КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сознание
Семь логических трактатов Дхармакирти Есть три главных трактата, которые Кхедруб Дже сравнивает с туловищем [Кэдруб Дже, с. 40], - 'Праманаварттика' [Toh. 4210], 'Праманавинишчая' [Toh. 4211], 'Ньяя-бинду' [Toh. 4212]. Из них самый обширный - 'Прамана-варттика'. Остальные четыре трактата, которые Кхедруб Дже сравнивает с конечностями, называются: 'Хету-бинду' [4213], 'Ваданьяя' [Toh. 4218], 'Самбандхапарикша' [Toh. 4214], 'Сантанантара- сиддхи' [Toh. 4219]. Скандхи (phung-po Inga; расса skandhah) «Пять совокупностей»: 1. совокупность формы (gzugs-kyi phung-po; rupa skandha); 2. совокупность чувств (tshor-ba'i phung-po; vadana skandha); 3. совокупность различающего восприятия ('du shes-kyi phung-po; samjca skandha); 4. санскара-скандха - совокупность композитных (составных) факторов ('du byed-kyi phung-po; samskara skandha); 5. совокупность сознания (mam-par shes-pa'i phung-po; vijcana skandha). В тибетском языке, как и на санскрите, существует множество категорий, выражающих понятие сознание. Самой общей категорией сознания является «sems» (читта), под которым подразумевается умственная воспринимающая способность, также называемая «первичный ум» (gtso sems), «поток сознания» (mam shes, sems rgyud, rgyud), ум (yid). Различают шесть форм первичного сознания (rnam shes drug): 1. зрительное сознание (mig-gi rnam-par shes-pa); 2. сознание слуха (mai rnam-par shes-pa); 3. обонятельное сознание (sna-i rnam-par shes-pa); 4. вкусовое сознание (Ice-yi rnam-par shes-pa); 5. тактильное сознание (lus-kyi rnam-par shes-pa); 6. ментальное сознание (yid-kyi rnam-par shes-pa). В буддизме различение первичного сознания и его вторичных форм (sems-byung или sems-las-byung-ba) очень важно для понимания механизма воспроизводства оков, привязывающих к сансаре. Понятие о первичном сознании выражает философское представление буддизма о том, что на уровне первичных форм сознание может функционировать, не будучи «нагруженным» концептами, порожденными неведением, корнем сансары. Но дело в том, что сознание «видит» так объект только в первый момент ментального восприятия. Уже во второй момент включаются ментальные факторы, связанные с оценкой и субстанционализацией, преувеличением бытийного статуса феноменов и живых существ. Как поясняет досточтимый Геше Тинлей, на базе первичного чувственного и ментального восприятия, которое само по себе не служит механизмом воспроизводства сансары, тут же возникает концептуальное мышление. Отличие актов первичного сознания и его вторичных форм, или ментальных факторов, связано с тем, что ментальное сознание как форма первичного сознания познает объект в общем, как нечто целостное. А вторичное сознание наделяет его различными конкретными характеристиками, в том числе, исходя из врожденного неведения и приобретенных в ходе социализации ложных мировоззренческих концептов, приписывает объектам характеристики, якобы присущие им самим по себе. Не все виды концептуального сознания являются путами сансары. Но есть определенные концепции, а именно выражающие заблуждение относительно способа существования всех феноменов, которые, вместе с цеплянием за феномены как истинно существующие, и составляют познавательную и психологическую специфику неведения.
Стих Дхармакирти, написанный в конце 'Праманаварттики'[88]: Подобно тому, как река впадает в океан, Это (знание) течет и растворяется во мне; Я тот, кто обладает мудростью различения Пути и того, что не является путем; Кто сжег гнездо ложных теорий; Кто учит Пути Совершенного Основания, Следуя за самим Возвышенным (Дигнагой); Кто вынес священные тексты На свет дня; Кто обладает сотней превосходных качеств; Я тот, кто отринул негативный ум И тем устранил все страхи: Итак, моё чистое Око Ума (мудрость)
Откроет лотос внутри мудреца. Субстанция (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе) Понятие европейской философии, обозначающее объективную реальность как нечто, существующее в самом себе и благодаря самому себе (лат. causa sui), а не в другом и не благодаря другому. В понимании европейских философов, это нечто, что остается неизменным субъектом всех изменений. В марксистской философии это материя. В идеалистических системах субстанция рассматривалась как предельное основание бытия (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г.Ф. Лейбниц), как неизменный субстрат природы (И. Кант), как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей (Г.В.