментальные и физические ощущения трех видов: приятные, неприятные и нейтральные. 5. Распознавание ('dus-shes) - распознавание характеристик объектов пяти форм чувственного сознания или понимание связей между качествами объекта и их функцией. II. Группа «пяти определяющих факторов» (yul so sor nges pa Inga). Это акты индивидуализирующего распознавания объектов, случающиеся только в связи с определенными стимулами, в отличие от простого различения, которое имеет место всегда, независимо от положительных, отрицательных или нейтральных стимулов. Благодаря этому аспекту ума мы имеем возможность квалифицировать объекты как позитивные и негативные, благие и неблагие, добро и зло. 1. Мудрость (shes-rab) - вид различающего ума, который способен проводить различие между добродетелью и пороком и проявляется в отношении определенных объектов, в отличие от «вездесущих» факторов, имеющих место всегда и безотносительно различения положительных, отрицательных и нейтральных объектов. 2. Установка ('dun-pa) - установка ума, которая побуждает нас стремиться к объекту нашего желания. Этот ментальный фактор, в отличие от «вездесущих факторов», действующих в отношении любых объектов, проявляется только в качестве реакции на определенные объекты. Согласно Каба Паль- цегу, установка «есть желание, которое возникает, когда орган чувств и чувственное сознание проникают в объект, безотносительно к природе этого объекта» [Каба Пальцег 2003, с. 4]. 3. Стабилизация, или однонаправленность (ting-nge-'dzin). Это однонаправленная концентрация и фиксация ума на объекте. 4. Память, или внимательность (dran-pa). Это фактор, позволяющий уму долгое время не забывать объект, с которым он стал близок. 5. Убежденность, или верование (mos-pa). Это «удерживание специфического объекта распознавания с целью его познания как он есть» [Каба Пальцег 2003, с. 4]. Это восхищенная убежденность, посвящение себя объекту [Ум и знание, с. 41]. III. Группа «добродетели»: «одиннадцать благих факторов» (dge-ba bcu-gcig) - виды ментальных факторов: 1. Вера (dad-pa) - благой ментальный фактор, который является «чистым мышлением», рождающимся из постижения благих качеств Трех Драгоценностей. 2. Совесть (ngo-tsha shes-pa), или внутреннее знание того, что является стыдом и позором - ментальный фактор, который сдерживает от совершения различных действий. 3. Стыд (khrel-yod-pa). Это «внешний двойник совести» (Геше Нгаванг Даргье) - учитывает отношение других к нашим собственным действиям. 4. He-привязанность (ma-chags-pa) - противоядие от привязанности, возникает в результате отказа ума от нечистых феноменов сансары. 5. Свобода от ненависти, или беззлобность (zhe-sdang med-pa) - противоядие от ненависти, которое является любовью. 6. Отсутствие тупости (gti-mug med-pa) - противоядие от глупости и ложных концепций, приписывающих феноменам и живым существам существование внутренне присущей им природы, возникающее в результате постижения пустоты и бессамостности. 7. Усердие, являющееся, по сути, любовью к добродетели (brtson-'grus). 8. Пластичность, или тренированность (shin-tu sbyangs- ра) - качество гибкости ума и тела, развиваемое путем тренировки и являющееся силой контроля над телом и умом, позволяющей использовать их так, как нужно; противоядие от ошибочных состояний ума и тела. 9. Добросовестность, или осторожность (bag-yod-pa) - способность ума к усердной духовной практике, без проявлений привязанности, гнева или неведения, появляется в результате медитации, мирских и немирских форм активности. 10. Спонтанное равновесие (btang-snyoms) - спонтанное состояние спокойствия ума, когда он уже больше не может впасть в сонливость или возбужденное состояние, и в этом состоянии не способны возникнуть привязанность или другие омрачающие эмоции. 11. Безвредность (гпат-раг mi-'tshe-ba) - состояние ума, при котором существо не способно причинять вред другим даже в помыслах. IV. Группа «шести коренных клеш (rtsa-nyong drug), являющихся основой всех других клеш: 1. неведение (ma-rig-pa); 2. привязанность ('dog-chags); 3. ненависть (khon-khro); 4. гордыня (nga-rgyal); 5. омраченное сомнение (the tshom nyon-mong-can); 6. ложные воззрения (lta-ba nyon-mong-can). V. Группа «двадцати вторичных клеш» (nye-nyong). Ввергающая карма ('phen-byed-kyi las), производимая этими ментальными факторами, привязывает существ к сансаре и забрасывает в низшие миры дурных перерождений. VI. Группа «переменных факторов» (gzhan-'gyur bzhi). Из всей совокупности ментальных факторов именно группы «коренных клеш» и «вторичных клеш» являются оковами, привязывающими существ к сансаре. Они должны быть распознаны и устранены из сознания. И есть вторичные факторы сознания, перечисленных в группе «добродетели», которые ведут к нирване. Высшая мудрость, или «изначальная мудрость» (ye shes, jcana) По общему определению, это знание арьев, а также общее название пути [см.: Гомде Лхарамба, с. 637]. Но в более точном смысле это мудрость всеведущего ума Будды. Геше (dge bshes (dge-ba'i bshes gnyen)), кальянамитра духовный мастер, благой друг, Гуру; ученая степень по буддийской философии, присуждаемая лучшим выпускникам философских дацанов тибетских монастырей школы Гелуг. Есть три градации степени «геше», из них высшая - «ге- ше-лхарамба» - по традиции присуждается победителям философских дебатов, которые проводятся в период великого молитвенного фестиваля Монлам ченмо, при участии Его Святейшества Далай-ламы и монахов всех трех великих монастырей (Сера, Дрепунг, Ганден). Слово «геше» в единстве двух основных значений в традиции Кадам и Гелуг используется как часть имени высокого мастера: Геше Потова, Геше Нгаванг Даргье, Геше Вангчен и т. д. Поэтому и в наших изданиях слово «геше» мы используем не только как ученую степень доктора буддийской философии, но и как часть духовного имени досточтимого Учителя Геше Джампа Тинлея. В этом случае слово «Геше» пишется с заглавной буквы. Следует заметить, что обычно духовное имя не совпадает со светским именем. Так, например, светское имя досточтимого Геше Тинлея - Вангчен Тхинглей. В других случаях, когда мы пишем слово «геше» со строчной буквы, оно обозначает просто ученую степень.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |