Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоверное познание




Дхармоттара в своем комментарии к 'Ньяя-бинду'» заим­ствовал материал других сочинений Дхармакирти и дал об­щее определение достоверного познания. Достоверное по­знание - это, согласно его определению, «такое познание, которое не противоречит (опыту)». Это также познание, в котором «объект (какой бы он ни был) в первый раз достиг­нут», то есть «человек уже направил на него (свое внимание) и (объект) усвоен его сознанием. Всякое другое (дальнейшее) познавание того же самого объекта не в состоянии чего-либо к нему прибавить» [ТПЛ Ч. I, с. 64-68]. Общее определение достоверного познания в буддийской гносеологии включает три признака: «это то, что содержит в себе новизну, безоб- манность, то есть истинность в познании объекта, и познание, то есть тот познавательный акт, который не является чем- либо физическим, материальным» [Геше Чжамьян Кенцзэ, с. 145].

В 'Праманаварттике' определение достоверного позна­ния дается с позиций школ Виджнянавада (Йогачара, или Читтаматра) и Сватантрика Мадхьямика - как «познание впервые», то есть как первая встреча с объектом, первый акт ума. В школе Прасангика Мадхьямика достоверное познание определяется как «безобманное» познание. Вообще говоря, «безобманным», то есть свободным от концептуального «приписывания», в буддийской логике считается «первый момент» (первый акт ума). Уже во второй момент познания появляются концепции, которые вносят в познание искаже­ния. Но «безобманность» и «безошибочность» познания - не равнозначные понятия. Безобманное, или необманываю- щееся, познание - это, по определению прасангиков школы Гелуг, познание, «устанавливающее объект своего рассмот­рения в ситуации отсутствия причин, вызывающих его оши­бочность» [Донец 2006, с. 156].

Но помимо случайных причин, вызывающих ошибки познания, есть причины ошибочности познания, пришедшие с безначальности вместе с врожденным неведением. Ошибки познания, обусловленные неведением, тем грубее, чем грубее несуществующий кюнтаг, приписываемый объекту познания.

Поэтому, строго говоря, прамана, или логика, как необманы- вающееся познание, совпадает с безошибочным познанием только в том случае, когда полностью устранен несуществу­ющий кюнтаг - врожденная установка о самосущем бытии феноменов. Это - уровень Прасангики. А согласно общепри­нятому в буддийской логике определению, достоверным познанием считается «необманывающееся познание». При этом критерии «необманывающегося познания» - относитель­ны и зависят от уровня философского воззрения.

Дуйта, или дуйра (bsdus grwa)

По традиционной программе философского образования, по которой до сих пор учатся студенты тибетских монастыр­ских колледжей школы Гелуг, к изучению традиции праманы Дигнаги-Дхармакирти (в трактовке школы Гелуг) они присту­пают сразу же после поступления на философский факультет (mtshad-nyid grwa tshang). Первыми тремя учебными дисцип­линами являются: 1) bsdus grwa (дуйта, или дуйра - в мон­гольской и бурятской транскрипции. A.M. Донец перево­дит название этого предмета как «онтология» [Донец 2006, с. 13]. Но, судя по программе Гоман-дацана и «Прекрасным золотым четкам...» Джамьяна Шепы, дуйта, или дуйра (букв, «класс кратких основоположений») - это начальное знаком­ство с базовыми понятиями гносеологии и логики [Джамьян Шепа 2000; Джамьян Шепа 2005]. Это программа, рассчитан­ная на три первых курса изучения цемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.