Ф. Гегель) и др. Иными словами, представление о субстанциональности, общее для европейской философии, заключается в признании самобытия вещей. С буддийской точки зрения, это философское представление коренится в неведении. Теория ума и познания (bio rig - ум и знание) Дигнага и Дхармакирти являются основателями буддийской теории достоверного познания. Её принципиальное значение для практики Дхармы было подробно основано Дже Цонкапой. В развитие теории познания в школе Гелуг большой вклад был сделан также знаменитым учеником Пятого Далай- ламы, Кункьеном Джамьяном Шепой. По его учебнику 'Прекрасные золотые четки, кратко разъясняющие устройство ума и знания' (blo-rig-gi-rnam-gzhag-nyung-gsal-legs-bzhad-gser-gyi- phreng-mdzes-zhes-bya-ba-bzhugs-so) обучаются теории познания студенты философского колледжа Гоман монастыря Дрепунг. Три Драгоценности (dkon mchog rin-po-che mam-pa gsum; Triratna) Это три объекта буддийского прибежища - Будда, Дхарма и Саннгха. Они называются Тремя Драгоценностями, потому что суть три в высшей степени редких феномена. Они подобны драгоценности, исполняющей желания, и имеют шесть видов уникальных качеств: они редко появляются в мире; безупречно чисты; обладают ясновидением и другими силами; являются высшим украшением благих пожеланий и мира; имеют высшие достоинства; они не изменяются под влиянием привязанности и гнева. [Гомде Лхарамба, с. 37]. Умозаключение В качестве синонимов «умозаключения» и «силлогизма» мы можем использовать также термин «логический вывод», заимствованный из формальной логики. Понятие логического вывода более ясно показывает особенность умозаключения как вида достоверного познания - его схематизм. О схематизме (sarupya) умозаключения пишет Дхармоттара в комментарии к 'Ньяя-бинду' Дхармакирти [ТПЛ Ч I, с. 85], когда разъясняет значение термина anumana (умозаключение). Rjes dpag; anumana означает 'последующее измерение'. «Мапа значит 'мера', то, чем что-нибудь измеряется. Этим словом, означающим собственно орудие, которым производится измерение, обозначается источник достоверного познавания, заключающийся в схематизме (понятий). 'Последующее измерение' есть измерение, следующее за познанием логического признака (того объекта, который познается через умозаключение) и вслед за воспоминанием о неразрывной связи (существующей между этим признаком и объектом). Умозаключение наступает после познания в объекте (известного) качества (которое играет роль логического основания) и воспоминания о неразрывной связи между логическим основанием и его следствием...» [ТПЛ Ч. I, с. 85]. Сказанное следует понимать так, что в буддизме умозаключение как 'последующее измерение' служит средством познания скрытых феноменов посредством менее скрытых или явных феноменов.
По этому своему гносеологическому и логическому значению классический трехчленный буддийский силлогизм отличается от общего типа категорического силлогизма формальной логики. Если буддийский силлогизм по своему значению есть умозаключение от менее скрытого признака или качества к более скрытому признаку или качеству, то аристотелевский силлогизм есть умозаключение от общего к частному. Умозаключение для других Дхармоттара в комментарии к 'Ньяя-бинду' Дхармакирти объясняет: «Так называемое 'умозаключение для других' не есть вовсе источник знания, а только известный прием выражения знания в словах. Наоборот, так называемое 'умозаключение для себя' есть действительно источник познания» [ТПЛ Ч II, с. 217-218]. Согласно гносеологии и логике Дхармакирти, умозаключение - это один из источников достоверного познания, а слово не является особым источником знания, а есть «лишь условное средство для сообщения своего знания другому» [ТПЛ Ч I, с. 207]. В этом отношении к слову буддийская философия, согласно Дхармоттаре, радикально отличается от всех других философских школ Индии, которые видели в слове особый, самостоятельный источник познания.
Цема (tshad-ma) Это тибетский термин, соответствующий санскритскому термину прамана, выражает понятие о достоверном познании. Наука о достоверном познании в тибетской традиции называется «tshad-ma rig-pa» или «gtan tshigs-rig-ра», то есть знание праманы или теория доказательства. Чаще всего эта отрасль буддийской философии называется как самими буддийским философами, так и в традиции монастырского образования просто цема (tshad-ma) - это первый философский предмет, который изучают студенты первого курса философских колледжей тибетских монастырей по программе, рассчитанной на четыре с половиной года. На протяжении обучения основным текстом является 'Праманаварттика' (tshad-ma mam 'grel - 'Толкование праманы') Дхармакирти. В европейской философской традиции имеется ряд дисциплин, имеющих своим предметом познание: гносеология (общая философская теория познания), эпистемология (наука о знании), логика (наука о законах мышления). Невозможно провести взаимно однозначное соответствие между одной из этих европейских наук и буддийской дисциплиной, называемой цема: историки буддийской философии усматривают в предмете цемы и гносеологическое, и эпистемологическое, и логическое содержание. В русскоязычных переводах предмет цемы принято именовать чаще логикой, и реже - гносеологией и эпистемологией. Мы признаем, что, во-первых, буддийская теория праманы, цема, не является в точном смысле слова логикой, поскольку цема по содержанию шире, чем европейская логика. Во-вторых, цема в той части, где рассматриваются логические признаки достоверного познания, и где проводится сравнительный анализ понятий, является все же не формальной, а содержательной логикой. И с учетом этих особенностей цемы, отличающих её от европейской логики, восходящей к аристотелевской формальной логике, мы называем цему, которую объяснил в 'Праманаварттике' Дхармакирти, буддийской логикой. В соответствии с этим и комментарий досточтимого Геше Тинлея называется «Буддийской логикой».
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |