КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феномен и понятие
Цема ригтер Знаменитый четвертый иерарх школы Сакья, Сакья Пан- дита Кунга Гьялцен написал известный трактат по гносеологии и логике - «Цема ригтер» («Сокровищница науки гносеологии и логики», тиб. tshad-ma rigs-pa'i gter). Его автокомментарий к этому тексту (тиб. tshad-ma rig-pa'i gter-gyi rang-'grel) стал одним из важнейших текстов по буддийской логике для всех школ тибетского буддизма. Феномен утверждения (sgrub-pa) Признаком этого вида феномена помимо того, что для его познания нет необходимости в познании того, что противоположно объекту, указывается также, что это феномен, вообще говоря, познаваемый без помощи концепций [Цепак Ригзин, с. 62; БТКС, с. 617]. Так, все эмпирические объекты современной науки могут быть отнесены к этой категории феноменов. Но заметим, что определение феномена утверждения с использованием этого второго признака принципиально ограничивает базу феноменов утверждения. В Пра- сангике, чьим последователем является досточтимый Геше Тинлей, в определении феномена утверждения указывается именно признак его познаваемости независимо от установления того, что является его противоположностью: для познания феномена утверждения нет необходимости производить не- гацию. Феномен отрицания (dgag-pa) В словаре Цепака Ригзина определяется как «объект, который устанавливается через эксплицитную элиминацию объекта отрицания (dgag-bya)» [Цепак Ригзин, с. 41]. Не следует отождествлять известное в буддийской логике различение феноменов утверждения и феноменов отрицания с известным в европейской формально-логической классификации различением положительных и отрицательных понятий. Во-первых, буддийский «феномен» и «понятие» западной логики - это не одно и то же. Во-вторых, если в буддийской логике феномен отрицания - это именно отсутствие чего-то (признаков и т. д.), то в европейской формальной логике «понятие, в котором мыслится лишь отсутствие признаков предмета», невозможно» [Формальная логика 1977, с. 35]. По определению, «отрицательным понятием» в европейской логике является «понятие, в основном содержании которого встречается хотя бы один отрицательный признак» [Брюшинкин 1996, с. 61]. Отрицательный признак-это «признак, который говорит об отсутствии у объекта свойства или отношения» («бесхвостый», «бездетный», «нестабильный» и др.) [Брюшинкин, с. 43]. В западной логике отрицательное понятие, даже содержащее в своей формулировке отрицание («не-человек», «не-млекопитающее» и др.), не выражает отсутствия предметных характеристик, а в нем «мыслится определенное содержание, видовой признак которого выражен не непосредственно, а через отличие его от видового признака содержания другого понятия». Возьмем, например, понятие «не-млекопитающее»: «На этом примере видно, что в понятиях, которые принято называть отрицательными, мыслится не отрицание признаков соотносимого положительного понятия, а только отличие видового признака первого от видового признака второго при наличии одного и того же родового признака у обоих понятий» [там же]. Так, понятие «не-млекопитающее» относится к неопределенному классу животных, в зависимости от контекста это может быть класс позвоночных животных, не являющихся млекопитающими. То есть на самом деле «отрицательные понятия» западной логики, сформулированные в форме отрицания, имеют позитивное содержание. Тем более имеют позитивное содержание такие европейские «отрицательные понятия», как, например, автократия, которое считается в европейской логике отрицательным понятием, поскольку понятие автократии содержит такой отрицательный признак как отсутствие подлинно представительных учреждений. Но при этом оно содержит и ряд положительных признаков, таких как наличие тоталитарной системы правления и т. д. А феномены отрицания, о которых говорит буддийская логика, - это именно отрицания в смысле констатация отсутствия и только отсутствия (чего-то) без того чтобы говорить о наличии чего-то. Хотя и в буддийской логике известно различие между утверждающими отрицаниями и неутверждающи- ми отрицаниями, все же феномены отрицания, с которыми имеет дело буддийская логика и гносеология, это не то же самое, что отрицательные понятия, с которыми имеет дело формальная логика, восходящая к Аристотелю. Форма (gzugs) Согласно определению, принятому в Вайбхашике и Сау- трантике, это «то, что существует в качестве частиц» (rdul su grub pa). В отношении эмпирической реальности термин «форма» (gzugs) выражает понятие о теле, материи, материальной субстанции. Если учесть современные представления корпускулярно-волновой теории, то и любые виды волновых явлений и полей следует отнести, очевидно, также к этой категории феноменов. Поэтому, конечно, звук является в этом смысле формой. То есть буддийское понятие «форма» не сводится к визуальной воспринимаемой форме. В тибетской литературе понятие «форма» (gzugs) выражается также термином «bem-ро», означающим «материальное», «материя». Четыре благородные истины (bden-pa bzhi; catvari satyani) Это учение, впервые преподанное Буддой во время первого поворота Колеса Учения, представляют собой общее содержание всех направлений буддизма. В современной устной традиции, передаваемой в России досточтимым Геше Тинлеем, четыре благородные истины формулируются так: «Страдание следует познать; источник страдания - отбросить; пресечение страдания - осуществить; путь - медитировать». Это соответствует их формулировке в классической литературе 'Абхидхармы': «Страдание должно быть полностью познано (parijcaya), Возникновение должно быть устранено (prahatvya), Прекращение должно быть реализовано (sak§atkartavya), Путь должен стать предметом практи- кования (bhavitavya)» [Васубандху 2006, с. 187]. Первая истина называется истиной страдания (sdug bsngal bden-pa; dukha satya). Согласно устной традиции, определение истины страдания таково: «Истина страдания - это пять загрязненных совокупностей (скандх), которые возникают из благородной истины источника страдания». Первая истина была преподана для диагностики сансары и полной идентификации её порочной природы. После узнавания ущербности сансары приходит очередь анализа и устранения истины источника - второй благородной истины (kun- 'byung bden-pa). Источником возникновения страданий являются, во-первых, омрачения (клеши): они служат причиной появления омрачений, которые, в свою очередь, ведут к страданиям. Во-вторых, к источнику относятся кармические отпечатки: они служат условием проявления омрачений. Отбрасывание источника - это процесс «полного познания» источника, являющийся, по сути, культивированием противоядия к источнику страданий. Это становится возможным после «полного познания» истины страдания и появления желания познать причины страданий и механизм функционирования сансары, способа бытия, в котором заложено страдание. Будда силою всеведения увидел, что причины страданий находятся не во внешнем мире, а коренятся внутри нас самих. Чтобы мы, обычные люди, смогли адекватно идентифицировать источник и отбросить его, Будда преподал способ исследования механизма возникновения страданий. Познание истины источника обычными людьми вначале предполагает их общее знакомство с этой истиной, когда духовный наставник объясняет, что главная причина страданий - это неведение. На этом уровне важно довести до понимания учеников, что «неведение» - не только непонимание действительного способа существования всех вещей, но и «цепля- ние за тот концепт существования «я» и всех феноменов, который выражает понимание, противоположное действительному положению вещей» [Геше Тинлей 2008, с. 273]. Однако абстрактного знакомства с истиной источника вовсе недостаточно, чтобы приступить к медитации по устранению источника. Необходимо гораздо более подробное и глубокое познание истины источника. В традиции Гелуг этому, как и «полному познанию» истины страдания, уделяется самое серьезное внимание - гораздо больше внимания, чем в других тибетских школах. Причинами страданий являются, как это объяснил сам Будда, карма и клеши. Но для того чтобы понять природу кармы и клеш, необходимо знать буддийскую концепцию сознания, в которой различаются первичный ум (gtso-sems) и 350 вторичный ум, или ментальные факторы (sems-byung). Хорошо понимая эти вещи, можно понять механизм возникновения страданий и воспроизводства сансары в виде двенадцати- членной цепи взаимозависимого возникновения. Третья благородная истина - истина пресечения ('gog- bden; nirodha satya). Есть два вида пресечения: 1. пресечение как простое отсутствие омрачений; 2. пресечение без возможности повторного возникновения омрачений. Второй вид пресечения и есть нирвана. Четвертая благородная истина - истина пути (lam bden; marga satya). Досточтимый Геше Тинлей приводит такое определение: «То, что является прямой причиной достижения освобождения и просветления. Это мудрость прямого постижения Пустоты». Четыре строки 'Праманасамуччаи' Дигнаги На тибетском языке они звучат так: «Tshad-mar gyur-ba 'gro-la phan bzhad-pa| ston-pa bde-gshegs skyob la phyag-'tshal- nas| tshad-ma bsgrub phyir rang-gi gzhung kun-las| btus te sna- tshogs 'thor-rnam 'dirgcig Ьуа|» (Ум и знание 2005, с. 19). Шенванг (gzhan dbang; paratantra) - «зависимый от другого» Этот термин используется в школе Читтаматра в числе трех характеристик феноменов: это именно характеристики, применяемые к каждому феномену, а не «три категории феноменов», как указано в словаре Цепак Ригзина [Цепак Ригзин, с. 231]. Ясный свет ('od-gsal; prabhasvara) Понятие, выражающее относительную природу ума, его тончайший уровень, на котором поток сознания существует вечно. В данном контексте - фундаментальное состояние сознания, которое проявляется у всех живых существ в момент смерти. Квалифицированный практик Ваджраяны использует этот наитончайший ум для постижения пустоты. Различают два типа сознания ясного света: 1. сыновний ясный свет (bu'i 'od-gsal), который проявляется силою медитации в то время, когда практик находится на пути; 2. материнский ясный свет (ma'i 'od-gsal) также называется ясным светом обычной смерти [Гомде Лхарамба, с. 473, с. 529]. Ясный свет сути, или ясный свет смысла (don gyi 'od gsal) Термин, который передает понятие «ясный свет абсолютного состояния» [Кэдруб Дже 2000, с. 180]. «Ясный свет абсолютного состояния» - непосредственное постижение пустоты наитончайшим умом, называемым ясным светом. По словам Кхедруба Ринпоче, в тантрической практике ум являет себя как ясный свет абсолютного состояния одновременно с появлением реального ваджрного тела (rdo rje sku). Оно создается из тончайшей праны и «только ума» (sems tsam) [там же].
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |