Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о взаимном влиянии атомов в молекуле, электронные эффекты (положительные и отрицательные индуктивный и мезомерный эффекты)




СН3

Классификация органических соединений. Важнейшие функциональные группы. Примеры.

Класс, 2 день

Класс, 1 день

Класс, 2 день

Класс, 1 день

Класс, 2 день

4. В танцевальном кружке 6 парней и 6 девушек. Сколькими способами их можно разбить на пары парень-девушка?

 

5. Министр финансов решил, что в государстве должны быть в обращении только монеты достоинством 33 и 60 денежных единиц. Какую минимальную положительную сумму может заплатить покупатель продавцу за товар при условии, что у каждого из них достаточно монет и того, и другого достоинства?

 

6. В клубе двадцать человек. На Новый год каждый послал поздравительные открытки десяти другим членам клуба. Докажите, что какие-то два человека обменялись открытками.

 

Отыз екінші нұсқа

2005 жылғы оқушылардың Республикалық математикалық олимпиадасының II кезеңі

8 класс, 1-ші күн

1. Қосындыны табыңдар:

2. ABC үшбұрышының АМ медианасынан AL: LM =1:2 болатындай етіп L нүктесі алынған. ВL түзуі АС кесіндісін қандай қатынаста қияды?

3. Тақтаға және сандары бірінен соң бірі тізбектей жазылған. Барлығы қанша цифр жазылған?

1. Найти сумму

2. На медиане АМ треугольника ABC взята точка L такая, что AL: LM =1:2. В каком отношении делит прямая ВL отрезок АС?

3. Числа и выписаны одно за другим. Сколько всего цифр выписано?

Отыз үшінші нұсқа

2005 жылғы оқушылардың Республикалық

математикалық олимпиадасының II кезеңі

 

8 класс, 2-ші күн

4. Кез келген нақты сандары үшін теңсіздікті дәлелдеңдер:

5. Трапецияның диагоналдары 6 см және 8 см, ал оның табандарының ортасын қосатын кесіндінің ұзындығы 5 см. Трапецияның ауданын табыңдар.

6. Әрқайсысының салмағы 10 г немесе 11 г болатын 4 монета және табақшасына салынған жүктің жалпы салмағын көрсететін бір табақшалы таразы берілген. Монеталардың әрқайсысының салмағын анықтау үшін осы таразымен ең кемінде қанша өлшем жасу керек?

4. Для любых вещественных чисел докажите неравенство:

5. Диагонали трапеции равны 6 см и 8 см, а отрезок, соединяющий середины ее оснований, равен 5 см. Найдите площадь трапеции.

6. Имеются 4 монеты, каждая из которых весит 10 г или 11 г, и весы с одной чашкой, которые показывают суммарный вес груза, положенного на чашку. За какое наименьшее число взвешиваний можно узнать вес каждой монеты?

Отыз төртінші нұсқа

2005 жылғы оқушылардың Республикалық

математикалық олимпиадасының II кезеңі

9 класс, 1-ші күн

4. Егер 11...1122...22 саны 100 бірлік пен 100 екіліктің көмегімен жазылса, оның тізбектес екі бүтін санның көбйтіндісіне тең екенін дәлелдеңдер.

5. ABCD төртбұрышында АВ//CD, Е нүктесі – АВ -ның, ал F нүктесі – CD -нің ортасы. AF, CE, BF және DE кесінділерінің орталары параллелограмның төбелері болатынын дәлелдеңдер.

6. Әрқайсысы 2 n -нен кем n +1 әртүрлі натурал сан берілген. Олардың ішінен біреуі қалған екеуінің қосындысына тең болатындай үш сан таңдап алуға болатынын дәлелдеңдер.

 

4. Докажите, что число 11…1122…22, состоящее из 100 единиц и 100 двоек, есть произведение двух последовательных целых чисел.

5. В четырехугольнике ABCD АВ// CD, точка Е – середина АВ, F – середина CD. Докажите, что середины отрезков AF, CE, BF и DE являются вершинами параллелограмма.

6. Даны n +1 различных натуральных чисел, меньших 2 n. Докажите, что из них можно выбрать три таких числа, что одно из них равно сумме двух других.

Отыз бесінші нұсқа

2005 жылғы оқушылардың Республикалық

математикалық олимпиадасының II кезеңі

9 класс, 2-ші күн

4. Қайсысы үлкен: ме, әлде ме?

5. Егер мединаларының ұзындықтары 9 см, 12 см және 15 см болса, үшбұрыштың ауданын табыңдар.

6. Әрқайсысының салмағы 10 г немесе 11 г болатын 4 монета және табақшасына салынған жүктің жалпы салмағын көрсететін бір табақшалы таразы берілген. Монеталардың әрқайсысының салмағын анықтау үшін осы таразымен ең кемінде қанша өлшем жасу керек?

4. Что больше: или ?

5. Найдите площадь треугольника, если его медианы равны 9 см, 12 см и 15 см.

6. Имеются 4 монеты, каждая из которых весит 10 г или 11 г, и весы с одной чашкой, которые показывают суммарный вес груза, положенного на чашку. За какое наименьшее число взвешиваний можно узнать вес каждой монеты?

Қолданылған әдебиеттер:

3. Тердікбай Күшай «Математика I—IV» 2003 ж.

4. «Математика есептер жинағы» I, II, III, IV, V, VI

МММАкадемиясы 2003, 2004 ж.

5. Н.Ф.Дик «1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе» 2008 ж.

