Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание




Семь логических трактатов Дхармакирти

Есть три главных трактата, которые Кхедруб Дже сравни­вает с туловищем [Кэдруб Дже, с. 40], - 'Праманаварттика' [Toh. 4210], 'Праманавинишчая' [Toh. 4211], 'Ньяя-бинду' [Toh. 4212]. Из них самый обширный - 'Прамана-варттика'. Осталь­ные четыре трактата, которые Кхедруб Дже сравнивает с конечностями, называются: 'Хету-бинду' [4213], 'Ваданьяя' [Toh. 4218], 'Самбандхапарикша' [Toh. 4214], 'Сантанантара- сиддхи' [Toh. 4219].

Скандхи (phung-po Inga; расса skandhah)

«Пять совокупностей»:

1. совокупность формы (gzugs-kyi phung-po; rupa skandha);

2. совокупность чувств (tshor-ba'i phung-po; vadana skandha);

3. совокупность различающего восприятия ('du shes-kyi phung-po; samjca skandha);

4. санскара-скандха - совокупность композитных (состав­ных) факторов ('du byed-kyi phung-po; samskara skandha);

5. совокупность сознания (mam-par shes-pa'i phung-po; vijcana skandha).

В тибетском языке, как и на санскрите, существует мно­жество категорий, выражающих понятие сознание. Самой общей категорией сознания является «sems» (читта), под ко­торым подразумевается умственная воспринимающая способ­ность, также называемая «первичный ум» (gtso sems), «поток сознания» (mam shes, sems rgyud, rgyud), ум (yid). Различают шесть форм первичного сознания (rnam shes drug):

1. зрительное сознание (mig-gi rnam-par shes-pa);

2. сознание слуха (mai rnam-par shes-pa);

3. обонятельное сознание (sna-i rnam-par shes-pa);

4. вкусовое сознание (Ice-yi rnam-par shes-pa);

5. тактильное сознание (lus-kyi rnam-par shes-pa);

6. ментальное сознание (yid-kyi rnam-par shes-pa).

В буддизме различение первичного сознания и его вто­ричных форм (sems-byung или sems-las-byung-ba) очень важно для понимания механизма воспроизводства оков, привязывающих к сансаре. Понятие о первичном сознании выражает философское представление буддизма о том, что на уровне первичных форм сознание может функционировать, не будучи «нагруженным» концептами, порожденными неве­дением, корнем сансары. Но дело в том, что сознание «видит» так объект только в первый момент ментального восприятия. Уже во второй момент включаются ментальные факторы, связанные с оценкой и субстанционализацией, преувеличе­нием бытийного статуса феноменов и живых существ. Как поясняет досточтимый Геше Тинлей, на базе первичного чувственного и ментального восприятия, которое само по себе не служит механизмом воспроизводства сансары, тут же возникает концептуальное мышление. Отличие актов первич­ного сознания и его вторичных форм, или ментальных фак­торов, связано с тем, что ментальное сознание как форма первичного сознания познает объект в общем, как нечто це­лостное. А вторичное сознание наделяет его различными конкретными характеристиками, в том числе, исходя из врож­денного неведения и приобретенных в ходе социализации ложных мировоззренческих концептов, приписывает объек­там характеристики, якобы присущие им самим по себе. Не все виды концептуального сознания являются путами санса­ры. Но есть определенные концепции, а именно выражаю­щие заблуждение относительно способа существования всех феноменов, которые, вместе с цеплянием за феномены как истинно существующие, и составляют познавательную и психологическую специфику неведения.

Стих Дхармакирти, написанный в конце 'Праманаварт­тики'[88]:

Подобно тому, как река впадает в океан, Это (знание) течет и растворяется во мне; Я тот, кто обладает мудростью различения Пути и того, что не является путем; Кто сжег гнездо ложных теорий; Кто учит Пути Совершенного Основания, Следуя за самим Возвышенным (Дигнагой); Кто вынес священные тексты На свет дня;

Кто обладает сотней превосходных качеств; Я тот, кто отринул негативный ум

И тем устранил все страхи:

Итак, моё чистое Око Ума (мудрость)

Откроет лотос внутри мудреца.

Субстанция (лат. substantia - сущность, нечто, лежащее в основе)

Понятие европейской философии, обозначающее объек­тивную реальность как нечто, существующее в самом себе и благодаря самому себе (лат. causa sui), а не в другом и не благодаря другому. В понимании европейских философов, это нечто, что остается неизменным субъектом всех измене­ний. В марксистской философии это материя. В идеалисти­ческих системах субстанция рассматривалась как предель­ное основание бытия (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г.Ф. Лейбниц), как неизменный субстрат природы (И. Кант), как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей (Г.В.Ф. Гегель) и др. Иными словами, представление о субстанциональности, общее для европейской философии, заключается в призна­нии самобытия вещей. С буддийской точки зрения, это фило­софское представление коренится в неведении.

Теория ума и познания (bio rig - ум и знание)

Дигнага и Дхармакирти являются основателями буддий­ской теории достоверного познания. Её принципиальное значение для практики Дхармы было подробно основано Дже Цонкапой. В развитие теории познания в школе Гелуг большой вклад был сделан также знаменитым учеником Пятого Далай- ламы, Кункьеном Джамьяном Шепой. По его учебнику 'Пре­красные золотые четки, кратко разъясняющие устройство ума и знания' (blo-rig-gi-rnam-gzhag-nyung-gsal-legs-bzhad-gser-gyi- phreng-mdzes-zhes-bya-ba-bzhugs-so) обучаются теории познания студенты философского колледжа Гоман монасты­ря Дрепунг.

