Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизация образования в Тамбовской области




Качественный состав педагогических работников общеобразовательных учреждений Тамбовской области.

Кадровое обеспечение – важная составляющая организации процесса обучения. Ведь переход на новый учебный план – это не просто количественное изменение часов по предметам, но и качественное изменение самого содержания образования, которое требует большой работы по изменению методов и технологий обучения. По данным мониторинга реализацию общеобразовательных программ обучения в ОУ области осуществляют 681 человек, что составляет 17,7% от общего количества учителей в этих школах. Каждый десятый из них (68 человек) является совместителем из других учебных заведений области.

Возрастной состав представлен четырьмя группами: до 30 лет, от 30 до 40 лет, от 40 до50 лет и свыше 50 лет.

Возрастной состав учителей, реализующих общеобразовательные программы обучения.

 

Как видно из представленных данных, в сельских школах наиболее многочисленной оказалась возрастная группа от 40 до 50 лет (42,3%),
в городских – от 40 до 50 лет (32,3%), а также старше 50 лет (33,2%). Треть педагогов, как в городах, так и в селах, находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте, что характерно для кадровой ситуации в системе образования области, связанной с тенденцией старения кадрового состава.

Анализируя данные о педагогическом стаже работы, можно отметить, что около 90% педагогов области имеют достаточно продолжительный стаж: от 10 до 20 лет – 34,7%, свыше 20 лет (54,3%). Количественное распределение учителей в зависимости от стажа педагогической работы.

Более 90% учителей имеют квалификационные категории (93% от общего количества в сельской местности и 93,5% в городской). В основном это учителя с первой и высшей квалификационной категорией.

Количество учителей с квалификационными категориями.

Как видно из представленных данных, учителей с высшей категорией несколько больше в городских ОУ, чем в сельских.

Работа учителя требует специального образования. В связи с этим возросла роль системы постдипломного образования педагогических кадров школ. Для работы в системе общего образования треть учителей (31,7% – 216 человек) прошли профессиональную переподготовку, еще треть (37,2%) за три прошедших года (2010, 2011, 2012) повысили свою квалификацию на специально организованных курсах.

К числу важнейших задач модернизации общего среднего образования относится задача разностороннего развития обучающихся, их способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодежи готовности и способностей адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Решение этой задачи невозможно без дифференциации содержания школьного образования. Вариативность содержания, организационных форм, методов обучения в зависимости от познавательных потребностей, интересов и способностей учащихся важна на всех этапах образовательного процесса, но особенно актуальна она на старшей ступени школьного образования. Именно поэтому в настоящее время ставится задача широкого распространения в старших классах программ профильного обучения.

Идея профилизации школ нашла положительный отклик среди участников образовательного процесса. Причины высокого «кредита доверия» населения к введению профильного обучения на третьей ступени школы заключаются, в первую очередь, в согласованности цели этой модернизационной инициативы с потребностями личности, семьи и общества: профилизация нацелена на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей каждого школьника, что может впоследствии облегчить получение профессионального образования. В частности, учащиеся и их родители понимают профильное образование как возможность уменьшения затрат на преодоление барьера «школа-вуз».

Как отмечают ученые, разработчики Концепции профильного обучения, профильная дифференциация содержания образования в школе является:

– одним их эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников, активности их познавательной деятельности;

– средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения;

– углублением изучения ряда дисциплин в старших классах, носящим предпрофессиональный характер, что позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования.

В связи с имеющейся потребностью органов управления образованием в объективной и достаточной информации о состоянии организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в октябре-ноябре 2008 года проведено мониторинговое исследование, в ходе которого получены данные о распространенности профилей обучения на старшей ступени общего образования, развитии содержания и реализации моделей профильного обучения, дана оценка учебно-методического, нормативного, информационного и кадрового обеспечения профильного обучения. Социологический опрос руководителей школ позволил выявить их удовлетворенность различными сторонами организации профильного обучения в школе, узнать, как директора оценивают ресурсное обеспечение и состояние школы с точки зрения решения задач профильного обучения, обозначить проблемы организации профильного обучения и потребность в помощи со стороны Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования и управления образования и науки области.

Программа модернизации системы образования Тамбовской области на период до 2015 года разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", "Федеральной программой развития образования", Концепцией модернизации российского образования на период до 2015 г., региональными нормативно-правовыми документами.

Под системой образования в Программе понимается совокупность всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных Управлению образования Тамбовской области, обеспечивающих непрерывность образования растущего человека и гарантию его прав на качественное образование путем выбора образовательных программ.

Разработчики программы исходили из того, что Тамбовская область является полноправным субъектом РФ, а администрация Тамбовской области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно-образовательного пространства Тамбовской области как части Центрального федерального округа России.

В условиях общесистемного кризиса 90-х годов, когда положение образования в стране резко ухудшилось и оно оказалось на грани выживания, в Тамбовской области, благодаря усилиям властей, удалось не допустить стагнации образования, сохранить его нормальное функционирование и, более того, обеспечить его поступательное развитие по некоторым направлениям.

Вместе с тем, образование все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни.

Главные причины этого отставания:

- крайнее несовершенство общефедеральных нормативных и организационноэкономических механизмов в образовании, предельно устаревшее его организационно-экономическое обеспечение, особенно в ключевой сфере - в содержании образования;

- недостаточная сконцентрированность потенциала самой системы образования на "прорывных" направлениях развития;

- недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров системы образования.

Ведущей идеей Программы выступает идея развития, которая направлена на качественные преобразования системы образования путем творческой реализации внутреннего потенциала этой системы, ее резервов и эффективного использования ресурсов области. Качественные преобразования системы образования необходимы во всех ее звеньях: в органах управления, в каждом типе и виде образовательных учреждений и их территориальных комплексах (в микрорайонах, районах, городах, селах), во взаимосвязях с социокультурными и производственными организациями. Развитие системы образования области предполагает наличие комплексных социокультурных и социальнопедагогических программ в каждом городе, районе, школе и наличие экспериментальных площадок на уровне города, района, школы по отработке конкретных концепций и реализации идей развития образования. Общими идеями при разработке таких программ и концепций становятся следующие:

- усиление в современном обществе социальных функций образования, его влияния на изменение окружающей социальной среды в регионе;

- усиление опережающего характера развития образования, формирование у молодого поколения новых способов мышления и деятельности, необходимых для развития рыночной экономики и новых производственных отношений;

- региональности образования с учетом задач социально-экономического развития области, ее территориально-демографических особенностей и на основе принципа культуросообразности, духовности, соответствия традициям народного творчества и воспитания, преемственности традиций семьи и школы, особенно сельской школы, воспитания в труде;

- гуманизации и гуманитаризации образования, его ориентации на целостное развитие растущего человека как личности и индивидуальности, как гражданина своей страны, жителя Тамбовской области и специалиста - профессионала.

"Культура - человек - общество" - это триединая основа развития образования его целей и задач, содержания и технологий обучения, оценки результативности, показателей воспитания. Развитие выступает как принцип стабильного функционирования системы образования в условиях нестабильного развития общества.

Стратегия устойчивого развития системы образования и человека (ученика - учителя) в этой системе, отраженная в Программе, ориентирована на качественные преобразования центрального звена системы образования области - массовой общеобразовательной школы.

Выпускник школы - это житель Тамбовской области, который знает и ценит ее культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить и работать, создавать новые культурные ценности. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением. Это гражданин России.

Разработчики Программы опираются на следующие принципы:

- целостности и системности образования, создания в каждом районе области сбалансированной сети образовательных учреждений, реализующих вариативные образовательные программы, обеспечение связей взаимодействия образовательных учреждений с социокультурными, научными, производственными центрами, превращение системы образования в открытую социально-педагогическую систему;

- непрерывности образования растущего человека, гарантии преемственности и бескризисного перехода с одной ступени обучения на другую;

- дифференциации и вариативности образовательных учреждений и программ, их интеграции в комплексы с целью рационального использования ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, учебно-методических);

- региональной самодостаточности, компенсаторности системы образования области, ее способности к саморазвитию за счет внутренних резервов;

- иерархичности и инструментальности управления развитием системы образования в области, соподчиненности управленческих государственных и общественных структур, выделения укрупненных управляемых единиц (образовательных систем районов, городов, микрорайонов, поселков, ассоциаций однотипных образовательных учреждений - школ-гимназий, школ-лицеев и т.п.; областных и районных программ и проектов развития образования Тамбовской области).

Общий смысл, общее направление модернизации образования - это системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства, на запросы страны.

В соответствии с приоритетами образовательной политики России Программой определены три основных направления модернизации образования - доступность, качество, эффективность.

При этом направление "качество" разворачивается в двух плоскостях - создание условий для повышения качества общего и профессионального образования; направление "эффективность" рассматривается в трех его основных аспектах - кадровом, экономическом и управленческом.

В этой же логике выстроена программа конкретных действий и планируемых мероприятий по модернизации образования, направления его развития как на ближайшую перспективу, так и на отдаленную, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях. Программа является результатом научнопрактического, социально-педагогического проектирования развития образовательной системы Тамбовской области.

Программа носит межотраслевой характер, ее реализация во многом опирается на создание системы общественной поддержки развития образовательных учреждений. Через эту систему образование получает возможность консолидировать усилия различных социальных групп вокруг стратегических целей развития областной системы образования, что в свою очередь, способствует развитию области.

Программа является основанием для принятия в Тамбовской области нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, для реализации его государственного стандарта и регионального компонента на всех ступенях непрерывного образования. Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности всех работников системы образования области, для сотрудничества с родителями и социально-педагогической защиты населения в новых условиях развития общества.

Специфика программы заключается в том, что действенными механизмами реализации программы выступают целевые краткосрочные (от 3 до 5 лет) программы по приоритетным направлениям развития областной системы образования. Такой подход дает возможность концентрировать ресурсы, более точно определять стратегию и тактику решения практических задач, привлекать федеральные и другие внебюджетные источники финансирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.