6. 2000–2011 жылдардағы райондық, қалалық математикалық олимпиада материалдары.

7. «Математика» І—IV, V—VIII газетінің 2000—2008 жылғы нөмерлері.

8. Тердікбай Күшай «Олимпиадалық математика І-ҮІІ» 2010 жыл

9. Тердікбай Күшай «Математика олимпиадасының таңдау курстары ҮІ-ХІ» 2010 жыл

10. Ю.В. Тихонов, В.З.Шарич Комадно-личный турнир школников «Математическое многоборье» 2008-2010. Москва 2012 г

 

МАЗМҰНЫ

Алғы сөз.................................................................................... 3

І бөлім. Элементар математиканың

маңызды тақырыптары............................................. 4

1.1. Мүмкіндіктер есебі немесе комбинаторика.......... 4

1.2. Дирихле принципі................................................. 18

1.3. Бүтін санның бөлінгіштік қасиеттер.................... 24

1.4. Диофант теңдеу шешу тәсілдері........................... 39

1.5. Мәтін есептер........................................................ 51

Геометриялық есептер.................................................. 76

ІІ бөлім. Олимпиада, жарыстар ұйымдастыруға

арналған жаттығу нұсқаулары.......................... 91

Ү—VІ сынып..................................................... 91

VІІ – VІІІ сынып...............................................109

Қолданылған әдебиеттер...............................................130

 


«Дарын» республикалық ғылыми-практикалық орталығы

Тердікбай Күшай

Олимпиадалық математика және ой дамыту

VI-VIІІ сынып

көмекші оқу құралы

Техникалық редактор: Күшай Гүлжанат

Көркемдеуші дизайнер:Ерқұлан Нұртазанов

Компьютерлік терілім жасаған: Күшай Айманат

Байланыс телефоны: 8-702-318-9393

e-mail: [email protected]

По строению углеродного скелета органические соединения делятся на: а) ациклические (алифатические), в которых цепь атомов углерода может быть неразветвленной и разветвленной: СН3 – СН2 – СН2 – СН3 СН3 – СН – СН2 – СН3

б) карбоциклические соединения, в составе циклов которых только атомы углерода

В) гетероциклические соединения, которые кроме атомов углерода в циклическом скелете содержат один или несколько гетероатомов (лат. гетерос – иной, другой): азот, кислород, серу

важнейшие функциональные группы:

Функциональная группа Название класса Общая формула класса
формула название
Углеводороды R–H
–F, –Cl, –Br, –I (–Hal) галогены Галогено-производные R–Hal
–ОН гидроксильная Спирты Фенолы R–OH Ar–OH
–О– окси Простые эфиры R–O–R'
–SH меркапто Тиолы R–SH
–NH2 амино Амины (первичные) R–NH2
– NO2 нитро Нитросоединения R–NO2
>C=O карбонильная Альгедиды Кетоны R–CH=O R–CO–R'
–COOH карбоксильная Карбоновые кислоты R–COOH
–SO3H сульфо Сульфокислоты R–SO3H
           

Согласно теории А.М. Бутлерова, свойства и реакционная способность молекулы во многом зависят от взаимного влияния атомов или групп атомов друг на друга. Результатом взаимного влияния атомов в молекулах является перераспределение электронной плотности, что вызывает изменение реакционной способности отдельных связей и молекулы в целом. Взаимное влияние передается с помощью электронных эффектов. Различают электроноакцепторные (оттягивающие электроны – эффект «–») и электронодонорные (посылающие электроны – эффект «+») заместители.

Индуктивный эффект (I-эффект) – передача электронного влияния заместителей по цепи σ-связей.

Заместитель, вызвавший появление в молекуле полярной связи, способствует поляризации ближайших двух-трех σ-связей и приводит к возникновению частичных зарядов (δ) на соседних атомах. Электроноакцепторные заместители (Х), уменьшающие электронную плотность соседних σ-связей, проявляют отрицательный индуктивный эффект (– I-эффект). Электронодонорные заместители (Y), повышающие электронную плотность соседних σ-связей, проявляют положительный индуктивный эффект (+I-эффект). Графически индуктивный эффект обозначают стрелкой на конце валентной черты с острием, направленным в сторону более электроотрицательного атома. Как правило, через три-четыре связи он уже не проявляется.

Мезомерный эффект (М-эффект) – передача электронного влияния заместителей по сопряженной системе. В отличие от индуктивного, мезомерный эффект не затухает, а передается по всей сопряженной системе, т.к. р- и π-электроны более подвижны, чем σ-электроны.

Заместители, отдающие пару электронов в сопряженную систему (электронодоноры), проявляют положительный (+М-эффект) мезомерный эффект. Этот эффект характерен для заместителей, содержащих гетероатомы с неподеленной электронной парой или целым отрицательным зарядом. Заместители, являющиеся участниками сопряженной системы и содержащие кратную связь с электроотрицательным атомом, оттягивающим на себя делокализованную электронную плотность системы, проявляют отрицательный мезомерный эффект (–М-эффект). Графически М-эффект обозначают изогнутыми стрелками, начало которых показывает, какие π- или р-электроны смещаются, а их конец указывает связь или атом, к которым они смещаются:

при оценке влияния заместителей на распределение электронной плотности в молекуле необходимо учитывать результирующее действие обоих эффектов. Например, в анилине отрицательный I-эффект перекрывается более сильным +М-эффектом. За редким исключением (атомы галогенов) мезомерный эффект превалирует над индуктивным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.