Три Драгоценности (dkon mchog rin-po-che mam-pa gsum; Triratna)

Это три объекта буддийского прибежища - Будда, Дхар­ма и Саннгха. Они называются Тремя Драгоценностями, по­тому что суть три в высшей степени редких феномена. Они подобны драгоценности, исполняющей желания, и имеют шесть видов уникальных качеств: они редко появляются в мире; безупречно чисты; обладают ясновидением и другими силами; являются высшим украшением благих пожеланий и мира; имеют высшие достоинства; они не изменяются под влиянием привязанности и гнева. [Гомде Лхарамба, с. 37].

Умозаключение

В качестве синонимов «умозаключения» и «силлогизма» мы можем использовать также термин «логический вывод», заимствованный из формальной логики. Понятие логическо­го вывода более ясно показывает особенность умозаключе­ния как вида достоверного познания - его схематизм. О схе­матизме (sarupya) умозаключения пишет Дхармоттара в комментарии к 'Ньяя-бинду' Дхармакирти [ТПЛ Ч I, с. 85], когда разъясняет значение термина anumana (умозаключе­ние). Rjes dpag; anumana означает 'последующее измерение'. «Мапа значит 'мера', то, чем что-нибудь измеряется. Этим словом, означающим собственно орудие, которым произво­дится измерение, обозначается источник достоверного по­знавания, заключающийся в схематизме (понятий). 'Последу­ющее измерение' есть измерение, следующее за познанием логического признака (того объекта, который познается через умозаключение) и вслед за воспоминанием о неразрывной связи (существующей между этим признаком и объектом). Умозаключение наступает после познания в объекте (изве­стного) качества (которое играет роль логического основания) и воспоминания о неразрывной связи между логическим ос­нованием и его следствием...» [ТПЛ Ч. I, с. 85]. Сказанное следует понимать так, что в буддизме умозаключение как 'последующее измерение' служит средством познания скры­тых феноменов посредством менее скрытых или явных фе­номенов.

По этому своему гносеологическому и логическому зна­чению классический трехчленный буддийский силлогизм от­личается от общего типа категорического силлогизма фор­мальной логики. Если буддийский силлогизм по своему значению есть умозаключение от менее скрытого признака или качества к более скрытому признаку или качеству, то аристотелевский силлогизм есть умозаключение от общего к частному.

Умозаключение для других

Дхармоттара в комментарии к 'Ньяя-бинду' Дхармакирти объясняет: «Так называемое 'умозаключение для других' не есть вовсе источник знания, а только известный прием выра­жения знания в словах. Наоборот, так называемое 'умозаклю­чение для себя' есть действительно источник познания» [ТПЛ Ч II, с. 217-218]. Согласно гносеологии и логике Дхармакирти, умозаключение - это один из источников достоверного по­знания, а слово не является особым источником знания, а есть «лишь условное средство для сообщения своего знания другому» [ТПЛ Ч I, с. 207]. В этом отношении к слову буддий­ская философия, согласно Дхармоттаре, радикально отлича­ется от всех других философских школ Индии, которые виде­ли в слове особый, самостоятельный источник познания.

Цема (tshad-ma)

Это тибетский термин, соответствующий санскритскому термину прамана, выражает понятие о достоверном позна­нии. Наука о достоверном познании в тибетской традиции называется «tshad-ma rig-pa» или «gtan tshigs-rig-ра», то есть знание праманы или теория доказательства. Чаще всего эта отрасль буддийской философии называется как самими буддийским философами, так и в традиции монастырского образования просто цема (tshad-ma) - это первый философ­ский предмет, который изучают студенты первого курса фи­лософских колледжей тибетских монастырей по программе, рассчитанной на четыре с половиной года. На протяжении обучения основным текстом является 'Праманаварттика' (tshad-ma mam 'grel - 'Толкование праманы') Дхармакирти. В европейской философской традиции имеется ряд дисцип­лин, имеющих своим предметом познание: гносеология (общая философская теория познания), эпистемология (наука о знании), логика (наука о законах мышления). Невозможно провести взаимно однозначное соответствие между одной из этих европейских наук и буддийской дисциплиной, называе­мой цема: историки буддийской философии усматривают в предмете цемы и гносеологическое, и эпистемологическое, и логическое содержание. В русскоязычных переводах предмет цемы принято именовать чаще логикой, и реже - гносеологи­ей и эпистемологией. Мы признаем, что, во-первых, буддий­ская теория праманы, цема, не является в точном смысле слова логикой, поскольку цема по содержанию шире, чем европейская логика. Во-вторых, цема в той части, где рас­сматриваются логические признаки достоверного познания, и где проводится сравнительный анализ понятий, является все же не формальной, а содержательной логикой. И с учетом этих особенностей цемы, отличающих её от европейской логики, восходящей к аристотелевской формальной логике, мы называем цему, которую объяснил в 'Праманаварттике' Дхармакирти, буддийской логикой. В соответствии с этим и комментарий досточтимого Геше Тинлея называется «Буд­дийской логикой».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.